ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-6729/2007 от 30.10.2007 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

30 октября 2007 г.                              г.Тверь                  Дело № А66–6729/2007

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Бачкиной Е.А., при ведении протокола судебного заседания судьей Бачкиной Е.А., при участии представителей заявителя – Лукьяновой М.Н., Тихоновой О.И., по доверенностям, ответчика – Назаровой М.М., по доверенности, рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) Тверского территориального фонда обязательного медицинского страхования, г.Тверь                                                                                                                                

к Администрации Весьегонского района Тверской области, г.Весьегонск        

о взыскании 1700547 руб.                                                                                     ,

УСТАНОВИЛ:

Тверской территориальный фонд обязательного медицинского страхования, г.Тверь (далее — заявитель, Фонд) обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Администрации Весьегонского района Тверской области, г.Весьегонск (далее — ответчик, Администрация) недоимки и пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование  неработающего населения в размере 1700547 руб.

Ответчик заявленные требования не признал, сослался на пропуск срока исковой давности для подачи вышеназванного заявления. 

Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.91 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» органы местного самоуправления являются страхователями неработающего населения.

Как следует из материалов дела и пояснений представителей Фонда в судебном заседании, в рамках настоящего дела Фонд взыскивает с Администрации недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 826000 руб. за период с 1999 по 2000 годы, начисленные на нее пени в сумме 281350 руб. за период с 26.01.1999 по 01.01.2001, а также недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2001 -2002 годы в сумме 593197 руб. Всего – 1700547 руб.

Недоимку в сумме 826000 руб. за период с 1999 по 2000 годы и  начисленные на нее пени в сумме 281350 руб. заявителем было предложено уплатить Администрации актом проверки своевременности и полноты перечисления плательщиком страховых взносов на ОМС неработающего населения от 25.10.2001 (л.д. 8 – 9) в срок до 10.11.2001.

В отношении недоимки за 2001 - 2002 годы в сумме 593197 руб. требование о добровольной уплате указанной недоимки Фондом Администрации не направлялось. 

Согласно статье 19 Федерального закона от 05.08.200 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 года № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год».

Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действующем до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 28 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.93 № 1018 (далее — Инструкция № 1018), суммы неуплаченных страховых взносов за неработающее население и пени подлежат взысканию с органов местного самоуправления в судебном порядке.

Согласно пункту 30 названной инструкции срок исковой давности по взысканию недоимок, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций составляет три года.

Таким образом, Фондом пропущен установленный Инструкцией № 1018 срок исковой давности для взыскания с Администрации сумм недоимки и пеней.

Кроме того, согласно пункту 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.01.93 № 4543‑1 на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.

В данном случае Фондом пропущен и установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) срок для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.

Согласно названной норме Налогового кодекса Российской Федерации исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В то же время пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающий право налогового органа, не реализовавшего полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, обратиться в суд с аналогичным иском в отношении указанного лица, не устанавливает срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено.

В связи с этим, как определено пунктом 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения, предусмотренного пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц.

При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм.

Фондом было предложено Администрации уплатить взыскиваемые по настоящему делу суммы задолженности за 1999-2000 годы актом от 25.10.2001, срок его добровольного исполнения был определен до 10.11.2001.

В арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки и пеней Фонд обратился 27.09.2007 (получено судом 03.10.07), то есть за пределами пресекательного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В отношении задолженности за 2001-2002 годы срок добровольного исполнения Фондом не был определен, процедура взыскания задолженности, предусмотренная НК РФ, Фондом не соблюдена.

При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению. 

Кроме того, при расчете недоимки Фондом не учтены проведенные ответчиком взаимозачеты в счет уплаты страховых взносов и суммы, перечисленные на счета медицинских учреждений, в сумме 294774 руб. Указанные суммы Администрацией отражены в пункте 6.3 акта проверки своевременности и полноты перечисления плательщиком страховых взносов на ОМС неработающего населения от 25.10.2001. Факт проведения взаимозачетов и перечисления Администрацией денежных средств на счета медицинских учреждений Фондом не отрицается.  

Ссылка ответчика на пункты 2.12, 2.13, 3.4 Инструкции о порядке проведения проверки своевременности и полноты перечисления плательщиком страховых взносов на ОМС неработающего населения (приложение № 1 к приказу ФФОМС от 21.09.2001 №52), в соответствии с которой не учитываются иные поступления, не запрещенные законодательством, судом не принимается во внимание. Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 29.03.96 № 23 был утвержден Временный порядок учета погашения задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, устанавливающий организационную модель учета погашения задолженности на основании взаимозачетов, в соответствии с которым Администрация производила погашение задолженности в период действия названного нормативного документа с 1996 по 2000 годы. Названная Инструкция утверждена приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 21.09.01 № 52, то есть после проведения истцом взаимозачетов.

Руководствуясь статьями 110, 167–170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Вологда в месячный срок с даты его принятия.

Судья                                                                                        Е.А. Бачкина