АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
5 февраля 2008 г. г.Тверь Дело № А66–7706/2007
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Перкиной В.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Перкиной В.В., при участии представителя ответчика (должника) — ФИО1, по доверенности, рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ЗАО «Тверьмелиодорстрой», г.Торопец, к ответчику Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области, г.Нелидово, о признании недействительным решения от 08.10.2007 № 62 о привлечении к налоговой ответственности
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество «Тверьмелиодорстрой» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Тверской области (далее - ответчик, Инспекция) о признании недействительным решения от 08.10.2007 № 62 о привлечении к налоговой ответственности.
Общество мотивирует иск истечением срока исковой давности привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст.113 Налогового кодекса РФ и ст.196 Гражданского кодекса РФ, отсутствием состава налогового правонарушения, полной уплатой в бюджет налога на доходы с физических лиц, нарушением установленного порядка проведения выездной налоговой проверки, а именно ч.6,8 и 15 ст.89 НК РФ, кроме того, ссылается на ст.ст.45 и 46 Конституции РФ, ст.ст.3 п.7, 6, 14, 108 п.1, 137, 138 НК РФ, Постановление Пленума ВАС РФ № 5 от 28.02.2001 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Заявитель уточнил требования (т.1, л.д.133) – просит признать недействительным решение от 08.10.2007 № 62 в части, за исключением единого налога на вмененный доход за 2005-2006 г.г., что подтвердил актом сверки расчетов (т.3, л.д.47-49). Уточнения судом приняты.
Ответчик с иском не согласен, представил отзыв. Свою позицию обосновал ст.ст.24, 89 п.4, 87, 90, 226 п.п.2 и 4, 237, 243 Налогового кодекса РФ, правомерностью принятого решения в установленные законом сроки.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты, удержания и перечисления налогов и сборов, по результатам которой принят акт выездной налоговой проверки от 27.08.2007 № 55 и вынесено решение от 08.10.2007 № 62 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной: п.1 ст.122 НК РФ за неуплату ЕНВД за 3-4 кв.2004 г., 1-4 кв.2005 г., 1 кв.2006 г. и неполную уплату транспортного налога за 2006 г.; п.2 ст.119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по ЕНВД за 1-4 кв.2004 г., 1-4 кв.2005 г. и 1 кв.2006 г.; п.2 ст.119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по транспортному налогу за 2006 г., ст.123 НК РФ за неправомерное не удержание и не перечисление НДФЛ, п.2 ст.230 НК РФ за непредставление в налоговый орган сведений о доходах, выплаченных физическим лицам в количестве 4 документов в виде штрафа на общую сумму 88989 руб. Этим же решением Обществу начислены: ЕНВД за 2004-2005 г.г. и 1 кв.2006, транспортный налог за 2006 г., НДФЛ за 2004, 2005 и 2006 г.г., единый социальный налог за 2005 и 2006 г.г., а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2005 и 2006 г.г. Всего сумма недоимки по данным Инспекции составила 217995 руб., а размер соответствующих пени по состоянию на 08.10.2007 – 61628,32 руб.
Общество, считая решение Инспекции необоснованным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении настоящего спора суд исходит из следующего.
В силу ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст.113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).
Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.
Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.
Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.
Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 настоящего Кодекса. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.
Оспариваемым решением от 08.10.2007 № 62 Общество привлечено к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату ЕНВД для отдельных видов деятельности в части оказания автотранспортных услуг за 2004-2006 г.г. в сумме 4812 руб., начислен налог в размере 29492 руб., пени 9690,29 руб., штраф 4812 руб.
По статье 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении отдельных видов деятельности, в том числе оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
К автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов относятся услуги, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта от 28.06.1993 № 163.
На систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход переводятся автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов, которые осуществляются на платной основе.
Под количеством эксплуатируемых транспортных средств следует понимать количество транспортных средств, находящихся на балансе, либо арендованных налогоплательщиком для осуществления предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов.
Основанием для перехода на уплату единого налога на вмененный доход является факт непосредственного использования транспортных средств для извлечения дохода.
В соответствии со ст.349.29 НК РФ объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Базовая доходность для исчисления суммы единого налога на вмененный доход по оказанию автотранспортных услуг в месяц составляет за 2004 г.- 4000 руб., за 2005-2006 г.г.- 6000 руб.
Согласно Закону Тверской области от 06.11.2002 № 80-ЗО «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Тверской области», Решению Собрания депутатов Торопецкого района от 30.08.2005 № 70 корректирующий коэффициент базовой доходности К2 (оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг), учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности с населением свыше 10 до 20 тысяч жителей составляет 0,8.
На уплату единого налога на вмененный доход переводится вид деятельности (автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов) вне зависимости от того, кому предоставляются данные услуги, организациям или населению, в том числе специализированными транспортными средствами.
