АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Тверь Дело № А66-4640/2009
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Бажан О.М,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Редькиной В.А.,
при участии представителей заявителя - ФИО1, ФИО2, по доверенностям, ответчика - ФИО3, по доверенности,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Савеловский машиностроительный завод", г.Кимры
к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, г.Тверь
о признании незаконными действий ответчика
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Савеловский машиностроительный завод", г.Кимры (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, г.Тверь (далее - ответчик, Управление) в части требования о предоставлении дополнительного пакета документов после издания распорядительного документа о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 69:42:070941:0100 , общей площадью 250 кв.м, расположенного по адресу: <...> ВЛКСМ, д.11, литер В1 для производственной деятельности (здание КПП ограждение завода ) на праве собственности, просит обязать Управление подготовить и направить в адрес Общества проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Общество письменно уточнило свои требования, просит признать незаконным бездействие Управления, выразившееся в уклонении от предоставления в адрес Общества проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:42:070941:0100 , общей площадью 250 кв.м, расположенного по адресу: <...> ВЛКСМ, д.11, литер В1 для производственной деятельности под объектами недвижимости принадлежащими обществу на праве собственности и обязать Управление совершить действия по предоставлению проекта договора купли-продажи на данный земельный участок. Заявленные уточнения не противоречат статье 49 АПК РФ, приняты судом.
Также , Обществом в судебном заседании заявлено ходатайство о восстановлении срока для подачи соответствующего заявления. Рассмотрев заявленное ходатайство, суд находит его подлежащим удовлетворению, поскольку причина пропуска срока /длительные переговоры и переписка с ответчиком / признается судом уважительной.
Заявитель , считает , что поскольку ответчиком было принято решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, то в соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ, должен в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности осуществить подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора, в связи с чем его бездействие является незаконным.
Управление с заявленными требованиями не согласилось, указало, что на основании действующего законодательства продажу федеральных земельных участков Управление может осуществлять только по поручению Росимущества.
Как следует из материалов дела, распоряжением Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области от 18.09.2008 №442 Обществу предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером 69:42:070941:0100 общей площадью 250 кв.м под объектом недвижимости – здание КПП ограждения территории завода, принадлежащим Обществу на праве собственности, расположенный по адресу: <...> ВЛКСМ, д.11, литер В1 для производственной деятельности. В установленный законодательством срок проект договора не был подготовлен и направлен обществу. Ответчиком дополнительно после этого представлялись документы.
Управление направило в адрес Общества письмо от 21.04.09 № 2664-05, которым предложено направить дополнительно документы и внести изменения в кадастровый план и было приложено письмо от 08.04.09 №12/520 Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Суд считает обоснованными доводы заявителя о незаконности бездействия Управления, выразившееся в уклонении от предоставления в адрес Общества проекта договора купли-продажи указанного земельного участка , противоречащим пункту 6 статьи 36 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса) собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Названный перечень документов утвержден приказом Минэкономразвития России от 30.10.07 №370, в соответствии с которым к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (часть 2 пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок, с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ).
Таким образом, из вышеизложенных норм права следует, что в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, административный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Управлением не подготовлен и не направлен до настоящего времени проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка его заявителю.
В этой связи суд находит обоснованными требования заявителя о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в уклонении от предоставления в адрес Общества проекта договора купли-продажи названного земельного участка.
Довод ответчика о том, что продажу федеральных земельных участков Управление может осуществлять только по поручению Росимущества, суд считает несостоятельным.
Типовое положение о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 №374, в соответствии с которым на Территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом возложена обязанность осуществлять продажу федерального имущества по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, было утверждено после возникновения у Управления обязанности подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи спорного земельного участка.
Согласно пункту 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (в ред. от 28.06.2005) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, который должен издаваться начиная со второго полугодия 1996 г. не реже двух раз в месяц, а с 1998 года - еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".
В силу пункта 10 названного Указа нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
В этой связи судом не может быть принята во внимание ссылка заявителя на приказ Минэкономразвития от 25.07.2008 №167 "Об осуществлении Территориальным управлением Росимущества по Тверской области функций Федерального агентства по управлению государственным имуществом». В материалах дела отсутствуют сведения о государственной регистрации и публикации в установленном порядке названного нормативного правового акта.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет, в том числе, следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже (пункт 5.4 постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432);
- заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункт 5.6 постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432).
Из вышеуказанных норм права следует, что на заявителя возложена обязанность по заключению в установленном порядке договоров купли-продажи федерального имущества.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Восстановить пропущенный ОАО "Савеловский машиностроительный завод" срок подачи заявления о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области.
Признать незаконным бездействие Управления, выразившееся в уклонении от предоставления в адрес Общества проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:42:070941:0100 , общей площадью 250 кв.м, расположенного по адресу: <...> ВЛКСМ, д.11, литер В1 для производственной деятельности (здание КПП ограждение завода ) на праве собственности и обязать Управление совершить действия по предоставлению проекта договора купли-продажи на данный земельный участок.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области направить в адрес ОАО "Савеловский машиностроительный завод" проект договора купли-продажи земельного участка кадастровым номером 69:42:070941:0100 , общей площадью 250 в.м, расположенного по адресу: <...> ВЛКСМ, д.11, литер В1 для производственной деятельности (здание КПП ограждение завода ) на праве собственности
Возвратить О А О «Савеловский машиностроительный завод» 2000 руб. государственной, уплаченной платежным поручением №2213 от 20.05.2009.
Выдать справку на возврат.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Вологда в месячный срок со дня принятия решения.
Судья Бажан О.М