ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-7758/2011 от 08.11.2011 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

http://tver.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

15 ноября 2011г.

г. Тверь

Дело № А66-7758/2011

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 08 ноября 2011г.

Решение в полном объеме изготовлено 15 ноября 2011г.

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Рожиной Е.И., при ведении аудиозаписи и протокола судебного заседания секретарем Дегтевой Е.Е., при участии ответчика – ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело, возбужденное по иску

Инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области, г. Кострома

к ответчику

Индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. В.Волочек Тверской области

о взыскании 12 841 руб. 00 коп.

УСТАНОВИЛ:

Инспекция государственного административно-технического надзора Костромской области, г. Кострома обратилась в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к ответчику Индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. В.Волочек Тверской области о взыскании 12 841 руб. 00 коп. платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Костромской области.

Истец, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя не обеспечил, дополнительных документов не представил.

В судебном заседании представитель ответчика иск не признал, представил письменный отзыв. Возражая по существу предъявленных истцом требований, в числе прочих, заявлено о применении срока исковой давности, поскольку, по мнению ответчика, истцом такой срок пропущен.

Дело рассмотрено в отсутствие истца по правилам ст. 156 АПК РФ.

Из материалов дела усматривается, что 28.05.2008г. сотрудниками стационарного пункта весового контроля ОГУ «Костромаавтодор» были выявлены нарушения требований п. 2 (допустимые осевые и полные массы АТС) Приложения №1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 08.08.1996г. №1146. Данные нарушения были допущены автотранспортом, принадлежащим Индивидуальному предпринимателю ФИО1.

По факту зафиксированных нарушений сотрудниками ОГУ «Костромаавтодор» был составлен акт о нарушении порядка перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Костромской области №4750 от 28.05.2008г.

На основании Постановления правительства РФ от 26.09.1995г. №962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования», Постановления губернатора Костромской области от 12.08.2008г. №282 «Об инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области, внесении изменений в постановление губернатора Костромской области от 14.12.2005г. №774, от 14.01.2008г. №5 и признании утратившими силу некоторых постановлений губернатора Костромской области», постановления администрации Костромской области от 27.02.2007г. №30-а «О весовом и габаритном контроле на автомобильных дорогах Костромской области», пункта 26 Положения о порядке осуществления весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах общего пользования Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 27.02.2007г. №30-а при составлении актов о превышении транспортным средством ограничений по общей массе и нагрузкам на оси сотрудниками СПВК ОГУ «Костромаавтодор» был произведен расчет ущерба, причиненного автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Костромской области, несанкционированным проездом автомашины «Вольво FH12», государственный регистрационный знак <***>, с прицепом «НАРКО 23РР3-AL18», государственный регистрационный знак АЕ 2069 69, принадлежащей Индивидуальному предпринимателю ФИО1, под управлением водителя ФИО2, на автодороге «Кострома-В.Спасское». Согласно акту №4750 от 28.05.2008г. и приложенному к нему расчетному листу, размер ущерба (платы за провоз тяжеловесных грузов) составил 12 841 руб. 00 коп.

При разрешении спора в претензионном порядке, истец направил в адрес ответчика требование о возмещении причиненного ущерба, ответа на которое, не последовало.

Отказ ответчика в добровольном порядке оплатить сумму ущерба явился основанием для обращения Инспекции государственного административно – технического надзора Костромской области, г. Кострома в Арбитражный суд Тверской области с настоящим иском.

Проанализировав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам:

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). Для привлечения к имущественной ответственности необходима совокупность следующих условий: факт наступления вреда, наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими последствиями, размер причиненного вреда и вина причинителя вреда.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 г. N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам, с 01 января 1996 года введена плата с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящих тяжеловесные грузы по федеральным дорогам.

Постановлением администрации Костромской области №30-а от 27.02.2007г. установлена плата за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Костромской области.

Согласно п. 6.1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденной приказом Минтранса РФ от 22.01.2004 г. N 18, контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции.

Разделом 8 данной Инструкции предусмотрены обязанности перевозчиков крупногабаритных и тяжеловесных грузов. В частности, перевозчики таких грузов обязаны предоставлять по требованию инспектора ГАИ транспортные средства для проведения весового контроля.

Во исполнение указанных актов Положением о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам, утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации 30.04.1997 г., установлен размер, порядок исчисления и взимания платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы.

В соответствии с пунктом 5 указанного Положения предусмотренная плата взыскивается с владельцев и пользователей автомобильного транспорта.

