28 мая 2009 г. | г.Тверь | Дело № А66-4415/2009 |
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Балакина Ю.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суворовой Ю.С., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДКС Логистика", г.Тверь
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 27.04.2009 № 164
при участии: от заявителя – ФИО1 по доверенности,
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ДКС Логистика» (далее — Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области (далее — Управление Росфиннадзора) от 27.04.2009 № 164, которым на Общество наложено административное взыскание, предусмотренное частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде 40000 руб. штрафа.
В обоснование своих требований заявитель указал на отсутствие его вины в совершении вменённого правонарушения, кроме того, ссылается на малозначительность совершенного административного правонарушения.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, к указанному правонарушению неприменимы положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), представил письменный отзыв.
Как следует из материалов дела, Общество заключило с фирмой "TOOSulpakTelekom" (Казахстан) дистрибьюторский договор от 01.01.2007 № А/02/04-1/2007 на поставку фирме товара.
В ОАО «Уралсиб» 24 мая 2007 года был оформлен паспорт сделки № 0705000/2275/0015/1/0.
17.10.2008 паспорт сделки № 0705000/2275/0015/1/0 в ОАО «Уралсиб» был закрыт в связи с переводом договора в филиал АК СБ РФ (ОАО) – Тверское отделение № 8607.
На основании указанного договора после перевода его из филиала банка ОАО «Уралсиб», г. Тверь, в филиал АК СБ РФ (ОАО) – Тверское отделение № 8607, был оформлен новый паспорт сделки от 17.10.2008 № 08100026/1481/1527/1/0.
Дополнительным соглашением от 01.04.2008 (б/н) стороны внесли изменения в пункт 3.2.1 договора ("Условия поставки"), согласно которым оплата за продукцию производится не позднее 90 календарных дней со дня отгрузки продукции.
Данные изменения затрагивают сведения, которые отражаются в пунктах 6.1 и 6.2 второго листа паспорта сделки, но в паспорт сделки при его оформлении внесены не были.
Паспорт сделки был переоформлен в связи с данными изменениями 02.02.2009.
Тверской таможней была проведена проверка соблюдения Обществом валютного законодательства. На основании акта проверки должностным лицом упомянутого органа был составлен протокол от 10.04.2009 г. № 10115000-168/2009 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, выраженном в нарушении установленных единых правил оформления паспортов сделок.
Усмотрев наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса, Управление Росфиннадзора вынесло постановление от 27 апреля 2009 года № 164 о назначении обществу административного наказания в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, заявитель оспорил его в Арбитражном суде Тверской области.
При рассмотрении настоящего дела суд исходит из следующего.
В силу части 6 статьи 15.25 Кодекса объективную сторону противоправного деяния образуют несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов. Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2 части 3 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает порядок и сроки представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Единые правила оформления паспортов сделок установлены Центральным банком Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", и содержатся в разделе II Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 15.06.2004 г. № 117-И «О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».
В силу пункта 3.3 Инструкции в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям, указанным в пункте 3.1 настоящего раздела (далее - валютные операции по контракту (кредитному договору)) резидент по каждому контракту (кредитному договору) оформляет один ПС в одном банке ПС в порядке, указанном в приложении 4 к настоящей Инструкции, и в соответствии с требованиями настоящего раздела.
В соответствии с пунктом 3.15 Инструкции в случае внесения в контракт изменений и дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом паспорте сделки, либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, резидент представляет в банк документы, поименованные в пунктах 3.15.1 - 3.15.4 Инструкции, в том числе документы, подтверждающие вносимые в контракт изменения и дополнения.
Согласно пункту 3.15.1 Инструкции (введен пунктом 1.2 Указания, опубликованного в "Вестнике Банка России" 13.09.2006 г. и вступившего в силу с 01.11.2006 г.) указанные документы представляются резидентом после внесения соответствующих изменений в контракт либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту либо не позднее очередного срока представления в уполномоченный банк документов и информации в соответствии с требованиями Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций.
Согласно пункту 4.10 Инструкции для оформления нового ПС по контракту (кредитному договору) в уполномоченном банке резидент не позднее 40 календарных дней, исчисляемых начиная с даты закрытия ПС в банке ПС, одновременно с документами, предусмотренными главой 3 настоящей Инструкции, представляет в уполномоченный банк ведомость, указанную в пункте 4.8 настоящей Инструкции. При этом в разделе 5 "Справочная информация" ПС резидент указывает номер и дату ПС, ранее оформленного по данному контракту (кредитному договору) в банке ПС.
