ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-2049/2021 от 28.10.2021 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

28 октября 2021 года

г.Тверь

Дело № А66-2049/2021

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Пугачева А.А., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем судебного заседания Беляковой Я.А., при участии представителей: от заявителя- Лагреновой Т.В., от ответчика – не явился, рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Красная заря» Управления федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу, г.Тверь (ОГРН: 1026900551545, Дата присвоения ОГРН: 19.11.2002, ИНН: 6903006170)

к Центральному управлению федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г.Тверь

об оспаривании предписания,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Красная заря» Управления федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Центральному управлению федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – ответчик) в котором просит признать незаконным и отменить пункты 5,8,16 Предписания от 18.11.2020г. № 8.2-2839вн-П/0102-2020 Центрального Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ( с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст.49 АПК РФ).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении с учетом уточнения.

Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований.

Как следует из материалов дела, Центральным управлением Ростехнадзора в период с 21.10.2020 по 18.11.2020 на основании распоряжения от 15.10.2020 № РП-210-2839-о «О проведении внеплановой выездной проверки ФГКУ комбинат «Красная заря» Росрезерва» с изменениями от 19.10.2020 № РП-210-2860-о, от 28.10.2020 № РП-210-3018-о, от 02.11.2020 № РП-210-3110-о «О внесении изменений в распоряжение Центрального управления Ростехнадзора от 15.10.2020 № РП-210-2839-о» на основании поручения Правительства Российской Федерации от 22.09.2020 № ЮБ-П9-11478 и приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.09.2020 № 379 «О проведении выездных внеплановых проверок в 2020 году» проведена внеплановая выездная проверки Учреждения.

По результатам проверки в деятельности Учреждения выявлены нарушения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов (свидетельство о регистрации № А05-11218 от 12.12.2013) и принадлежащего (находящегося в эксплуатации) ФГКУ комбинат «Красная заря» Росрезерва: - Группа резервуаров и сливо-наливных устройств, рег. № А05-11218-0001:

1. В ФГКУ комбинате «Красная заря» Росрезерва отсутствует план мероприятий по снижению риска аварий на ОПО: «Группа резервуаров и сливо-наливных устройств», рег. № А05-11218-0001, на срок более 1 календарного года, чем нарушены ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 11 Требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.06.2013№ 536.

2. Содержание «Положения об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатируемых ФГКУ комбинат «Красная заря» Росрезерва», утверждённое директором 07.09.2020, не соответствует требованиям действующих нормативных актов и нормативной документации: в частности в разделе 12 - порядок подготовки и аттестации работников не соответствует требованиям нормативных документов, чем нарушены ст. 9, 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 1, п. 3.1, п.п. «л» п. 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утверждённых постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263; Положение об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утверждённое постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365.

3. Не обеспечено соблюдение требований законодательства при проведении аттестации специалистов, а именно: не аттестованы руководители и специалисты ФГКУ комбината «Красная заря» Росрезерва по специальным требованиям промышленной безопасности при проведении ремонтных работ на ОПО химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств (область аттестации Б1.17), в соответствии с должностными обязанностями в установленном порядке, чем нарушены ст. 9, 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере
электроэнергетики, утверждённого постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365.

4. Не обеспечено соблюдение требований законодательства при проведении аттестации специалистов, а именно: не аттестованы руководители и специалисты ФГКУ комбината «Красная заря» Росрезерва по специальным требованиям промышленной безопасности при проведении газоопасных работ (область аттестации Б1.19), в соответствии с должностными обязанностями в установленном порядке, чем нарушены ст. 9, 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утверждённого постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365.

5. Не обеспечено соблюдение требований законодательства при проведении аттестации специалистов, а именно: не аттестованы руководители и специалисты ФГКУ комбината «Красная заря» Росрезерва по специальным требованиям промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ (область аттестации Б10.1), в соответствии с должностными обязанностями в установленном порядке, чем нарушены ст. 9, 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утверждённого постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365.

6. Не обеспечена укомплектованность штата работников ОПО: «Группа резервуаров и сливо-наливных устройств», рег. № А05-11218-0001, в соответствии с установленными требованиями, а именно: фактическая численность работников, обслуживающих ОПО, не соответствует штату ОПО, утвержденному приказом от 31.12.2019 № 104, чем нарушены ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

7. Нарушены законодательные требования промышленной безопасности.
Отсутствует световая сигнализация о загазованности воздушной среды у входа в помещение продуктовой насосной станции № 1 при достижении концентрации горючих газов и паров нефтепродуктов 20% об. от НКПРП, чем нарушены ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 2.8.15 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утверждённых приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461, зарегистрированным в Минюсте России 30.11.2016,
регистрационный № 44503.

