ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-2072/2021 от 19.05.2021 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

25 мая 2021 года

г.Тверь

Дело № А66-2072/2021

(резолютивная часть решения объявлена 19 мая 2021)

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Голубевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Карандашовой О.Е., при участии представителей: истца – ФИО1, по доверенности, ответчика – ФИО2, по доверенности, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Спутник», Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, г. Курлово,

к Администрации Зубцовского района Тверской области, Тверская область, г. Зубцов,

о взыскании 247377,88 руб. ( с учетом уточнения иска, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ)

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Спутник», Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, г. Курлово (далее- истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ к Администрации Зубцовского района Тверской области, Тверская область, г. Зубцов (далее- ответчик, Администрация) о взыскании 247377,88 руб., удержанных ответчиком по муниципальному контракту №0136300051120000061 от 15.01.2021 (далее- Контракт) согласно акту выполненных работ за январь 2021 года.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме с учетом внесенных уточнений. Иск мотивирован неправомерным удержанием ответчиком штрафных санкций по Контракту в связи с тем, что представленные в подтверждение нарушения Контракта акты о нарушении качества оказанных услуг по Контракту не могут являться надлежащим доказательством по делу, поскольку составлены с нарушением условий Контракта (без извещения истца, имеют противоречия, не позволяющие определить количество нарушений).

Ответчик против удовлетворения иска возражает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Как следует из материалов дела и пояснений представителей сторон, между истцом (Подрядчик) и ответчиком (заказчик) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- Закон о контрактной системе) был заключен муниципальный контракт от 15.01.2021 № 0136300051120000061 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах параметры которых установлены в Приложении № 1 к Контракту.

В соответствии с пунктом 2.2 Контракта цена контракта составляет 3 500 669,12 руб., в том числе за январь 2021 года- 593 721,22 руб. (п. 2.2.1 Контракта).

Согласно пункту 2.5 Контракта Заказчик оплачивает Подрядчику объем фактически выполненных работ, но не превышающий объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с приложением № 3 к Контракту, по цене единицы работы, определенной в соответствии с приложением № 4 к Контракту.

В соответствии с пунктом 2.7 Контракта оплата Заказчиком фактически выполненных работ осуществляется ежемесячно на основании счета, выставленного Подрядчиком, с приложением подписанного Заказчиком Акта приемки выполненных работ в соответствии с Приложением № 6 к Контракту.

Согласно пункту 2.8 Контакта срок оплаты фактически выполненных работ определяется в соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе определяется в соответствии с приложением № 5 к Контракту.

Оплата по Контракту осуществляется по безналичному расчету платежными поручениями путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в Контракте (пункт 2.9 Контракта).

Пунктом 2.13 Контракта предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств по Контракту Заказчик вправе произвести оплату путем выплаты Подрядчику суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пени, штрафа) и (или) убытков.

Подпунктом 1 пункта 5.1 Контракта предусмотрено право Заказчика осуществлять контроль за соблюдением Подрядчиком условий Контракта в соответствии с приложением № 10 к Контракту.

Обязанности Подрядчика урегулированы пунктом 5.4 Контракта, к которым среди прочих относятся выполнение требований к размещению информации, в т.ч. рекламы, в транспортных средствах, установленных в приложении № 13 к Контракту, выполнение иных обязанностей, предусмотренных Контрактом с учетом особенностей организации регулярных перевозок и законодательством Российской Федерации.

Порядок осуществления контроля за соблюдением подрядчиком условий Контакта предусмотрен в Приложении № 10 к Контракту.

Пунктом 4 Приложения № 10 к Контракту предусмотрено, что линейный контроль соблюдения условий Контракта осуществляется комиссией, формируемой Заказчиком из представителей Заказчика и Подрядчика в составе не менее двух человек.

Заказчик имеет право осуществлять линейный контроль соблюдения условий Контракта самостоятельно без формирования Комиссии в случае неявки (или отсутствия необходимости явки) представителей Подрядчика на мероприятия линейного контроля, проведения контрольной закупки билетов и проверки соблюдения требований о перевозке пассажиров, которым предоставлены меры социальной поддержки по проезду с транспорте общего пользования, без взимания платы.

