«08» июля 2013 г. г.Тверь Дело № А66–3429/2013
Изготовлен мотивированный текст решения
Резолютивная часть решения оглашена 02.07.2013
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Рощиной С. Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Красновой А.В., с применением средств аудиозаписи, при участии представителей сторон от Общества – ФИО1, ФИО2 по доверенности, от Управления – ФИО3 – по доверенности, рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) открытого акционерного общества «Тверской вагоностроительный завод», г.Тверь
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, г.Тверь
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка от 01.02.2013 № 485-05,
установил:
Открытое акционерное общество «Тверской вагоностроительный завод» (далее – истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (далее – ответчик, Управление) в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100215:2, площадью 11478 кв.м., расположенного по адресу: <...> собственность, выразившемся в письме от 01.02.2013 № 485-05;
обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, г.Тверь принять решение о предоставлении обществу на праве собственности земельного участка площадью 11478,3 кв.м., с кадастровым номером 69:40:0100215:2, расположенного по адресу: <...> в собственность и направить в его адрес проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении (требования с учетом уточнения).
Истец поддержал требования в полном объеме, отказ считает неправомерным, поскольку весь земельный участок используется им и необходим для обеспечения деятельности теплиц (оранжерея). Сторонами проведено совместное обследование участка (осмотр территории), акт осмотра представлен суду с фотоматериалами.
Ответчик возражает по требованиям Общества, по основаниям, изложенным в отзыве.
Из материалов дела и пояснений представителей сторон следует: на основании плана приватизации Тверского производственного объединения вагоностроения, утвержденного решением Комитета по управлению имуществом Тверской области №584 от 12.05.1993 и Акта приёма-передачи государственного имущества (зданий и сооружений) акционерному обществу «Тверской вагоностроительный завод» передано имущество (теплица, оранжереи, сарай и т.д.) находящееся в том числе на спорном участке с кадастровым номером 69:40:0100215:2.
01.12.1999 года, во исполнение постановления Администрации города Твери от 24.11.1999 №2429 (л.д.43, т.1), между Обществом и Администрацией города Твери заключен договор аренды земель промышленного, общественного и иного назначения.
Предметом договора являлся земельный участок площадью 11478,3 кв.м., кадастровый номер 69:40:01:00:215:0002, расположенный по адресу <...> (л.д.39-42, т.1). Договор зарегистрирован в установленном порядке 11.12.1999.
Дополнительным соглашением от 06.09.2004 права и обязанности по договору аренды переведены на Российскую Федерацию. Право собственности Российской Федерации на земельный участок (кадастровый номер 69:40:0100215:2) подтверждено выпиской из ЕГРП от 04.07.2012 (л.д.35, т.1), кадастровым паспортом (л.д.36-38, т.1).
В кадастровом паспорте отражено, что кадастровый номер участка 69:40:0100215:2 равнозначен кадастровому номеру 69:40:0100215:0002, адрес согласно ориентира: <...>.
На данном земельном участке расположены нежилые строения (оранжереи, теплицы, сарай иные подсобные сооружения). Право собственности Общества на объекты зарегистрировано (л.д.55-63, т.1).
28.10.2010 Общество обратилось в Управление с заявкой на приватизацию находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100215:2, площадью 11478,3 кв.м., расположенного по адресу: <...> (л.д.23-27, т.1).
26.04.2011 Управление в адрес Общества письмом №1746-05 сообщило о необходимости представления дополнительных документов (л.д.32-34, т.1).
04.09.2012 Общество обратилось в Управление с заявлением о внесении изменений в заявку от 28.10.2010 и возобновлении её рассмотрения (л.д.28-31, т.1) и представило дополнительные документы согласно приведённому перечню.
Управление письмом от 01.02.2013 № 485-05 отказало в приватизации земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100215:2, площадью 11478 кв.м., расположенного по адресу: <...>, поскольку сочло его площадь излишней (л.д.21-22, т.1).
Общество, не согласившись с отказом Управления, обратилось в суд.
Исследовав представленные сторонами документы и доказательства в их совокупности, заслушав представителей спорящих сторон в судебном заседании, суд первой инстанции приходит к мнению об обоснованности заявленных требований.
Статьей 65 АПК РФ установлено, что при рассмотрении споров об оспаривании актов государственных органов, обязанность доказывания правомерности вынесения данного акта возлагается на орган, его принявший, но в свою очередь каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания недействительным ненормативного правового акта в соответствии со статьёй 198 АПК РФ необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия его закону или иному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов именно того лица, которое обращается в арбитражный суд в соответствующими требованиями.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 названным Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 указанного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
В соответствии со статьёй 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 указанного Кодекса.
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) (пункт 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, наделено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) (пункт 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации (пункт 4 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
На основании статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: 1) которые признаны таковыми федеральными законами, 2) право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и 3) которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Разграничение государственной собственности представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
До 01.07.2006 разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с Законом о разграничении государственной собственности на земли N 101-ФЗ, в ст. 3 которого, в частности, было предусмотрено такое основание для внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, как расположение на земельном участке приватизированного недвижимого имущества, находившегося до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» установлена новая система отношений по регулированию отношений разграничения государственной собственности на землю, которая пришла на смену Закону о разграничении государственной собственности на земли N 101-ФЗ (признан утратившим силу с 01.07.2006).
При этом согласно пункту 1 статьи 3.1 Вводного закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в частности, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Пунктом 5.39 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, на Росимущество возложено, в частности, полномочия по принятию решения о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.
