ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-447/2022 от 18.02.2022 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

28 февраля 2022 года

г.Тверь

Дело № А66-447/2022

(резолютивная часть объявлена 18.02.2022)

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Басовой О.А., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем судебного заседания Молчановой Е.Н., при участии представителей: от заявителя – Раскельдиева М.И., от ответчика – Толмачевой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениюМежрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу, г.Москва,

к Акционерному обществу "Кашинский ликеро-водочный завод "Вереск" (171640, <...>, ОГРН <***>, дата присвоения ОГРН: 22.08.2002, ИНН <***>),

о привлечении к административной ответственности на основании        части 3 статьи 14.17 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Акционерного общества "Кашинский ликеро-водочный завод "Вереск" (далее – ответчик, Общество) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

В судебном заседании заявитель требования поддержал.

Ответчик против их удовлетворения возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Как следует из материалов дела,  Общество имеет лицензии, выданные Росалкогольрегулированием:

-от 15.07.2020 № 69ПСН0009547, сроком действия до 29.06.2026, на осуществление производства, хранения и поставок произведенной алкогольной продукции (спиртные напитки – водка, ликероводочные изделия, коньяки, виски, ром) по адресу места осуществления деятельности, указанному в лицензии;

-от 12.08.2021 № 69ПВН0010607, сроком действия до 29.06.2026, на осуществление производства, хранения и поставок произведенной алкогольной продукции (виноградосодержащие напитки без добавления этилового спирта) по адресу места осуществления деятельности, указанному в лицензии.

На основании поручения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 02.09.2021 № 15042/02 о проведении анализа сведений, содержащихся в ЕГАИС и государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на предмет соответствия выпускаемых организациями видов алкогольной продукции – ликер и указанием данного вида алкогольной продукции в соответствующих лицензиях Управлением проведены мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами, в ходе которых установлено, что Общество осуществляет производство алкогольной продукции – спиртных напитков (ликеров).

Установив, что «ГОСТ 33880-2016. Межгосударственный стандарт. Напитки спиртные. Термины и определения», введенный в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2016 N 1874-ст (далее – ГОСТ 33880-2016), содержит различные определения ликероводочных изделий и ликеров, а «ГОСТ 7190-2013. Межгосударственный стандарт. Изделия ликероводочные. Общие технические условия» (далее – ГОСТ 7190-2013) не содержит ликеры в расшифровке ликероводочных изделий, на которые он распространяется, Управлении сделало вывод о том, что лицензия  от 15.07.2020 № 69ПСН0009547 не предоставляет Обществу право на осуществление производства, хранения и поставок ликеров. Фактически же ликеры Обществом производились.

Управлением 14.10.2021 вынесено определение № 0103/141021/05247-1 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В порядке административного расследования Управлением в присутствии понятых произведен осмотр принадлежащих Обществу территорий и помещений по адресу: <...>, в ходе которого установлено, что по данному адресу Обществом осуществляется производство алкогольной продукции. На момент осмотра общее количество остатков алкогольной продукции составляет 805 477 бут.

На складах установлен оборот (хранение) произведенной алкогольной продукции (ликеров) в общем количестве 25 107 бут., в отношении которой указано, что она произведена без соответствующей лицензии (протокол осмотра от 14.10.2021 №0103/141021/05247-2).

В качестве меры обеспечения производства по делу на данную алкогольную продукцию наложен арест (протокол ареста от 14.10.2021 № 0103/141021/05247-3).

Для проведения экспертизы у Общества изъяты образцы продукции в количестве 12 единиц (протокол изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 14.10.2021 № 0103/141021/05247-4).

Определением от 14.10.2021 № 0103/141021/05247-5 назначена экспертиза на предмет соответствия её требованиям «ГОСТ  32071-2013. Межгосударственный стандарт. Продукция алкогольная. Ликеры. Общие технические условия», введенного в действие Приказом Росстандарта от 28.06.2013 N 342-ст (далее – ГОСТ 32071-2013).

Определениями от 02.11.2021 № 0103/141021/05247-6 и от 12.11.2021 № 0103/141021/05247-9 внесены исправления в протокол осмотра от 14.10.2021 № 0103/141021/05247-2, в протокол изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 14.10.2021 № 0103/141021/05247-4, в определение о назначении экспертизы  от 14.10.2021 № 0103/141021/05247-5.

В соответствии с экспертным заключением от 07.12.2021 № 97/2021 ликер десертный «Мерси малина» (Merciraspberry), дата розлива 08.07.21, 09.07.21, креп. 25 %,  емк. 0,5 л, не соответствует требованиям ГОСТ 32071-2013.

По фактам производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а также нарушения изготовителем требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции в отношении Общества составлены протоколы об административном правонарушении от 24.12.2021 № 0103/141021/05247-10 (по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ) и № 0103/241221/06709-1 (по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ).

Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.17 КоАП РФ в соответствии с протоколом об административном правонарушении от 24.12.2021 № 0103/141021/05247-10.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" от 22.11.1995 № 171-ФЗ (далее – Закон № 171-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 названного закона законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статьей 5 Закона № 171-ФЗ к полномочиям  органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено лицензирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензирование производства, закупки, хранения, поставок и перевозок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также розничной продажи вина, игристого вина, осуществляемой сельскохозяйственными товаропроизводителями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 данного закона  лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, установленных данным пунктом.

Лицензии выдаются, в частности, на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (пункт 2 статьи 18 Закона № 171-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 данного закона  лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции, указанному в статье 2 настоящего Федерального закона, а также по каждому виду винодельческой продукции, российской винодельческой продукции защищенных наименований в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации".

Таким образом, виды алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство и оборот которой подлежит лицензированию, прямо указаны в статье 2 Закона № 171-ФЗ.

Пунктом 7 статьи 2 Закона № 171-ФЗ установлено, что алкогольной продукцией является пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк, виноградная водка, бренди), вино, крепленое вино, игристое вино, включая российское шампанское, виноградосодержащие напитки, плодовая алкогольная продукция, плодовые алкогольные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Таким образом, законом установлен полный перечень видов алкогольной продукции, производство которых подлежит лицензированию: спиртные напитки, вино, крепленое вино, игристое вино, включая российское шампанское, виноградосодержащие напитки, плодовая алкогольная продукция, плодовые алкогольные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

При этом в составе такого вида алкогольной продукции, как спиртные напитки, полный перечень подвидов данной продукции не приведен, о чем свидетельствует указание «в том числе». В частности, ни ликеры, ни ликероводочные изделия не перечислены в данной норме как самостоятельный подвид или вид спиртных напитков.

Определение спиртных напитков приведено в пункте 9 статьи 2 Закона № 171-ФЗ. В соответствии с данной нормой спиртные напитки - алкогольная продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к плодовой алкогольной продукции, плодовым алкогольным напиткам и виноградосодержащим напиткам, в том числе спиртные напитки, произведенные из коньячных дистиллятов, винных и виноградных дистиллятов и спиртов (коньяк, виноградная водка, бренди).

В данной норме также отсутствует указание на то, что ликеры (или ликероводочные изделия) являются самостоятельными видами алкогольной продукции или спиртных напитков.

Иные нормы Закона № 171-ФЗ такого указания также не содержат.

Приведенные положения статей  2 и 18 Закона № 171-ФЗ в их совокупности позволяют сделать вывод о том, что наличие лицензии на производство такого вида алкогольной продукции, как спиртные напитки, подразумевает наличие разрешения на производство их подвидов, не указанных прямо в его статье 2.

Ссылки Управления на вышеуказанные ГОСТы суд считает несостоятельными, поскольку статья 2 Закона № 171-ФЗ является нормой прямого действия, не содержащей каких-либо отсылочных положений в части классификации спиртных напитков по видам.

Из определения «ликер», приведенного в пункте 46 ГОСТ 33880-2016 (спиртной напиток крепостью не менее 15,0% об., с массовой концентрацией сахара не менее 10,0 г/100 см3, приготовленный из ректификованного этилового спирта, дистиллятов из пищевого сырья, исправленной воды, полуфабрикатов с добавлением сахаросодержащих продуктов, молока и молочной продукции, яиц, вина, ароматических веществ), следует лишь то, что ликер является спиртным напитком с определенными составляющими, однако не следует, что он является самостоятельным видом спиртных напитков применительно к классификации, установленной Законом № 171-ФЗ, и что наличие в лицензии указания на наличие права на производство спиртных напитков не дает права на производство ликеров как подвида спиртных напитков. То же относится и к ГОСТ 32071-2013, на который ссылается заявитель: ГОСТ дает лишь определение ликера как спиртного напитка с определенными составляющими. Ни в одном из ГОСТов, на которые ссылается заявитель, дающих определение ликера, не указано, что ликер является видом алкогольной продукции.

В ходе рассмотрения настоящего дела заявитель не привел никаких нормативных положений, из которых бы следовало, что у производителя алкогольной продукции, обладающего действующей лицензией на осуществление производства, хранения и поставок произведенной алкогольной продукции, в частности – спиртных напитков, отсутствует право на производство, хранение и поставки ликеров в составе такого вида алкогольной продукции, как спиртные напитки.

Ни из закона № 171-ФЗ, ни из Административного регламента предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции, лицензированию производства, хранения, поставок и розничной продажи винодельческой продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями (организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами), признаваемыми таковыми в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства", утвержденного Приказом Росалкогольрегулирования от 12.08.2019 N 199 и устанавливающего порядок и условия выдачи лицензий на виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с Законом № 171-ФЗ, ни из иных нормативных правовых актов не следует, что ликеры должны быть специально указаны в соответствующей лицензии как самостоятельный вид алкогольной продукции.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что производство, хранение и поставки ликеров при наличии у Общества действующей лицензии на осуществление производства, хранения и поставок произведенных спиртных напитков не образует объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

Кроме того, среди подвидов спиртных напитков, производимых Обществом, в лицензии от 15.07.2020 № 69ПСН0009547, указаны ликероводочные изделия.

