ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-2681/09 от 10.07.2009 АС Северо-Западного округа


  АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   ТВЕРСКОЙ   ОБЛАСТИ


170000, г. Тверь, ул. Советская, 23 ”б”

Р Е Ш Е  Н И Е

г. Тверь                                                                                              

10 июля 2009 года                                                № дела А66-2681/2009

изготовлено в полном объеме

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Е.А. Бачкиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Максимович Ю.А.,

рассмотрев исковое заявление муниципального унитарного предприятия «Тверьгорэлектро», г.Тверь

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области

третьи лица: Фонд развития детского спорта, г.Тверь

при участии

от заявителя -  Павловой Л.А., Чурикововй Е.А., Коровиной И.А по доверенностям;

от ответчика – Пестовой А.С., Забелиной Т.Н., Иванова С.Е. по доверенностям;

от Фонда развития детского спорта – Куликовой Н.Ш. по доверенности

установил:

     Муниципальное унитарное предприятие «Тверьгорэлектро», г.Тверь(далее – заявитель, предприятие) обратилось с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области  (далее- ответчик) о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 18 марта 2009 года по делу № 03-6/1-03-2009 и вынесенного на его основании предписания от 18.03.09г. (с учетом уточнений от 04.05.2009г. в порядке ст.49 АПК РФ(т.1 л.д.97-98).

     Иск мотивирован нарушением ст.5, пункта 10 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». По мнению заявителя не установлено, что он занимает доминирующее положение в г.Твери по оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. Согласно положениям ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), технологическое присоединение является необходимым для заключения договора энергоснабжения, а не оказания услуг по передаче электроэнергии. МУП «Тверьгорэлектро» не предоставляет потребителям услуги по энергоснабжению, не является единственной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в г.Твери. Сославшись на Перечень территориальных сетевых организаций, являющийся приложением к письму РЭК Тверской области № 385 от 02.03.2009г., заявитель указал на то, что в районе застройки торгового центра Фонда развития детского спорта помимо сетей МУП «Тверьгорэлектро» находятся сети еще двух других сетевых организаций – ОАО «МРСК Центра» (ПС Северная, ПС Стекловолокно) и ООО «Тверьэнергоактив» (п/ст Центросвар). Включение в технические условия пунктов 7.1-7.3, 8.1, 8.6 нельзя расценивать как навязывание условий договора, поскольку урегулирование имеющихся у сторон разногласий по условиям договора решается в установленном законом порядке.

     Ответчик представил письменный отзыв (т.1 л.д.53-58), в котором указал, что в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», заявитель является субъектом естественной монополии, положение которого на товарном рынке признается согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) доминирующим. Ответчик сослался на часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещающей действия(бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него. В нарушение положений этого Закона при выдаче заявителю Технических условий был нарушен порядок их выдачи, а также в Технические условия включены пункты 7.1-7.3, 8.1, 8.6, ущемляющие интересы заявителя, технологически и экономически не обоснованные. Действия заявителя налагают необоснованные финансовые обременения, ущемляют интересы Фонда развития детского спорта далее – Фонд), навязывая условия договора, технологически невыгодные для него. Требование об обращении в Региональную энергетическую комиссию Тверской области для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в соответствии с заявкой от 18.08.2008 Фонда на присоединение к электрическим сетям МУП «Тверьгорэлектро» объекта – Торгового центра, расположенного по адресу: г.Тверь, Молодежный бульвар,2, законно. Ответчик просит отказать в удовлетворении требований.  

     Фонд развития детского спорта в своем отзыве (т.1 л.д.76-77) просил отказать в удовлетворении требований, сославшись на часть 2 статьи 23, часть 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2006г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861(далее – правила).

     Суд удовлетворил ходатайство заявителя о зачете государственной пошлины в сумме 2000 рублей(платежное поручение № 66 от 22.01.2008), возвращенной по справке от 19.05.2009г. по делу № А66-818/2009, в счет госпошлины по настоящему делу.

     Ходатайство заявителя о назначении экспертизы для разъяснения вопроса являются ли услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям сетевой организации составной частью услуг по передаче электрической энергии, которые охватываются единой сферой обращения товара – рынком услуг по передаче электрической энергии или услуги по технологическому присоединению являются отдельным товаром, образующим отдельный товарный рынок. Экспертизу по данному вопросу предлагалось поручить ООО «Аудиторско-консалтинговая группа «Новгородаудит». Ответчик оставил решение вопроса на усмотрение суда. Третье лицо против удовлетворения ходатайства. Судом данное ходатайство отклонено, суд не нашел оснований для его удовлетворения на основании ст.82 АПК РФ.