Заказчик имеет право привлекать для проведения проверок качества оказываемых пассажирам услуг представителей органов местного самоуправления поселений и иных лиц.

В случае необходимости формирования Комиссии, Заказчик вправе направить Подрядчику уведомление об осуществлении линейного контроля не позднее, чем за 6 часов до начала проведения проверки.

Согласно пункту 7 Приложения № 10 к Контракту акт подписывается представителем Заказчика и Подрядчика и оформляется в двух экземплярах: по одному для Заказчика и Подрядчика.

Пунктом 18 Приложения № 10 к Контракту предусмотрено, что в случае, если в рамках установленного объема работ Подрядчик совершил отступлений от требований Контракта больше максимального количества, предусмотренного Приложением № 1 к Приложению № 10 Контракта (по кодам 14 и 16- одно отступление), подрядчик уплачивает штраф в сумме, указанной в пункте 9.7 Контракта.

Обществом в адрес Администрации направлен акт приемки выполненных работ от 01.02.2021 за январь 2021 года по Контракту, согласно которому сумма, подлежащая оплате за фактически выполненный объем работ составляет 247377,88 руб.

Администрация в адрес Общества письмом от 08.02.2021 года № 288 направила замечания на акт выполненных работ от 01.02.2021 года по Контракту, сообщив о зафиксированных нарушениях качества оказанных услуг по кодам 14 (отсутствие в/на транспортных средствах обязательной информации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и Контракта информации) и 16 (наличие фактов взимания 1 водителями Подрядчика денежных средств без выдачи пассажиру билетов и не продажа водителями Подрядчика билетов по тарифам, установленным РЭК Тверской области) Приложения № 1 к Приложению № 10 к Контракту.

Нарушения зафиксированы в актах № 1 от 28.01.2021, № 1 от 29.01.2021, № 2 от 29.01.2021, № 3 от 29.01.2021, № 4 от 29.01.2021, № 5 от 29.01.2021, № 6 от 29.01.2021.

За выявленные нарушения ответчиком начислен штраф на основании пункта 18 Приложения № 10 к Контракту по пять тысяч за каждый факт нарушения, который в общей сумме составил 305000 руб. В связи с чем, оказанные истцом в январе 2021 года услуги не были оплачены.

Истцом в адрес ответчика направлена письменная претензия об отмене штрафных санкций и оплате оказанных услуг.

Письмом от 09.03.2021 года № 498 ответчик отказался это сделать, что послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.

Рассматривая дело, суд исходил из следующего.

В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Взаимоотношения сторон урегулированы Контрактом, который по своей правовой природе относится к договору перевозки транспортом общего пользования.

В соответствии со статьей 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).

Согласно пункту 1 статьи 790 ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ) В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 14 Закона № 220-ФЗ).

Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком (пункт 3 Закона № 220-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 года № 1586 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее Правила), в пунктах 17-20 которых предусмотрен порядок размещения указателей маршрутов на транспортных средствах.

Пунктом 24 Правил предусмотрена оьбязательная информация, подлежащая размещению перевозчиком внутри транспортного средства.

Исходя из пунктов 27,28 Правил проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам, содержащим обязательные реквизиты, предусмотренные Правилами.

Оценив условия Контракта, суд пришел к выводу о наличии у ответчика осуществлять контроль за исполнением истцом условий выполнения Контракта, в порядке, предусмотренном приложением № 10 к Контракту, а также право производить оплату по контракту в сумме, уменьшенной на сумму штрафа, предусмотренного Контрактом в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств по Контракту (пункт 2.13 Контракта).

В подтверждение нарушения истцом Правил, а, следовательно, и условий Контракта ответчиком представлены акты о нарушении качества оказанных услуг по Контракту № 1 от 28.01.2021, № 1 от 29.01.2021, № 2 от 29.01.2021, № 3 от 29.01.2021, № 4 от 29.01.2021, № 5 от 29.01.2021, № 6 от 29.01.2021.

Вопреки доводам истца, суд не считает, что контроль за качеством оказанных услуг произведен ответчиком с нарушением порядка, предусмотренного Приложением № 10.

