ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-2319/2022 от 17.03.2022 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

17 марта 2022 года

г.Тверь

Дело № А66-2319/2022

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи  Антоновой И.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поляковой Е.Н., при участии представителя ответчика - ФИО1,  рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства транспорта Тверской области (170100, <...>, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 03.12.2002, ИНН: <***>), 

к Обществу с ограниченной ответственностью «Квирит» (170026, <...>, ком. 2, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 15.02.2021, ИНН: <***>),

о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Министерство транспорта Тверской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Обществу с ограниченной ответственностью «Квирит» (далее - ответчик, Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление деятельности по перевозке пассажиров на легковом такси без специального разрешения.

Заявитель явку представителей в судебное заседание не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

 Ответчик представил письменный отзыв, возражал против удовлетворения требований заявителя.

 Дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя в порядке статей 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Как следует из материалов дела, в адрес Министерства поступило обращение гражданина вх. от 12.01.2022 № 20, по результатам рассмотрения которого установлено следующее: 23.12.2021 гражданином посредством программы «Яндекс.Такси» для мобильных устройств был осуществлен заказ легкового такси для поездки по маршруту «<...> - <...>».

Для оказания услуги по перевозке легковым такси прибыло транспортное средстве» Lada Granta регистрационный знак X 954 ТТ 69 под управлением водителя ФИО2. Стоимость поездки составила 301 рубль.

По результатам выполнения заказа на перевозку легковым такси пассажиром был получен кассовый чек от 23.12.2021.

Согласно данным из программы "Яндекс.Такси" для мобильных устройств гражданином была выбрана функция безналичной оплаты услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси с привязанной банковской картой.

Согласно данным из программы «Яндекс.Такси» для мобильных устройств:          партнером является Общество с ограниченной ответственностью «Квирит» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>); расчет за услугу по перевозке пассажира легковым такси был осуществлен гражданином (пассажиром) безналичным способом с привязанной банковской карты; стоимость поездки составила 301 рубля.

В кассовом чеке от 08.11.2021 содержатся сведения об осуществлении расчетов ООО «Яндекс.Такси» (пользователь) в качестве агента.

В соответствии с требованиями Форматов фискальных документов, обязательных к использованию, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@, в кассовом чеке от 08.11.21 указан реквизит "ИНН поставщика". В рассматриваемом случае под поставщиком подразумевается Служба Такси (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающее (ий) услуги по перевозке пассажиров и багажа и/или иные транспортные услуги и/или услуги курьерской доставки в соответствии с законодательством РФ, заключившее (ий) с ООО "Яндекс.Такси" Договор на оказание услуг по предоставлению доступа к Сервису (Сервис для Служб Такси - программно-аппаратный комплекс, предназначенный для автоматизированного приёма и передачи Службой Такси заказов на перевозку пассажиров и багажа легковым такси и/или иные транспортные услуги и/или услуги курьерской доставки, позволяющий осуществлять удаленное взаимодействие Службы Такси с Водителями) в порядке п. 8.1.1 Оферты, или лицо, применяющее специальный налоговый режим в рамках эксперимента).

В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц ИНН <***> присвоен Обществу с ограниченной ответственностью «Квирит» (ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 15.02.2021, ИНН: <***>).

Учитывая, что Общество с ограниченной ответственностью «Квирит» имело доступ к Сервису, Министерство сделало вывод о том, что ООО "ЯндексТакси" за вознаграждение совершило от своего имени, но за счет Общества (Принципал) фактические действия по приему безналичного платежа гражданина за оказание услуги по его перевозке.

Таким образом, Министерством установлен факт оказания 23.12.2021 в 13 часов 59 минут по адресу <...> услуги по перевозке пассажира легковым такси на территории Тверской области, а именно на транспортном средстве Lada Granta регистрационный знак X 954 ТТ 69. Перевозка гражданина (пассажира) осуществлялась по маршруту «<...> - <...>».

Министерством в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 21.02.2022 №25 по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании статьи 23.1 КоАП РФ Министерство обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

На основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с «Лицензионным соглашением на использование программы "Яндекс Go" для мобильных устройств», размещенным в информационно-телекоммуникационной         сети   "Интернет" по     адресу https://yandex.com/legal/yandexgo mobile agreement/ и «Условиями использования сервиса Yandex.Taxi (Яндекс Go)», размещенными в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу https://vandex.com/leRal/yandexgo_tennsofuse/ ООО "Яндекс.Такси" обязуется оказывать Службе Такси услуги по предоставлению доступа к Сервису, также обрабатывает персональные данные водителей, предоставляемых Службой Такси и несет ответственность за их хранение и обработку в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

Служба Такси обязуется оказывать Пользователю (физическое лицо, использующее Сервис на условиях, изложенных в документе "Условия использования сервиса Яндекс.Такси", программу Яндекс Go для мобильных устройств на условиях Лицензионного соглашения, размещенного в сети "Интернет") услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и/или иные транспортные услуги и/или услуг курьерской доставки в соответствии с критериями, указанными Пользователем в запросе, а также в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

По умолчанию Пользователю посредством использования Сервиса предлагается отправить запрос во все Службы Такси, автомобили которых соответствуют запросу, при этом у Пользователя есть возможность выбрать для поиска определенные Службы Такси по своему усмотрению. После размещения Пользователем запроса "Яндекс.Такси" направляет Службам Такси соответствующее уведомление.

