АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
( после перерыва в порядке ст. 163 АПК РФ)
«03» октября 2008 года г.Тверь Дело № А66-742/2008
(резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2008 года)
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Л.Ю.Голубевой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ряскиным В.В., при участии представителей участвующих в деле лиц: от Прокуратуры Тверской области - Филиппова В.М. по удостоверению, от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области- Крылов А.А. по доверенности, от Комитета по управлению имуществом Рамешковского района- Кулаков С.А. по доверенности, от Администрации Рамешковского района –Сухарев В.А. по доверенности (до перерыва), от Полиховского А.С. – Кулик Т.М. по доверенности
(до перерыва), Баландин Ю.Т. по доверенности, от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области-Редин Д.Е. по доверенности, от Тверского Территориального геодезического цента- Воронов В.Г. по доверенности (до перерыва), от Министерства обороны РФ - Квашенников В.А. по доверенности (до перерыва), Гарбер М.А. по доверенности (до перерыва), Озерова Е.А. по доверенности (до перерыва), от ФГУ Ворошиловское военное лесничество- Баландин Ю.Т. по доверенности, от Тверской КЭЧ- не явился, извещен, рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) Прокуратуры Тверской области в защиту интересов Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, г.Тверь, к Комитету по управлению имуществом Рамешковского района, п.Рамешки, с привлечением третьих лиц: Администрация Рамешковского района , п. Рамешки, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области, г.Тверь, Полиховский Александр Степанович, с.п. «Кушалино», Тверская КЭЧ, г.Тверь, Тверской территориальный геодезический центр, г.Тверь, Министерство обороны Российской Федерации, г. Москва, ФГУ Ворошиловское военное лесничество, д. Спичево,
о признании недействительным решения № 929 от 08.09.2005г. с учетом внесенных в него изменений
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Тверской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Комитета по управлению имуществом Рамешковского района (далее- Комитет, ответчик) от 08.09.2005 № 929 «О предоставлении в аренду земельного участка гражданину России Полиховскому А.С. по адресу Тверская область, Рамешковский район, Кушалинский сельский округ, территория воинской части № 15487, для размещения и обслуживания магазина». После уточнения заявленных требований, принятых Арбитражным судом Тверской области в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) (протокол судебного заседания от 11.04.2008 года, т. 2 л.д. 108), прокурор просит признать недействительным вышеназванное решение Комитета по управлению имуществом Рамешковского района с учетом внесенных в него изменений решением от 30.01.2008 года № 8 «О внесении изменений в решение Комитета по управлению имуществом Рамешковского района от 08.09.2005г. №929».
Заявление подано в защиту государственных интересов Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тверской области (преобразовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 года № 724 в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области).
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены: Администрация Рамешковского района , п. Рамешки, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области, г.Тверь, Полиховский Александр Степанович, с.п. «Кушалино», Тверская КЭЧ, г.Тверь, Тверской территориальный геодезический центр, г.Тверь, Министерство обороны Российской Федерации, г. Москва, ФГУ Ворошиловское военное лесничество, д. Спичево.
Заявленные требования мотивированы нарушением Комитетом статьи 71 Конституции Российской Федерации, пункта 10 Федерального Закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (далее - Закона № 61-ФЗ), статьей 7, 27, пункта 4 статьи 87, статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Прокурор также ссылается на решение Арбитражного суда Тверской области 04.07.2008 года по делу № А66-741/2008, оставленное без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2008 года, которым признано недействительным решение от 13.07.2004 № 163 «О предварительном согласовании Полиховскому А.С. места размещения строительства магазина на территории в/ч 15487 (д. Хохловка)» с учетом внесенных в него изменений, а также решение Арбитражного суда Тверской области от 15.07.2008 года по делу № А66-778/2008, оставленное без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2008 года, которым признано недействительным решение от 18.10.2004 года № 648 «О предоставлении в аренду земельного участка Полиховскому А.С. на территории воинской части № 15487 с учетом внесенных в него изменений.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области заявленные требования поддерживает, считает, что ответчик не обладал полномочиями по распоряжению земельным участком под магазином в связи с тем, что он в силу закона относится к федеральной собственности (землям обороны).
