ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-4656/09 от 27.07.2009 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   ТВЕРСКОЙ   ОБЛАСТИ

http://tver.arbitr.ru,      sud@arbitr.tver.ru.

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

27 июля 2009 года                         г. Тверь                     Дело № А66–4656/2009

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Балакина Ю.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дубинкиной Е.В.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. Академика Н.А.Пилюгина"

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Тверской области, г. Осташков,

  Управлению Федеральной налоговой службы по Тверской области, г. Тверь

о признании незаконным (недействительным) решения от 04.03.2009 № 12-11/40, вынесенного Управлением Федеральной налоговой службы по Тверской области, (после уточнения).

В заседании приняли участие:

от заявителя – Паршин И.И.,

от МРИ 6 – Казин И.А.,

от УФНС – Шмычкова Е.В.,

у с т а н о в и л: Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. Академика Н.А.Пилюгина" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным (недействительным) пункта 2 резолютивной части решения от 11.01.2009 № 3 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) и о признании незаконным (недействительным) решения от 04.03.2009 № 12-11/40, вынесенного Управлением Федеральной налоговой службы по Тверской области (далее – Управление).

В процессе рассмотрения дела заявитель уточнил требования, поскольку УФНС по Тверской области решением от 25.06.2009 № 06-05/78 внесла в пункт 2 резолютивной части решения от 11.01.2009 № 3 изменения, и просит суд признать незаконным (недействительным) решение от 04.03.2009 № 12-11/40, вынесенное Управлением Федеральной налоговой службы по Тверской области.

В обоснование своих доводов предприятие сослалось на наличие у него права на льготу по налогу на имущество организаций, предусмотренную подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ, указав при этом, что на предприятии в установленном порядке предусмотрена приравненная к военной альтернативная гражданская служба, которая целью своей деятельности имеет защиту отечества. Фактически деятельность предприятия направлена на обеспечение обороны и безопасности Российской Федерации.

Налоговая инспекция, Управление в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились по основаниям, изложенным в письменных отзывах на заявление, считают, что находящееся у предприятия имущество является объектом обложения налогом на имущество организаций, действие подпункта 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ на указанное имущество не распространяется в связи с отсутствием такого условия, как наличие на предприятии законодательно предусмотренной военной и (или) приравненной к ней службы, а также отклонили доводы предприятия о том, что службой, приравненной к военной, является альтернативная гражданская служба.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной предприятием 11.07.2008 как правопреемником Федерального государственного унитарного предприятия "Звезда", г. Осташков, уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2007 год, о чем составлен акт камеральной налоговой проверки от 22.10.2008 № 08-11/17022 дсп. По результатам камеральной налоговой проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 11.01.2009 № 3 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением предприятию предложено уплатить налог на имущество организаций за 2007 год в сумме 3 619 976 руб. (пункт 2.1 резолютивной части решения). Основанием для доначисления налога на имущество организаций послужили выводы налоговой инспекции о неправомерном применении предприятием подпункта 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ.

Предприятием на решение налоговой инспекции от 11.01.2009 № 3 была подана апелляционная жалоба в Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области. Решением Управления от 04.03.2009 № 12‑11/40 решение налоговой инспекции от 11.01.2009 № 3 оставлено без изменения, а жалоба предприятия – без удовлетворения.

Полагая, что решение налоговой инспекции в части доначисления и предложения уплатить налог на имущество в сумме 3 619 976 руб., а также решение Управления не соответствуют законодательству, нарушают права и законные интересы предприятия, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В период судебного разбирательства решением Управления от 25.06.2009 № 06-05/78 оспариваемое решение налоговой инспекции изменено, пункт 2.1 резолютивной части исключен, а пункт 2 изложен в новой редакции: "Отказать в уменьшении налога на имущество организаций, заявленного "Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А.Пилюгина" по уточнённой декларации за 2005 год".

Исследовав представленные в дело документы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Объектом налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (пункт 1 статьи 374 НК РФ).

Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

В целях применения статьи 374 НК РФ имуществом, принадлежащим федеральному органу исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, следует считать не только имущество, непосредственно закрепленное за федеральным органом исполнительной власти, но и имущество, находящееся в хозяйственном ведении и (или) оперативном управлении юридических лиц (государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий), в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими организациями для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.11.2006 № 7290/06).

