АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
(с перерывом в порядке статьи 163 АПК РФ)
20 мая 2010г. г.Тверь Дело № А66–3839/2010
Арбитражный суд Тверской области в составе: судьи Романовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Жуковой И.С., при участии представителей истца (заявителя) – не явился, извещен, ответчика – ФИО1, по доверенности, рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детского сада № 4, п. Кесова Гора
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области (Управлению Роспотребнадзора по Тверской области), г.Тверь
об оспаривании Постановления № 482 от 10.03.2010 г.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 4, п. Кесова Гора, (далее – учреждение, заявитель) обратилось в Кесовогорский районный суд Тверской области с заявлением об отмене Постановления от 10.03.2010 № 482, вынесенного Управлением Роспотребнадзора по Тверской области (далее – Роспотребнадзор или ответчик) о привлечении учреждения к административной ответственности на основании ч. 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в размере 5 000 руб. штрафа.
Определением от 23.04.2010г. дело о рассмотрении заявления передано на рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
Заявленные требования мотивированы отсутствием состава административного правонарушения.
Ответчик заявленные требования не признал, в судебном заседании пояснил, что учреждением допущены указанные в постановлении нарушения.
Из материалов дела следует, что 25.02.2010 года в 15 часов 00 минут в ходе проверки учреждения, расположенного по адресу: <...>, установлены следующие нарушения:
1. В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1 (далее – Закон №2300-1) исполнитель на вывеске обязан довести до сведения потребителя наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. В нарушение вышеуказанной статьи на вывеске учреждения, оказывающего платные образовательные услуги, отсутствует информация о наименовании в соответствии с уставом и месте нахождения (адресе).
2. В соответствии с пунктом 7 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001г. № 505 (далее – Правила) исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю достоверную информацию об исполнителе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
На основании пункта 8 Правил исполнитель обязан довести до потребителя (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте) информацию, содержащую следующие сведения:
а) наименование (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество) и место нахождения (адрес) исполнителя, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации (для образовательных учреждений) с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;
(пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2005 N 815)
б) уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;
в) перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;
г) стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;
д) порядок приема и требования к поступающим;
В нарушение указанных пунктов до сведения потребителей не доведена вышеназванная информация.
В соответствии с подпунктами а, б, г, е пункта 14 Правил договор заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения:
- наименование государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, научной организации - исполнителя и место его нахождения (юридический адрес) либо фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью;
- фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;
- уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты;
- должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а также подпись потребителя.
В нарушение указанных требований договор, заключенный с родителем (законным представителем) ребенка ФИО2, от 01.09.2009 не содержит указанный сведений.
25.02.2010 составлен протокол об административном правонарушении в отношении учреждения по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Постановлением № 482 от 10.03.2010 учреждение привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме 5000 руб. по изложенным выше основаниям.
Исследовав представленные сторонами документы и доказательства, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд приходит к мнению об обоснованности заявленных требований.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Правил данные Правила распространяются на государственные и муниципальные образовательные учреждения дошкольного и общего образования, которые оказывают потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, не предусмотренные соответствующими образовательными программами, федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями.
На основании пунктов 4, 5 статьи 1 Правил к платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов, подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся, и другие услуги.
К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, не относятся: снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом; факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.
Привлечение на эти цели средств потребителей не допускается.
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов), федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а также (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования) в рамках образовательных стандартов и требований), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 6 Правил исполнитель обязан обеспечить оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами и условиями договора об оказании платных образовательных услуг (далее именуется - договор), а при наличии свидетельства о государственной аккредитации - и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что учреждение не оказывало платные образовательные услуги. Административным органом не представлены доказательства, что учреждение оказывало платные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами, федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями. Представленный договор с ФИО2 свидетельствует об оказании образовательных услуг в рамках основной образовательной деятельности, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, так как в указанном договоре предусмотрена плата за содержание в детском саду в размере и сроки, установленные Порядком расчета и взимания родительской платы за содержание детей в учреждении, утвержденным администрацией района. Административный орган не представил доказательства заключения учреждением договоров на оказание платных образовательных услуг и взимания платы за оказанные платные образовательные услуги.
Следовательно, Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001г. № 505, не распространяются на учреждение.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
В соответствии с частью первой статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд считает, что Учреждение в нарушение статей 9 Закона № 2300-1 не довело до сведения потребителей путем размещения на вывеске или в ином удобном для обозрения месте информацию о наименовании и месте нахождения (адрес) Учреждения. Следовательно, учреждением совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Так, согласно Определения Конституционного Суда Российской Федерации № 116-О от 09.04.2003 «…не препятствует судам общей и арбитражной юрисдикции избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других, смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств. В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности.
В пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 и пункте 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 разъяснено, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя и формально содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда или угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. То есть административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной, критерии оценки КоАП РФ не установлены и определяются судом в каждом конкретном случае.
По мнению суда, в настоящем деле имеются обстоятельства, предусмотренные статьей 2.9. КоАП РФ, а именно дающие основание считать рассматриваемое нарушение малозначительным.
Суд учитывает характер совершенного правонарушения, отсутствие прямого умысла, ущерба для общества и государства, признание вины в совершении административного правонарушения, устранение нарушения (изготовление вывески), статус учреждения – является бюджетным учреждением, не привлечение ранее к административной ответственности, принятие мер по соблюдению законодательства.
Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, ст. 2.9 КоАП РФ Арбитражный суд Тверской области
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области от 10.03.2010 № 482 о привлечении Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детского сада № 4, п. Кесова Гора, к административной ответственности в размере 5000 руб. штрафа.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке в сроки, установленные АПК РФ.
Судья Е.В.Романова