Согласно п. 6.2 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ работники ГАИ обязаны контролировать у водителей транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы, наличие оформленных в установленном порядке разрешений на перевозку и пропусков, лицензий на пассажирские и грузовые перевозки автомобильным транспортом и соблюдение водителями правил перевозки грузов, включая выполнение изложенных в разрешениях требований перевозки грузов, соответствии указанному маршруту движения и сроки осуществления перевозок.

В целях обеспечения сохранности федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них и контроля за соблюдением грузоперевозчиками требований нормативных правовых актов и международных договоров РФ в области перевозок тяжеловесных грузов транспортными средствами по федеральным автомобильным дорогам Распоряжением Министерства транспорта РФ от 10.11.2002 г. N ИС-1004-р создана Служба весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ.

Пунктом 4.4 Положения о службе весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ, утвержденного Распоряжением Министерства транспорта РФ от 10.11.2002 г. N ИС-1004-р, Служба весового контроля наделена правом совместно с сотрудниками соответствующих контрольных органов проверять наличие у перевозчика специального разрешения на транспортировку тяжеловесного груза и соответствие его реквизитов реальным параметрам транспортного средства, выполнение требований, изложенных в разделе специального разрешения "Особые условия движения".

В соответствии с п. 1.6 данного положения под стационарным пунктом весового контроля (СПВК) понимается место выполнения работниками дорожных организаций задач по осуществлению контроля за соблюдением грузоперевозчиками требований нормативных правовых актов и международных договоров РФ в области перевозок тяжеловесных грузов транспортными средствами по федеральным автомобильным дорогам, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное необходимыми техническими средствами и сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности.

Распоряжением Министерства транспорта РФ от 10.11.2002 г. N ИС-1004-р утвержден Регламент функционирования службы весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ.

Согласно п. 3.6 данного Регламента в случае отказа водителя транспортного средства устранить имеющиеся нарушения на месте инспектор-оператор СПВК составляет акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.

Представленный истцом акт №4750 от 28.05.2008г. о превышении транспортным средством «Вольво FH12», государственный регистрационный знак <***>, с прицепом «НАРКО 23РР3-AL18», государственный регистрационный знак АЕ 2069 69, принадлежащей Индивидуальному предпринимателю ФИО1, под управлением водителя ФИО2, на автодороге «Кострома-В.Спасское», установленных ограничений, составлен работниками Службы весового контроля на стационарном пункте весового контроля ОГУ «Костромаавтодор», в рамках предоставленных Службе весового контроля полномочий и в соответствии с требованиями вышеназванных правовых норм.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ст. 196 Гражданского кодекса РФ на обязательства из причинения вреда распространяется установленный общий трехгодичный срок исковой давности.

В силу правовых норм ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Как следует из материалов дела в обоснование своих требований о взыскании ущерба (платы за провоз тяжеловесных грузов) в сумме 12 841 руб. 00 коп., истцом представлен акт №4750 о превышении транспортным средством «Вольво FH12», государственный регистрационный знак <***>, с прицепом «НАРКО 23РР3-AL18», государственный регистрационный знак АЕ 2069 69, принадлежащим ответчику - Индивидуальному предпринимателю ФИО1, установленных ограничений.

Указанный акт №4750 составлен работниками Службы весового контроля на стационарном пункте весового контроля ОГУ «Костромаавтодор» 28 мая 2008 года.

Таким образом, принимая во внимание момент возникновения обязательства ответчика по оплате ущерба (платы за провоз тяжеловесных грузов) в сумме 12 841 руб. 00 коп., начало течения срока исковой давности по данному требованию – с 28.05.2008г., учитывая момент обращения истца в суд с иском (02.08.2011г.), арбитражный суд пришел к выводу о пропуске истцом срока исковой давности и считает возможным применить исковую данность по заявлению ответчика.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что заявление стороны в споре о применении срока исковой давности является основанием к отказу в иске при условии, что оно сделано на любой стадии процесса до вынесения решения судом первой инстанции и пропуск указанного срока подтвержден материалами дела.

Истечение срока исковой давности в силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ является основанием к вынесению судом решения об отказе в удовлетворении иска, в связи с чем иск Инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области, г. Кострома к ответчику Индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. В.Волочек Тверской области удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 49, 167-170, 176, 181 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд г.Вологда в месячный срок со дня его принятия.

Судья Е.И. Рожина