АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
http://tver.arbitr.ru, http:\\my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
(с перерывом в порядке ст.163 АПК РФ)
31 октября 2011 г. г.Тверь Дело № А66–7749/2011
изготовлено в полном объеме
Арбитражный суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Бачкиной Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Турыгиной Ю.А. и участии представителей истца (заявителя) — ФИО1, ФИО2.(после перерыва) по доверенностям, ответчика — ФИО3 по доверенности, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Центрального межрегионального территориального Управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии к обществу с ограниченной ответственностью «Важная персона-Авто», г.Тверь о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Центральное межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее — заявитель, управление) обратилось в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.19.19 КоАП РФ общества с ограниченной ответственностью «Важная персона – Авто» (далее – ответчик, Общество).
Управление просит привлечь Общество к административной ответственности по ч.1 ст.19.19 КоАП РФ
В обоснование своих доводов Общество ссылается на то, что исходя из существа административных правонарушений, регламентированных статьей 19.19 КоАП РФ, данные нормы должны применяться к правоотношениям, возникающим при производстве продукции, ее поставке и сертификации, распространяться на изготовителей продукции. Ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов по качеству, комплектности и упаковке, установлена в части 1 статьи 14.4 КоАП РФ. Производителем реализуемых автотранспортных средств является ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия». Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. В силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрении дел по составу административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 настоящего кодекса, неподведомственно арбитражному суду. Утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720 в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств (пункт 1).
Арбитражный суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, заместителем руководителя Центрального межрегионального территориального управления Росстандарта ФИО4 21.06.2011 вынесено распоряжение № 52/214 о проведении плановой выездной проверки (л.д.12-14) в отношении заявителя с целью государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов(обязательных требований стандартов) в сфере технического регулирования в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; государственного надзора в области обеспечения единства измерений в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Задачами проверки являлись – оценка соответствия продукции или связанными с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации обязательным требованиям технических регламентов(стандартов); оценка соответствия обязательным требованиям в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Предметом настоящей проверки являлось соблюдение обязательных требований: государственных стандартов, технических регламентов; в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, к эталонам единиц, стандартным образцам, средствам измерений. Лицом, уполномоченным на проведение проверки назначена ФИО2 – заместитель начальника территориального отдела(инспекции) по Тверской области ЦМТУ Росстандарта.
Результаты проверки зафиксированы актом проверки № 52 от 27.07.2011(л.д.8-10), протоколом об административном правонарушении от 28.07.11 № 52/2(л.д.5-7).
Как указано в акте проверки, при ее проведении присутствовал начальник отдела продаж ООО «Важная персона-Авто» по доверенности ФИО5 Заявитель осуществляет оптовую и розничную торговлю автотранспортными средствами. Объектом проверки являются колесные транспортные средства категории М на стадии обращения, код ОКП 451400. При проведении мероприятий по государственному надзору и контролю на соответствие обязательных требований Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Постановление Правительства РФ № 720 от 10.09.2010 и ГОСТ Р 51980 «Транспортные средства. Маркировка. Общие технические условия» по адресу: г.Тверь, ул.1-я ФИО6, д.1 отобрано 2 партии транспортных средств категории М(протокол отбора образцов от 21.07.2011). В ходе проверки составлен протокол технического осмотра от 21.07.2011 ООО «Важная персона-Авто»(л.д.37) с участием представителя ответчика ФИО5, согласно которому нарушены требования Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, отсутствует маркировка знака соответствия по ГОСТ Р 50460 транспортного средства Тойота Канри, изг. ООО «Тойота Моторо Мануфэкчуринг Россия»; нарушены требования ТР о безопасности колесных транспортных средств , приложение 8, по маркировке, отсутствует на табличке изготовителя ТС номер одобрения типа транспортного средства Тойота Королла, изг. Тойота Мотор карпорейшен, Япония.
Проверкой установлено(акт проверки от 27.07.2011), что транспортные средства TOYOTACanryVINXW7BE4OK30S029086, год выпуска 2011, партия 1 единица на сумму 767136 рублей, изготовитель ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия», 196240, <...>, лит.А не соответствуют требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Постановление Правительства 720 от 10.09.2010г., отсутствует маркировка знака соответствия по ГОСТ Р 50460, на транспортном средстве. TOYOTACOROLLAVINJTNBV58E00JI34357, год выпуска 2011, изготовитель ToyotaMotorCorporationJapan, не соответствуют требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Постановление Правительства 720 от 10.09.2010, в части маркировки ТС, на табличке изготовителя отсутствует номер одобрения типа транспортного средства и отсутствует маркировка знака соответствия по ГОСТ 50460, на транспортном средстве.
