АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Тверь № дела А66- 250/2011
18 марта 2011 года
Резолютивная часть оглашена 15 марта 2011 года
Арбитражный суд Тверской области
В составе судьи Бажан О.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бибиковой С.Н., с использованием средств аудиозаписи
рассмотрел дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Тверской комбинат строительных материалов № 2» г. Тверь
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на территории Тверской области г. Тверь
о признании недействительным решения об отказе в предоставлении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов от 06.12.2010 года № 176
при участии в заседании представителей сторон:
от заявителя: – Цветкова В.А.. Стекловой В.С .; Болдина С.М. Тулякова В.М., Кудряшовой М.Б., Цветковой Т.В. –по доверенности;
от ответчика: Ткаченко И.В.- по доверенности
У с т а н о в и л: Закрытое акционерное общество «Тверской комбинат строительных материалов № 2» г. Тверь /далее заявитель, общество/, учреждение/ обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на территории Тверской области г. Тверь /далее управление, ответчик/ о признании недействительным решения об отказе в предоставлении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов от 06.12.2010 года № 176.
Ответчик требования не признал, считает, что обществу было правомерно отказано в предоставлении лицензии, поскольку в ходе проверки были установлены нарушения требований соискателем.
Как следует из материалов дела и пояснений представителей сторон:
Лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Принятие решений о предоставлении лицензии (отказе в предоставлении лицензии), продлении, переоформлении лицензии, приостановлении действия лицензии и возобновлении ее действия, аннулировании лицензии, а также ведение реестра лицензий и предоставление сведений из реестра лицензий осуществляются в соответствии с Законом о лицензировании.
В соответствии с Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 599, лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов (далее - лицензия) предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, установленном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
Лицензионными требованиями и условиями при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов являются:
а) соблюдение лицензиатом требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, установленных статьей 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
б) соблюдение лицензиатом требований промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, установленных статьей 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
в) наличие у лицензиата технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, соответствующих требованиям промышленной безопасности, установленным статьей 7 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
г) наличие у лицензиата разрешения на ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта или положительного заключения экспертизы промышленной безопасности в соответствии со статьями 8 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
д) организация и осуществление лицензиатом производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
е) наличие у лицензиата декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
ж) наличие у лицензиата договора страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
з) наличие у лицензиата на праве собственности или на ином законном основании взрывопожароопасного производственного объекта.
В соответствии с положениями ст. 49 ГК РФ, отдельными видами деятельности, определенными в законе, юридические лица могут заниматься только на основании лицензии. Виды лицензий, получаемых юридическими лицами, эксплуатирующими опасные производственные объекты, а также порядок получения и переоформления лицензий, срок действия лицензии регламентированы общим по своему содержанию Федеральным законом о лицензировании отдельных видов деятельности.
Согласно положениям Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Право юридического лица осуществлять лицензируемый вид деятельности возникает с момента получения соответствующей лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
К деятельности в области промышленной безопасности относятся и связанные лишь косвенно с производственным процессом виды деятельности, такие как проведение экспертизы промышленной безопасности, подготовка и переподготовка кадров.
Лицензии, выдаваемые на отдельные виды деятельности, можно условно назвать сертификационными (отборочными). Их роль состоит в том, что государство, защищая интересы общества от недобросовестной (некачественной) хозяйственной деятельности, берет на себя контроль за допуском лишь тех лиц, которые способны квалифицированно, т.е. в соответствии с необходимым уровнем требований, осуществлять заявленную ими деятельность. Такой контроль осуществляется при помощи лицензионного инструмента в рамках жесткого административного режима.
К лицензионным требованиям и условиям, относящимся к данной категории, относятся: соблюдение законодательства в области промышленной безопасности, а также нормативно-технических документов, проведение экспертизы промышленной безопасности, декларирование промышленной безопасности, содержание в рабочем состоянии средств противопожарной защиты, наличие плана действий персонала и плана эвакуации на случай аварии, осуществление производственного контроля за соблюдением промышленной безопасности, ведение учета и анализ причин аварии, наличие сертификатов безопасности на оборудование и производства, обеспечение условий для сохранности и полного учета взрывчатых материалов, обеспечение диагностики, испытания, освидетельствования сооружений и технических устройств, соблюдение порядка предоставления сведений, необходимых для ведения Государственного реестра опасных производственных объектов, наличие договора страхования риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу других лиц и окружающей среде при эксплуатации опасного производственного объекта.
Требования и условия в области промышленной безопасности являются обязательными при лицензировании следующих видов деятельности: по эксплуатации пожароопасных, взрывоопасных и химически опасных производственных объектов, в области взрывчатых материалов промышленного назначения, по выполнению работ, оказанию услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия.
Соблюдение лицензиатом требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, установленных статьей 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов» является одним из важных условий получения указанной лицензии.
Правила проведения аттестации в области промышленной безопасности в настоящее время регламентированы Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Положение), утвержденным Приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. N 37.
Анализ рассматриваемого нормативно-правового акта позволяет определить аттестацию в области промышленной безопасности как процедуру, включающую в себя комплексную оценку знаний работниками опасного производственного объекта требований промышленной безопасности, относящихся к их основной деятельности и полномочиям.