     Как установлено судом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области на основании заявления Фонда развития детского спорта от 25.12.2008г. о проверке обоснованности действий Муниципального унитарного межрайонного предприятия электрических сетей «Тверьгорэлектро» при выдаче им технических условий от 26.09.2008 № 2/265 «Об электроснабжении торгового центра по ул.Молодежному б-ру, 2 в г.Твери(далее-Технические условия)  в соответствии со статьями 44-48 Закона о защите конкуренции было возбуждено и рассмотрено дело по признакам нарушения МУП «Тверьгорэлектро» № 03-6/1-03-2009. По результатам его рассмотрения вынесено решение от 18.03.2009 о нарушении антимонопольного законодательства(т.1 л.д.9-13) которым признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия МУП «Тверьгорэлектро», выразившиеся в нарушении порядка выдачи индивидуальных технических условий от 26.09.2008 № 2/265 «Об электроснабжении торгового центра по ул.Молодежному б-ру,2 в г.Твери»Фонду развития детского спорта, результатом которых может являться навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него. Признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия МУП «Тверьгорэлектро», выразившиеся в установлении в пунктах 7.1-7.3 Технических условий от 26.09.2008 № 2/265 «Об электроснабжении торгового центра по ул.Молодежному б-ру,2 в г.Твери» требования Фонда развития детского спорта выполнения технологически необоснованных мероприятий. Признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия МУП «Тверьгорэлектро», выразившиеся в установлении в п.8.1 Технических условий от 26.09.2008 № 2/265 «Об электроснабжении торгового центра по ул.Молодежному б-ру,2 в г.Твери» обязанности заявителя согласования в филиале ОАО «МРСК Центра» присоединения мощности. Признаны нарушением части 1 ст.10 Закона о защите конкуренции действия МУП «Тверьгорэлектро», выразившиеся в установлении в п.8.6 Технических условий от 26.09.2008 № 2/265 «Об электроснабжении торгового центра по ул.Молодежному б-ру,2 в г.Твери» обязанности для заявителя согласования с ООО «Амега» условий подключения. Заявителю выдано предписание от 18.03.2009 по делу № 03-6/1-03-2009 (т.1 л.д.8) о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, исключении из Технических условий от 26.09.2008 № 2/265 «Об электроснабжении торгового центра по ул. Молодежному б-ру,2 в г.Твери», выданных Фонду развития детского спорта установленные в пп.7.1-7.3 мероприятий, не имеющих отношение к технологическому присоединению энергоустановок Фонда развития детского спорта в соответствии с заключением Ростехнадзора, пунктов 8.1 и 8.6 , устанавливающих обязательства по согласования подключения энергоустановок заявителя с филиалом ОАО «МРСК Центра» -«Тверьэнерго» и ООО «Амега». ОБРАЩЕНИИ В Региональную энергетическую комиссию Тверской области для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в соответствии с заявкой  от 18.08.2008 Фонда развития детского спорта (170008, г.Тверь, Затверецкая наб., 36, стр.1) на присоединение к электрическим сетям МУП «Тверьгорэлектро» объекта – Торгового центра, расположенного по адресу: г.Тверь, ул.Молодежный б-р, 2.

     Не согласившись с решением и предписанием ответчика, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

     Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы  представителей сторон, изучив  дело № 03-6/1-03-2009, арбитражный суд считает требования предприятия не подлежащими удовлетворению.

Суд исходит из следующего.

     Заявитель предоставляет услуги по передаче электрической энергии, которые отнесены частью 1 статьи 4 Федерального закона РФ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности естественных монополий. На МУП «Тверьгорэлектро» как субъекта естественной монополии распространяется действие части 5 статьи 5 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой его положение на товарном рынке признается доминирующим. Приказом Тверского территориального управления МАП России от 08.04.1998г. № 12 МУП «Тверьгорэлектро» включено в региональный раздел реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, по позиции: услуги по передаче электрической энергии с долей на рынке указанного товара более 65 процентов в географических границах расположения электросетей МУП «Тверьгорэлектро».

Согласно части 3.6.5 раздела Ш Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы России от 17.01.2007 № 5 определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.