Служба Такси уведомляет Водителей о полученном уведомлении. В случае готовности Водителя выполнить запрос в соответствии с указанными в уведомлении условиями Служба Такси сообщает об этом ООО "Яндекс.Такси".

В ответ на получение полной информации о запросе Служба Такси направляет ООО "Яндекс.Такси" подтверждение либо сообщает о том, что не готова оказать перечисленные в Запросе услуги. После того, как ООО "Яндекс.Такси" направил Службе Такси полные данные о запросе, а Служба Такси направила ООО "Яндекс.Такси" подтверждение, взаимодействие с Пользователем производится Службой Такси самостоятельно (без участия ООО "Яндекс.Такси") в соответствии с принятыми в Службе Такси правилами оказания услуг Служба Такси обязана оказать перечисленные в запросе услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства.   

При этом ООО "Яндекс.Такси" (агент) по поручению Службы Такси (принципал) обязуется за вознаграждение совершать от своего имени, но за счет принципала фактические действия по приему безналичных платежей Пользователей за выполнение подтвержденных запросов и иных безналичных платежей Пользователей в пользу принципала, связанных с выполнением таких запросов.

 Как следует из материалов дела Министерством на транспортное средство Lada Granta регистрационный знак X 954 ТТ 69 разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Тверской области не выдавалось.

При этом материалами дела подтверждено и ответчиком не оспаривается, что  он заключил с ООО "Яндекс.Такси" договоры на доступ к Сервису №2389502/21 от 10.09.2021, №1617173/21 от 19.02.2021, №1614173/21 от 18.02.2021, №1613862/21 от 18.02.2021. В данном случае договор заключен путем акцепта оферты в порядке, предусмотренном разделом 8 оферты – путем нажатия на кнопку «Я ознакомился, согласен и полностью принимаю условия Оферты» или (аналогичной по смыслу) в Партнерском веб-интерфейсе на сайте Яндекса по адресам, указанным в пункте 8.1.21.1 Оферты.

При этом Общество подключило к Сервису 630 аккаунтов водителей, в том числе - ФИО3 (22.09.2021).

Факт оказания услуги Обществом по перевозке гражданина подтверждается вышеприведенными данными о заключении договора, полученными от ООО «Яндекс-Такси», сводными данными о заказах услуг такси, а также  кассовым чеком безналичной оплаты от 23.12.2021 №336, в котором указан ИНН Общества, и ответчиком не оспорен.

  Допуск перевозчиков к оказанию транспортных услуг легковым такси осуществляться только при наличии специального разрешения. Обязательность разрешительной процедуры, связанной с допуском перевозчика к оказанию данного вида транспортной услуги, предполагает соблюдение хозяйствующим субъектом требований и условий по обеспечению безопасной, качественной и комфортной перевозки пассажира и багажа легковым автотранспортом.

  Исходя из представленного в материалы дела Обществом агентского соглашения от 22.09.2021, заключенного с ФИО3 (принципал). Агентом по договору является ООО "Квирит".

Таким образом, Общество является субъектом, ответственным за соблюдение лицензионных требований при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом.

Наличие в действиях Общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, является доказанным.

На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.

Какие-либо неустранимые сомнения в виновности Общества отсутствуют.

Процессуальных нарушений со стороны Министерства допущено не было. Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.

Поскольку факт осуществления предпринимательской деятельности в отсутствие соответствующего разрешения и вина Общества подтверждаются материалами дела, суд считает, что действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.1 Кодекса.

Иные доводы Общества судом приняты во внимание и оценены, но не имеют правообразующего значения для рассмотрения настоящего спора и не изменяют выводов суда.

Исходя из характера совершенного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, суд не усматривает исключительных обстоятельств свидетельствующих  о малозначительности правонарушения и возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Правовых оснований для замены административного штрафа на предупреждение (статья 4.1.1 КоАП РФ) у суда также не имеется, учитывая, что осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа без соответствующего разрешения влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

 Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Учитывая характер вменяемого административного правонарушения, факт того, что ранее за совершение аналогичных правонарушений Общество к ответственности не привлекалось, суд считает возможным применить к Обществу минимальную меру ответственности, предусмотренную санкцией ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ  в виде назначения штрафа в размере  40 000 рублей.

По мнению суда указанный размер административного штрафа отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

 В силу части 4.2 статьи 206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акт арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Руководствуясь статьями 156, 167-170, 176, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Тверской области,

РЕШИЛ:

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Квирит» (170026, <...>, ком. 2, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 15.02.2021, ИНН: <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Штраф подлежит уплате в бюджет не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу по следующим реквизитам:  Министерство транспорта Тверской области; ИНН <***>, КПП 695001001; УФК по Тверской области (Министерство транспорта Тверской области л/с <***>); Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС 40102810545370000029; Номер казначейского счета 03100643000000013600; Наименование Банка: ОТДЕЛЕНИЕ ТВЕРЬ БАНКА РОССИИ//УФК по Тверской области г. Тверь; БИК ТОФК 012809106; ОКТМО 28701000; Код бюджетной классификации 104 116 01143 01 9000 140.

Сведения о добровольной уплате штрафа представить суду.

В случае непредставления суду сведений об уплате штрафа в указанный срок направить настоящее решение для принудительного исполнения в установленном порядке.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) в десятидневный срок со дня его принятия.

Судья                                                                     И.С. Антонова