Ответчик с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (т.1 л.д. 126). В обоснование своих доводов ссылается на ст. 36 ЗК РФ, Федеральный закон от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», зарегистрированное право собственности на магазин, а также кадастровый план земельного участка под магазином, согласно которому он находится в государственной собственности.
Администрация Рамешковского района Тверской области (далее- Администрация) против удовлетворения заявленных требований возражает, представила отзыв ( т.1 л.д. 132-134, т. 4 л.д. 35-41), считает, что оспариваемое решение вынесено ответчиком в пределах его компетенции, отнесение земельного участка, предоставленного Полиховскому А.С. под магазин к землям обороны Прокуратурой Тверской области не доказано. Администрация Рамешковского района Тверской области просит прекратить производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, так как прокурор не может обращаться в защиту государственных интересов; считает, что срок для обращения с заявлением прокурором пропущен.
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области поддерживает заявленные требования по основаниям, изложенным в отзыве (т.1 л.д. 138-139).
ФГУ Ворошиловское лесничество возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (т.5 л.д.42).
Тверской территориальный геодезический центр Федеральной службы геодезии и картографии России по Тверской области возражает против удовлетворения заявленных требований, считает, что земельный участок, предоставленный в аренду Полиховскому А.С. не входит в состав земельного участка, занятого военным полигоном, а относится к землям транспорта.
Министерство обороны РФ, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не сформулировало единого мнения по заявленным требованиям. Представитель Министерства обороны РФ Квашенников В.А. возражает против удовлетворения заявленных требований, считает, что факт предоставления в аренду земельного участка Полиховскому А.С. из земель обороны не подтвержден документально. Представители Министерства обороны РФ Гарбер М.А. и Озеров Е.А. заявленные требования поддерживают по основаниям, изложенным в письменном отзыве от 19.09.2008 года (т.5, л.д.74-77).
Полиховский А.С. возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве (т.1, л.д. 135-137), считает, что право на приобретение в аренду земельного участка под находящимся в собственности объектом недвижимости, предусмотрено ст. 36 ЗК РФ, принадлежность земельного участка, предоставленного ему в аренду под размещение магазина к землям обороны документально не подтверждена. Полиховский А.С. также считает, что Прокурором пропущен срок для обращения в суд с настоящим заявлением.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя надлежащим образом извещенного третьего лица- Тверской КЭЧ ( ч. 3 ст. 156 АПК РФ). Как следует из объяснений представителя Тверской КЭЧ, участвующего в предыдущих судебных заседаниях и письменного отзыва (т. 3 л.д. 30), Тверская КЭЧ заявленные требования поддерживает, считает, что предоставление в аренду земельного участка из земель обороны не входит в компетенцию ответчика.
В заседании суда 19.09.2008 года в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 26.09.2008 года (протокол судебного заседания от 19.09.2008 - 26.09.2008).
Как следует из материалов дела и объяснений представителей участвующих в деле лиц, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 года № 135 « О закреплении лесов , расположенных на землях обороны за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны» для обеспечения нужд обороны передано 8924 га земли.
Постановлением главы администрации Рамешковского района Тверской области от 14.12.1992 № 262 «О предоставления земельного участка войсковой части № 15487 под полигон «Кушалино» (далее - постановление от 14.12.1992 № 262) в постоянное бессрочное пользование воинской части предоставлен земельный участок общей площадью 8923 га (т. 1 , л.д. 19). Выдано свидетельство о государственной регистрации права от 14.12.1992 № 262.
В соответствии с выпиской из государственного земельного кадастра указанному земельному участку присвоен кадастровый номер 69:26:000024:0203, категория земель: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения (т.1, л.д.121).
Постановлением главы администрации Рамешковского района Тверской области от 13.07.2004 № 163 «О предварительном согласовании гражданину ФИО1 места разрешения строительства магазина на территории в/ч 15487 (д.Хохловка)», предварительно согласовано место размещения строительства магазина по адресу Кушалинский с/о, д. Хохловка, территория в/ч 15487, в 50 метрах от въезда на территорию по направлению на юг, на землях обороны общей площадью 0,1 га (т.1, л.д. 45).
