АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
14 сентября 2016 года
г.Тверь
Дело № А66-4144/2016
(резолютивная часть решения объявлена 09.09.2016)
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Голубевой Л.Ю., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Смирновой О.С., при участии представителей: от заявителя – ФИО1 по доверенности, от ответчика - ФИО2 по доверенности, от третьего лица – ФИО3 по доверенности, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Калининского районного потребительского общества Тверского областного союза потребительских обществ (Калининское РАЙПО Тверского облпотребсоюза), г. Тверь, к Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области, г.Тверь,
третье лицо: УФНС России по Тверской области, г.Тверь,
о признании недействительным решения от 06.11.2015 № 12-10/172 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; зачете суммы доначисления в размере 145 338 руб. в счет уплаты заявителем земельного налога за 2016 год, взыскании судебных расходов по оплате госпошлины в сумме 3 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Калининское районное потребительское общество Тверского областного союза потребительских обществ (Калининское РАЙПО Тверского облпотребсоюза), г. Тверь, (далее –заявитель, РАЙПО) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области (далее – ответчик, Инспекция) о признании недействительным решения от 06.11.2015 № 12-10/172 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; зачете суммы доначисления в размере 145 338 руб. в счет уплаты заявителем земельного налога за 2016 год.
В судебном заседании заявитель отказался от требования о зачете суммы доначисления в размере 145 338 руб. в счет уплаты заявителем земельного налога за 2016 год.
Отказ от части заявленных требований принят судом применительно к ст. 49 АПК РФ. Производство по делу в указанной части подлежит прекращений ( п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).
На оставшейся части заявленных требований заявитель настаивал, мотивируя из тем, что решение Совета депутатов Славновского сельского поселения от 28.11.2013 № 9 «Об установлении и введении на территории Славновского сельского поселения земельного налога на 2014 год» не обнародовано, в связи с чем, не должно подлежало применению при исчислении земельного налога за 2014 год. Кроме того, заявитель ссылается на то, что при исчислении налога руководствовался размещенной на официальном сайте Инспекции информацией о том, что при исчислении земельного налога на 2014 год следует руководствоваться решением Совета депутатов Славновского сельского поселения № 23 от 23.11.2012 «Об установлении и введении на территории Славновского сельского поселения земельного налога на 2013 год».
Ответчик с доводами заявления не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление (л.д. 52-55).
Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица УФНС России по Тверской области, г.Тверь (далее- Управление) против удовлетворения заявленных требований возражало.
Как следует из материалов дела и пояснений представителей сторон, Инспекцией в соответствие со ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, представленной РАЙПО 09.06.2015 года.
По результатам проверки составлен акт от 14.09.2015 № 12-10/5373 дсп и с учетом представленных возражений вынесено решене об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 06.11.2015 № 12-10/172, согласно которому РАЙПО доначислен земельный налог за 2014 год в размере 145 338 руб. в связи с неправомерным применением ставки земельного налога, равной 0,4% вместо установленной Решением Совета депутатов Славновского сельского поселения от 28.11.2013 года № 9, равной 1,5%. Этим же решением РАЙПО начислены пени в размере 4836,12 руб.
РАЙПО, не согласившись с названным решением, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области с апелляционной жалобой. Решением Управления № 08-11/311 от 30.12.2015 года в удовлетворении жалобы РАЙПО отказано, что послужило основанием для обращения РАЙПО в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Рассматривая дело, суд исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ в редакции, действовавшей в проверяемом периоде, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 2 статьи 387 НК РФ предусмотрено, что устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствие с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Пунктами 1 и 2 статьи 396 НК РФ установлено, что сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
РАЙПО на праве собственности принадлежит 4 земельных участка, расположенных на территории Славновского сельского поселения с кадастровыми номерами 69:10:0152001:46, 69:10:0152001:536, 69:10:0150401:26, 69:10:0161101:85.
На территории Славновского сельского поселения ставка земельного налога на 2013 год были установлены решением Совета депутатов Славновского сельского поселения № 23 от 23.11.2012 «Об установлении и введении на территрории Славновского сельского поселения земельного налога на 2013 год» (далее- Решение № 23 от 23.11.2012), которая составляла 0,4 %.
По указанной ставке РАЙПО был рассчитан и уплачен в бюджет земельный налог и в 2014 году.
При этом, РАЙПО при исчислении земельного налога за 2014 год неправомерно не применено решение Совета депутатов Славновского сельского поселения № 9 от 28.11.2013 года «Об установлении и введении на территрории Славновского сельского поселения земельного налога на 2014 год» (далее- Решение № 9 от 28.11.2013), которым ставка земельного налога установлена в размере 1,5%, что повлекло занижение налоговой базы по налогу на землю за 2014 год и доначисление Инспекцией земельного налога за 2014 год в размере 145 338 руб.
