ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-5520/17 от 15.01.2018 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

22 января 2018 года

г.Тверь

Дело № А66-5520/2017

Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2018 года.

Решение в полном объеме изготовлено 22 января 2018 года.

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Беловой А.Г., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Обориной М.А., при участии представителей: заявителя - Аландаренко М.Ю. Беспаловой Т.А., ответчиков - Солохиной Н.И., Сафонова В.В., Артемьевой Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "КОРАЛ-МЕД" к Тверской таможне, Московской областной таможне,

третье лицо - Федеральная таможенная служба

о признании незаконным решения и обязании возвратить излишне уплаченные суммы таможенных платежей

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество "КОРАЛ-МЕД" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Тверской таможне, Московской областной таможне о признании незаконным решения, оформленного Тверской таможней письмом № 33-01-13/281 от 23.12.2016 об отказе Обществу в применении режима реэкспорта в отношении товаров, ввезенных на территорию Таможенного союза для внутреннего потребления по декларациям на товары (далее - ДТ) № 10130130/301215/0019301, 10130130/311215/0019304, 10130130/010316/0002572, 10130130/090316/0002846. В качестве способа восстановления нарушенного права Общество просит обязать Московскую областную таможню возвратить излишне уплаченные суммы таможенных платежей: налога на добавленную стоимость в размере 7 675 410,96 руб., таможенной пошлины в размере 4 568 697 руб.

В обоснование заявленного Общество ссылается на соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта, в том числе, возможность идентификации товара таможенным органом.

Тверская таможня с требованиями не согласилась по основаниям письменного отзыва (т.3 л.д. 121-126) и дополнений к нему (т.5 л.д. 1-3).

Федеральная таможенная служба в представленном письменном отзыве поддержала позицию Тверской таможни (т.4 л.д.115-120).

Исследовав представленные участвующими в деле лицами документы и доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Обществом 21.12.2016 было подано в Тверской таможенный пост Тверской таможни заявление № 738/11-16 от 13.12.2016  о выдаче разрешения на помещение под таможенную процедуру реэкспорта товара, не соответствующего согласно протоколам испытаний (т.1 л.д.34-61) требованиям нормативных документов по показателям токсичности: растительных пастилок от кашля КОФКИЧ ЛОР, растительного сиропа от кашля КОФКИЧ МИКС, ввезённого ранее на территорию Таможенного союза в порядке выпуска для внутреннего потребления в регионе деятельности Московской областной таможни по ДТ №10130130/301215/0019301, 10130130/311215/0019304, 10130130/010316/0002572, 10130130/090316/0002846 (т.1 л.д.27-29).

В ответ на указанное заявление Тверская таможня письмом от 23.12.2016 № 33-01-13/281 о таможенной процедуре реэкспорта сообщила Обществу о невозможности осуществить идентификацию товара лишь по его описанию и его серии (т.1 л.д.17-19).

В силу статьи 297 Таможенного кодекса Таможенного союза  (далее - ТК ТС) реэкспорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

В соответствии со статьёй 297 ТК ТС под таможенную процедуру реэкспорта могут помещаться:

1) иностранные товары, находящиеся на таможенной территории таможенного союза, в том числе ввезенные с нарушением мер нетарифного регулирования, и продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

2) товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если эти товары возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке, при соблюдении следующих условий:

товары помещаются под таможенную процедуру реэкспорта в течение одного года со дня, следующего за днем выпуска для внутреннего потребления;

таможенному органу представлены документы в соответствии со статьёй 299 настоящего Кодекса;

товары не использовались и не ремонтировались на таможенной территории таможенного союза, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров;

товары могут быть идентифицированы таможенным органом.

Суд отмечает, что таможенное законодательство ТС не предусматривает необходимость получения предварительного разрешения на применение таможенной процедуры реэкспорта.

Общие положения, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, определены в главе 26 ТК ТС.

Статьей 173 ТК ТС определен порядок совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру. Порядок помещения товаров под таможенную процедуру установлен в статье 174 ТК ТС. Согласно части 1 статьи 174 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (часть 3 статьи 174 ТК ТС).

