АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
С объявлением перерыва в порядке статьи 163 АПК РФ
«27» ноября 2006. № дела А66-6999/2006
Арбитражный суд в составе:
Судьи РОЩИНОЙ С.Е.
При ведении протокола судебного заседания судьей Рощиной С.Е.
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Комитета по управлению имуществом Тверской области г. Тверь
к ответчику Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области г. Тверь
третьи лица ГУП «Тверское областное бюро технической инвентаризации» г. Тверь
о признании недействительными решения и предписания ответчика от 05.05.2006 по делу № 04-6/1-23-2006
В заседании приняли участие:
от заявителя ФИО1 – представитель, доверенность от 18.04.2006,
от УФАС ФИО2, ФИО3 – представители по доверенности от 19.10.2006
от БТИ - ФИО4 по доверенности от 02.08.2006
ФИО5 по доверенности от 01.09.2006
установил: Комитет по управлению имуществом Тверской области г. Тверь (далее Комитет) обратился с заявлением в Арбитражный суд Тверской области о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее Управление или УФАС) от 05.05.2006 по делу № 04-6/1-23-2006.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГУП «Тверское областное бюро технической инвентаризации» г. Тверь (далее БТИ).
Комитет мотивирует свои доводы тем, что не является учредителем БТИ, а только выполняет его функции по распоряжению Тверской области, что не одно и то же. Функции учредителя ГУП может выполнять только субъект федерации. Ссылается на то, что в статью 16 Закона РФ «Об оценочной деятельности» внесены изменения и ранее установленные ограничения сняты (по учредителям).
Управление иск не признало, считает, что действия правомерны, и оспариваемое решение не нарушает законных прав и интересов заявителя и третьего лица. По процедуре рассмотрения дела ссылается на пункты 1.1. и 1.2. Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, считает, что нарушений не допущено.
Третье лицо согласно с мнением Комитета. Так же ссылается на нарушение процедуры рассмотрения дела.
Из материалов дела и пояснений представителей сторон следует:
Согласно Устава БТИ, утвержденного распоряжением КУИ Тверской области № 311 от 26.12.2005, учредителем ГУП «Тверское областное БТИ» является Тверская область. КУИ Тверской области осуществляет функции учредителя ГУП «Тверское областное БТИ» от имени Тверской области (п. 1.5. Устава БТИ, л.д. 20).
Согласно пункта 1.6. того же Устава ГУП находится в ведомственном подчинении КУИ Тверской области.
Пунктом 3.1.1. Положения о Комитете по управлению имуществом Тверской области (утверждено Постановлением Администрации Тверской области от 07.12.2005 № 325-па, с учетом изменений), КУИ Тверской области выступает учредителем ГУП, созданных по решению Администрации Тверской области.
В течение 2005 года Комитетом заключались договоры на оценку государственного имущества Тверской области с БТИ. Доля договоров на оценку имущества, заключенных с БТИ гораздо объемнее (30-40% по справке КУИ), чем доля договоров заключенных с иными оценщиками.
Пунктом 1.1. Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства (утверждены Приказом ФАС РФ от 02.02.2005 № 12) предусмотрено, что дела о нарушениях антимонопольного законодательства могут быть рассмотрены ФАС России (территориальным органом) по собственной инициативе, в том числе на основании результатов проведенных им проверок. Пунктом 2.2. тех же Правил установлено, что ФАС России (территориальный орган) на основании сведений, ставших ему известными в результате осуществления законной деятельности, возбуждает дела по собственной инициативе в порядке, установленном настоящими Правилами.
Согласно указанных норм, Управлением 11.04.2006 по собственной инициативе, после получения устной информации от одного из независимых оценщиков, в отношении Комитета возбуждено дело по признакам нарушения статей 7, 8 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 04-6/1-23-2006.
05.05.2006, по результатам проведенной проверки, Управлением вынесено решение по делу, которым было признано, что действия Комитета, выразившиеся в заключение договоров на оценку государственного имущества Тверской области с ГУП «Тверское областное БТИ», создают для последнего необоснованные преимущества по сравнению с другими оценщиками и противоречат статьям Закона РСФСР «О конкуренции...».
