АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
21 марта 2018 года
г. Тверь
Дело № А66-697/2018
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Карсаковой И.В., рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по заявлению Дома творчества «Академическая дача» им. И.Е. Репина, учреждение культуры художественного фонда Союза художников России, Вышневолоцкий район,
к Главному управлению «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, г. Тверь
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 11.01.2018,
УСТАНОВИЛ:
Дом творчества «Академическая дача» имени И.Е. Репина, учреждение культуры художественного фонда Союза художников России (далее —заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 11 января 2018 года по делу об административном правонарушении, принятого Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (далее – управление), которым учреждению назначено административное наказание по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Решением суда, принятым в виде резолютивной части 13 марта 2018 года, в удовлетворении требований учреждения отказано. 16 марта 2018 года учреждение обратилось с заявлением о составлении мотивированного решения по делу.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Вышневолоцкого района проведена проверка оказания Домом творчества «Академическая дача» имени И.Е. Репина услуг теплоснабжения для потребителей городского поселения город Вышний Волочек, в ходе, которой установлены нарушения требований законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), в части выполнения требований по установлению цен (тарифов) за жилищно-коммунальные услуги.
Проведенной проверкой установлено, что Дом творчества «Академическая дача» имени И.Е. Репина находится по адресу: 171119, Тверская область, Вышневолоцкий район, дер. Валентиновка. Директором учреждения на основании приказа Всероссийской Творческой общественной организации «Союз художников России» от 29.09.2008 №248 является Прошкина Наталья Васильевна.
Для производственных целей в эксплуатации Дома творчества «Академическая дача» имени И.Е. Репина находятся газоиспользующий объект - газовая котельная, артезианские скважины и очистные сооружения, которые в том числе используются указанной организацией при осуществлении деятельности на территории дер. Валентиновка Вышневолоцкого района Тверской области по обеспечению коммунальными услугами в виде отопления, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения жителей многоквартирного дома № 1 (12 квартир) и многоквартирного дома №11 (2 квартиры), расположенных по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Солнечное сельское поселение, дер. Валентиновка, Дом творчества «Академическая дача» имени И.Е. Репина.
Домом творчества «Академическая дача» имени И.Е. Репина по состоянию на 31.12.2017 не получены тарифы, устанавливаемые Главным Управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области на тепловую энергию на нужды отопления, на горячую воду, на холодную воду, водоотведение, отпускаемые Домом творчества «Академическая дача» имени И.Е. Репина потребителям - жителям многоквартирного дома №1 (12 квартир) и многоквартирного дома №11 (2 квартиры), расположенных по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Солнечное сельское поселение, дер. Валентиновка, Дом творчества «Академическая дача» имени И.Е. Репина.
Соответствующие обращения (заявления) Домом творчества «Академическая дача» о получении указанных тарифов в Главное Управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области не направлялись.
При расчете платы за тепловую энергию на нужды отопления, за горячую воду, за холодную воду, за водоотведение, Дом творчества «Академическая дача» использует тарифы на тепловую энергию на нужды отопления, на горячую воду, на холодную воду, на водоотведение, установленные по собственному усмотрению на основании приказа от 01.03.2017 №15.
По результатам проверки прокуратурой составлен акт проверки от 29.11.2017. 29.11.2017 постановлением Вышневолоцкого межрайонного прокурора в отношении учреждения возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, материалы для рассмотрения дела об административном правонарушении направлены в адрес Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области.
Оспариваемым постановлением от 11.01.2018 учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Учреждение, не согласившись с названным постановлением, обратилось в Арбитражный суд Тверской области с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные в дело доказательства, суд исходит из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Часть 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) регулированию подлежат следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о теплоснабжении перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, услуг в сфере теплоснабжения определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат.
Частью 2.1. ст. 8 Закона о теплоснабжении установлен запрет на определение соглашением сторон, цены на товары, услуги в сфере теплоснабжения, в отношении тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Законом о теплоснабжении определены принципы регулируемости цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 7 Закона о теплоснабжении одним из основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
В силу ч. 9 ст. 15 Закона о теплоснабжении оплата тепловой энергии и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 3 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 №1075) регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
При этом регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями, тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) (пп. «б» п. 4).
В соответствии с п.п. 12, 13 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется по предложению регулируемой организации либо по инициативе органа регулирования (в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) или материалов, предусмотренных данными Правилами) (п. 12).
Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. В случае применения в отношении регулируемой организации метода обеспечения доходности инвестиционного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов заявление о выборе метода регулирования тарифов представляется в орган регулирования до 1 мая последнего года долгосрочного периода регулирования (п. 13).
Аналогичные требования об установлении тарифа содержатся в п. 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (утв. постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 №520), согласно которому организация коммунального комплекса для установления тарифов на услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 необходимые документы.
Согласно ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся: холодное водоснабжение, в том числе: транспортировка воды, включая распределение воды; подвоз воды в случаях, установленных ч. 3 данной статьи; питьевую воду (питьевое водоснабжение), горячее водоснабжение, в том числе: приготовление воды на нужды горячего водоснабжения; транспортировка горячей воды, водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод.
В силу ч.ч. 10-12 ст. 31 Закона о водоснабжении и водоотведении перечень подлежащих регулированию тарифов и платы в сфере водоснабжения и водоотведения, указанных в ч.ч. 2, 5, 6, 8 и 9 настоящей статьи, является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, работ и услуг в этой сфере определяются по соглашению сторон и регулированию не подлежат (ч. 10).