Решением Комитета от 18.10.2004 № 684 «О предоставлении в аренду земельного участка гр. ФИО1 на территории в/ч 15487 для строительства магазина» ФИО1 предоставлен в аренду с 19.10.2004 по 17.10.2005 земельный участок площадью 1000 кв.м из земель обороны с кадастровым номером 69:26:000024:0208, находящийся по адресу: Тверская область, Рамешковский р-он, Кушалинский с/о, территория в/ч 15487, в 50 метрах по направлению на юг от КПП, для строительства магазина в границах, указанных в кадастровом плане (т.4 л.д.104). В соответствии с выпиской из государственного земельного кадастра от 18.10.2004 № 589, земельный участок с кадастровым номером 69:26:000024:0208 принадлежит к категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения (т.1 л. 121).
Право собственности на магазин, построенный ФИО1 на вышеназванном земельном участке, зарегистрировано Управлением Фендеральной регистрационной службы по Тверской области, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 06.07.2005 года ( т. 1 л.д. 120).
ФИО1 15.08.2005 года на основании ст. 36 ЗК РФ обратился в Комитет по управлению имуществом Рамешковского района Тверской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 69:26:000024:0208, на котором расположен объект недвижимости (здание магазина) в аренду на 49 лет ( т. 2 л.д. 41).
Решением Комитета от 08.09.2005 № 929 «О предоставлении в аренду земельного участка гражданину России ФИО1 по адресу: Тверская область, Рамешковский район, Кушалинский с/о, территория в/ч 15487 для размещения и обслуживания магазина», вышеуказанный земельный участок предоставлен в аренду ФИО1 с 09.09.2005 по 08.09.2054 (т. 1, л.д. 10).
Прокуратурой Рамешковского района Тверской области 23.01.2008 главе администрации муниципального образования «Рамешковский район» направлен протест на решение Комитета от 08.09.2005г. № 929 (т.1, л.д. 69), на что прокурором получен ответ о несогласии с его выводами (т.1, л.д. 79).
Решением Комитета по управлению имуществом Рамешковского района Тверской области от 30.01.2008 года № 8 в решение Комитета по управлению имуществом Рамешковского района от 08.09.2005г. №929 внесены изменения, а именно: в названии и п. 1 решения внесены изменения в части обозначения местонахождения земельного участка в следующей формулировке: «О предоставлении гражданину России ФИО1 в аренду земельного участка, местоположение которого в 50 км по направлению на юг от ориентира КПП, адрес ориентира: Тверская область, Рамешковский район. Сельское поселение Кушалино, территория воинской части № 15487 для размещения и обслуживания магазина», в п.1 в качестве основания предоставления земельного участка в аренду исключена ст. 93 ЗК РФ, иначе сформулирована категория земель, из которых предоставляется земельный участок: «из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения» (т.1 л. 122).
Считая, что предоставлением ФИО1 решением Комитета от 08.09.2005 года № 929 в аренду земельного участка для размещения магазина на территории воинской части из земель обороны нарушены интересы Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, прокурор обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд. Прокурор также считает, что внесенные Решением Комитета по управлению имуществом Рамешковского района Тверской области от 30.01.2008 года № 8 в решение Комитета по управлению имуществом Рамешковского района от 08.09.2005г. №929 изменения не устраняют допущенные нарушения и не восстанавливают нарушенные интересы.
Рассмотрев материалы дела и заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого решения) (далее- ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений в соответствии со ст. 11 ЗК РФ относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная собственность и управление ею.
Согласно части 2 статьи 9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляет Российская Федерация.
В силу части 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» ( в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого решения) (далее- Закон № 61-ФЗ) земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 г. № 135 «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны» для обеспечения нужд обороны передано 8 924 га земли.
Постановлением от 14.12.1992 № 262 (т.1 л.д. 18) земельный участок площадью 8923 га предоставлен воинской части под строительство полигона «Кушалино», то есть для нужд вооруженных сил.
Как следует из сведений о земельном участке, закрепленном за государственным унитарным предприятием или государственным учреждением федеральной формы собственности, выданных по состоянию на 29.01.2002 (т.1, л.д. 18 (оборот)), земельный участок, предоставленный воинской части на основании постановления от 14.12.1992 № 262, относится к землям обороны. Впоследствии данному земельному участку присвоен кадастровый номер 69:26:00 00 24:0203 (т.2, л.д. 60-61).
