ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-6774/2011 от 08.02.2012 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

15 февраля 2012г.

г. Тверь

Дело №А66-6774/2011

резолютивная часть объявлена 08.02.2012

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Жуковой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степановой Е.И., при участии представителей: истца – ФИО1, ответчика – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело, возбужденное по иску

Муниципального унитарного предприятия «Андреапольское коммунальное хозяйство», Тверская область, г. Андреаполь

к ответчику

Государственному учреждению – Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Тверь

о взыскании 302 451 руб. 86 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие «Андреапольское коммунальное хозяйство», Тверская область, г. Андреаполь обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к ответчику Государственному учреждению – Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Тверь о взыскании 302 451 руб. 86 коп.

В судебном заседании представителем истца требования по иску поддержаны в полном объеме.

Представителем ответчика иск не признан по основаниям, изложенным в письменном отзыве и представленном в данное заседание суда дополнительном отзыве на исковое заявление.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее:

Определением Арбитражного суда Тверской области от 29 декабря 2009г. по делу №А66-14782/2009 принято к производству заявление ТОО «Андреапольагропроиэнерго», г. Андреаполь Тверской области о признании МУП «Андреапольское коммунальное хозяйство», г. Андреаполь Тверской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда Тверской области от 09 марта 2010г. по делу №А66-14782/2009 в отношении МУП «Андреапольское коммунальное хозяйство», г. Андреаполь Тверской области введена процедура банкротства – наблюдение.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 05 октября 2010г. по делу №А66-14782/2009 МУП «Андреапольское коммунальное хозяйство», г. Андреаполь Тверской области признано несостоятельным (банкротом), в отношении данного юридического лица введена процедура конкурсного производства.

По состоянию на 31.12.2010 МУП «Андреапольское коммунальное хозяйство» произвело расходы на обязательное социальное страхование на сумму 302 451 руб. 86 коп., что отражено в расчетной ведомости Форма-4 ФСС РФ за 2010г. В соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании указанная сумма подлежит компенсации истцу со стороны Государственного учреждения – Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации при предъявлении соответствующих документов с учетом зачета встречных однородных требований по страховым взносам.

Полагая, что зачет в пользу кредитора - Фонда социального страхования недопустим, поскольку противоречит очередности удовлетворения требований кредиторов и нарушает права кредиторов МУП «Андреапольское коммунальное хозяйство» по текущим платежам вышестоящих очередей, истец обратился в суд с настоящим иском.

Проанализировав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам:

Порядок погашения задолженности предприятий-банкротов, в том числе и по текущим платежам, определен специальным законодательством - Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), положения которого относительно иных нормативных правовых актов, устанавливающих права и обязанности кредиторов, подлежат применению в первую очередь.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тверской области от 05 октября 2010г. по делу №А66-14782/2009 МУП «Андреапольское коммунальное хозяйство», г. Андреаполь Тверской области признано несостоятельным (банкротом), в отношении данного юридического лица введена процедура конкурсного производства.

В соответствии со статьей 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом. Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В пункте 8 статьи 142 Закона о банкротстве установлено, что зачет требования допускается только при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

Согласно п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;

во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта;

в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;

в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.

Поскольку задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством перед Фондом социального страхования возникла после даты принятия заявления о признании общества банкротом (29.12.2009), суд пришел к выводу о том, что задолженность является текущей. Требования по текущим платежам, связанным с уплатой налогов, отнесены к четвертой группе очередности по текущим платежам.

Согласно представленной конкурсным управляющим МУП «Андреапольское коммунальное хозяйство» справке от 16.01.2012, по состоянию на 05.01.2012 истец имеет задолженность по требованиям кредиторов по текущим платежам 1 очереди в сумме 347 930 руб. 83 коп., задолженность по требованиям кредиторов по текущим платежам 2 очереди в сумме 517 009 руб. 34 коп.

Таким образом, расходы истца на обязательное социальное страхование в сумме 302 451 руб. 86 коп., подлежащие возмещению, не могли быть использованы на погашение требований по текущим обязательствам по уплате страховых взносов, подлежащим удовлетворению в четвертую очередь, в том числе, и путем осуществления Фондом социального страхования зачета, при наличии неисполненных текущих обязательств МУП «Андреапольское коммунальное хозяйство» более ранней очереди удовлетворения.

Размер произведенных истцом расходов на обязательное социальное страхование и их обоснованность ответчиком не оспорены и надлежаще подтверждены материалами дела, в том числе расчетной ведомостью Форма-4 ФССР РФ за 2010г., протоколами назначения пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, листками нетрудоспособности, приказами «О предоставлении работнику отпуска по уходу за ребенком».

Ответчиком не представлены доказательства возврата истцу денежных средств в размере 302 451 руб. 86 коп. В силу пункта 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. К числу таких последствий относится признание судом требований истца обоснованными, в случае непредставления ответчиком доказательств, опровергающих их правомерность.

Учитывая изложенное, действия ответчика по зачету не соответствуют установленной Законом о банкротстве очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам и нарушают права и законные интересы МУП «Андреапольское коммунальное хозяйство», в связи с чем требования истца являются правомерными и подлежат удовлетворению в заявленном размере.

Расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ, как на сторону, не в пользу которой вынесен судебный акт (государственная пошлина, в связи с предоставленной истцу отсрочкой ее уплаты, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета).

Руководствуясь статьями 49, 110, 167-171, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Государственного учреждения – Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Тверь(ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Муниципального унитарного предприятия «Андреапольское коммунальное хозяйство», Тверская область, г. Андреаполь (ОГРН <***>, ИНН <***>) 302 451 руб. 86 коп. долга.

Взыскать с Государственного учреждения – Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Тверь (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 9 049 руб. 04 коп.

Выдать взыскателям исполнительные листы в порядке статьи 319 АПК РФ после вступления судебного решения в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Вологда, в месячный срок со дня его принятия.

Судья В.В. Жукова