Из вышеизложенного управлением сделаны следующие выводы: транспортные средства TOYOTACanryVINXW7BE4OK30S029086, TOYOTACOROLLAVINJTNBV58E00JI34357 не соответствуют требованиям приложения 8 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств в части маркировки транспортных средств и маркировки знака соответствия по ГОСТ Р 50460, чем вводят в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
По итогам проверки составлен протокол от 28.07.2011 с участием представителя заявителя по доверенности, согласно которому общество нарушило требования Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, при реализации(поставке) хранении транспортных средств)тойота канри 2011г., тойота королла 2011 г.) в части маркировки(на табличке отсутствует номер одобрения типа и отсутствует знак соответствия, что является нарушением приложения 8 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств.
Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по ч.1 ст.19.19 КоАП РФ.
Нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14,8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2 частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Согласно пункту 2.1 раздела 2 Требования к табличкам изготовителя транспортных средств, оценка соответствия которых проводится в форме одобрения типа Приложения № 8 Требования к маркировке и обеспечению возможности идентификации транспортных средств к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации № 720 от 10.09.2009 , при установке изготовителем на транспортном средстве (шасси) таблички изготовителя она должна быть размещена в удобном для считывания месте - части транспортного средства (шасси), не подлежащей замене в процессе эксплуатации, и не должна быть снимаемой без применения специального инструмента.
Табличка изготовителя должна быть прямоугольной формы с размерами, позволяющими поместить, в общем случае, следующую информацию на русском и (или) иностранном языке:
1) наименование изготовителя;
2) технически допустимая максимальная масса транспортного средства;
3) технически допустимая максимальная масса автопоезда, если транспортное средство может быть использовано для буксировки прицепа (полуприцепа);
4) технически допустимая максимальная осевая масса, приходящаяся на каждую из осей транспортного средства, начиная с передней оси;
5) технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на седельно-сцепное устройство (полуприцеп) (при наличии);
6) номер "одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси);
8) идентификационный номер транспортного средства.
Информация, содержащаяся в подпунктах 6-8 пункта 2.1, может, по выбору изготовителя, располагаться на дополнительной табличке (наклейке), расположенной ниже или сбоку от основной таблички(пункт 2.2 раздела 2 Приложения № 8 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств).
Таблички, указанные в пунктах 2.1 и 2.2, могут быть выполнены в виде наклеек, которые должны разрушаться, при попытке снять их механическим путем(пункт 2.3 раздела 2 Приложения № 8 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств).
Пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, установлено, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из установленных этим пунктом документов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закона № 184-ФЗ) под знаком соответствия понимается обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.
Пунктом 1 статьи 46 Закона № 184-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления Закона № 184-ФЗ в силу и впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Согласно Перечню товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 автомобили легковые (транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя не более 8 мест для сидения) подлежат обязательной сертификации.
Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Госстандарта России от 14.05.2000 № 26, предусматривают, что изготовители(продавцы, исполнители) при проведении обязательной сертификации в числе прочего маркируют сертифицированную продукцию знаком соответствия (пункт 3.8).
В соответствии с пунктом 4.6 названных Правил на продукцию, для которой по результатам сертификации подтверждено соответствие требованиям нормативных документов, выдается сертификат. Эта продукция маркируется знаком соответствия. Знак соответствия наносят на продукцию (тару, упаковку), сопроводительную техническую документацию, поступающую к потребителю при реализации.
Продукция, соответствие которой подтверждено зарегистрированной декларацией о соответствии, маркируется знаком соответствия в порядке, установленном Госстандартом России.
Из пункта 2 ГОСТа Р 50460-92 Государственного стандарта «Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 28.12.1992г. № 1570, следует, что на продукцию, соответствие которой подтверждено декларацией о соответствии, наносится графическое изображение знака соответствия.