Статья 6 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" определяет военную службу как вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Система государственной службы согласно нормам статьи 2 данного Федерального закона включает в себя следующие виды государственной службы: государственную гражданскую службу, военную службу, правоохранительную службу.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 28.03.98 № 53‑ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".

В силу подпунктов 1, 3 статьи 1 названного Федерального закона альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается данным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных указанным законом.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" гражданин в предусмотренных законом случаях имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Вопросы организации альтернативной гражданской службы урегулированы Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2003 № 793, которым в целях обеспечения организации альтернативной гражданской службы определены специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы — Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области альтернативной гражданской службы, осуществляют нормативное регулирование и иные функции в области альтернативной гражданской службы, возложенные на них федеральными законами, а также в установленном порядке Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2003 № 750 "Об организации альтернативной гражданской службы" предусмотрено, что на основании предложений, представленных органами исполнительной власти, заинтересованными в направлении граждан для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации разрабатывает перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, и утверждает их ежегодно, до 1 марта.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2007 № 137 утверждены Перечень видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу и Перечень организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.12.2004 № 317 "Об утверждении порядка ведения специального сегмента федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи" также утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, в котором законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба, в указанный перечень включены: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26.12.2002 № 17-П, военная служба, служба в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральных органах налоговой полиции, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2005 № 435-О указано, что альтернативная гражданская служба по своему характеру и предназначению существенным образом отличается от военной службы, — она является особым, специфическим видом трудовой деятельности в интересах общества и государства, регулируемой Трудовым кодексом Российской Федерации; военная служба, в свою очередь, в Федеральном законе от 28.03.98 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определена как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом (статья 2). Воинская обязанность в силу статьи 1 данного Федерального закона предусматривает, в частности, прохождение военной службы по призыву и пребывание в запасе. И хотя само пребывание в запасе включено законодателем в сферу воинской обязанности (граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации), прохождение альтернативной гражданской службы к ее составляющим не относится.

Вышеприведенными нормативными правовыми актами, в том числе регулирующими порядок организации и прохождения военной службы и альтернативной гражданской службы, не предусмотрено, что альтернативная гражданская служба является приравненной к военной службе. Альтернативная служба, а точнее трудовая деятельность, названная "службой" лишь в силу ее обязательности (конституционная обязанность по защите Отечества), не соответствует указанным выше критериям.

Военной и приравненной к ней службой являются служба в Министерстве обороны Российской Федерации, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральном органе специальной связи и информации, Федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации.

Из устава правопредшественника заявителя усматривается, что он находился в ведомственном подчинении Российского авиационно-космического агентства, его имущество находилось в федеральной собственности и принадлежало ему на праве хозяйственного ведения. На предприятии предусмотрено и фактически осуществлялось прохождение альтернативной гражданской службы. Российское авиационно-космическое агентство не включено в перечень федеральных органов исполнительной власти, прохождение службы в которых приравнивается к военной, следовательно, служба в Российском авиационно-космическом агентстве не является военной или приравненной к военной службе. Альтернативная гражданская служба осуществляется гражданами на государственном предприятии, где аналогичные функции выполняют обычные работники.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к выводу об отсутствии такого условия, предусмотренного для применения подпункта 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ, как наличие на предприятии законодательно предусмотренной военной и (или) приравненной к ней службы. Принадлежащее предприятию имущество является объектом обложения налогом на имущество организаций, в связи с чем суд находит неправомерным заявление предприятием льготы в уточненной налоговой декларации по налогу на имущество за 2007 год.

При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 197-201 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным (недействительным) решения от 04.03.2009 № 12-11/40, вынесенного Управлением Федеральной налоговой службы по Тверской области, отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины оставить на заявителе.

         Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию "Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. Академика Н.А.Пилюгина" излишне уплаченную филиалом ФГУП «НПЦАП» - «Завод «Звезда» (Осташковское ОСБ № 5640 г. Осташков), г. Осташков, платежным поручением от 04.05.2009 № 946, государственную пошлину в сумме 2 000 руб. из доходов федерального бюджета. На возврат государственной пошлины выдать справку.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда в месячный срок со дня его принятия.

Судья                                                                                        Ю.П.Балакин