ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-238/09 от 18.02.2009 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

20 февраля 2009г. г.Тверь Дело № А66–238/2009

(резолютивная часть решения объявлена 18.02.2009)

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Голубевой Л.Ю., рассмотрев в судебном заседании при ведении протокола секретарем судебного заседания Ряскиным В.В., при участии представителя заявителя — ФИО1 по доверенности, представителя ответчика – ФИО2 по доверенности, дело по заявлению ЦМТУ Ростехрегулирования – Территориальный отдел (инспекция) по Тверской области, г.Тверь, к ОАО «Тверская энергосбытовая компания», г.Тверь,

о привлечении к административной ответственности

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел (инспекция) по Тверской области Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства РФ по техническому регулированию и метрологии (далее – заявитель, Ростехрегулирование) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о привлечении Открытого акционерного общества «Тверская энергосбытовая компания» (далее – ответчик, Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Заявленные требования мотивированы нарушением Обществом требований пп. 5.2, 5.4.2, 5.5.1, 5.5.2 ГОСТ 13109-97» Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» (далее- ГОСТ 13109-97), а также ч.1 ст. 542 ГК РФ, так как ответчик не осуществлял контроль за качеством поставляемой им электрической энергии.

Ответчик заявленные требования не признал, считает, что Общество не является субъектом административной ответственности в связи с отсутствием у него вины в совершении административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, специалистами Ростехрегулирования, на основании распоряжения № 214/143 от 16.12.2008 года, в связи с жалобами граждан проведена внеплановая проверка Общества на предмет соответствия требованиям ГОСТ 13109-97 реализуемой (поставляемой) электрической энергии (акт проверки 19.12.2008- 29.12.2008 года № 143).

В ходе проверки проведены замеры электрической энергии в точке ввода в жилой дом, вводный щиток жилого дома по адресу: <...>. Время начала измерений -15 час. 50 мин. 23.12.2008 года, время окончания измерений - 16 час. 00 мин. 24.12.2008 года. Отбор образцов электроэнергии производился в присутствии главного ведущего инженера Общества, при участии старшего мастера ООО «Энергобаланс» и гражданина ФИО3, о чем составлен акт отбора образцов от 23-24 декабря 2008 года (л.д. 13). Отобранные образцы продукции (электрической энергии) направлены в электротехническую испытательную лабораторию НП «Тверьтест», имеющую соответствующий аттестат аккредитации.

Результаты испытаний (замеров) показали, что качество электрической энергии не соответствовало требованиям ГОСТ 13109-97, а именно - по установившемуся отклонению напряжения (пункт 5.2), по коэффициенту n-й гармоничной составляющей напряжения (пункт 5.4.2), коэффициенту несимметрии напряжений по обратной последовательности (пункт 5.5.1), коэффициенту несимметрии напряжений по нулевой последовательности (пункт 5.5.2).

Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, главный государственный инспектор Ростехрегулирования составил протокол об административном правонарушении от 19.01.2009 № 143/2, на основании которого Ростехурегулирование обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ОАО «Тверская энергосбытовая компания» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Несоответствие электрической энергии, поставляемой в жилой дом, расположенный по адресу: <...>, требованиям ГОСТ 13109-97 подтверждено протоколами испытаний электрической энергии по показателям качества, установленным ГОСТ 13109-97 № 250 от 26.12.2008 года (л.д. 14-23).

В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из материалов дела следует, что Общество является гарантирующим поставщиком, на своем балансе сетей не имеет и их не обслуживает. Как следует из представленной копии абонентской книжки и не оспаривается ответчиком, Общество принимает от граждан, проживающих по адресу: г. Тверь, <...>, плату за поставляемую им электроэнергию. Письменный договор между Обществом и гражданами-покупателями электроэнергии отсутствует. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 64 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.

Из содержания пункта 1 статьи 539 и пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) электрическую энергию, качество которой должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.

Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения определены в ГОСТе 13109-97 «Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения». Требования ГОСТа 13109-97 распространяются на электрические сети систем электроснабжения общего назначения, под которыми понимается совокупность электроустановок и электрических устройств энергоснабжающей организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ) за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ (далее-Закон № 35-ФЗ) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии ее потребителям, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности) отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.

При этом, согласно части 2 статьи 38 Закона № 35-ФЗ, наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков, к которым относится Общество, является основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией.

Границы зон деятельности гарантирующих поставщиков в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в основных положениях функционирования розничных рынков. В границах зоны деятельности одного гарантирующего поставщика не допускается деятельность других гарантирующих поставщиков. На территории одного субъекта Российской Федерации могут функционировать несколько гарантирующих поставщиков (часть 3 ст. 38 Закона № 35-ФЗ).

В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861 (далее- Правила № 861), между энергосбытовыми организциями (гарантирующими поставщиками) в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии и сетевой организацией заключаются договоры о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Исходя из положений пункта 3.3.1. договора оказания услуг по передаче электрической энергии № 07-С/0107 от 31.01.2007 года, заключенного между Обществом (заказчиком) и сетевой организацией – ОАО «Тверская энергетическая система» (исполнителем) качество и иные параметры передаваемой электроэнергии должны подтверждаться сертификатом соответствия или документами его заменяющими, копии которых передаются заказчику.

Суду представлена переписка Общества с сетевыми организациями- ОАО «МРСК Центр»-«Тверьэнерго», МУП «Тверьгорэлектро», по вопросу проведения сертификации электрической энергии, однако доказательств, что такая сертификация была проведена, не представлено.

Согласно п. 88 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530) гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) или сетевая организация несут ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

В соответствии с пунктом 112 Постановления № 530 качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.

Отсутствие на балансе Общества сетевого хозяйства не снимает с него ответственности за надлежащее качество поставляемой им электроэнергии в связи с тем, что проверяемый объект находится в границах зоны деятельности Общества, как гарантирующего поставщика.

Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, является организация, осуществляющая реализацию продукции. Учитывая, что именно у Общества имеются договорные отношения с гражданами-потребителями, Общество является организацией, осуществляющей реализацию (поставку) электроэнергии гражданам-потребителям и сбор платы за поставленную электроэнергию. Следовательно, оно обязано обеспечить соответствие качества поставляемой потребителю энергии требованиям ГОСТ и предпринять все необходимые меры для осуществления сетевыми организациями контроля за качеством электроэнергии.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (статья 2.1 КоАП РФ).

Вина является основным признаком субъективной стороны административного правонарушения.

Арбитражный суд, в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, в результате исследования представленных сторонами фактических доказательств и документов, имеющих значение для дела, пришел к выводу об установлении факта совершения Обществом административного правонарушения и доказанности материалами дела вины юридического лица.

Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.

Руководствуясь частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, статьями 202-206 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области

РЕШИЛ:

Привлечь ОАО «Тверская энергосбытовая компания», г.Тверь, (зарегистрировано ИМНС РФ № 1 по Тверской области, ОГРН <***>, юридический адрес <...>) к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.19 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 руб.

Штраф должен быть уплачен в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: счет № 40101810800000010041 в отделении 1 Московского ГТУ Банка России, БИК 044583001, получатель платежа УФК по г.Москва (для ЦМТУ Ростехрегулирования), ИНН <***>, КПП 770601001, ОКАТО 45286596000, КБК 17211601000010000140).

При отсутствии добровольной оплаты взыскать с ОАО «Тверская энергосбытовая компания», г.Тверь, (зарегистрировано ИМНС РФ № 1 по Тверской области, ОГРН <***>, юридический адрес <...>) штраф в сумме 40 000 руб.

Исполнительный лист выдать взыскателю в соответствии со статьей 319 АПК РФ, после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней со дня его принятия в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Вологда, в порядке, установленном АПК РФ.

Судья Л.Ю. Голубева