ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-8575/07 от 14.04.2008 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

                      (вынесено с перерывом в порядке ст.163 АПК РФ)

14 апреля  2008 г.                              г.Тверь                 Дело № А66-8575/2007

изготовлено в полном объеме

Арбитражный суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Бачкиной Е.А., при ведении протокола судебного заседания председательствующим, при участии представителей заявителя — ФИО1 по доверенности, ответчика (должника) — ФИО2, ФИО3, ФИО4 по доверенностям, рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ООО «НиктинН» г.Тверь                                                                 

к Управлению Федеральной налоговой службы по Тверской области, г.Тверь   ,

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности ,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственность «НикитиН», г.Тверь (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением об оспаривании постановления о назначении административного наказания № 53 от 10.12.2007г., вынесенного Управлением Федеральной налоговой службы по Тверской области (далее – Управление).

В обоснование жалобы общество ссылается  на существенное процессуальное нарушение, допущенное ответчиком при привлечении его к административной ответственности, а в частности положения части 1 статьи 28.5 КоАП РФ. По мнению заявителя, проверка внесения  организацией сведений в систему ЕГАИС не входит в перечень проверочных мероприятий, предусмотренных пунктом 5 Положения о порядке проведения контрольных технологических проверок и ежегодных обследований организаций в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, утвержденного приказом Госналогслужбы от 26.08.1998 № БФ-31/213. Кроме того, сведения об алкогольной продукции, хранящейся в обществе и отпущенной покупателям по накладным, в системе ЕГАИС имелись(внесены заводом-изготовителем), а значит, алкогольная продукция находилась в легальном обороте. Состав административного правонарушения, предусмотренного ст.14.19 КоАП РФ, отсутствует. Правилами функционирования Единой государственной автоматизированной информационной системы учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными  Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006г. № 522 не установлены сроки внесения сведений в ЕГАИС. У общества не было технической возможности осуществить данные операции, так как система часто не функционировала по техническим причинам, в том числе и в день проведения проверки. Дополнительно в письменных объяснениях (л.д.111-115) общество указало на отсутствие полномочий у специалиста 1 разряда отдела контроля применения ККТ, производства и оборота алкогольной и табачной продукции УФНС по Тверской области Рубана М.А. на возбуждение дела об административном правонарушении, поскольку такими полномочиями обладают лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю. Проведение контрольной технологической проверки было поручено специалисту-эксперту ФИО5 и старшему специалисту 1 разряда отдела контроля применения ККТ, производства и оборота алкогольной и табачной продукции ФИО6 Такими действиями административный орган нарушил принцип законности, предусмотренный пунктом 1 ст.1.6 КоАП РФ. В подтверждение отсутствия состава правонарушения, общество называет Федеральный закон от 01.12.2007г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», которым с 01.01.2008 г. у организаций, осуществляющих оборот алкогольной продукции, отсутствует обязанность по внесению сведений в систему ЕГАИС (за исключением организаций-производителей).

В своем отзыве (л.д.108-110)ответчик просил отказать в удовлетворении требований, так как считает факт совершения административного правонарушения доказанным, проведение административного расследование обоснованным, порядок привлечения к административной ответственности не нарушенным.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя управления Федеральной налоговой службы по Тверской области ФИО7(л.д.51), Управлением с 25.10.2007 по 30.10.2007 года была проведена контрольная технологическая проверка ООО «НикитиН» на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Результаты проверки зафиксированы актом № 21-18/102 от 30.10.07 (л.д.67-72). В ходе проведения проверки в связи с допущенным нарушением, 29.10.2007 в отношении общества вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. По окончании административного расследования был составлен протокол об административном правонарушении №52 от 26.11.07 (л.д.59-60).