Аттестации в обязательном порядке подлежат:
а) работники организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие работы по строительству, эксплуатации, консервации и ликвидации опасного производственного объекта, а также работы по изготовлению, монтажу, наладке, ремонту, техническому освидетельствованию, реконструкции и эксплуатации технических устройств для опасных производственных объектов;
б) работники проектно-конструкторских и других организаций, разрабатывающие документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта..
Одной из особенностей осуществления производственного контроля при эксплуатации опасных производственных объектов является установленная законодательством обязанность руководителя эксплуатирующей организации по организации производственного контроля.
Пунктом 2.2 Правил промышленной безопасности, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18 октября 2002 N 61-А, конкретизируется указанное положение: к основным элементам производственного контроля при эксплуатации опасных производственных объектов относится обязанность руководителя организации по соблюдению требований промышленной безопасности, наличие и реализация политики организации в области промышленной безопасности, наличие нормативных документов по промышленной безопасности.
Нарушение требований по организации и осуществлению производственного контроля на опасных производственных объектах является и нарушением лицензионных требований и условий.
Экспертиза промышленной безопасности (далее - экспертиза) - это оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, результатом которой является заключение.
Постановление Госгортехнадзора от 6 ноября 1998 г. N 64 "Об утверждении Правил проведения экспертизы промышленной безопасности устанавливает, что объектами экспертизы являются:
- проектная документация;
- технические устройства, здания и сооружения на опасном производственном объекте;
- декларации промышленной безопасности;
- иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.
Экспертные организации, занимающиеся проведением экспертиз промышленной безопасности, должны получить лицензию на данный вид деятельности. Необходимо отметить, что лицензирование указанного вида деятельности прекращается со дня вступления в законную силу технического регламента, устанавливающего обязательные требования к лицензируемому виду деятельности.
Положением о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2006 г. N 389, устанавливается порядок лицензирования такой деятельности, определяются лицензионные требования и условия, лицензирующий орган и срок действия лицензии.
Лицензионные требования касаются прежде всего персонала экспертной организации, в штате которой должен быть как минимум один эксперт, аттестованный в области промышленной безопасности, а также работники, удовлетворяющие квалификационным требованиям, предъявляемым к лицам, осуществляющим проведение экспертизы соответствующего направления, для которых работа в данной организации является основной.
Лицензии на право осуществления деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности выдаются сроком на 5 лет Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Большого количества документов для получения лицензии не требуется: положение о лицензировании обязывает соискателя лицензии представить заявление и копию документа, подтверждающего аттестацию эксперта в области промышленной безопасности.
20 октября 2010 года Закрытое акционерное общество «Тверской комбинат строительных материалов № 2» г. Тверь обратилось к Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на территории Тверской области г. Тверь с заявлением о выдаче лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов
В период 16-18 ноября 2010 года сотрудниками управления была проведена внеплановая проверка соискателя на получение лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов Закрытое акционерное общество «Тверской комбинат строительных материалов № 2» г. Тверь, по результатам которой был составлен акт № 1211-2010 от 18 ноября 2010 года.
В акте проверки установлены факты осуществления деятельности в отсутствии указанной лицензии с 13.05.2010 года, также на период проверки не были аттестованы руководители и члены аттестационной комиссии ЗАО «ТКСМ № 2»; не представлены надлежащим образом оформленные документы на оборудование котельной, выведенное из эксплуатации /законсервированное / при отсутствии на него сертификации; сертификация на котел и автоклавы проведена экспертом, не подтвердившим наличие удостоверения подтверждающего аттестацию проверки знаний производственной безопасности.
Правомерность отказа в утверждении заключений экспертизы промышленной безопасности не оспаривалась заявителем, что также подтверждается проведением иной экспертизы, возвратом денежных средств по экспертизе, проведенной Демидовым Р.Г. , отсутствием доказательств наличия у него удостоверения о проверке знаний правил промышленной безопасности .
Суд не соглашается с доводами заявителя о неправомерности отказа в выдаче лицензии при наличии нарушений требований промышленной безопасности.
Заявителем на дату вынесения решения об отказе в предоставлении лицензии допущенные нарушения не были устранены, устранены только на момент рассмотрения дела судом.
При указанных обстоятельствах отказ в предоставлении лицензии является правомерным, основания для признания его незаконным отсутствуют, заявленные требовании удовлетворению не подлежат. Расходы по уплате государственной пошлины подлежат оставлению на заявителе.
. Руководствуясь ст. ст. 110, 197-201, А П К РФ суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований Закрытому акционерному обществу «Тверской комбинат строительных материалов № 2» г. Тверь/ОГРН 1026900523242 ИНН 6902025678/ о признании недействительным решения об отказе в предоставлении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на территории Тверской области /ОГРН 1067746766240, ИНН 7702609639/ от 06.12.2010 года № 176 отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины по заявлению оставить на заявителе.
Решение может быть обжаловано в 14 арбитражный апелляционный суд г. Вологда в месячный срок со дня принятия.
Судья Бажан О.М.