Как указывается в акте выбора и обследования земельного участка под капитальное строительство магазина на территории в/ч 15487 (д. Хохловка) от 13.07.2004 (т. 1, л.д.46) для строительства магазина выбран и обследован земельный участок площадью 0,1 га, расположенный на территории воинской части № 15487. Более того, актом предписано, что настоящий земельный участок подлежит изъятию из земель Министерства обороны для строительства указанного объекта.
Материалами дела подтверждено, что спорный земельный участок с кадастровым номером 69:26:000024:0208 с трех сторон граничит с землями воинской части, с четвертой стороны- с автодорогой Рамешки-Тверь (т. 2 л.д.29)
Вышеназванные обстоятельства доказывают принадлежность спорного участка к землям обороны, а, следовательно, к федеральной собственности.
Главой III приказа Министерства обороны СССР от 22.02.1977 № 75 «О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота» установлена возможность передачи в пользование земельных участков, временно не используемых земельных участков (пункты 102-107 указанного Приказа).
Вместе с тем, материалами дела не подтверждено наличие решения уполномоченного органа об изъятии спорного земельного участка из ведения Министерства обороны и передаче его в ведение органов местного самоуправления либо в частную собственность. Доказательств отнесения спорного земельного участка к землям транспорта или иным землям не представлено.
Постановлением от 13.07.2004 № 163 ФИО1 предварительно согласовано на указанном земельном участке место размещения магазина, а решениями от 18.10.2004 № 684 и от 08.09.2005 № 929 он предоставлен в аренду. При этом в данных актах указывается, что предоставляемый земельной участок находится на территории воинской части и принадлежит к землям Министерства обороны Российской Федерации.
На момент внесения в Комитет протеста прокурора действовал Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в соответствии с пунктом 13 которого Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом переданы правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздняемого Министерства имущественных отношений Российской Федерации, а также часть функций упраздняемой Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства от 27.11.2004 № 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В соответствии с пунктами 1, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 200 «Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом» Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Таким образом, органом, уполномоченным от имени собственника - Российской Федерации - принимать решение о распоряжении земельными участками на территории Тверской области, являлось Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (а ныне - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) в лице соответствующего территориального управления.
Учитывая вышеизложенное, Комитет, при вынесении оспариваемого решения не располагал данными о том, что земельный участок с кадастровым номером 69:26:000024:0208 является обособленным участком от территории полигона «Кушалино», нет таких доказательств и на момент рассмотрения дела.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Тверской области от 04.07.2008 года по делу № А66-741/2008 и от 15.07.2008 года по делу № А66-778/2008, оставленных без изменения Постановлениями Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2008 года по вышеназванным делам признаны недействительными решение Администрации Рамешковского района Тверской области от 13.07.2004 № 163 «О предварительном согласовании гражданину России ФИО1 места размещения строительства магазина на территории в/ч 15487 (д. Хохловка)» с учетом изменений, внесенных постановлением от 12.03.2008 года № 37, а также решение Комитета по управлению имуществом Рамешковского района Тверской области от 18.10.2004 № 684 «О предоставление в аренду земельного участка гражданину России ФИО1 на территории воинской части № 15487» с учетом изменений, внесенных решением от 07.03.2008 № 40. Основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов по делам А66-741/2008 и А66-778/2008 явилось превышение Администрацией Рамешковского района Тверской области и Комитетом по управлению имуществом Рамешковского района Тверской области предоставленных им полномочий при распоряжении федеральным имуществом. Указанными судебными актами установлено, что земельный участок, на котором расположен магазин, принадлежащий ФИО1, относится к землям обороны и является федеральной собственностью.
В соответствии с частью 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Учитывая, что по настоящему делу и делу № А66-778/2008 участвуют те же лица, установленные по делу № А66-778/2008 обстоятельства о том, что земельный участок с кадастровым номером 69:26:000024:0208 предоставлен ФИО1 из земель обороны и относится к федеральной собственности, имеют преюдициальное значение для настоящего дела.
Судом отклоняется ссылка ответчика на положения законодательства о порядке распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения права собственности на них, так как спорный земельный участок признан относящимся к федеральному уровню собственности в силу закона, как участок, относящийся к землям обороны, а не в процессе разграничения государственной собственности на землю.
