ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-4791/08 от 07.08.2008 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   ТВЕРСКОЙ   ОБЛАСТИ


Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

7 августа 2008 г.                        г. Тверь                  дело № А66-4791/2008

Арбитражный суд Тверской области в составе:
судьи Владимировой Г.А.,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению ООО «Завод Агрохимпродукт», Конаковский район

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области, г. Тверь

об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности.

В заседании приняли участие:

от заявителя – Карелина Е.Е., представитель,

от ответчика – Федотов С.С., помощник руководителя,

протокол вела секретарь Прокопова А.В.,

у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Завод Агрохимпродукт» (далее заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене решения Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области (далее ответчик) от 03.07.2008 г. № 59, которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Заявитель уточнил требования и просит признать недействительным и отменить Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области от 03.07.2008 г. № 59, которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб. Уточнение не противоречит положениям статьи 49 АПК РФ, судом принято.

Требования мотивированы тем, что факт административного правонарушения имел место до вступления в законную силу (27.01.2008 г.) Указания ЦБ РФ № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж», а правонарушение не является длящимся.

Ответчик заявленные требования не признал, сославшись на законность и обоснованность оспариваемого постановления, поскольку правонарушение является длящимся. По его мнению, срок привлечения Общества к административной ответственности должен быть исчислен с момента получения уполномоченным банком документов и информации, свидетельствующих о совершении административного правонарушения.

Суд исходит из следующего: согласно условиям внешнеторгового договора от 25.05.2007 г № 40/05, ПС № 07060002/2029/0002/2/0, оформленного в Московском филиале ООО КБ «Смоленский банк», Общество приобрело у фирмы "MinimaxGmbH&Co,KG" (Германия) приборы электронные для периодического измерения плотности удельного веса и концентрации спиртосодержащей продукции.

В ноябре 2007 года Обществом осуществлен ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации по ГТД № 10115062/281107/0003740, выпуск товара разрешен 30.11.2007 г.

Общество обязано было представлять в банк ПС документы, подтверждающие ввоз товара на таможенную территорию РФ. Срок представления подтверждающих документов не должен превышать 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту были оформлены документы, подтверждающие ввоз товара на таможенную территорию РФ.

Контрольным сроком представления справки о подтверждающих документах относительно ГТД № 10115062/281107/0003740 является 14.01.2008 г.Фактически справка о подтверждающих документах в уполномоченный банк представлена 18.06.2008 г.

По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 17.06.2008 г. № 24 о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Постановлением ответчика от 03.07.2008 г. № 59 Общество привлечено к административной ответственности за несоблюдение сроков представления форм учета и отчетности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 руб.

Считая, что в момент совершения правонарушения административная ответственность отсутствовала, Общество обратилось в арбитражный суд с названным требованием.

Суд считает, что требования обоснованны в связи со следующим:

частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 24 Закона Российской Федерации от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее Закон) резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

В пункте 4 статьи 5 Закона указано, что единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Кроме того, в силу подпункта 2 пункта 3 статьи 23 Закона Центральным банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

Реализуя свои полномочия, Центральный банк Российской Федерации утвердил Инструкцию от 15.06.2004 г. № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее Инструкция № 117-И) и Положение № 258-П, которыми определены порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам.

В частности, согласно пунктам 2.1, 2.2 и 2.4 Положения № 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы). Подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них; 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2.6 и 2.7 Положения № 258-П в случае проведения валютных операций по контракту, связанных с зачислением валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента на счет резидента в банке паспорта сделки, резидент наряду с документами, указанными в пункте 2.2 Положения № 258-П, представляет в банк паспорта сделки два экземпляра справки, содержащей информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за отчетный месяц денежных средств (далее - справка о поступлении валюты Российской Федерации). Справка о поступлении валюты Российской Федерации представляется резидентом в банк паспорта сделки в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту, указанные в пункте 2.6 Положения N 258-П.

Вместе с тем Положением № 258-П и Инструкцией № 117-И для резидентов не установлены единые формы учета и отчетности по валютным операциям, что подтверждено и самим полномочным органом - Центральным банком Российской Федерации в письме от 26.07.2007 г. № 04-31-2/3178.

Единые формы учета и отчетности по валютным операциям установлены Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 г. № 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее Указание № 1950-У), вступившим в силу с 27.01.2008 г. Пунктами 1.2 и 1.3 Указания № 1950-У справка о поступлении валюты Российской Федерации и справка о подтверждающих документах включены в состав данной категории документов. В связи с изданием Указания № 1950-У заявителем совершено правонарушение.

Вместе с тем, административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. Как установлено ответчиком и подтверждено материалами дела контрольным сроком предоставления справки о подтверждающих ввоз документах является 14 января 2008 года, тогда как Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, установленные Указанием № 1950-У, вступили в силу с 27.01.2008 г. Согласно положениям статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Таким образом, на момент возникновения у Общества соответствующей обязанности, спорная справка не была отнесена действовавшим законодательством к единым формам учета и отчетности по валютным операциям, за несоблюдение порядка и сроков представления которых пунктом 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" дано разъяснение о том, что невыполнение предусмотренной нормативно-правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.

Нормативно-правовым актом срок предоставления спорной справки поставлен в зависимость от срока вывоза товара, определенного контрактом. Согласно контракту от 25.05.2007 г. № 40/05 срок его исполнения не определен конкретной датой. Следовательно, в спорном случае срок представления необходимой справки зависел от срока ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

При таких обстоятельствах доводы ответчика о длящемся правонарушении обоснованны, но это не влияет на то, что событие правонарушения, совершение которого вменяется Обществу административным органом, на день его совершения отсутствовало.

На основании изложенного у ответчика не имелось законных оснований для вынесения оспариваемого постановления и привлечения заявителя к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 49, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд

р е ш и л :

Удовлетворить требования Общества с ограниченной ответственностью «Завод Агрохимпродукт».

Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области от 03.07.2008 г. № 59, которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб. признать незаконным и отменить.

Настоящее решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда.

Судья                                                                                    Г.А. Владимирова