АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
24 мая 2012 года г. Тверь Дело № А66-4770/2012
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Романовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Чеченковой И.Г. с использованием средств аудиозаписи, при участии представителей сторон: от заявителя – Кратман В.Н. по доверенности, от ответчика – Марфушина Н.В., Ткаченко И.В. по доверенностям, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Товарищества собственников жилья «9-II» г. Тверь
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Тверь,
об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 7.1.-0181пл-Пс/0120-2012 от 16.04.2012 года (с учетом уточнения)
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья «9-II», г. Тверь /далее товарищество, заявитель/ обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Тверь /далее ответчик, управление, административный орган/ об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 7.1-0181пл-Пс/0120-2012 от 16 апреля 2012 года (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Ответчик заявленные требования не признал, считает правомерным привлечение заявителя к ответственности. Также ответчик считает, что на товарищество распространяются действия норм Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 (далее - Правила ТЭЭП).
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения №181-пр от 15.02.2012 года сотрудниками Центрального Управления Ростехнадзора была проведена плановая выездная проверка ТСЖ «9-II» по вопросу соблюдения обязательных требований промышленной безопасности и требований безопасности электрических установок.
По результатам проверки составлен акт от 16.03.2012 № 7.1-0181пл-А/0051-2012, в котором зафиксированы выявленные в ходе проверки нарушения, а именно:
- не назначен приказом ответственный за электрохозяйство и его заместитель (пункты 1.2.3, 1.2.7, 1.4.29 Правил ТЭЭП);
-не заведен оперативный журнал (пункт 1.8.9 Правил ТЭЭП);
- не составлен список работников, имеющих право ведения оперативных переговоров с энергоснабжющей организацией (пункты 1.5.27, 1.8.9 Правил ТЭЭП);
- не заведены паспорта на кабельные линии от РУ-04 кВ ТП № 750 до ВРУ -04 кВ жилого дома (пункт 2.4.5 Правил ТЭЭП);
- не разработана общая схема электроснабжения жилого дома, не установлены конкретные сроки профилактических испытаний и измерений параметров электрооборудования (пункт 1.8.2 Правил ТЭЭП);
- не проведены необходимые испытания электрооборудования и замеры параметров электросетей в соответствии с нормами испытаний (пункт 1.2.2, 2.12.17 Правил ТЭЭП);
- не составлен годовой план (график) на все виды ремонта основного электрооборудования электроустановок (пункт 1.6.3 Правил ТЭЭП);
- сняты рассеиватели у части светильников в коридоре подвала, в тепловом узле и в помещении ВРУ-04 кВ (пункт 2.12.17 Правил ТЭЭП);
- в помещении ВРУ-0,4 кВ жилого дома отсутствуют диэлектрические ковры (пункт 1.7.3 Правил ТЭЭП, п. 1.2.1, приложение 8 Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 261);
- на двери ВРУ-0,4 кВ жилого дома отсутствует надпись «Электрощитовая» и предупреждающий знак, часть предохранителей в щитах ВРУ-0,4 кВ жилого дома не имеет надписей, указывающих номинальный ток плавкой вставки ( (пункт 2.2.20 Правил ТЭЭП);
- в помещении ВРУ-0,4 кВ жилого дома отсутствует огнетушитель (пункты 1.7.20, 1.2.20 Правил ТЭЭП);
- не обеспечена II-ая категория электроснабжения жилого дома (отсутствует напряжение на втором вводе от ТП № 750) (пункт 1.7.2 Правил ТЭЭП, п.1.2.20 Правил устройства электроустановок (далее- ПЭУ) и п.3.1 Ведомственных строительных норм ВСН-59-88 «Электрооборудование жилых и общественных зданий») ;
- в этажном щитке около кВ.№ 139 отсутствует защитная панель в отсеке автоматических выключателей (пункт 1.7.2 20 Правил ТЭЭП и п.1.1.32 ПЭУ);
- не предъявлено сопроводительное письмо Управляющей компании ООО «Управдом-С» о предоставлении работникам Общества права выдачи нарядов, которые могут быть назначены ответственными руководителями, производителями работ, членами бригады с резолюцией председателя правления ТСЖ (пункты 12.3, 12.5 Межотраслевых Правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (РД 153-34.0-03.150-00), утвержденные приказом Минэнерго РФ от 27.12.2000 № 163);
- не предъявлены документы, подтверждающие предоставление оперативно-ремонтного персонала работникам Общества в электроустановках ТСЖ (пункт 12.10 РД 153-34.0-03.150-00);
- не определен порядок хранения и выдачи ключей от электроустановок (пункт 1.3.12 РД 153-34.0-03.150-00).
По итогам проверки Управлением составлен протокол № 7.1-0181пл-Пр/0120-2012 от 28 марта 2012 года об административном правонарушении, предусмотренном статье 9.11 КоАП РФ.
Постановлением административного органа № 712-0181пл-Пс/0120-2012 от 16 апреля 2012 года ТСЖ привлечено к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ и назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 10000 руб.
Статья 9.11 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Перечисленный в диспозиции статьи 9.11 КоАП РФ перечень нарушений не применяется к отношениям, связанным с эксплуатацией электроустановок бытовыми потребителями.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Пунктом 5.6.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) установлено, что эксплуатация электрооборудования жилых зданий должна производиться в соответствии с установленными требованиями.
Установленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о несоблюдении товариществом требований Правил N 170, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Суд считает, что квалификация правонарушения представляет собой установление соответствия признаков конкретного деяния признакам состава правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей и ее частями, определяющей также вид наказания за данное правонарушение. Отсутствие в постановлении правильной квалификации действий виновного лица создает неопределенность в правовом положении виновного лица, нарушает его права и законные интересы, в том числе право знать, за что именно была применена ответственность.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей). К бытовым установкам относится электроустановка жилого дома.
Следовательно, судом установлено, что у административного органа отсутствовали полномочия на проведение проверки.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене.
Таким образом, поскольку административным органом допущены существенные нарушения процессуальных требований, установленных КоАП РФ, то оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь ст. ст. 207-211 А П К РФ суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования Товарищества собственников жилья «9-II» , г. Тверь /ОГРН <***>, ИНН <***>/ удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении № 7.1-0181пл-Пс/0120-2012 от 16 апреля 2012 года Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору г. Тверь.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Вологда в 10-дневный срок со дня принятия.
Судья Е.В.Романова