Суд отклоняет доводы заявителя о том, что решение № 9 от 28.11.2013 года не подлежало применению в связи с тем, что оно не было обнародовано.
Порядок опубликования муниципальных актов согласно пункту 3 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Устава МО «Славновское сельское поселение Калининского района Тверской области» официальным обнародованием муниципальных правовых актов считается размещение их полных текстов в трехдневный срок со дня подписания на информационных стендах Славновского сельского поселения, размещенных в здании администрации, в магазинах, в библиотеках, в отделении связи, где они должны находиться в течение не менее 10-ти календарных дней.
Как следует из представленной по запросу суда копии журнала регистрации решений Славновского Совета депутатов, решение № 9 от 28.11.2013 года обнародовано 30.11.2013 года на информационных стендах.
О том, что решение № 9 от 28.11.2013 года обнародовано свидетельствуют и ответы Главы администрации Славновского сельского поселения № 176 от 03.06.2015 и № 224 от 10.07.2015.
При указанных обстоятельствах довод РАЙПО о том, что решение № 9 от 28.11.2013 года не подлежит применению, суд считает несостоятельным.
Требование РАЙПО в части признания недействительным оспариваемого решения Инспекции в части доначисления 4836,12 руб. земельного налога за 2014 год, рассчитанного с применением установленной решением № 9 от 28.11.2013 года ставки земельного налога, равной 1,5%, удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, суд считает, что оспариваемое решение подлежит признанию недействительным, как не соответствующим требованиям НК РФ, в части начисления пени в размере 4836,12 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 8 статьи 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ к обязанностям налоговых органов относится бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представление форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснение порядка их заполнения.
Административным регламентом Федеральной налоговой службы по представлению государственной услуг по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным Приказом Минфина России от 02.07.2012 года № 99н (далее- Регламент), предусмотрено, что государственная услуга по бесплатному информированию предоставляется ФНС России, ее территориальными органами - управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, инспекциями ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями ФНС России межрайонного уровня.
В соответствии с пунктом 47 Регламента предоставление государственной услуги по бесплатному информированию включает в себя в том числе публичное информирование посредством размещения информации на официальных сайтах ФНС России, управлений ФНС России, в СМИ, направление информации по ТКС.
Согласно пункту 52 Регламента должностные лица, ответственные за предоставление государственной услуги, при публичном информировании обязаны поддерживать в актуальном состоянии информационные материалы на официальных сайтах ФНС России, управлений ФНС России, информационных стендах, в компьютерах общего доступа со справочно-правовыми системами и с программными продуктами, разработанными ФНС России.
Судом установлено, что РАЙПО при исчислении земельного налога на 2014 год руководствовалось справочной информацией о ставках и льготах по имущественным налогам, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru (л.д. 41) из которой следует, что исчисление земельного налога в 2014 году по сроку уплаты 01.02.2015 года в муниципальном образовании Славновское сельское поселение Калининского района Тверской области производится на основании решения № 23 от 23.11.2012 года по ставке, установленной за земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли и общественного питания и бытового обслуживания в размере 0,4%.
Указанной информация размещена на официальном сайте федеральной налоговой службы, предназначена для неопределенного круга лиц, из нее с достоверностью можно определить к какому периоду она относится, какое решение органа местного самоуправления подлежит применению, какая ставка земельного налога подлежит применению.
РАЙПО, руководствуясь указанной информацией, в установленный срок исчислил и уплатил земельный налог за 2014 год.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что начисление РАЙПО пени противоречит требованиям п. 8 ст. 75 НК РФ.
В связи с частичным удовлетворением заявленных РАЙПО требований понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в размере 3000 руб.( п/п № 600 от 30.03.2016) подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 150, ст. ст. 167-170, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные Калининским районным потребительским обществом Тверского областного союза потребительских обществ, г. Тверь, ОГРН <***>, ИНН <***>, требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области от 06.11.2015 № 12-10/172 в части доначисления пени в размере 4 836,12 руб.
Производство по требованию о зачете суммы доначислений в размере 145 338 руб. в счет уплаты заявителем земельного налога за 2016 год прекратить.
В удовлетворении остальной части заявленных требований,- отказать.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области в пользу Калининского районного потребительского общества Тверского областного союза потребительских обществ, г. Тверь, ОГРН <***>, ИНН <***>, 3000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела ( п/п № 600 от 30.03.2016).
Исполнительный лист выдать взыскателю в порядке ст. 319 АПК РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда, в течение месяца со дня его принятия, в порядке, предусмотренном АПК РФ.
Судья Л.Ю. Голубева