АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
20 июля 2009 г. г.Тверь Дело № А66–4644/2009
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Балакина Ю.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Данчевой О.С., при участии представителей заявителя – ФИО1, по доверенности, ответчика – ФИО2, по доверенности, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениюОткрытого акционерного общества «Савеловский машиностроительный завод», г.Кимры
к ответчику Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, г.Тверь ,
заинтересованное лицо Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г. Москва
о признании незаконными действий ответчика ,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Савеловский машиностроительный завод» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области (далее – ответчик, Управление) в части требования о предоставлении дополнительного пакета документов после издания распорядительного документа о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 69:42:070941:0109, общей площадью 9 190 кв.м, расположенного по адресу: <...> ВЛКСМ, д. 11, для производственной деятельности (здание склад - магазина ОРСа) на праве собственности, просит обязать Управление подготовить и направить в адрес Общества проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Общество письменно уточнило свои требования, просит признать незаконным бездействие Управления, выразившееся в уклонении от предоставления в адрес Общества проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:42:07 09 41:0109, общей площадью 9 190 кв.м под объектом недвижимости, принадлежащим Обществу на праве собственности, расположенного по адресу: <...> ВЛКСМ, д. 11, для производственной деятельности и обязать Управление совершить действия по предоставлению проекта договора купли-продажи на данный земельный участок.
Суд принимает заявленные уточнения как не противоречащие статье 49 АПК РФ.
Кроме того, Общество в судебном заседании заявило ходатайство о восстановлении срока для подачи соответствующего заявления.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд считает последнее подлежащим удовлетворению,поскольку причина пропуска срока (длительные переговоры и переписка с ответчиком) признается судом уважительной.
Заинтересованное лицо, привлеченное к участию в деле определением от 26 июня 2009 года, отзыв не представило, в судебное заседание не явилось, надлежаще извещено, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
В обоснование своих требований заявитель сослался на пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), в соответствии с которым орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Управление с заявленными требованиями не согласилось, указало, что на основании действующего законодательства продажу федеральных земельных участков Управление может осуществлять только по поручению Росимущества.
Как следует из материалов дела, распоряжением Управления от 20.08.2008 № 382 Обществу предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером 69:42:070941:0109, общей площадью 9190,0 кв.м под объектом недвижимости, принадлежащим Обществу на праве собственности, расположенный по адресу: <...> ВЛКСМ, д. 11, литер Ф, Ф1, для производственной деятельности (здание склад-магазин ОРСа).
Управление направило в адрес Общества письмо от 21.04.2009 № 2661-05 с требованием в срок до 06.05.2009 предоставить дополнительные документы, перечисленные в письме от 08.04.2009 № 12/522 Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Посчитав бездействие Управления, выразившееся в уклонении от предоставления в адрес Общества проекта договора купли-продажи указанного земельного участка, незаконным, противоречащим пункту 6 статьи 36 ЗК РФ, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон о введении в действие Земельного кодекса) собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Названный перечень документов утвержден приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 № 370, в соответствии с которым к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре));
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (часть 2 пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ).
Таким образом, из вышеизложенных норм права следует, что в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности административный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Из материалов дела усматривается, что Управление не подготовило проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка и не направило его заявителю до настоящего времени.
В этой связи суд находит обоснованными требования заявителя о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в уклонении от предоставления в адрес Общества проекта договора купли-продажи названного земельного участка.
Довод ответчика о том, что продажу федеральных земельных участков Управление может осуществлять только по поручению Росимущества, суд считает несостоятельным.
Типовое положение о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 № 374, в соответствии с которым на Территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом возложена обязанность осуществлять продажу федерального имущества по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, было утверждено после возникновения у Управления обязанности подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи спорного земельного участка.
Согласно пункту 9 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763 (в ред. от 28.06.2005) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, который должен издаваться начиная со второго полугодия 1996 года не реже двух раз в месяц, а с 1998 года - еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».
В силу пункта 10 названного Указа нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
В этой связи судом не может быть принята во внимание ссылка заявителя на приказ Минэкономразвития от 25.07.2008 № 167 «Об осуществлении Территориальным управлением Росимущества по Тверской области функций Федерального агентства по управлению государственным имуществом». В материалах дела отсутствуют сведения о государственной регистрации и публикации в установленном порядке названного нормативного правового акта.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет, в том числе, следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже (пункт 5.4 постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432);
- заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункт 5.6 постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432).
Из вышеуказанных норм права следует, что на ответчика возложена обязанность по заключению в установленном порядке договоров купли-продажи федерального имущества.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Восстановить пропущенный ОАО «Савеловский машиностроительный завод» срок подачи заявления о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, выразившегося в уклонении от предоставления в адрес ОАО «Савеловский машиностроительный завод» проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:42:070941:0109, по адресу: <...> ВЛКСМ, д. 11.
Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, выразившееся в уклонении от предоставления в адрес ОАО «Савеловский машиностроительный завод» проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:42:070941:0109, общей площадью 9 190 кв. м под объектами недвижимости, принадлежащими ОАО «Савеловский машиностроительный завод» на праве собственности, расположенного по адресу: <...> ВЛКСМ, д. 11.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области направить в адрес ОАО «Савеловский машиностроительный завод» проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 9 190 кв. м, кадастровый номер 69:42:070941:0109, расположенного по адресу: <...> ВЛКСМ, д. 11.
Государственную пошлину в сумме 2 000 руб., уплаченную по платежному поручению от 20.05.2009 № 2217, возвратить заявителю из доходов федерального бюджета. Выдать справку на возврат.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Вологда в месячный срок со дня его принятия.