Исходя из буквального толкования положений пункта 4 Приложения № 10 к Контракту, заблаговременное уведомление истца о проведении контроля является правом, а не обязанностью ответчика.

Возможность привлечения заказчиком для проведения проверки качества оказываемых услуг представителей органов местного самоуправления поселений и иных лиц также предусмотрена пунктом 4 Приложения № 10 к Контракту.

Судом при рассмотрении дела в качестве свидетелей были допрошены принимавшие участия в проверках ФИО3, представитель Министерства транспорта Тверской области и ФИО4, представитель ГКУ Тверской области «Организатор перевозок Тверской области», у которых отобрана подписка об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.

В ходе допроса указанные свидетели подтвердили отсутствие на автобусах, используемых истцом для регулярных перевозок в момент осмотра обязательной информации в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа, а также отсутствие у водителей автобусов кассовых аппаратов и билетов, что делало невозможным выдачу пассажирам билетов за оплату проезда.

Отсутствие в транспортных средствах обязательной информации, предусмотренной пунктами 19 и 24 Правил, провоз пассажиров без выдачи билетов подтверждено актами о нарушении качества оказанных услуг, фотофиксацией (диск, л.д. 106), показаниями свидетелей.

Вместе с тем, суд, оценив расчет удержанного штрафа, считает его неправомерным.

Как следует из содержащегося в отзыве ответчика расчета штрафа, он производит расчет, исходя из 63 нарушений (16- по коду 14, 47- по коду 16), не учитывая но одному допустимому нарушению по каждому пункту (16+47-2)х5000 руб.=305000 руб.). Вместе с тем, в актах зафиксировано 6 нарушений по коду 14 и 47 по коду 16.

Кроме того, содержание актов о нарушении качества оказанных услуг, содержащих противоречивую информацию о времени выявления фактов невыдачи билетов; выявление фактов, когда в одно и то же время факт невыдачи билета одними и теми же проверяющими фиксировался в разных населенных пунктах; неясные показания свидетелей относительно определения количества случаев невыдачи билетов пассажирам билетов, суд пришел к выводу о том, что заявленное количество фактов невыдачи билетов пассажирам ответчиком не подтверждено.

Истцом заявлено о снижении размера штрафа в соответствии со ст. 333 ГК РФ.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 № 277-О указано, что гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащие исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств. В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации именно законодатель устанавливает основания и пределы необходимых ограничений прав и свобод гражданина в целях защиты прав и законных интересов лиц. Это касается и свободы договора при определении на основе федерального закона таких его условий, как размеры неустойки - они должны быть соразмерны указанным в этой конституционной норме целям.

Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Именно поэтому в ч. 1 ст. 333 ГК РФ речь идет не о праве суда, а по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.

С учетом обстоятельств совершения и фиксации нарушений условий Контракта, суд приходи к выводу о чрезмерности примененной истцом суммы штрафа и считает возможным снизить ее до 5000 руб.- суммы предусмотренной пунктом 9.7 Контракта.

С учетом того, что иных нарушений качества оказанных услуг ответчиком не зафиксировано, за январь 2021 года с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 242337,88 руб. (247377,88 руб. – 5000 руб.)

В остальной части заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В связи с частичным удовлетворением иска с ответчика подлежат взысканию судебные расходы по уплате госпошлины пропорционально удовлетворенным требованиям. Излишне уплаченная госпошлина подлежит возвращению истцу из бюджета в порядке, предусмотренном ст. 104 АПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-171 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Администрации Зубцовского района, г. Зубцов, ОГРН <***>, ИНН <***>, в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Спутник», г. Курлово Владимирской области, ОГРН <***>, ИНН <***>, 242337,88 руб. задолженности на основании акта приемки выполненных работ от 01.02.2021 по контракту № 0136300051120000061 от 15.01.2021, а также 7786 руб. судебных расходов по уплате госпошлины.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Возвратить истцу из федерального бюджета 6000 руб. излишне уплаченной госпошлины (п/п № 44 от 17.02.2021). Выдать справку на возврат госпошлины.

Исполнительный лист подлежит выдачу в порядке, предусмотренном ст. 319 АПК РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда, в течение месяца со дня его принятия, в порядке, предусмотренном АПК РФ.

Судья Л.Ю. Голубева