8. Наружная площадка резервуарного парка хранения нефтепродуктов в обваловании группы резервуаров № 8 (вблизи эксплуатируемых резервуаров № 42,№ 43) не оснащена средствами автоматического контроля и обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров с выводом показаний в помещение управления (операторной), чем нарушены ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 2.5.26 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утверждённых приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461, зарегистрированным в Минюсте России 30.11.2016, регистрационный № 44503.

9. Без продления срока службы допускается эксплуатация резервуара хранения нефтепродуктов № 81 по истечении срока, установленного экспертной организацией ООО «Велес» по результатам экспертизы промышленной безопасности рег. № 05- ТУ-12798-2015 (установленный срок до июля 2020), чем нарушены ст. 9, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 4.21 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утверждённых приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461, зарегистрированным в Минюсте России 30.11.2016, регистрационный № 44503.

10. Без продления срока службы допускается эксплуатация резервуара хранения нефтепродуктов № 85 по истечении срока, установленного экспертной организацией ООО «Велес» по результатам экспертизы промышленной безопасности рег. № 05-ТУ-12799-2015 (установленный срок до июля 2020), чем нарушены ст. 9, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 4.21 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утверждённых приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461, зарегистрированным в Минюсте России 30.11.2016, регистрационный № 44503.

11. Без продления срока службы допускается эксплуатация резервуара хранения нефтепродуктов № 80 по истечении срока, установленного экспертной организацией ООО «Велес» по результатам экспертизы промышленной безопасности рег. № 05-ТУ-12800-2015 (установленный срок до июля 2020), чем нарушены ст. 9, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 4.21 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утверждённых приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461, зарегистрированным в Минюсте России 30.11.2016, регистрационный № 44503.

12. Без продления срока службы допускается эксплуатация резервуара хранения нефтепродуктов № 78 по истечении срока, установленного экспертной организацией ООО «Велес» по результатам экспертизы промышленной безопасности рег. № 05-ТУ-12801-2015 (установленный срок до июля 2020), чем нарушены ст. 9, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 4.21 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утверждённых приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461, зарегистрированным в Минюсте России 30.11.2016, регистрационный № 44503.

13. Без продления срока службы допускается эксплуатация резервуара хранения нефтепродуктов № 76 по истечении срока, установленного экспертной организацией ООО «Велес» по результатам экспертизы промышленной безопасности рег. № 05-ТУ-12804-2015 (установленный срок до июля 2020), чем нарушены ст. 9, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 4.21 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утверждённых приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461, зарегистрированным в Минюсте России 30.11.2016, регистрационный № 44503.

14. Без продления срока службы допускается эксплуатация резервуара хранения нефтепродуктов № 89 по истечении срока, установленного экспертной организацией ООО «Велес» по результатам экспертизы промышленной безопасности рег. № 05-ТУ-12807-2015 (установленный срок до июля 2020), чем нарушены ст. 9, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 4.21 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утверждённых приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461, зарегистрированным в Минюсте России 30.11.2016, регистрационный № 44503.

15.Без продления срока службы допускается эксплуатация резервуара хранения нефтепродуктов № 88 по истечении срока, установленного экспертной организацией ООО «Велес» по результатам экспертизы промышленной безопасности рег. № 05-ТУ-12811-2015 (установленный срок до июля 2020), чем нарушены ст. 9, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 4.21 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утверждённых приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461, зарегистрированным в Минюсте России 30.11.2016, регистрационный № 44503.

16. На площадке ОПО: «Группа резервуаров и сливо-наливных устройств», рег. № А05-11218-0001, не установлен прибор, определяющий направление и скорость ветра, предусмотренный проектной документацией, чем нарушены ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 5.6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утверждённых приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461, зарегистрированным в Минюсте России 30.11.2016, регистрационный № 44503.

17. Не проведена проверка срабатывания автоматической системы загазованности в резервуарном парке, сливо-наливной эстакады, продуктовой насосной станции (СГОЭС-11М, СКВА-01, СИГМА-03) поверочными газовыми смесями в соответствии с инструкцией завода-изготовителя (представлены протоколы проверки срабатывания от 17.07.2020, проведенной поверочными газовыми смесями с истекшим сроком службы), чем нарушены ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 6.9.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утверждённых приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 № 96, зарегистрированным в Минюсте России 16.04.2013, регистрационный № 28138.11.

