АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
http://tver.arbitr.ru, sud@arbitr.tver.ru.
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
(с перерывом в порядке ст. 163 АПК РФ)
29 января 2013 г. г. Тверь Дело № А66–9429/2012
(изготовлено в полном объеме)
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Бачкиной Е.А., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи помощником судьи Труниной Е.Л., после перерыва секретарем судебного заседания Мещеряковой А.А., при участии представителя заявителя – ФИО1, по доверенности, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Региональной общественной организации – Тверское областное общество охотников и рыболовов, г. Тверь
к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области, г. Тверь
о признании незаконным и отмене постановления от 14.08.2012 № 261-11 по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Региональная общественная организация – Тверское областное общество охотников и рыболовов, г. Тверь (далее – заявитель, Общество) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 14.08.2012 № 261-11 Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, г. Тверь (далее – ответчик, Министерство) о привлечении к административной ответственности по части 3 статье 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Заявитель требования поддержал, представил письменные объяснения.
Министерство представило письменный отзыв, считает, что основания для признания оспариваемого постановления незаконным отсутствуют.
В судебном заседании объявлен перерыв до 04.12.2012г. в 15 часов 30 минут (информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Тверской области по веб – адресу : http://tver.arbitr.ru/ в сети Интернет).
Судебное заседание продолжено 04.12.2012 года в 15 часов 30 минут.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Ответчик не явился.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 25.07.2012 № 41 Министерством проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом требований правил пользования объектами животного мира.
В ходе проверки установлено, что Обществом нарушены требования статей 35, 40 ФЗ от 24.04.1995г. №52-ФЗ «О животном мире» (далее — ФЗ «О животном мире»), части 2 статьи 27 ФЗ от 24.07.2009г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее — Закон №209-ФЗ) и Постановление губернатора Тверской области от 23.03.2012г. №40-пг «О введении режима чрезвычайной ситуации», а именно Общество не выполнило в полном объеме мероприятия по регулированию численности кабана на территории Калининского района, а именно, из 70 разрешений на регулирование численности охотничьих ресурсов добыто 42 кабана, чем были нарушены правила пользования объектами животным миром.
По указанному факту составлен акт проверки от 02.08.2012 №41, протокол по делу об административном правонарушении от 03.08.2012, постановлением от 14.08.2012 № 262-12 Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 8.37 КоАП РФ с наложением штрафа в сумме 50 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В силу части 32 статьи 8.37 КоАП РФ нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.04.95 № 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) пользование животным миром - это юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира
В соответствии со статьей 33 Федерального закона № 52-ФЗ объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов
Одним из видов пользования юридическими лицами и гражданами объектами животного мира является охота (статья 34 Федерального закона № 52-ФЗ).
В силу части 3 статьи 35 Федерального закона № 52-ФЗ пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных стандартов, правил, лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами РФ, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Часть 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязывает юридических лиц, заключивших охотхозяйственные соглашения обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по ихсоблюдению.
Как усматривается из материалов дела, Общество на основании охотхозяйственных соглашений № 11 от 30.12.2010 г. и №20 от 24.05.2011 г. осуществляет пользование животным миром на территории Калининского и Рамешковского районов Тверской области, а именно в границах охотничьих угодий: ОРХ «Тургиновское»:
- северная - от населенного пункта Иванцево по дороге через населенные пункты Сушково, Езвино и далее вниз по реке Чернава до впадения в реку Инюха;
- восточная — от места впадения реки Чернава в реку Инюха вниз по течению реки Инюха до населенного пункта Коробеино, далее по дороге через населенные пункты Малое Селище, Шипулино, Сергеево, Солодилово по лесной дороге до пересечения с рекой Шоша;
- южная - от пересечения лесной дороги с рекой Шоша вверх по течению реки Шоша до впадения в неё реки Лобь далее вверх по течению реки Лобь до пересечения с административной границей Калининского района и Московской области далее по административной границей Калининского района и Московской области до пересечения с автодорогой Волоколамск - Тверь;
- западная - от места пересечения административной границы Калининского района и Московской области Волоколамск - Тверь по автодороге Волоколамск - Тверь через населенные пункты Люшино, Митенёво, Панигино, ФИО2, Пушкино до населенного пункта Иванцево.
