АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
10 сентября 2009 г. г.Тверь Дело № А66– 4696/2009
резолютинвая часть объявлена 03 сентября 2009 г.
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Бачкиной Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Максимович Ю.А., при участии представителей заявителя — ФИО1, паспорт, ответчика — ФИО2, по доверенности, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениюФермерского хозяйства, главой которого является ФИО3, г.Тверь
к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери и Калининском районе Тверской области, г.Тверь
о признании права на справедливое разбирательство дела независимым беспристрастным судом; о признании достоинства личности; об обязании ответчика обратиться в Арбитражный суд Тверской области по взысканию 3864 руб. недоимки по страховым взносам с Главы фермерского хозяйства ФИО3; об обязании ответчика признать страховщиком фермерское хозяйство, главой которого является ФИО3 взамен индивидуального предпринимателя ФИО3
УСТАНОВИЛ:
Фермерское хозяйство, главой которого является ФИО3, г.Тверь(далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании права на справедливое разбирательство дела независимым беспристрастным судом; о признании достоинства личности; об обязании Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери и Калининском районе Тверской области, г.Тверь (далее – ответчик, Фонд) обратиться в Арбитражный суд Тверской области по взысканию 3864 руб. недоимки по страховым взносам с Главы фермерского хозяйства ФИО3; об обязании ответчика признать страховщиком фермерское хозяйство, главой которого является ФИО3 взамен индивидуального предпринимателя ФИО3.
Ответчик в судебном заседании, отзыве на заявление, требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление.
Как следует из материалов дела, ввиду неуплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2008 год Фондом в адрес заявителя было направлено требование от 12.03.2009 №430520, которым ФИО3 предложено в срок до 01.04.2009 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2008 год в сумме 3864 руб.
На основании данного требования заместителем начальника Фонда вынесено решение от 12.05.2009 №246 о взыскании недоимки по страховым взносам с индивидуального предпринимателя-страхователя ФИО3 в сумме 3864 руб., в порядке пункта 14 статьи 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №167-ФЗ) ответчиком принято постановление от 12.05.2009 №246.
Посчитав, что страховые взносы должно уплачивать фермерское хозяйство, главой которого является ФИО3, а не ФИО3 как индивидуальный предприниматель, а также, что принудительное и внесудебное взыскание задолженности нарушает достоинство личности заявителя и его конституционные права, в том числе на необходимость решения суда при определении его обязанностей страхователя, ФИО3 обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 № 630 «О едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы» предусмотрено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств происходит в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Согласно статье 7 Закона № 167-ФЗ наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона № 167-ФЗ суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа уплачивают индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
В силу пункта 4 статьи 28 Закона № 167-ФЗ порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 № 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, положения которых распространяются на членов крестьянского (фермерского) хозяйства и его главу (пункт 1).
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 167-ФЗ регистрация в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации зависит только от государственной регистрации гражданина в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подтверждением которой является соответствующее свидетельство.
Получив свидетельство о государственной регистрации, глава крестьянского (фермерского) хозяйства становится субъектом обязательного пенсионного страхования (статья 4 Закона № 167-ФЗ) и у него возникают права и обязанности, установленные данным Законом.
В силу пункта 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователь - глава крестьянского (фермерского) хозяйства - обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Определяя в Законе № 167-ФЗ круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе глав фермерских хозяйств, и закрепил, что они являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7, пункт 2 статьи 14).
Исходя из целей обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы страховых взносов, их предназначения, отнесение глав фермерских хозяйств к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них в связи с этим обязанности по уплате страховых взносов само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации; напротив, с учетом, что члены фермерских хозяйств подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, такое регулирование направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из статьи 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Уплата страховых взносов обеспечивает формирование пенсионных прав глав фермерских хозяйств, приобретение ими права на получение трудовой пенсии.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.05.2005 № 211-О, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает у главы фермерского хозяйства с момента приобретения им указанного статуса и не связана с фактическим осуществлением предпринимательской деятельности и получением доходов. Только с момента аннулирования свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин перестает быть страхователем.
Конституционность норм Закона № 167-ФЗ, предусматривающих распространение обязательного пенсионного страхования на различные категории лиц, которые самостоятельно обеспечивают себя работой и являются получателями трудовой пенсии по старости, в части возложения на них обязанности уплачивать за себя страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, подтверждена определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 № 164-О, от 12.05.2005 № 183-О, от 24.05.2005 № 223-О и рядом других.
В постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 № 15749/04 разъяснено, что нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (статья 3 НК РФ, применяемая в соответствии со статьей 2 Закона № 167-ФЗ).
Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям.
При указанных обстоятельствах следует признать, что ФИО3 является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа.
Согласно пункту 4 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Статьями 25, 25.1 Закона № 167-ФЗ предусмотрен внесудебный порядок взыскания территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации со страхователей - предпринимателей (в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств) недоимки по страховым взносам и пеней за их несвоевременную уплату, не превышающих определенного предела - пяти тысяч рублей.
По утверждению ФИО3, взыскание органами Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов не в судебном, а в бесспорном порядке, нарушая конституционное право частной собственности, противоречит Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
Вместе с тем, как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 № 20-П, право частной собственности не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии со статьей 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации не подлежат ограничению ни при каких условиях. Следовательно, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации оно может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, в частности Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, согласно которой каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности (часть первая статьи 29); при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (часть вторая статьи 29). Аналогичное положение о допустимости ограничения прав человека и гражданина предусмотрено также Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года (статья 4).
Согласно статье 8 (часть 2) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Ко всем субъектам предпринимательской деятельности, независимо от формы собственности (частной или государственной), как следует из пункта 4 статьи 25 Закона № 167-ФЗ, применяется один и тот же - бесспорный - порядок взыскания страховых взносов, а в силу статьи 25.1 Закона № 167-ФЗ в случае несогласия плательщика - один и тот же порядок защиты, а именно обращение в вышестоящие налоговые органы и (или) в суд для рассмотрения спора по существу. Следовательно, членам крестьянского хозяйства гарантирована судебная защита их права собственности. Способы приведения в действие механизмов этой защиты (последующий или предварительный судебный контроль) отличаются только суммой недоимки по страховым взносам, штрафов и пеней, причем субъектами защиты могут быть как физические, так и юридические лица.
Таким образом, бесспорный порядок взыскания налоговых платежей при наличии последующего судебного контроля как способа защиты прав главы крестьянского хозяйства не противоречит требованиям Конституции Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.03.2008 № 228-О-О), а, следовательно, и не может нарушать его права собственности.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Расходы по госпошлине оставить на заявителе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Вологда в сроки и порядке, установленные АПК РФ.