Комитету 05.05.2006 выдано Предписание № 04-6/1-23-2006 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Предписание исполнено.
Комитет с позицией Управления не согласен, и обжалует его решение и предписание.
Исследовав представленные сторонами документы и доказательства, заслушав представителей спорящих сторон в судебном заседании, суд первой инстанции приходит к мнению о не обоснованности заявленных требований.
Согласно статье 65 АПК РФ при обращении в суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта каждая из сторон должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения, если оно не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает законные права и интересы заявителя.
На территории города Твери осуществляют оценочную деятельность несколько оценщиков, в том числе и ГУП «Тверское областное БТИ» г. Тверь.
Статьей 2 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» установлено, что данный закон распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках, в которых участвуют юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные, наделенные функциями и правами указанных органов власти органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Данный закон направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Статьей 7 Закона определен запрет органам исполнительной власти субъекта РФ предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам необоснованные преимущества для осуществления предпринимательской деятельности, если вследствие этого может быть ограничена конкуренция на соответствующем товарном рынке
В силу статьи 11 Закона основными задачами антимонопольных органов являются проведение государственной политики по содействию развитию рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий.
Статьей 1.1 Закона определено, что антимонопольное законодательство основывается на Конституции РФ и состоит из данного закона и иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 2 Закона «О конкуренции…»
Статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» предусмотрен перечень оснований, когда проведение оценки является обязательным (сделки с имуществом, принадлежащим полностью или в части субъекту РФ или муниципальному образованию).
Статьей 16 Закона (редакция от 05.01.2006) «Об оценочной деятельности в РФ» оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.
Проведение оценки не допускается, если оценщик является учредителем, собственником, акционером, кредитором, страховщиком юридического лица либо юридическое лицо является учредителем, акционером, кредитором, страховщиком оценочной фирмы.
Из материалов дела следует, что Комитет (заказчик) осуществляет в отношении БТИ (оценщика) полномочия учредителя от имени субъекта РФ – Тверской области.
Согласно пункту 1.1. Положения о комитете по управлению имуществом Тверской области (утверждено Постановлением администрации Тверской области от 07.12.2005 № 325-па), Комитет является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере управления государственным имуществом Тверской области.
Пунктом 2.1. Положения определены основные задачи Комитета, среди которых реализация полномочий собственника в отношении государственного имущества Тверской области и иных активов Тверской области.
Пунктом 3.1.1. Положения о Комитете по управлению имуществом Тверской области (утверждено Постановлением Администрации Тверской области от 07.12.2005 № 325-па, с учетом изменений), КУИ Тверской области выступает учредителем ГУП, созданных по решению Администрации Тверской области.
Следовательно, если КУИ выполняет функции учредителя, то соответственно к нему переходят все его полномочия, обязанности и ограничения, которые могут возникнуть в соответствии с осуществлением указанных функций.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, ограничения, установленные статьей 16 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» распространяются и на заявителя - КУИ, выступающего при заключении договоров на оценку с БТИ, заказчиком и исполняющим функции его учредителя.
Кроме того, как следует из пояснений УФАС, исполнение предписания уже проверено.
Оспариваемые Комитетом решение и Предписание вынесены Управлением с соблюдением норм действующего законодательства и не нарушают законных прав и интересов заявителя.
Однако, учитывая, что норма, изложенная в статье 16 «Об оценочной деятельности в РФ», изменена, ограничения в отношении учредителей – юридических лиц по заключению договоров по оценке имущества сняты, то теперь с 01.07.2006 КУИ и БТИ могут заключать такие договоры.
Так же суд считает необходимым пояснить, что при указанном изменении норм права, у УФАС отсутствуют законные основания для привлечения Комитета к ответственности за неисполнение предписания.
При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 200-201 АПК РФ АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в апелляционном и кассационном порядке и в сроки, установленные АПК РФ.
Судья С.Е.Рощина