     Часть. 3 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъекты естественный монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить(реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

     Услуга по передаче электрической энергии на территории г.Твери предоставляется МУП «Тверьгорэлектро» посредством владений им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям. Техническая возможность приобрести отдельно приобрести электрическую энергию без организации технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям у потребителей отсутствует. Технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии. 

     С учетом положений указанных выше норм заявитель является сетевой организацией и занимает доминирующее положение на рынке по предоставлению услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к своим электрическим сетям.

     Согласно п.3 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия(бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и(или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке(п.7 ст.4 ФЗ № 135-ФЗ).

Из содержания статьи 26  Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» следует, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств(энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861( далее -правила технологического присоединения), предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих  Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Пунктом 10 Правил технологического присоединения установлен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявке на технологическое присоединение.

Из содержания п.11 Правил технологического присоединения следует, что сетевая организация не вправе требовать представления сведений, не предусмотренных названными Правилами.

Пунктом 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861(далее – Правила недискариминационного доступа), установлено, что договор не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств(энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Таким образом, оказать услугу по технологическому присоединению может, и в силу императивного требования закона, обязана, именно та сетевая организация, куда обратилось с соответствующей заявкой юридическое или физическое лицо. Заключить договор на оказание услуг по передаче электрической энергии обязана та сетевая организация, к электрической сетям которой осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств включают в себя, в том числе, подготовку сетевой организацией технических условий, при этом отличий(особенностей) в процедуре подготовки указанных технических условий сетевой организацией для юридических и физических лиц не установлено.

Порядок подготовки сетевой организацией технических условий для подключения энергопринимающих устройств к электрическим сетям регламентирован Правилами технологического присоединения и Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83( далее- Правила предоставления технических условий).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции. А также злоупотребление доминирующим положением на рынке(статья 10 Гражданского кодекса РФ).

В результате рассмотрения МУП «Тверьгорэлектро» заявки Фонда развития детсокго спорта на подключение источника электроснабжения (Торгового центра, расположенного по адресу: г.Тверь, Молодежный бульвар,2) к электрическим сетям с запрашиваемой мощностью для электроснабжения указанного объекта капитального строительства в размере 70 кВт Фонду были выданы Технические условия, предусматривающие с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств Фонда к сетям проведение комплекса мероприятия по усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей: в соответствии с разделом 7 Технических условий – строительство новых участков существующих кабельных линий , замену кабельных линий с увеличением сечения проводов, в соответствии с п.8.2 раздела 8 Технических условий – строительство новой двухтрансформаторной подстанции с трансформаторами необходимой мощности.

Заключением специалистов Управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по тверской области( далее Ростехнадзор) от 18.02.2009 № ЮМ-1-14/78(пункты 1-3) подтверждается факт отсутствия технической возможности подключения дополнительной нагрузки в точке подключения к электрическим сетям МУП «Тверьгорэлектро» в районе расположения объекта капитального строительства Фонда.

В соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 30 Правил технологического присоединения, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы на очередной период регулирования, сетевая организация в 30-дневный срок после получении заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. Если Фонд выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту а размере, определенном указанным уполномоченным органом, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора.

При этом сетевая организация выдает Фонду индивидуальные технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям. Исполнения указанных в технических условиях мероприятий либо их части может быть осуществлено как сетевой организацией, так и Фондом по выбору последнего. При утверждении платы за технологическое присоединения по индивидуальному проекту уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов должны быть учтены расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения Фонда.

Согласно данным региональной энергетической комиссии тверской области МУП «Тверьгорэлектро»( чего не отрицается заявителем) не имеет утвержденных администрацией г.Твери программ комплексного развития электрических сетей ( инвестиционных программ по технологическому присоединению), разработанных на основании планов территориального развития муниципального образования.

 Однако, МУП «Тверьгорэлектор» рассмотрение заявки и выдачу Технических условий Фонду произвело с нарушением п.30 Правил технологического присоединения, а именно: сетевой организацией       не выполнено условий обращения в 30-дневынй срок после получения заявки в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение Фонда по индивидуальному проекту. Фонд не уведомлялся об отсутствии технической возможности технологического присоединения к сетям сетевой организации и о возможности присоединения его установок по индивидуальному проекту технологического присоединения, не запрашивалось согласие Фонда об осуществлении им оплаты за технологическое присоединение по тарифу индивидуального размера платы при подключении объекта к электрическим сетям, определенного уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирование тарифов.

