ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-5079/14 от 16.06.2014 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

http://tver.arbitr.ru,      http:\\my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

16 июня 2014 года                         г. Тверь                      Дело № А66–5079/2014

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Беловой А.Г., рассмотрев в порядке упрощённого производства без вызова сторон дело по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Безбородовское государственное опытное охотничье хозяйство», д. Безбородово, Конаковский район

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области, г. Тверь

о признании незаконным и отмене постановления от 07.04.2014 № 50/59-2014

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Безбородовское государственное опытное охотничье хозяйство» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области (далее – ответчик, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 07.04.2014 № 50/59-2014 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 20 000 руб.

         Заявитель ссылается на превышение продолжительности проведения проверки, малозначительность вменённого административного правонарушения.

Ответчик представил отзыв, копии материалов дела об административном правонарушении № 49/59-2014 от 25.03.2014, по результатам рассмотрения которого Управлением в отношении учреждения принято постановление от 07.04.2014 № 49/59-2014 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ, в то время как оспаривается постановление от 07.04.2014 № 50/59-2014 о привлечении Общества к административной ответственности на основании статьи 8.1 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, Управлением с 03.03.2014 по 25.03.2014 проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, по результатам которой оформлен акт № 59 от 25.03.2014, в котором отражено, что Общество, имея стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (котельные) в нарушение частей 1 и 2 статьи 25, части 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ не осуществляло производственный контроль за охраной атмосферного воздуха.   

31.03.2014 в отношении Общества оформлен протокол об административном правонарушении № 49/59-2014.

Постановлением от 07.04.2014 № 49/59-2014 Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 81. КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд считает, что заявление подлежит удовлетворению частично.

Статьёй 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства  в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 25 и абз. 6 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха № 96-ФЗ от 05.05.1999 (далее – Закон № 96-ФЗ) производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Согласно п. 9. Постановления Правительства РФ от 21.04.2000 № 373 «Об утверждении Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников», приказом ЦСУ СССР от 09.06.1981 № 329 (перечень типовых форм первичной документации по охране атмосферного воздуха) организации:

9. Организации:

а) ведут первичный учет состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него по установленным формам;

б) осуществляют определение состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, в соответствии с разработанными Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды расчетными инструкциями;

в) осуществляют определение видов и размеров вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

г) представляют в установленном порядке формы государственного статистического наблюдения за вредными воздействиями на атмосферный воздух;

д) передают территориальным органам Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и Министерства здравоохранения Российской Федерации экстренную информацию о превышении в результате аварийных ситуаций установленных нормативов вредных воздействий на атмосферный воздух.

Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения.

Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (ч.1.ст. 22 Закон № 96-ФЗ).

В соответствии с требованиями к порядку и периодичности проведения инвентаризации выбросов, установленными  Инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (утв. Госкомприроды СССР 1991), инвентаризация проводится один раз в пять лет. В случае реконструкции, изменения технологии, технологической схемы производительности проводится уточнение данных ранее проведенной инвентаризации.

При указанных обстоятельствах наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ, подтверждено материалами дела.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не выявлено. Установленный статьей 4.5 КоАП РФ давностный срок привлечения к административной ответственности соблюден.

С учетом пунктов 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оснований для вывода о возможности применения к Обществу положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

Вместе с тем, исходя из общих принципов применения административного наказания, определенных частями 1 и 3 статьи 4.1 и частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ, принимая во внимание отсутствие документальных обоснований, подтверждающих наличие отягчающих обстоятельств привлечения Общества к административной ответственности, а также отсутствие каких-либо доказательств, свидетельствующих о причинении рассматриваемыми действиями Общества вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, причинении имущественного ущерба суд считает, что отсутствуют основания для применения конкретной меры ответственности — наложения штрафа в размере 20 000 руб. — и, полагает, необходимым изменить обжалуемое постановление в части назначения заявителю меры ответственности.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Тверской области

РЕШИЛ:

заявление Федерального государственного бюджетного учреждения "Безбородовское государственное опытное охотничье хозяйство" (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тверской области от 07.04.2014 № 50/59-2014 в части привлечения Федерального государственного бюджетного учреждения "Безбородовское государственное опытное охотничье хозяйство" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ, в виде взыскания 20 000 руб. штрафа.

Считать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Безбородовское государственное опытное охотничье хозяйство" (ОГРН <***>, ИНН <***>) привлеченным к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда), в 10-дневный срок со дня его принятия в порядке, установленном АПК РФ.

 Судья                                                                                     А.Г.Белова