Общество полагает, что ликеры являются ликероводочными изделиями, в связи с чем указание в лицензии ликероводочных изделий подразумевает право на производство ликеров.

Управление, исходя из понятий «ликер» и «ликероводочные  изделия», приведенных в ГОСТ 33880-2016, а также исходя из ГОСТ 7190-2013, не называющего ликеры в составе ликеро-водочных изделий, считает, что ликеры являются самостоятельным видом алкогольной продукции, право на производство которого должно быть указано в лицензии.

Суд исходит из следующего. Вышеназванные ГОСТы не содержат классификации алкогольной продукции и, в частности, спиртных напитков применительно к положениям Закона № 171-ФЗ, и, кроме того, носят рекомендательный характер.

В то же время Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2466 утверждены обязательные для применения Правила ведения и функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 8 названных Правил Единая информационная система (ЕГАИС) содержит, в частности, информацию о наименовании и виде этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), далее - Классификатор.

Таким образом, специальный нормативный правовой акт, изданный в развитие Закона № 171-ФЗ, в части определения видов алкогольной и спиртосодержащей продукции  содержит отсылку не к каким-либо ГОСТам, а к Классификатору.

При этом во введении к Классификатору указано, что для целей государственного регулирования деятельности по производству спирта этилового, алкогольной и спиртосодержащей продукции, относящихся в ОКПД 2 к соответствующим кодам класса 11 "Напитки" и класса 20 "Вещества химические и продукты химические" (в части этилового спирта из непищевого сырья), следует руководствоваться Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Таким образом, имеются непосредственные ссылки, указывающие на применение Классификатора для целей Закона № 171-ФЗ.

Классификатор содержит следующую структуру кодов продукции: XX –класс, XX.X – подкласс, XX.XX – группа, XX.XX.X – подгруппа, XX.XX.XX – вид,  XX.XX.XX.XX0 – категория, XX.XX.XX.XXX – подкатегория.

Ликероводочные изделия согласно Классификатору имеют код 11.01.10.200, а ликеры - 11.01.10.210.

Исходя из приведенной выше структуры кодов продукции, как ликероводочные изделия, так и ликеры относятся к единому виду продукции – напитки алкогольные дистиллированные и ректификованные (11.01.10), и к единой категории – ликероводочные изделия (11.01.10.200), при этом ликеры (11.01.10.210) являются подкатегорией категории ликероводочные изделия.

Никакой иной классификации действующее законодательство не устанавливает.

Таким образом, указанные алкогольные напитки не являются разными видами спиртных напитков, а соотносятся друг с другом как категория и подкатегория. Следовательно, обоснованной является позиция Общества о том, что  указание в лицензии ликероводочных изделий является достаточным для подтверждения права Общества на производство ликеров.

Учитывая наличие в лицензии данного указания, производство ликеров в данном случае не образует объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного  частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, что является основанием для отказа для привлечения его к административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.

В данном случае, учитывая отсутствие в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного  частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, алкогольная продукция, арестованная в соответствии с протоколом ареста № 0103/141021/05247-3 от 14.10.2021 (с учетом определения об исправлении опечатки от 02.11.2021 № 0103/141021/05247-6), подлежит освобождению от ареста, за исключением ликера десертного «Мерси малина» (Merciraspberry), дата розлива 08.07.21, 09.07.21, креп. 25 %,  емк. 0,5 л, в количестве 4076 бут. и 733 бут., в отношении которого обнаружены признаки состава иного административного правонарушения, предусмотренного    частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и составлен иной протокол об административном правонарушении от 24.12.2021 № 0103/241221/06709-1. Вопрос о данной части арестованной алкогольной продукции должен быть разрешен в рамках соответствующего административного дела.

На основании изложенного Арбитражный суд Тверской области, руководствуясь статьями 163, 167-170, 202-206 АПК РФ

РЕШИЛ:

В привлечении Акционерного общества "Кашинский ликеро-водочный завод "Вереск" (171640, <...>, ОГРН <***>, дата присвоения ОГРН: 22.08.2002, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, отказать.

Снять арест с алкогольной продукции, арестованной в соответствии с протоколом ареста № 0103/141021/05247-3 от 14.10.2021 (с учетом определения об исправлении опечатки от 02.11.2021 № 0103/141021/05247-6), за исключением ликера десертного «Мерси малина» (Merciraspberry), дата розлива 08.07.21, 09.07.21, креп. 25 %,  емк. 0,5 л, в количестве 4076 бут. и 733 бут. 

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья                                                                                   О.А. Басова