В соответствии с разделом 7 Технических условий МУП «Тверьгорэлектро» предписало Фонду выполнение мероприятий по переустройству высоковольтных кабельных линий 10 кВт ПС «Северная» ф.17-РП-20 и РП-22 ф.6-ТП-643(ПС «Северная» ф.30) (пункты 7-.1-.72), по замене участка кабельной линии ПС «Центросвар» - РП-20 сечением 185 кв.мм на кабель сечением 240 кв.мм в связи с возможной перегрузкой работы фидеров в аварийном режиме(пункт 7.3).

По пояснениям заявителя включение в Технические условия вышеуказанных мероприятий обусловлено прокладкой участков вышеуказанных кабельных линий 10 кВт по новым трассам в связи с нахождением в охранной зоне существующих кабельных линий в нарушение требований Правил охраны электрических сетей напряжением выше 1 кВт здания административных помещений продовольственного магазина по ул.П.Савельевой,33 при уклонении владельца здания от выполнения требований сетевой организации по переносу высоковольтных кабелей.

Требования усиления участков кабельной линии ПС «Центросвар»-РП-20 путем замены высоковольтных кабелей на кабели большего сечения обусловлены расчетными данными фидеров в аварийном режиме с учетом нагрузки всех заявителей-застройщиков, с суммарной мощностью 519 кВт, расположенных в районе ул.П.Савельевой – Молодежный бульвар.

Выданные в адрес Фонда Технические условия предполагают долевое участие в электроснабжении всех застройщиков района( 5заявителей с общей присоединяемой мощностью застройки – 519 кВт) без выделения обязательств Фонда.

Согласно заключению Ростехнадзора пункты 7.1-7.3 Технических условий необоснованны и носят избыточный характер, поскольку Технические условия для Фонда, предполагающие долевое участие в электроснабжении всех застройщиков района противоречат Правилам технологического присоединения, которые определяют порядок технологического присоединения энергопринимающего устройства юридического лица(Фонда) к электрическим сетям МУП «Тверьгорэлектро» и не регламентируют процедуру одновременного присоединения различных энергоустановок группы юридических и физических  лиц .

Ситуация по нахождения в охранной зоне кабельных линий ПС «Северная» ф.17-РП-20 ф.10 и РП 22 ф.6-ТП-643 в нарушение требования Правил охраны электрических сетей напряжением выше 1000В здания, принадлежащего Барскову Ю.Г. создалась при невыполнении застройщиком Барсковым Ю.Г. мероприятий по выносу вышеуказанных кабелей для производства работ. Включение в Технические условия (пункты 7.1, 7.2) дополнительных обязательств для Фонда по переносу кабелей, которые не были выполнены другим заявителем необоснованно.

Выполнение мероприятий пункта 7.3 Технических условий предполагает усиление кабельных линий при дополнительной нагрузке 519 кВт, то есть  при подключении группы застройщиков, что значительно превышает нагрузку Фонда (70кВт).

Руководствуясь действующим законодательством, выводами Ростхнадзора, Комиссия Тверского УФАС России правомерно установила, что действия заявителя в части включения в Технические условия пунктов 7.1-7.3 раздела 7, имеющие избыточный характер и не отвечающие условиям подпункта б пункта 25 Правил технологического присоединения, являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку налагают необоснованные финансовые обременения, ущемляют интересы Фонда, навязывая условия договора, технологически необоснованные и невыгодные для него.

В соответствии с пунктом 8.1 Технических условий заявитель возложил на Фонд обязанность по получению согласования с филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» присоединения мощности 70кВт к источнику к источнику питания ПС «Северная» до начала выполнения проектных работ по настоящим Техническим условиям.

В силу пункт 21 Правил технологического присоединения, определяющего обязанности сетевой организации при подготовке технических условий, сетевой организации предписано в течение 10 рабочих дней с даты получения заявки направлять в вышестоящую сетевую организацию информацию о планируемом технологическим присоединении, содержащую указание на присоединенную и максимальную мощность, характер нагрузки, категорию надежности электроснабжения.

Данная обязанность территориальных сетевых организаций определена в п.11 Методических рекомендаций по взаимодействию сетевых организаций и взимания платы при  осуществлении технологического присоединения организаций-потребителей к электрическим сетям на территории Тверской области от 04.07.2008г., утвержденных РЭК Тверской области.