Учитывая изложенное, Управление уполномочено принимать решения по приватизации данного земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 5 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", исключительное право на приватизацию земельных участков, согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, а также федеральными законами. Данное право является исключительным, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков либо резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Исходя из положений статьи 27, пункта 4 статьи 28, статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, основаниями для отказа в выкупе земельного участка собственнику находящихся на земельном участке зданий, строений, сооружений являются изъятие земельного участка из оборота, ограничение земельного участка в обороте, резервирование участка в установленном порядке для государственных и муниципальных нужд.
Законом не предусмотрено иных оснований отказа в предоставлении земельного участка в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Исходя из положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", земельный участок должен быть предоставлен в границах, определенных его кадастровым паспортом.
Таким образом, для реализации права на приобретение в собственность земельных участков заявитель должен подтвердить только право собственности на объекты недвижимости.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка указано, что площадь земельного участка должна соответствовать нормам предоставления земельных участков, установленным статьёй 33 Земельного кодекса Российской Федерации и должна быть достаточной для эксплуатации земельного участка, но не более. Управление сослалось на недоказанность факта необходимости предоставления ему в собственность земельного участка (кадастровый номер 69:40:0100215:2) в объеме 11478,3 кв.м.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Исследовав представленные документы, а именно заключение проектной организации ООО СК «Омега» от 17.06.2013 по результатам обследования земельного участка кадастровый номер 69:40:0100215:2, где отражено, что земельный участок является необходимым и требуется для осуществления деятельности оранжерея ОАО «ТВЗ», направленной на благоустройство, озеленение территории предприятия, прилегающей к нему санитарно-защитной зоны и территорий парка ДК «Металлист» и сквера по Петербургскому шоссе (обследование проведено с фотографированием объекта) и установлено наличие на участке шести оранжерей, теплицы, сарая, хранилища и три объекта не являющиеся объектами недвижимости и исполняющих роль вспомогательных.
Так же сторонами совместно проведен осмотр (обследование) участка 28.06.2013, по результатам которого составлен соответствующий акт. В ходе осмотра произведено фотографирование территории, фотоматериалы приобщены с актом осмотра к материалам дела.
В акте обследования от 28.06.2013 года отражено, что имеются незарегистрированные объекты металлический гараж и деревянное строение, с северной стороны участка имеются незастроенные и неиспользуемые участки.
В отношении обнаружения на участке металлического гаража и сарая, не зарегистрированных в качестве объекта недвижимости, Обществом пояснено, что они используются для хранения инвентаря, используемого работниками оранжереи. Кроме того, на территории высаживаются саженцы деревьев и кустарников, складируется земля и удобрения, используемые в работе. Земля завозится на территорию грузовым автотранспортом, для проезда и разгрузки которого необходима территория.
На территории участка (кадастровый номер 69:40:0100215:2) в том числе расположено место для парковки служебного транспорта, площадка для хранения грунта, дороги и проходы, строения и сооружения, место для выращивания саженцев и т.д. Фактически используется вся площадь земельного участка.
Так же в Заключении от 17.06.2013 года сделан вывод о невозможности увеличения плотности застройки в связи с тем, что с южной стороны проходит открытая теплотрасса и необходимы площадки для выращивания саженцев и кустарников.
Кроме того, по договору аренды №3328 от 15.03.2006 и дополнительного соглашения к нему от 14.05.2007 в обязанности Общества входит содержание парковой зоны за ДК «Металлист», а также сквера по Петербургскому шоссе. Ежегодно утверждаемыми планами благоустройства и озеленения объектов предзаводской и заводской территории, что также подтверждается письмом Администрации Заволжского района в городе Твери от 28.05.2013 №32/1486-и.
Наличие небольших неиспользуемых участков Общество не отрицает, пояснено, что сразу за территорией оранжерей находятся жилые дома и детский сад, указанные участки в том числе, относятся к санитарно-защитной зоне промышленного предприятия ОАО «ТВЗ», размер которой соответствует СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», что отражено в Санитарно-эпидемиологической экспертизе от 15.08.2003 №06-3-16/240 и подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением от 15.08.2003 №69.01.38.0001Т.001142.08.03.
По мнению суда, Обществом Управлению представлены все необходимые документы для принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка и подтверждающие право Общества на приватизацию земельного участка.
Обществом подтверждено, что весь земельный участок ему необходим для использования в производственной деятельности.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению. Расходы по госпошлине подлежат отнесению на ответчика, излишне уплаченная госпошлина в сумме 2000 руб. подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 200-201 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области
Р Е Ш И Л:
Требования открытого акционерного общества «Тверской вагоностроительный завод», г.Тверь (зарегистрировано Межрайонной ИМНС России №1 по Тверской области, 21.05.1993, ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес <...>), удовлетворить,
признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, г.Тверь об отказе заявителю в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100215:2, площадью 11478 кв.м., расположенного по адресу: <...> собственность, выразившемся в письме от 01.02.2013 № 485-05;
обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, г.Тверь принять решение о предоставлении обществу на праве собственности земельного участка площадью 11478,3 кв.м., с кадастровым номером 69:40:0100215:2, расположенного по адресу: <...> в собственность и направить в его адрес проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, г.Тверь в пользу открытого акционерного общества «Тверской вагоностроительный завод», г.Тверь расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.
Исполнительный лист выдать взыскателю в соответствии со статьями 319, 320 АПК РФ, после вступления решения в законную силу.
Возвратить открытому акционерному обществу «Тверской вагоностроительный завод», г.Тверь из доходов федерального бюджета 2000 руб. излишне оплаченной по платежному поручению №30292 от 14.11.2012 госпошлины, на возврат выдать справку.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Вологда в месячный срок после его принятия.
Судья С.Е.Рощина