АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Тверь № дела А66- 5262/2010
9 июля 2010 года
Арбитражный суд Тверской области
В составе судьи Бажан О.М
При ведении протокола секретарем Новиковой В.В..
рассмотрел дело по заявлению Открытого акционерного общества «Тверской Городской Банк» г. Тверь
при участии представителей от сторон:
заявителя - Крамер А.А., Степановой Ю.А. , Романовой Н.М.–представителей по доверенности;
От ответчика Аббасовой И.А. , Морозовой М.Ю. –представителей .- по доверенности;
Налоговый орган требования не признал , считает, что путевые листы общества не содержат реквизитов о месте следования автомобиля, а поэтому не подтверждают правомерность расходов по Г С М. Кроме того , не соответствует данным путевых листов время заправки машин, графику работы водителей, указанному в табелях учета рабочего времени, а также данным путевых листов о водителе, работавшем на автомобиле, марка бензина, заправленного в указанную машину, выше класса, чем заправляется обычно.
Как следует из материалов дела и пояснений представителей сторон:
М Р И Ф Н С № 12 по Тверской области г. Тверь в июне 2009 года по январь 2010 была проведена выездная налоговая проверка /далее налоговый орган, инспекция/ о Открытого акционерного общества «Тверской городской банк» /акт проверки от 27.02.2010 года № 14/.
По результатам проверки руководителем налогового органа было вынесено решение № 14 от 29 марта 2010 года о привлечении общества к налоговой ответственности.
Налогоплательщиком данное решение было оспорено в Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области. По результатам рассмотрения решением УФНС по Тверской области № 12-12/113 , решение № 14 от 29 марта 2010 года было отменено в части доначисления налога на прибыль по эпизоду связанному с арендой транспортных средств и оплатой услуг по охране имущества при транспортировке. В остальной части решение было оставлено без изменения.
В ходе проверки налоговый орган установил, что в нарушение пункта 1 статьи 252 и статьи 264 НК РФ, пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) и пункта 2 постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" (далее - Постановление Госкомстата РФ N 78) Общество включило в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, документально неподтвержденные затраты на приобретение ГСМ. Инспекция признала не доказанным факт использования Обществом в производственных целях ГСМ, списанных на затраты, поскольку в ежемесячно составляемых налогоплательщиком путевых листах и отчетах по расходу ГСМ отсутствуют сведения о маршруте следования инкассаторских и легковых служебных автомобилей; ежедневном количестве рейсов; номерах водительских удостоверений лиц, эксплуатировавших автотранспортные средства; о дате, времени выезда и возвращении в гараж автомобилей; показаниях спидометра; остатках топлива в баке автомобиля на начало и конец каждого дня; о ежедневном расходе топлива.
В силу статьи 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации для российских организаций признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с этой главой.
К расходам относятся обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (статья 252 НК РФ).
Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы налогоплательщика на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта) относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
В пункте 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные в пункте 2 статьи 9 названного Закона.
Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суды установили, что понесенные Обществом затраты на приобретение ГСМ для служебных автомобилей отвечают требованиям статьи 252 НК РФ, поскольку документально подтверждены и экономически обоснованны.
В подтверждение произведенных расходов на приобретение ГСМ налогоплательщик представил в налоговый орган и в суд документы подтверждающие использование приобретенных ГСМ в производственных целях: договора на инкассацию денежных средств ,в которых предусмотрена работа в вечернее время после 18 часов, а также в выходной день /воскресенье/, а также препроводительными ведомостями к сумкам с денежной наличностью.
Судом отклоняется как несостоятельный довод Инспекции о том, что путевые листы не содержат всех необходимых реквизитов.
В соответствии с Постановлением Госкомстата РФ N 78 путевой лист является первичным учетным документом по учету работы автотранспортного средства и основанием для начисления заработной платы.
Форма N 3 "Путевой лист легкового автомобиля", утвержденная Постановлением Госкомстата РФ N 78, в составе комплекта унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте распространяется на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси), и носит обязательный характер для автотранспортных организаций. Утвержденная форма путевых листов предназначена в первую очередь для учета операций по перевозке грузов автотранспортными предприятиями и оформления хозяйственных операций с третьими лицами.
Поскольку заявитель не относится к автотранспортным организациям, то форма N 3 "Путевой лист легкового автомобиля" не является обязательным первичным документом по учету работы принадлежащих ему легковых автомобилей.
Следовательно, Общество вправе разрабатывать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы на использование ГСМ, в котором должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ.
По смыслу пункта 1 статьи 252 НК РФ при решении вопроса о документальном подтверждении расходов в целях определения облагаемой налогом на прибыль базы принимаются любые, даже косвенные доказательства.
Судом установлено, что ГСМ приобретались Обществом для служебных автомобилей, используемых в предпринимательской деятельности; ежемесячное составление путевого листа позволяло налогоплательщику в совокупности с составлением иных документов организовать учет затрат на приобретение ГСМ для служебных автомобилей; списание израсходованных ГСМ производилось по итогам каждого месяца и удостоверялось актами списания, справками бухгалтера.
Содержащиеся в путевых листах сведения (пробег автомобиля, расход горючего, остатки ГСМ в баке автомобиля при выезде и возвращении) позволяют определить произведенные расходы, и в совокупности с иными первичными документами, оформленными Обществом в соответствии с требованиями Закона N 129-ФЗ, подтверждают их экономическую оправданность.
Заправка машин после времени указанного в путевых листах - с 9-00 до 18-00/ при том, что рабочий день водителей является ненормированным ; заправка машин иным водителем, с учетом специфики инкассирования, а также заправка машины бензином АИ-92, вместо возможного АИ-76 , не могут служить основанием для признания расходов по ней неправомерными..
В целях налогообложения прибыли расходы на приобретение ГСМ для автомобилей, используемых в основной деятельности организации, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ относятся к материальным расходам, которые связаны с производством и (или) реализацией.
Налоговым органом не оспорена экономическая обоснованность произведенных расходов по приобретению горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ), не представлено доказательств использование автомобилей не в служебных целях, не соразмерность расходов с учетом количества машин и т.п.
При указанных обстоятельствах суд находит неправомерными выводы инспекции о занижении налогоплательщиком налога на прибыль, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судебные расходы по государственной пошлине по заявлению подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 110, 197-201 А П К РФ
Арбитражный суд Тверской области
Р Е Ш И Л:
Признать несоответствующим действующему налоговому и недействительным решение М Р И Ф Н С РФ С № 12 по Тверской области г. Тверь № 14 от 29.03.2010 года, в части занижения налога на прибыль в сумме 103348 рублей
Взыскать с М Р И Ф Н С РФ № 12 по Тверской области в пользу Открытого акционерного общества «Тверской Городской Банк» г. Тверь 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по заявлению. Выдать исполнительный лист в порядке ст.319 А П К Ф после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в установленном порядке в 14 Арбитражный апелляционный суд г. Вологда в месячный срок со дня принятия
Судья Бажан О.М.