АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
http://tver.arbitr.ru, http:\\my.arbitr.ru.
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
26 июня 2012 г. г. Тверь дело № А66-5407/2012
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Пугачева А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Клейн Е.В. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Кашинского межрайонного прокурора, г. Кашин
к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Кашин
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В заседание приняли участие:
от заявителя – не явился, извещен,
от ответчика – ФИО2 по доверенности,
у с т а н о в и л :
Кашинский межрайонный прокурор (далее - заявитель, прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности ФИО1 (далее - ответчик, предприниматель) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), связанного с осуществлением юридическим лицом фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных пунктом «г» статьи 4 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06 июня 2006 года № 416.
Заявление мотивировано положениями части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в связи с выявлением факта грубого нарушения условий, предусмотренных лицензией на осуществление фармацевтической деятельности.
Ответчик пояснил , что ранее занимался вопросом обустройства входа в здание по адресу: <...>, однако установить в нем пандус ( аптека находится в арендованном помещении) не представляется возможным, что подтверждает письмо Отдела социальной защиты населения Кашинского района от 16.05.2012 г. № 74, считает, что грубо условия лицензии им не нарушались.
Из материалов дела следует, что предприниматель на основании соответствующей лицензии осуществляет фармацевтическую деятельность в аптеке, находящейся по адресу: <...>.
Прокурором 27.03.2012 г. выявлен факт отсутствия у входа в аптеку пандуса, данного обстоятельства ответчик не отрицает.
Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей ответчика, арбитражный суд исходит из следующего.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 утвержден отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (далее - Отраслевой стандарт), который является обязательным для всех организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.
Пунктом 3.1 Отраслевого стандарта установлено, что все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Допускается вход (выход) в аптечную организацию через помещение другой организации. Аптечной организации следует при этом предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Согласно пункту 1.2 Отраслевого стандарта, статье 46 Закона Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Руководством по разработке и внедрению стандартов по проекту "Надлежащая Аптечная Практика в Новых Независимых Государствах", разработанным Всемирной организацией по Фармации в ННГ совместно с сотрудничающим Центром Всемирной Организации Здравоохранения по лекарственной политике и развитию Фармацевтической Практики, ОСТ 91500.05.007-2003 распространяется и является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и подлежит обязательному исполнению в части защиты жизни и здоровья граждан, обеспечения непосредственного доступа к широким массам населения для инструктирования, консультирования и пр.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» (вместе с "Положением о лицензировании фармацевтической деятельности") в настоящее время предусмотрено аналогичное указанное прокурором требование о том, чтолицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать лицензионным требованиям, в частности, п. «а» п.5 Положения, согласно которому предусмотрено наличие у него помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций).
Данное требование (в части необходимости пандуса непосредственно на входе в аптеку) ответчиком не соблюдено.
Осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 настоящего Положения.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в деянии предпринимателя по данному эпизоду состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Наряду с вышеизложенным , в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 116-О от 09.04.2003, совершение административного правонарушения не препятствует судам общей и арбитражной юрисдикции избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других, смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств, либо признавать его малозначительным, данная возможность имеется у суда и административного органа в каждом конкретном деле об административном правонарушении.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В данном случае характер совершенного правонарушения позволяет отнести его к категории малозначительных с учетом того, что ответчиком предпринимались меры по обеспечению доступа «маломобильных» групп населения (о чем свидетельствует кнопка вызова работников аптеки, расположенная в пределах досягаемости инвалида), следовательно, нарушение не ограничивало прав инвалидов- покупателей на пользование аптекой.
Таким образом, суд считает, что совершенное ответчиком деяние, формально содержащее признаки состава административного правонарушения, с учетом его характера, отсутствия реального вреда и негативных последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в силу чего является малозначительным.
Учитывая приведенные обстоятельства, суд считает возможным применить к предпринимателю положения статьи 2.9 КоАП РФ, освободить его от административной ответственности и ограничившись в его адрес устным замечанием.
Руководствуясь статьями 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях Арбитражный суд Тверской области
Р Е Ш И Л:
В привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Кашин к административной ответственности отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Вологда в десятидневный срок со дня его принятия.
Судья А.А. Пугачев