В связи с этим Комиссия Тверского УФАС России правомерно усмотрела в действиях МУП «Тверьгорэлектро» по установлению в п.8.1 Технических условий обязанности согласования Фонда с филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» присоединения мощности нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Пунктом 8.6 Технических условий Фонд обязан согласовать точки и условия подключения проектируемой трансформаторной подстанции к РУ-10 кВ ТП-932 с владельцем ТП-932 ООО «Амега».

Как правильно указало в оспариваемом решении Комиссия Тверского УФАС России в соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения в случае если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов ( далее-основной абонент), технические условия могут быть выданы основным абонентом по согласованию с сетевой организацией либо сетевой организацией по соглашению с основным абонентом.

Согласно пункту 5 Правил недискриминационного доступа в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций( далее- опосредованное присоединение к электрической сети), такое потребитель заключает договор на оказание услуг по передаче электрической энергии с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.

Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа определено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Из вышеупомянутого следует, на МУП «Тверьгорэлектро» как на сетевую организацию возложена обязанность исполнения указанных в Технических условиях мероприятий по обеспечению технической возможности технологического присоединения Фонда к электрическим сетям. Как выяснилось при рассмотрении настоящего дела, принадлежащим ООО «Пандора» согласно договору от 28.05.2009г.). При этом собственник электросетевого хозяйства не наделен правом установления размера платы за технологическое присоединение.

Таким образом, Комиссией кого УФАС России было правомерно установлено, что при выдаче Фонду Технических условий был нарушен порядок их выдачи, а также неправомерность включения пунктов 7.1-7.3, 8.1,8.6, ущемляющих интересы Фонда, технологически и экономически необоснованные, что является навязыванием условий договора невыгодных для него и нарушением части 1 статьи 10  Закона о защите конкуренции.

 Согласно положениям статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:

1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных Федеральными законами.

Согласно ст.41 ФЗ №135-ФЗ от 26.07.2006г. комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства принимает определения, решения, предписания.

По окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия на своем заседании принимает решение. Решение комиссии оформляется в виде документа, подписывается председателем комиссии и всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании комиссии. Член комиссии, несогласный с решением комиссии, обязан подписать принимаемый комиссией акт и изложить в письменной форме особое мнение, которое приобщается к делу. Решение комиссии должно быть изготовлено в одном экземпляре и приобщено к материалам дела.

В решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства содержатся:

1) выводы о наличии или об отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела;

2) выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ответчика по делу;

3) выводы о наличии или об отсутствии оснований для выдачи предписания и перечень действий, включаемых в предписание и подлежащих выполнению;

4) выводы о наличии или об отсутствии оснований для принятия антимонопольным органом других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции (в том числе оснований для обращения с иском в суд, для передачи материалов в правоохранительные органы, для направления в государственные органы или органы местного самоуправления рекомендаций об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции).

На основании решения комиссия выдает предписание. Предписание оформляется в виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок, подписывается председателем комиссии и членами комиссии, присутствующими на заседании комиссии.

В случаях, указанных в настоящей главе, председатель комиссии или комиссия выносит определение. Определение оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем комиссии и членами комиссии и направляется лицам, участвующим в деле, а также иным лицам в случаях, указанных в настоящей главе.

Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:

отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии)  (п.2 ч.1 ст.48 ФЗ № 135- ФЗ от 26.07.2006г.).

     Оспариваемое решение вынесено ответчиком в соответствии с положениями Федерального закона от 26.07.2006г № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

     Доводы заявителя о том, что услуги по технологическому присоединению, не образуют отдельного товарного рынка судом отклоняются.

     Наличие отдельного вида экономической деятельности, и, следовательно, отдельного рынка по оказанию услуг по технологическому присоединению, невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель, реализуя принцип достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, фактически исключил такую возможность, установив императивное требование об обязательности заключения договора на технологическое присоединение сетевой организацией, которой подана заявка, и обусловив возможность заключения договора на передачу электрической энергии, необходимостью заключения договора на технологическое присоединение.

     Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                      Р Е Ш И Л:

     В удовлетворении заявленных муниципальным унитарным предприятием «Тверьгорэлектро», г.Тверь требований отказать.

     Расходы по госпошлины оставить на заявителе.

     Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд г.Вологда в сроки и порядке, установленные АПК РФ.

Судья                                                                                                  Е.А. Бачкина