Из материалов дела и пояснений сторон следует, что Обществом 21.12.2016 на Тверской таможенный пост подавалась ДТ для помещения под таможенную процедуру реэкспорта, в регистрации которой 21.12.2016 Обществу было отказано в связи с отсутствием денежных средств на лицевых счетах декларанта для оплаты сборов за таможенное оформление на основании несоблюдения требований подпункта 5 пункта 4 статьи 190 ТК ТС, предусматривающего отказ в регистрации в случае, если в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с ТК ТС должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.

После отказа 21.12.2016 в регистрации данной таможенной декларации Обществом ДТ для помещения под таможенную процедуру реэкспорта как того требуют положения статей 179, 181 и 190 ТК ТС не подавалось. Приложения к заявлению о выдаче разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру экспорта (т.1 л.д.29) такой ДТ также не содержат.

При этом пунктом 7 статьи 190 ТК ТС определено, что с момента регистрации таможенная декларация становиться документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Доводы Общества о наличии  по состоянию на 21.12.2016 на лицевом счете денежных средств в размере 750 руб., достаточных для оплаты сбора за таможенное оформление, судом  отклоняются, поскольку законность и обоснованность действий Тверской таможни в части отказа в регистрации таможенной декларации не является предметом настоящего спора, с соответствующим заявлением Общество в суд не обращалось, а применило к спорным товарам таможенную процедуру экспорта.

Товары, ввезённые ранее по ДТ № 10130130/301215/0019301, 10130130/311215/0019304, 10130130/010316/0002572, 10130130/090316/0002846 были помещены Обществом 23.12.2016 под таможенную процедуру экспорта (не реэкспорта), при которой возврат уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин не предусмотрен, а порядок возмещения налога на добавленную стоимость регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 298 ТК ТС товары, помещенные под таможенную процедуру реэкспорта, вывозятся с таможенной территории таможенного союза в соответствии с главой 32 "Таможенная процедура таможенного транзита" ТК ТС.

В этой связи довод Общества о том, что посредством применения процедуры экспорта им соблюдено условие для применения таможенной процедуры реэкспорта, установленное статьёй 301 ТК ТС, в частности, товар вывезен с таможенной территории,  подлежит отклонению как основанный на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Учитывая изложенное, оспариваемое письмо не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как Общество самостоятельно по своему усмотрению распорядилось товаром, поместив его 23.12.2016 под таможенную процедуру экспорта.

Суд соглашается с доводами Тверской таможни об отсутствии идентификационных признаков товара. Серия товара - это количество товара, произведённое в результате одного технологического процесса его производителем, в связи с чем не представлялось возможным сделать однозначный вывод, что под таможенную процедуру реэкспорта помещены именно те же самые товары.

Довод представителя Общества об уникальности серий ввезённых и выпущенных для внутреннего потребления товаров опровергается тем, что товары серий KLO205 и KLH205 ввозились Обществом не только по ДТ №10130130/311215/0019304, но и  ранее по ДТ № 10130130/141015/0014697 (т.5 л.д.2, 4,5).

Как указывалось выше, в силу положений статьи 297 ТК ТС товары, заявляемые к таможенной процедуре реэкспорта, должны обладать признаками, позволяющими таможенному органу идентифицировать вывозимый товар.

Согласно статье 109 ТК ТС идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.

Обязанность по представлению в таможенные органы документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, возложена на декларанта либо на таможенного представителя (статьи 176, 179, 183 и 188 ТК ТС).

Положения главы 28 Таможенного кодекса Таможенного союза регулируют вопросы, связанные с выпуском товаров таможенными органами, в том числе основания для выпуска товаров и порядок их выпуска. Таможенным органам положениями главы 28 Таможенного кодекса Таможенного союза предоставлено право (но не обязанность) по запросу необходимых документов и сведений для принятия решения о выпуске товара в заявленном таможенном режиме. Напротив, обязанность по предоставлению необходимых документов и сведений для выпуска товара в заявленном таможенном режиме лежит именно на заинтересованном лице или на его представителе.

Также поскольку Обществом ДТ в режиме экспорта в таможенный орган после отказа в регистрации не подавалась, 23.12.2016 товары вывезены в таможенном режиме экспорта, решение о назначении таможенной экспертизы не могло быть принято Тверской таможней.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 167–170, 176, 180, 181, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований закрытого акционерного общества "КОРАЛ-МЕД" (ОГРН 1027700070309, ИНН 7704165883) - отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины оставить на заявителе.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Вологда) в месячный срок со дня его принятия.

Судья

А.Г.Белова