18. Не подтверждены проектными решениями условия безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, допускается эксплуатация на ОПО: «Группа резервуаров и сливо-наливных устройств», рег. № А05-11218-0001, технологического трубопровода нефтепродуктов группы резервуаров № 10 без оценки фактического состояния и определения возможности дальнейшей эксплуатации, чем нарушены ст. 9, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 4.21 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утверждённых приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461, зарегистрированным в Минюсте России 30.11.2016, регистрационный № 44503; п. 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утверждённых приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, зарегистрированным в Минюсте России 26.12.2013, регистрационный № 30855.

19. Не подвергаются периодическому контролю 1 раз в 5 лет и ежегодному 20% от общего количества заземлителей и токоотводов, подлежащих вскрытию и проверке на поражение их коррозией: отсутствуют результаты осмотров в журналах учета состояния и в паспортах молниезащитных устройств, чем нарушены ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 3.3.6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утверждённых приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461, зарегистрированным в Минюсте России 30.11.2016, регистрационный № 44503.

20. Не соответствуют требованиям действующих нормативных актов в области промышленной безопасности сроки периодического контроля 1 раз в 5 лет заземлителей и токоотводов (в паспортах заземляющих устройств указан срок контроля 1 раз в 12 лет), чем нарушены ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 3.3.6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утверждённых приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461, зарегистрированным в Минюсте России 30.11.2016, регистрационный № 44503.

21. Не подтверждены проектными решениями условия безопасной эксплуатации резервуаров № 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, на ОПО: «Группа резервуаров и сливо-наливных устройств», рег. № А05-11218-0001 , чем нарушены ст. 9, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.п. 2.5.2, 2.5.3, 2.5.7, 2.5.10 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утверждённых приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461, зарегистрированным в Минюсте России 30.11.2016, регистрационный № 44503.

22. Футляры трубопроводов, проходящих под автодорогой, имеют видимые разрушения, чем нарушены ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 5.10Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утверждённых приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461, зарегистрированным в Минюсте России 30.11.2016, регистрационный № 44503.23. Отмостки резервуаров № 57 и 59 имеют трещины, а также растительность, чем нарушены ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 2.5.38 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утверждённых приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461, зарегистрированным в Минюсте России 30.11.2016, регистрационный № 44503.

С целью устранения выявленных нарушений Центральным управлением Ростехнадзора выдано предписание от 18.11.2020 №8.2-2839вн-П/0102-2020.

Законность и обоснованность предписания от 18.11.2020 №8.2-2839вн-П/0102-2020. подтверждается решением Заволжского районного суда г. Твери от 26.02.2021 по делу №12­55/2021, и не может быть переоценена в настоящем деле.

В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

В соответствии с частью 2 статьи 69АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

Центральным управление Ростехнадзора, на основании распоряжения Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 февраля 2021г. № РП-210-1074-О «О проведении внеплановой выездной проверки ФГКУ комбинат «Красная заря» Росрезерва» была проведена внеплановая, выездная проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания от 18.11.2020 №8.2-2839вн-П/0102-2020.

В ходе проверки установлено, что Учреждением выполнены пункты 1-4,6,7,9,­17,19-21,23 предписания от 18.11.2020 №8.2-2839вн-П/0102-2020.

В ходе проверки было выявлено не выполнения п. 5, 8, 16,18 и 22 предписания от 18.11.2020 №8.2-2839вн-П/0102-2020, в связи, с чем выдано новое предписание от 11.03.2021 №8.2-1074вн-П/0026-2021.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

В рассматриваемом деле доводы заявителя относительно отсутствия оснований для вынесения предписания признаются судом необоснованными.

Каких-либо неясностей или неточностей оспариваемое предписание не содержит.

Судом отклоняется указание заявителя на невозможность исполнения предписания в указанный срок, так как заявителем не представлено доказательств с ходатайством к ответчику о продлении либо изменении срока исполнения предписания.

Заявителем также не представлено в суд доказательств невозможности исполнения ( необходимость привлечения значительных финансовых средств к таким доказательствам ним не относится) оспариваемого предписания, его довод о невозможности его исполнения носит предположительный характер.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание являются законными и не нарушает прав заявителя как субъекта предпринимательской деятельности, правом корректировки сроков его исполнения суд не обладает ( ст.201 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 167-170, 198-201АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Судебные расходы оставить на заявителе.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда, в месячный срок со дня его принятия.

Судья А.А. Пугачев