Место расположения и форма знака соответствия: рядом с табличкой изготовителя. Знак соответствия выполнен по ГОСТ Р 50460-92 с указанием номера «одобрения типа транспортного средства». Место расположения таблички изготовителя на центральной стойке, в проеме левой передней двери (пункты 1,2 описания маркировки транспортного средства, являющегося Приложением № 2 к одобрению типа транспортного средства № РОСС RU.MT02.E05900P1 марка транспортного средства TOYOTACamry (л.д.23-25).
В соответствии с частью 2 статьи 19.19 КоАП РФ нарушение правил обязательной сертификации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.6, частями 2 и 4 статьи 13.12, частью 2 статьи 14.4, частью 2 статьи 14.16 статьей 20.14 настоящего Кодекса, то есть реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Таким образом, частью 2 статьи 19.19 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил обязательной сертификации, заключающееся, в том числе и в реализации сертифицированной продукции без знака соответствия.
Статьей 26.2 установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых уполномоченный орган устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимых для проведения экспертизы. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 27.10 КоАП РФ предусмотрено, что изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых.
Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых (часть 2 статьи 27.10 КоАП РФ).
В протоколе об изъятии вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации документов. Материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу(часть 7 статьи 27.10 КоАП РФ).
В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти(часть 9 статьи 27.10 КоАП РФ).
Из материалов дела видно, что протоколы отбора образцов и технического осмотра от 21.07.2011, используемые управлением в качестве доказательств по делу об административном правонарушении, составлен в отсутствие двух понятых.
Учитывая, что в соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона, суд считает, что указанные протоколы нельзя признать надлежащими доказательствами, подтверждающими вину Общества в совершении вышеназванного административного правонарушения.
Протокол осмотра помещений и находящихся там транспортных средств, протокол изъятия предметов административного правонарушения (транспортных средств), которые могли бы служить в силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении, в ходе проведения проверки не составлялись. Приложенные к материалам дела копии фотографий не могут являться надлежащими доказательствами по делу, так как запись о применении фотосъемки при проведении проверки в протоколах отсутствует.
Транспортные средства, поименованные выше, реализованы, как указано управлением в заявлении о привлечении к административной ответственности.
Иных доказательств вменяемого Обществу административного правонарушения материалы дела не содержат.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В силу статьи 68 АПК РФ судом принимаются только допустимые доказательства, добытые с соблюдением норм и правил действующего законодательства.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Ссылка заявителя на пункт 11 Порядка проведения Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора, утвержденного постановлением Госстандарта России от 01.09.2003 № 99, который не предусматривает при отборе образцов продукции обязательного участия понятых, является необоснованной, поскольку, в ходе производства по делу об административном правонарушении административный орган обязан руководствоваться нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы ответчика о неправильной квалификации совершенного административного правонарушения по ч.1 ст.19.19 КоАП РФ, а не по ч.1 ст.14.4 КоАП РФ, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению как неподведомственное арбитражному суду, суд считает несостоятельным.
Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ установлена ответственность за продажу товаров, выполнении е работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.
Частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ установлена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей.
В данном конкретном случае обществу вменяется в вину реализация товаров без знака соответствия, без номера одобрения типа транспортного средства, что нельзя признать ни продажей товаров, выполнением работ либо оказанием населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке(часть 1 статьи 14.4 КоАП РФ), ни продажей товаров, выполнением работ либо оказанием населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего(удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей (часть 2 статьи 14.4 КоАП РФ).
Ответственность за реализацию (поставку, продажу) продукции с нарушением технических регламентов установлена частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, а за реализацию сертифицированной продукции без знака соответствия частью 2 статьи 19.19 КоАП РФ.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции исходил из следующего, должностное лицо в силу статей 1.5, 2.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении обязано рассмотреть все стороны нарушения (событие, состав, вину), оценить его последствия, убедиться, что совершением проступка нанесен существенный ущерб государственным интересам, исследовать обстановку, в которой совершено нарушение, личность нарушителя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность и т.д.
Доказательствами по делу, согласно ст. 64 АПК РФ, являются письменные, вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, и т.п., на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств дела.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению (пункт 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Таким образом, в материалах дела отсутствуют какие-либо надлежащие доказательства, подтверждающие событие и состав вмененного заявителю административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Вологда в сроки и порядке, установленные АПК РФ.
Судья Е.А. Бачкина