При установлении организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, тарифов на горячую воду, на питьевую воду, на техническую воду или на водоотведение тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности, осуществляемых этими организациями при водоснабжении горячей, питьевой, технической водой или при водоотведении, не устанавливаются, за исключением случаев оказания абонентам отдельных видов услуг (ч. 11).
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системой классификации таких затрат, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 12).
Согласно ч. 6 ст. 13 Закона о водоснабжении и водоотведении оплата горячей, питьевой и (или) технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду (горячее водоснабжение), питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) техническую воду.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона о водоснабжении и водоотведении оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение.
Согласно п.п. «а», «б», «в» п. 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утв. постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406) в систему регулируемых тарифов входят следующие виды тарифов: в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); в сфере горячего водоснабжения: тариф на горячую воду (горячее водоснабжение); в сфере водоотведения: тариф на водоотведение.
В соответствии с п.п. 12-15 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (утв. постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406) установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное (п. 12).
Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: по предложению регулируемой организации либо по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами (п. 13).
Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов (п. 14).
В случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности (п. 15).
Согласно вышеуказанным требованиям законодательства перед началом оказания услуг по поставке отопления, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, заявитель должен был обратиться в Главное Управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, являющееся в силу постановления Правительства Тверское области от 20.10.2011 № 141-пп, областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории Тверской области государственное регулирование цен (тарифов), для установления тарифов на тепловую энергию на нужды отопления, на горячую воду, на холодную воду, на водоотведение, а также получить указанные тарифы.
Однако в нарушение перечисленных требований законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) Домом творчества «Академическая дача» по состоянию на 31.12.2017 не получены тарифы, устанавливаемые Главным Управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области на тепловую энергию на нужды отопления, на горячую воду, на холодную воду, водоотведение, отпускаемые учреждением потребителям - жителям многоквартирного дома №1 (12 квартир) и многоквартирного дома №11 (2 квартиры), расположенных по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Солнечное сельское поселение, дер. Валентиновка, Дом творчества «Академическая дача» имени И.Е. Репина.
Соответствующие обращения (заявления) учреждением о получении указанных тарифов в Главное Управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области не направлялись.
Из объяснений директора Дома творчества «Академическая дача»
Прошкиной Н.В. следует, что для производственных целей в эксплуатации Дома творчества «Академическая дача» находятся газоиспользующий объект - газовая котельная, артезианские скважины и очистные сооружения, которые, в том числе используются указанным учреждением при осуществлении деятельности на территории дер. Валентиновка Вышневолоцкого района Тверской области по обеспечению услугами в виде отопления, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения жителей многоквартирного дома №1 (12 квартир) и многоквартирного дома №11 (2 квартиры), расположенных по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Солнечное сельское поселение, дер. Валентиновка, Дом творчества «Академическая дача» имени И.Е. Репина. Дом №1 и дом №11, расположенные в Доме творчества «Академическая дача» имени И.Е. Репина дер. Валентиновка Солнечного сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области предназначены для служебного пользования и проживания в них обслуживающего персонала Дома творчества «Академическая дача», а также для лиц-пенсионеров, работавших в учреждении. С лицами, проживающими в домах № 1 и № 11, заключены договоры аренды помещений. Жителям домов № 1 и № 11, Домом творчества «Академическая дача» начисляется платы за аренду жилых помещений, которая состоит из найма жилого помещения, аренды жилых помещений, услуг в виде отопления, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоснабжения, вывоз ТБО. Арендные услуги жителями домов № 1 и № 11 оплачиваются непосредственно в кассу Дома творчества «Академическая дача». При расчете платы за услуги аренды Домом творчества «Академическая дача» использует тарифы, установленные приказом от 01.03.2017 №15 Дома творчества «Академическая дача». По состоянию на 28.11.2017 Домом творчества «Академическая дача» не получены тарифы, устанавливаемые Главным Управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области на тепловую энергию на нужды отопления, на горячую воду, на холодную воду, водоотведение, отпускаемые Домом творчества «Академическая дача» потребителям - жителям многоквартирного дома №1 (12 квартир) и многоквартирного дома №11 (2 квартиры), расположенных по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Солнечное сельское поселение, дер. Валентиновка, Дом творчества «Академическая дача» имени И.Е. Репина.
Соответствующие обращения (заявления) Домом творчества «Академическая дача» о получении указанных тарифов в Главное Управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области не направлялись.
Таким образом, в действиях юридического лица - Дома творчества «Академическая дача» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ (нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов).
Факт совершения учреждением вменяемого ему административного правонарушения подтверждается материалами административного дела.
В обоснование обжалования оспариваемого постановления заявитель указывает на то, что учреждение не является субъектом естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, следовательно, не является субъектом вмененного административного правонарушения.
Указанный довод подлежит отклонению судом, поскольку общество не отрицает факт оказания услуг потребителям в отсутствие тарифов, установленных уполномоченным органом. Оказание соответствующих услуг подтверждается материалами дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности управлением соблюдён, на нарушение такового не ссылается и заявитель. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, установленного статьёй 4.5 КоАП РФ.
Правовых оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного не имеется. Учитывая изложенное, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 211, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Тверской области,
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований Дома творчества «Академическая дача» имени И.Е. Репина, учреждения культуры художественного фонда Союза художников России о признании незаконным и отмене постановления Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 11.01.2018 по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ - отказать.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) в пятнадцатидневный срок со дня его принятия.
Судья И.В. Карсакова