ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-9290/2021 от 13.04.2022 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

(с перерывом в порядке статьи 163 АПК РФ)

13 апреля 2022 года

г.Тверь

Дело № А66-9290/2021

изготовлено в полном объеме

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Бачкиной Е.А., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Глуховой А.Н., при участии представителей: заявителя – Круковой Н.В. по доверенности, УФРС – Румянцева А.А. по доверенности, ФГБУ «ФКП Росреестра» – Чекменева В.Н. по доверенности (после перерыва), рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации города Твери, г.Тверь                                                              

к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения» Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тверской области, г. Тверь, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, г. Тверь    

третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью «ЗЕНИТ», Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Твери

об оспаривании отказов

установил:

Администрация города Твери (далее – заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения» Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тверской области (далее – Учреждение, ФГБУ «ФКП Росреестра») и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее – Управление, УФРС), в котором просит:

1) Признать незаконным отказ Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», выразившийся в письме от 09.06.2021№ 21-08248/01-14;

2) Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области устранить реестровые ошибки в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0100645:119, 69:40:0100645:52, 69:40:0100641:165, 69:40:0100293:42, 69:40:0100149:4, 69:40:0100149:2, 69:40:0100184:5, 69:40:0100195:26, 69:40:0100623:373, 69:40:0300065:4, 69:40:0300105:99, 69:40:0300013:140, 69:40:0300095:1637, 69:40:0100213:6 в течение 10 рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда первой инстанции;

3) Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести в реестр границ Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах территориальной зоны озелененных территорий общего пользования, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части города (Р1-2) в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Твери, утвержденными решением Тверской городской Думы от 02.07.2009 № 71, в течение 20 рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда первой инстанции;

4) Признать незаконным отказ Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», выразившийся в письме от 15.04.2021 №21-05167/01-14;

5) Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области устранить реестровые ошибки в течение 10 рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда первой инстанции;

6) Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести в реестр границ Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах территориальной зоны малоэтажной жилой застройки, расположенной вне территории исторически сложившихся районов центральной части города (Ж2-2) в соответствии Правилами землепользования и застройки города Твери, утвержденными решением Тверской городской Думы от 02.07.2009 №71, в течение 20 рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда первой инстанции;

7) Признать незаконным отказ Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», выразившийся в письме от 19.04.2021 № 21-05346/01-14;

8) Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области устранить реестровые ошибки в течение 10 рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда первой инстанции;

9) Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести в реестр границ Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах территориальной зоны озелененных территорий общего пользования, расположенной вне территории исторически сложившихся районов центральной части города (Р1-2) в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Твери, утвержденными решением Тверской городской Думы от 02.07.2009 № 71, в течение 20 рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда первой инстанции (с учетом уточнений).

В судебном заседании заявитель требования поддержал в полном объеме.

Представитель Управления возражал относительно заявленных требований, представил отзыв в материалы дела.

Представители ФГБУ «ФКП Росреестра», третьих лиц в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте проведения разбирательства по делу.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании 17 марта 2022 г. был объявлен перерыв до 24 марта 2022 г.

После перерыва заявитель настаивал на удовлетворении требований.

Ответчики возражали в соответствии с доводами, изложенными в письменных отзывах.

 Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц по правилам статьи 156 АПК РФ.

При рассмотрении дела суд исходил из следующих обстоятельств.

В целях разработки проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Твери, утвержденные решением Тверской городской Думы от 02.07.2009 № 71, и постановки территориальных зон на кадастровый учет между Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Твери и ООО «ЗЕНИТ» заключен муниципальный контракт от 06.08.2020 №0836600003320000270.

Для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) Администрация письмами от 26.03.2021 №01/1500-и, от 26.03.2021 № 01/1487-и, от 19.05.2021 № 01/2684-и, обратилась в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» с приложением XML-файлов, содержащих координатное описание местоположения границ соответствующих территориальных зон.

Письмами от 09.06.2021№ 21-08248/01-14, от 15.04.2021 №21-05167/01-14, от 19.04.2021 № 21-05346/01-14 ФГБУ «ФКП Росреестра» отказало Администрации во внесении в ЕГРН сведений о границах территориальных зон.

Основанием для отказа от 09.06.2021 № 21-08248/01-14 во внесении в ЕГРН сведений о границах территориальной зоны озелененных территорий общего пользования, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части города (Р1-2) ФГБУ «ФКП Росреестра» указало на наличие: пересечения границы территориальной зоны с границами земельных участков, которое не может быть устранено в соответствии с ч. 8-11 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; пересечения границы территориальной зоны с границами населенного пункта и границами другой территориальной зоны, что в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 34 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ является препятствием для внесения сведений.