Согласно протоколу об административном правонарушении №52 от 26.11.07 в ходе проведения проверки заявителя юридический адрес: 170028 <...>, по адресам хранения алкогольной продукции: 170028, <...>, <...>: <...>, установлено нарушение порядка учета алкогольной продукции при его обороте, выразившееся в обороте алкогольной продукции с 16 по 25 октября 2007г. без фиксации и передачи данных об объемах оборота в ЕГАИС, что подтверждается ведомостью расходных накладных на 26.10.2007г по данным ЕГАИС, ведомостью по накладным за период с 15.10.2007 по 25.10.2007 , отчетом по накладным из программы «R3» за период с 15.10.2007 по 25.10.2007, не зафиксированными  в ЕГАИС остатками алкогольной продукции на складе по данным ЕГАИС и по данным бухгалтерского учета.

Заявителем не были зафиксированы в ЕГАИС накладные на поставку алкогольной продукции организациям оптовой и розничной торговли № 267539 от 16.10.2007г., № 263779 от 16.10.2007, при осуществлении поставки алкогольной продукции в период с 15.10.2007 по 25.10.2007, что подтверждается ведомостью расходных накладных за этот период.

Тем самым общество нарушило пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 22.11.95г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»(далее – Закон № 171-ФЗ), устанавливающим, что оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (далее-ЕГАИС), включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации. Функционирование ЕГАИС определяется Правилами  функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006г. № 522 (далее –Правила). Согласно пункту 7 Правил, организация, осуществляющая производство и(или) оборот (за исключением импорта и розничной продажи) продукции, представляет по телекоммуникационным каналам связи заявку о фиксации в управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации по месту нахождения организации, или по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации, указанного в лицензии, или в межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, в случае если эта организация состоит на учете в указанном налоговом органе.

В соответствии с подпунктами «ч», «ы» и «ь» Правил организации представляют в единую информационную систему, в том числе, следующую информацию:

сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации);

номера и даты подтверждений о фиксации информации об организации, о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, в единой информационной системе;

номера и даты представления заявок о фиксации информации об организации, о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, в единой информационной системе.

К документам разрешающим и сопровождающим оборот алкогольной продукции согласно пункту 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ и подпункту «ч» Правил ЕГАИС относятся товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной.

Организация, осуществляющая оборот алкогольной продукции, обязана фиксировать информацию о движении алкогольной продукции(об ее закупке, хранении или поставке) в ЕГАИС путем отражения сведений, содержащихся в товарно-транспортной накладной и справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной.

Пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Закона № 171-ФЗ.

Статьей 14.19. КоАП РФ определено, что нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Таким образом, заявитель не исполнил возложенную на него законодательством обязанность осуществлять фиксацию и передачу данных об объемах оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, в связи с чем правомерно привлечен к административной ответственности.

В результате ответчиком совершено административное правонарушение, ответственность за которое  предусмотрена  ст.14.19 КоАП РФ. В отношении заявителя заместителем руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области вынесено постановление № 53 от 10.12.2007г. о назначении административного наказания в виде взыскания штрафа в размере 70000 рублей.

Должностное лицо в силу статей 1.5, 2.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении обязано рассмотреть все стороны нарушения (событие, состав, вину), оценить его последствия, убедиться, что совершением проступка нанесен существенный ущерб государственным интересам, исследовать обстановку, в которой совершено нарушение, личность нарушителя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность и т.д.

Факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела. Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело, судом по материалам дела не установлено.

В этой связи Управление, руководствуясь частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, обоснованно признало Общество виновным в совершении вмененного ему правонарушения.

Ответственность применена с учетом всех обстоятельств совершенного правонарушения в совокупности, в связи с чем суд не находит оснований для переоценки выводов контролирующего органа и применения ст.2.9 КоАП РФ (малозначительность).