ЗАО «Тверьмелиодорстрой» - Торопецкая ПМК оказывало транспортные услуги организациям и физическим лицам согласно заявлениям и счетам в 2004, 2005, 2006 г.г.
Доначислен единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 29492 руб., в том числе: 1 квартал 2004 г. – 3263 руб., 2 квартал 2004 г. – 2175 руб., 3 квартал 2004 г. – 2179 руб., 4 квартал 2004 г. – 2719 руб., 1 квартал 2005 г. – 3974 руб., 2 квартал 2005 г. – 3974 руб., 3 квартал 2005 г. – 3179 руб., 4 квартал 2005 г. – 4769 руб., 1 квартал 2006 г. – 3260 руб., а также пени – 9690,29 руб., штраф 4812 руб.
Суд считает неправомерным и противоречащим ст.113 НК РФ начисление ЕНВД за 2004 г. в сумме 10336 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафа.
В силу пп.4 п.1 ст.23, ст.346.32 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по ЕНВД по итогам налогового периода не позднее 20 числа первого месяца следующего налогового периода. За невыполнение указанной обязанности предусмотрена ответственность по п.2 ст.119 НК РФ.
Заявитель не выполнил указанной обязанности, что подтверждено материалами дела.
Однако суд полагает начисление штрафа по п.2 ст.119 НК РФ за 2004 г. в сумме 28870 руб. противоречащим ст.113 НК РФ.
По статье 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 настоящего Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Материалами дела подтверждено (главные книги, ведомости по заработной плате), что Обществом допущено 106 случаев несвоевременного перечисления налога на доходы физических лиц в бюджет.
Суд, учитывая положения ст.113 НК РФ считает неправомерным начисление НДФЛ за 2004 г. (за исключением октября, ноября, декабря 2004 г.) в сумме 46285 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафа.
Также неправомерно исчислены штрафные санкции по п.2 ст.230 НК РФ за 2004 г. в размере 150 руб. в силу ст.113 НК РФ.
Суд считает неправомерным начисление единого социального налога в размере 58143 руб., соответствующих сумм пени, НДФЛ в размере 31248 руб., соответствующих сумм пени и штрафа, задолженности по взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 31309 руб., соответствующих сумм пени по следующим обстоятельствам.
Пунктом 1 ст.237 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по единому социальному налогу определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
Пункт 3 ст.243 НК РФ гласи, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят начисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и ставки налога. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15 числа следующего месяца.
В силу п.1 ст.243 НК РФ сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Статья 210 НК РФ дает определение налоговой базы по НДФЛ. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению.
Статьей 24 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Указанные статьи дают определение налоговой базы, порядка ее начисления.
Ответчик не доказал и документально не подтвердил факты сокрытия доходов по заработной плате.
Заявитель ссылается на нарушение налоговым органом установленного порядка проведения выездной налоговой проверки, которая в соответствии с п.6 ст.89 НК РФ не может продолжаться более двух месяцев, указывая на то, что решение о проведении выездной налоговой проверки было принято 22.05.2007, а акт по результатам данной проверки составлен только 27.08.2007.
По пункту 1 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть составлен в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке. Справка о проведенной налоговой проверке была составлена налоговым органом 05.07.2007. Директор подтвердил свою подпись в получении справки.
Учитывая изложенное, требования подлежат удовлетворению с учетом уточнений, государственная пошлина возврату заявителю.
Руководствуясь ст.ст.104, 110, 167, 170, 176, 177, 180-182, 197-201 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области
РЕШИЛ:
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС РФ № 5 по Тверской области от 08.10.2007 № 62 в части: 1) начисления ЕНВД за оказание автотранспортных услуг за 2004 г. в сумме 10336 р., соответствующих сумм пени и штрафа, 2) начисления штрафных санкций по п.2 ст.119 НК РФ за 2004 г. в сумме 24870 р., 3) начисления НДФЛ за 2004 г. (за исключением ноября, декабря 2004 г.) в сумме 46285 р., соответствующих сумм пени и штрафа, 4) начисления штрафных санкций по п.2 ст.230 НК РФ в размере 150 р. за 2004 г., 5) начисления ЕСН в размере 58143 р., соответствующих сумм пени, 6) начисления НДФЛ в размере 31248 р., соответствующих сумм пени и штрафа, 7) начисления задолженности по ОПС в сумме 31309 р., соответствующих сумм пени.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Межрайонной ИФНС РФ № 5 по Тверской области в пользу ЗАО «Тверьмелиодорстрой» расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 р.
Исполнительный лист выдать в порядке ст.319 АПК РФ.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Вологда в месячный срок после его принятия.
Судья В.В.Перкина