В качестве основания для отказов от 15.04.2021 № 21-05167/01-14, 19.04.2021 № 21-05346/01-14, Учреждение указало на невозможность внесения сведений о местоположении границ территориальных зон в ЕГРН в соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с тем, что границы территориальных зон топоплогически некорректны; обнаружены повторяющиеся точки.

Не согласившись с указанными отказами, Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия регулируется статьями 32 - 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон №218-ФЗ, Закон о регистрации).

В силу статьи 32 Закона № 218-ФЗ участниками межведомственного информационного взаимодействия являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, принимающие соответствующие решения (акты).

В соответствии с часть 1 статьи 34 Закона №218-ФЗ орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В части 2 указанной статьи перечислены основания, в соответствии с которыми, орган регистрации прав направляет уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН.

Так пунктом 5 части 2 статьи 34 Закона о регистрации установлено следующее: орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН, направляет уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений ЕГРН, в случае, если границы населенного пункта, сведения о местоположении которых содержатся в поступивших документах, пересекают границы земельных участков, муниципального образования, территориальной зоны, за исключением случая, если границы населенного пункта могут быть изменены путем приведения в соответствие с границами земельных участков по правилам частей 8 - 11 настоящей статьи, а также в случае, если выявлена воспроизведенная в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ таких муниципального образования, территориальной зоны в документах, на основании которых сведения вносились в ЕГРН.

В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Частью 8 статья 34 Закона о регистрации определено, что если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ населенных пунктов, границ территориальных зон, в том числе при изменении сведений о местоположении таких границ, органом регистрации прав выявлено пересечение таких границ с границами земельных участков, сведения о местоположении границ которых содержатся в ЕГРН (исключая земельные участки, пересечение границ которых с границами территориальных зон допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ населенного пункта, территориальных зон, в том числе изменения в сведения об их местоположении в целях приведения этих сведений в соответствие с описанием местоположения границ земельного участка, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН.

При этом согласно части 10 статьи 34 Закона о регистрации, положение части 8 настоящей статьи применяется при условии, что семьдесят пять и более процентов площади указанного земельного участка находится соответственно в границах определенного населенного пункта, определенной территориальной зоны.

Из материалов дела следует, что по результатам пространственного анализа данных ФГИС ЕГРН по представленным координатам, Учреждением установлено, что границы территориальной зоны озелененных территорий общего пользования, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части города (Р1-2), пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0100645:19, 69:40:0100645:52, 69:40:0100641:165, 69:40:0100293:42, 69:40:0100149:4, 69:40:0100149:2, 69:40:0100184:5, 69:40:0100195:26, 69:40:0100623:373, 69:40:0300065:4, 69:40:0300105:99, 69:40:0300013:140, 69:40:0300095:1637, 69:40:0130213:6.

Также в процессе анализа Учреждением было выявлено, что границы указанной территориальной зоны пересекают объекты реестра границ, а именно:

- границу населенного пункта города Тверь городского округа Тверь Тверской области (реестровый номер 69:40-4.1);

- границу населенного пункта Горютино Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области (реестровый номер 69:10-4.296);

- границу территориальной зоны автомобильного транспорта (Т1) (реестровый номер 69:40-7.2).

При этом, граница населенного пункта город Тверь городского округа город Тверь Тверской области (реестровый номер 69:40-4.1) и граница территориальной зоны автомобильного транспорта (Т1) (реестровый номер 69:40-7.2) внесены в ЕГРН в порядке, установленном Законом о регистрации, на основании документов, представленных Администрацией.

В соответствии с пунктами 5, 6 части 2 статьи 34 Закона о регистрации при выявлении пересечений границ населенных пунктов и территориальных зон орган регистрации прав направляет уведомление о невозможности внесения в ЕГРН сведений о таких границах за исключением случаев, если такие пересечения могут быть устранены органом регистрации прав самостоятельно в установленном порядке.

Таким образом, законодательством установлен запрет на пересечение границ населенных пунктов и территориальных зон.

Наличие пересечений указанных границ может свидетельствовать о наличии ошибок в определении их местоположения, что является основанием для принятия органом регистрации прав решения о необходимости устранения реестровой ошибки в описании местоположения либо границ территориальных зон и (или) населенного пункта в порядке статьи 61 Закона о регистрации.

В соответствии с пп. 1, 4 п. 1.1 Приказа Росреестра от 18.10.2016 №П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной   регистрации,    кадастра   и   картографии»    отдельными полномочиями органа регистрации прав» ведение ЕГРН в части внесения сведений о границах территориальных зон и ведения реестровых дел объектов реестра границ осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Вместе с тем, Учреждение не наделено полномочиями по выявлению и исправлению реестровых ошибок в сведениях ЕГРН, соответствующими полномочиями на территории Тверской области наделено Управление Росреестра по Тверской области.