Ссылка заявителя на отсутствие в перечне проверочных мероприятий, предусмотренных пунктом 5 Положения о порядке проведения контрольных технологических проверок и ежегодных обследований организаций в сфере производстве и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, утвержденного Приказом Государственной налоговой службы от 26.08.1998 № БФ-31/213, проверки внесения организацией сведений в систему ЕГАИС, судом отклоняется. Положением определен порядок проведения и документального оформления результатов контрольных технологических проверок по соблюдению условий действия лицензий и ежегодных обследований организаций на их соответствие условиям, необходимым для осуществления лицензируемого вида деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, что не исключает проведение проверок организаций на предмет соответствия требованиям Закона № 171-ФЗ. По оспариваемому постановлению проверка проводилась именно на предмет соответствия заявителя требованиям Закона № 171-ФЗ.

Довод заявителя о том, что сведения  об алкогольной продукции, хранящиеся в обществе и отпущенные покупателям по накладным, уже имелись в системе ЕГАИС (внесены производителем), следовательно, алкогольная продукция является легальной, а вывод Управления об осуществлении обществом оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которой не была зафиксирована в системе ЕГАИС, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, судом не принимается. Общество фактически осуществляло оборот алкогольной продукции (в силу пункта 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ, под оборотом понимается закупка(в том числе импорт), поставка( в том числе экспорт), хранение и розничная продажа), а значит в силу пункта 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ обязано фиксировать информацию о движении алкогольной продукции в ЕГАИС . Данная обязанность организаций, осуществляющих оборот алкогольной продукции, подлежит исполнению независимо от имеющихся в ЕГАИС сведений, внесенных производителем этой алкогольной продукции, либо организацией, реализовавшей эту продукцию обществу.

Не принимается судом и утверждение заявителя об отсутствии сроков внесения сведений об обороте алкогольной продукции в ЕГАИС, поскольку обязанность внесения таких сведений возникает непосредственно при обороте алкогольной продукции (в день закупки или поставки), что вытекает из положения пункта 1 статьи 26  Закона № 171-ФЗ.

Судом не установлено нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя.

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административном правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пункт 1 часть 1 статьи 28.1 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи ,и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения(часть 3 статьи 28.1 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении считается возбужденным, в том числе и с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ

Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол .

Протоколы об административном правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса в пределах компетенции соответствующего органа ( часть 1 статьи 28.3 КОАП РФ).

Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1,2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством( часть 4 статьи 28.3 КоАП РФ).

Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых настоящим Кодексом отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской федерации(часть 4 статьи 28.3 КоАП РФ).

В силу статьи 23.50. КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных часть. 3 статьи 14.16, частью 2 статьи 14.17, статьями 14.19. и 15.13 настоящего Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

Согласно Перечню должностных лиц налоговых органов Российской федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденному Приказом Федеральной налоговой службы России от 02.08.2005г. № САЭ-3-06/354&(л.д.49-50) в управлениях Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации такими лицами являются, в том числе должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю. Представленным должностным регламентом специалиста 1 разряда отдела контроля применения ККТ, производства и оборота алкогольной и табачной продукции УФНС России по Тверской области Рубана М.А. (л.д.52-56), подтверждается его право на проведение мероприятий по контролю, следовательно, подтверждаются его полномочия на подписание определений о возбуждении дел об административных правонарушениях, проведении административного расследования, на составление протоколов об административных правонарушениях.

Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 29.10.2007г. не противоречит требованиям части 1 статьи 28.1 и статьи 28.7 КоАП РФ, его вынесение связано не с окончанием проверки и составлением акта от 30.10.2007г., а с обнаружением события административного правонарушения непосредственно при проведении проверки.

 Доводы заявителя о нарушении сроков составления протокола об административной ответственности по причине затягивания административного расследования, опровергаются материалами дела, поскольку представитель заявителя неоднократно приглашался для дачи пояснений и составления протокола об административном правонарушении и  просил отложить рассмотрение этих вопросов.

Заявителем также не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер для устранения неисправности системы ЕГАИС (заявка на устранение неисправности, сообщение о неисправности в налоговый орган и пр.), в связи с чем ссылка общества на отсутствие вины в совершении правонарушения судом не принимается.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211АПК РФ,  суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный  суд, г.Вологда в сроки и порядке, установленные АПК РФ.

Судья                                                                                        Е.А. Бачкина