Учитывая вышеизложенное, Комитет по управлению имуществом Рамешковского района Тверской области не обладал полномочиями на принятие оспариваемого решения о предоставление в аренду земельного участка ФИО1 под объектом недвижимости.
Отклоняются судом и доводы представителей ФИО1 об отсутствии в деле оригиналов документов. Сторонами по делу ходатайств о фальсификации документов не заявлялось, копий или оригиналов документов с иным содержанием лицами, участвующими в деле, не представлялось. Как следует из письма от 08.07.2008 года, первичные документы по землеотводу под авиационный полигон «Кушалино», в том числе и сводный акт о передаче лесов, расположенных на землях обороны, представлены в Прокуратуру Рамешковского района непосредственно командиром войсковой части 15487 ФИО1 При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют основания ставить под сомнение подлинность и достоверность представленных прокурором заверенных копий документов.
Представленные суду ответы государственного архива от 02.09.2008 и командира воинской части от 06.08.2008, а также заключение начальника штаба войсковой части 32882 по итогам разбирательства в отношении назначенного представителя Министерства обороны РФ подполковника ФИО2, не принимаются судом в качестве надлежащих доказательств того, что земельный участок под магазином не относится к землям обороны, так как не опровергают установленные судом указанные выше обстоятельства и не доказывают изложенную в них информацию.
Суд отклоняет доводы ФИО1 и Администрации Рамешковского района Тверской области об отсутствии у Прокуратуры Тверской области права на обращение в суд за защитой государственных интересов.
Статья 198 АПК РФ предоставляет прокурору право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие двух условий: несоответствия такого акта закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что оспариваемым постановлением нарушены интересы Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области в сфере экономической деятельности, в защиту которых и обратился прокурор в соответствии с имеющимися у него полномочиями, суд считает неправомерным доводы Администрации Рамешковского района Тверской области и ФИО1 об отсутствии правовых оснований для рассмотрения заявления прокурора.
Суд также считает необоснованными доводы о пропуске Прокурором установленного ч. 3 ст. 198 АПК РФ трехмесячного срока на обращение в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 Приказа Генпрокуратуры Российской Федерации от 09.09.2002 № 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур» (действовавшего на момент проведения проверки) на прокуроров субъектов Российской Федерации возложен надзор за исполнением Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории Российской Федерации, соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
При этом данным Приказом на военных прокуроров надзор за деятельностью указанных органов не возложен. Следовательно, прокурор не мог основывать заявление, поданное в суд, на документах, представленных Военной прокуратурой Тверского гарнизона, поскольку в компетенцию последней проведение проверок в отношении органов местного самоуправления не входит.
Направление оспариваемого решения Администрацией после его издания для сведения в Рамешковскую прокуратуру в 2004 году не является сообщением о нарушении закона, а также чьих-либо прав и интересов, в связи с этим, прокурорское реагирование правомерно последовало после соответствующего сообщения от военной прокуратуры и последующей его проверки.
Таким образом, заявление в суд подано прокурором в пределах трехмесячного срока, исчисление которого начинается с 15.02.2008 - даты окончания прокурорской проверки.
Руководствуясь ст.ст. 163, 167-170, 201 АПК РФ, Арбитражный суд
Тверской области
РЕШИЛ:
Заявленные Прокуратурой Тверской области требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Комитета по управлению имуществом Рамешковского района от 08.09.2005г. №929 «О предоставлении в аренду земельного участка гражданину России Полиховскому А.С. по адресу Тверская область Рамешковский район, Кушалинский сельский округ, территория воинской части №15487 для размещения и обслуживания магазина», с учетом изменений, внесенных Комитетом по управлению имуществом Рамешковского района решением от 30.01.2008 года № 8 «О внесении изменений в решение Комитета по управлению имуществом Рамешковского района от 08.09.2005г. №929» как принятое с нарушением статьи 71 Конституции РФ, п.10 ст.1 Федерального закона «Об обороне», ст.7, 27, п.4 ст.87, 93 Земельного кодекса РФ.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом Рамешковского района в Федеральный бюджет 2000 рублей госпошлины.
Выдать исполнительный лист в порядке статьи 319 АПК РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда, в течение месяца со дня его принятия, в порядке, установленном АПК РФ.
Судья Л.Ю. Голубева