В соответствии с ч. 6 ст. 61 Закона о регистрации орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка, принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.

Согласно ч. 7 ст. 61 Закона о регистрации по истечении трех месяцев со дня направления указанным в части 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка и при непоступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки (заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевого плана), орган регистрации прав вносит изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий.

В соответствии с ч. 7.1 ст. 61 Закона о регистрации при исправлении реестровых ошибок в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, орган регистрации прав на основании имеющихся и (или) полученных дополнительно документов и материалов также вносит в ЕГРН сведения о местоположении границ (координатах характерных точек границ) смежных и (или) несмежных земельных участков исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на соответствующий земельный участок, или при отсутствии такого документа - исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, или в случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка - исходя из местоположения границ такого земельного участка, существующих на местности пятнадцать лет и более и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих установить местоположение границ земельного участка, и (или) контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий, а также сведения о площади земельных участков в соответствии с установленным местоположением границ таких земельных участков.

На основании ч. 7.3 ст. 61 Закона о регистрации в целях реализации полномочий органа регистрации прав, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи, подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение осуществляет определение координат характерных точек границ смежных и (или) несмежных земельных участков, площади таких земельных участков, определение координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также при необходимости - координат характерных точек границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств.

Исправление реестровых ошибок в ЕГРН осуществляется также в соответствии с Порядком изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, утвержденным приказом Росреестра от 01.06.2021 № П/0241.

Анализ сведений ЕГРН на предмет выявления (обнаружения) возможных технических и (или) реестровых ошибок осуществляется Управлением в рамках проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также по обращениям заинтересованных лиц.

Выявление возможных реестровых ошибок при поступлении документов на внесение сведений в реестр границ Управлением не осуществляется, поскольку полномочиями по внесению таких сведений (в том числе о территориальных зонах) наделено ФГБУ «ФКП Росреестра».

Доказательств обращения в Управление с приложением документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, Администрацией в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного, оснований полагать, что Управление является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, не имеется.

Кроме того, из оспариваемых отказов от 15.04.2021и 19.04.2021 следует, что по результатам проведения пространственного анализа в ФГИС ЕГРН Учреждением выявлено, что границы территориальных зон: Территориальная зона озелененных территорий общего пользования, расположенных вне территории исторически сложившихся/районов центральной части города (Р1-2), а также Территориальная Зона малоэтажной жилой застройки, расположенной вне территории исторически сложившихся районов центральной части города (Ж2-2), топологически некорректны. Обнаружены повторяющиеся точки: [2283538.29 284362.09] и [2273977.96 290358.56] соответственно.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 34 Закона № 218-ФЗорган регистрации прав направляет уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если форма и (или) содержание документов, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, необходимых для внесения сведений в ЕГРН в отношении объектов недвижимости, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Положения пункта 7 части 2 статьи 34 Закона N 218-ФЗ должны применяться филиалами ФГБУ "ФКП Росреестра" (Филиалы) на предмет выявления:

- несоответствия формы представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации (при условии, что форма таких документов утверждена);

- отсутствия в содержании представленных документов сведений, необходимых для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

В полномочия Филиалов не входит проверка решений (актов), принятых уполномоченными органами в отношении объектов реестра границ, на предмет содержания таких решений (актов), на соблюдение процедур их подготовки, согласования и утверждения.

В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 23.11.2018 № 650 «Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, и о признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России от 23 марта 2016 г. № 163 и от 4 мая 2018 г. № 236» электронные документы, содержащие сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, направляемые в орган регистрации прав, создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль за содержащимися в них данными.

По результатам пространственного анализа в ФГИС ЕГРН Учреждением была выявлена критическая ошибка «Границы территориальных зон топологически некорректны. Обнаружены повторяющиеся точки», которая не позволяет проводить дальнейшие проверки, то есть представленные документы не позволяют осуществить контроль за содержащимися в них данными.

Данное обстоятельство является основанием для отказа во внесении сведений о границах территориальных зон в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 34 Закона о регистрации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что заявителем не соблюдены требования, установленные законодательством, необходимые для внесения в ЕГРН сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

С учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельств, и приведенных норм права, суд полагает, что Администрацией не представлено доказательств незаконности уведомлений филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, изложенных в письмах от 09.06.2021№ 21-08248/01-14, от 15.04.2021 №21-05167/01-14, от 19.04.2021 № 21-05346/01-14, об отказе во внесении сведений в ЕГРН, а также доказательств нарушения прав заявителя.

При таких обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 176,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Вологда в сроки и порядке, установленные АПК РФ.

Судья                                                                                       Е.А. Бачкина