В соответствии с пунктом 3.5 главы 3 Инструкции для оформления ПС резидент представляет в банк ПС одновременно следующие документы: два экземпляра ПС, заполненного в соответствии с приложением 4 к настоящей Инструкции; контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту (кредитному договору); разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации; иные документы, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", необходимые для оформления ПС в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
Заполнение пунктов 6.1 и 6.2 второго листа паспорта сделки осуществляется в соответствии с пунктом 10 Порядка заполнения паспорта сделки (приложение № 4 к Инструкции). В пункте 6.1 "Условия о сроках и порядке расчетов по контракту" поле заполняется путем краткого или полного изложения условий о сроках и порядке расчетов, предусмотренных в контракте. В случае отсутствия указанных условий в контракте поле не заполняется. В пункте 6.2 "Срок от даты выпуска (условного выпуска) товаров таможенными органами при экспорте товаров до даты зачисления денежных средств от нерезидента на банковский счет резидента (отсрочка платежа), срок от даты оплаты резидентом ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров до даты ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации при импорте товаров (предварительная оплата)" указывается количество календарных дней от даты выпуска (условного выпуска) товаров таможенными органами при экспорте товаров до даты зачисления денежных средств от нерезидента на банковский счет резидента (отсрочка платежа).
В соответствии с письмом Центрального банка Российской Федерации от 03.05.2007 N 12-3-5/951 "О порядке заполнения листа 2 ПС (форма 1)" сроки, указываемые в пункте 6.2 листа 2 ПС (форма 1), рассчитываются резидентом самостоятельно исходя из условий контракта. При этом Инструкция не содержит требований, в соответствии с которыми на уполномоченный банк возложен контроль за точностью расчета срока, указанного резидентом в пункте 6.2 листа 2 ПС (форма 1).
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем Общество в связи с переводом дистрибьюторского договора от 01.01.2007 № А/02/04-1/2007 в другой уполномоченный банк при оформлении нового ПС от 17.10.2008 № 08100026/1481/1527/1/0 в филиале АК СБ РФ (ОАО) – Тверское отделение № 8607 заполнило пункты 6.1 и 6.2 листа 2 ПС без учета изменений, внесенных дополнительным соглашением от 01.04.2008 в пункт 3.2.1 договора. С учетом указанных изменений ПС был переоформлен только 02.02.2009.
Таким образом, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, выраженный в нарушении Обществом установленных единых правил оформления паспортов сделок.
Также суд не считает выявленное правонарушение малозначительным.
В соответствии с частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 116-О от 09.04.2003 совершение административного правонарушения«…не препятствует судам общей и арбитражной юрисдикции избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других, смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств».
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя и формально содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда или угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. То есть административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной, критерии оценки КоАП РФ не установлены и определяются судом в каждом конкретном случае.
Как следует из материалов дела и не отрицается заявителем, правонарушение произошло в результате пренебрежительного отношения общества к выполнению своих публичных обязанностей в сфере государственного управления, на момент оформления нового паспорта сделки от 17.10.2008 № 08100026/1481/1527/1/0 дополнительное соглашение от 01.04.2008 к договору действовало уже более 6-ти месяцев, кроме того, до переоформления 02.02.2009 на основании дополнительного соглашения от 01.04.2008 указанный паспорт сделки переоформлялся заявителем еще дважды по другим основаниям: 06.11.2008 и 29.12.2008, следовательно, оно не может являться малозначительным, т.к. предметом противоправного деяния служит финансовая безопасность государства.
Для определения малозначительности не играет роль совершение правонарушения впервые, т.к. данное обстоятельство является смягчающим ответственность, а не избавляющим от неё, штраф наложен в минимальном размере.
На основании вышеизложенного, заявленное требование не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ Арбитражный суд Тверской области
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного ООО «ДКС Логистика» требования о признании незаконным и отмене Постановления Территориального управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области № 164 от 27.04.2009 года отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда в десятидневный срок со дня его принятия.
Судья Ю.П. Балакин.