26 мая 2021 года | г.Тверь | Дело № А66-3004/2021 |
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Антоновой И.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Архипычевой Л.С., в отсутствие участников процесса, рассмотрев дело по заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ржевском районе Тверской области (межрайонное), г.Ржев,
к Индивидуальному предпринимателю ФИО1, Тверская область, Ржевский район, д.Филькино (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, дата присвоения ОГРНИП: 05.06.2012),
о взыскании 4 500 руб. финансовой санкции,
У С Т А Н О В И Л:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ржевском районе Тверской области (межрайонное) обратилось в суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО1 4 500 рублей финансовой санкции за непредставление в установленный законом срок сведений по форме СЗВ-М за август 2019 года в отношении 1 застрахованного лица и форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении 8 застрахованных лиц.
Определением суда от 17 марта 2021 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ‑ АПК РФ). Ответчику предложено представить отзыв на заявленные требования. Лицам, участвующим в деле, предложено представить доказательства в обоснование своих доводов.
Определением от 05 мая 2021 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Стороны надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Данные обстоятельства не препятствуют рассмотрению настоящего заявления в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей указанных лиц.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2-2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ).
По результатам проверки в отношении Предпринимателя, в целях контроля за правильностью заполнения, полноты и своевременности представления ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М Управлением выявлено нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования:
- сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении 8 застрахованных лиц - представлены страхователем в Управление несвоевременно - 20.05.2020;
- сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющие) за август 2019 года - представлены страхователем в Управление несвоевременно - 16.05.2020.
Истцом по факту нарушений законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования были составлены акты: от 16.07.2020 № 078S18200005986, № 078S18200005987, вынесены решения от 24.07.2020 № 078S19200007126, № 078S19200007125 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Истцом ответчику направлены требования 24.07.2020 № 078S19200007126, № 078S19200007125 об уплате в добровольном порядке финансовой санкции в общем размере 4 500 руб.
Поскольку финансовая санкция страхователем не была уплачена, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
По пункту 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения. 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дачу приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение но которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В соответствии со статьей 17 указанного закона за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как усматривается из материалов дела, сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2019 год - представлены страхователем в Управление несвоевременно - 20.05.2020, то есть с нарушением установленного пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
При указанных обстоятельствах исковые требования в части взыскания с предпринимателя 4 000 руб. финансовой санкции за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль-декабрь 2019 года, подлежат удовлетворению.
В части заявленных истцом требований о взыскании с ответчика финансовых санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме по форме СЗВ-М (дополняющие) за август 2019 года, суд пришел к следующим выводам.
Абзацем 3 статьи 15 Закона № 27-ФЗ предусмотрено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда.
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно пункту 39 Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
В соответствии с положениями Закона № 27-ФЗ и Инструкции, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Закона № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц, а также соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.07.2019 № 308-ЭС19-975.
Указанный подход подлежит распространению также и на страхователей, представивших в органы пенсионного фонда уточненные (исправленные) индивидуальные сведения о застрахованных лицах, в отношении которых соответствующим органом пенсионного фонда страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, до истечения установленного срока.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать учреждение возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Исправляя ошибку в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах за август 2019 года, до истечения срока, установленного в уведомлении пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, учреждение реализовало свое право на исправление представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, которые ранее не представлялись.
Указанный подход соответствует правоприменительной практике (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 № 303- КГ18-99 по делу № А73-910/2017).
Таким образом, при установленных фактических обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к страхователю финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ, в связи с чем заявленные требования о взыскании финансовой санкции в размере 500 руб. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 102, 110, 117, 167-170, 226-229 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области
РЕШИЛ:
Взыскать с Индивидуального предпринимателя ФИО1, Тверская область, Ржевский район, д.Филькино (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, дата присвоения ОГРНИП: 05.06.2012) в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ржевском районе Тверской области (межрайонное) (ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 28.02.2007, ИНН: <***>) 4 000 руб. финансовой санкции за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя ФИО1, Тверская область, Ржевский район, д.Филькино (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, дата присвоения ОГРНИП: 05.06.2012) в доход Федерального бюджета 1 778 руб. государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Вологда, в течение месяца со дня его принятия в порядке, установленном АПК РФ.
Судья И.С. Антонова