ОРХ «Кушалинское»:
- северная граница - от населенного пункта Зайково по проселочной дороге через населенные пункты Дойбино, Пески через географическую точку (далее геоточка) в урочище Змеиный Остров с координатами 35 56* 52,62" восточной долготы (далее д), 57 8' 48,84" северной широты (далее ш) по южным границам кварталов №№ 85, 86, 87 лесничества Министерства обороны до геоточки с координатами 36 0' 47,088" д, 57 8' 29,58" ш. Далее на север по восточным границам кварталов №№ 87, 75, до пересечению с проселочной дорогой на населенный пункт Стояново в геоточки с координатами 36 Г 34,968" д, 57 9' 25,02" ш, далее по дороге до пересечения с автодорогой Рамешки - Тверь. По автодороге Рамешки - Тверь до развилки дорог с координатами 36 4' 53,688" д, 57 9' 0,756" ш в районе населенного пункта Кушалино» от населенного пункта Кушалино по проселочной дороге через урочище Михалево по геоточкам 36 6' 1,476" д, 57 9' 14.076" ш, 36 6' 34,74" д, 57 9' 36,288" ш, 36 7 18,948" д, 57 9' 23,004" ш, 36 7 49,26" д, 57 9' 33,984" ш. Далее на север через урочище Кочни, населенный пункт Новиково, здание бывшей гидроэлектростанции по линии электропередач до населенного пункта Баскаки;
- восточная граница - от населенного пункта Баскаки по проселочной дороге через урочище Диланово, населенные пункты Железово, Шенское, Семунино, Медведиха, далее по реке Медведица до впадения в нее реки Ивица, далее по дороге через населенные пункты Ново -Рязанчиха, Буланово, от населенного пункта Буланово на юг по болоту "Оршинский мох" по восточной просеке кварталов №№ 109, 124, 130 Кушалинского участкового лесничества до южного берега озера Светлое;
- южная граница - по южному берегу озера Светлое на запад по Денисовскому каналу до населенного пункта Денисово, от населенного пункта Денисово через населенные пункты Сбынь, Беле-Кушальское, Панино, Борисово, Бочарниково до населенного пункта Савкино.
- западная граница - от населенного пункта Савкино по автодороге Тверь - Рамешки до населенного пункта Арининское, далее на запад по реке Шуя до южной границы квартала № 50, далее по административной границе Рамешковского и Калининского районов по южным границам кварталов №№ 50, 49, 48, 47, 46, 45 Кушалинского участкового лесничества до населенного пункта Броды, от населенного пункта Броды через населенные пункты Толокново, Лямово до населенного пункта Зайково. Вышеописанные границы охотничьих угодий прописаны в пункте 2.2 охотхозяйственного соглашения № 11 от 30.12.2010 г. и №20 от 24.05.2011г.
Постановлением Губернатора Тверской области от 23.03.2012 № 40-ПГ «О введении режима чрезвычайной ситуации» с 24.03.2012 и до принятия отдельного решения введен режим чрезвычайной ситуации межмуниципального характера, вызванной африканской чумой свиней в дикой природе(далее также – чрезвычайная ситуация), на территориях охотничьих угодий, находящихся в границах Бологовского, Вышневолоцкого, Калининского и Торжокского районов Тверской области, для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуация Тверской области. Определена зона чрезвычайной ситуации – территории охотничьих угодий, находящихся в границах Бологовского, Вышневолоцкого, Калининского и Торжокского районной Тверской области.
Данным постановлением утвержден план мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, вызванной африканской чумой свиней в дикой природе, на территориях охотничьих угодий, находящихся в границах Бологовского, Вышневолоцкого, Калининского и Торжокского районов Тверской области. Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области и Главному управлению «Государственная инспекция по ветеринарии» Тверской области обеспечить неукоснительное соблюдение Плана, пунктом 2 которого предусмотрена организация добычи дикого кабана со сроком исполнения на период чрезвычайной ситуации.
Пунктом 9 постановления отчет об исполнении последнего должен быть представлен в срок до 01.07.2012г.
В целях исполнения постановления № 40-ПГ от 23.03.2012 Министерством выданы Обществу 70 разрешений на добычу охотничьих ресурсов (кабана). По состоянию на 3 августа 2012 года Обществом добыто 42 кабана (на момент проверки-38).
28 разрешений не реализовано, таким образом, план, утвержденный Постановлением Губернатора Тверской области от 23.03.2012 № 40-ПГ. По мнению ответчика, Обществом не выполнен.
Административный орган, посчитав данное обстоятельство нарушением правил пользования объектами животного мира, привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ.
Диспозиция части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в нарушении правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 данной статьи.
Однако деяние Общества, явившееся причиной возбуждения в отношении него административного дела, не является нарушением какого-либо вида пользования объектами животного мира. Предмет конкретного нарушения, вменяемого Обществу – «недоотстрел кабанов» - охотничьих животных, а нарушение правил их отстрела – это деятельность, относимая к охоте, в целях регулирования численности охотничьих ресурсов и является нарушением правил охоты, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.37 КоАП РФ. Такое правонарушение может быть совершено не иначе как путем противоправного действия, а в данном рассматриваемом случае имеет место бездействие со стороны Общества.
Таким образом, административным органом не приведено ни одного доказательства, свидетельствующего о нарушении именно правил пользования животным миром.
Кроме того, согласно Постановлению Губернатора Тверской области от 23.03.2012 № 40-ПГ «О ведении режима чрезвычайной ситуации» (далее – Постановление Губернатора), зоной чрезвычайной ситуации являлись территории охотничьих угодий, находящихся в границах Бологовского, Вышневолоцкого, Калининского и Торжокского районов Тверской области и план мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, вызванной африканской чумой свиней в дикой природе, был утвержден на территориях охотничьих угодий, находящихся в границах Бологовского, Вышневолоцкого, Калининского и Торжокского районов Тверской области.
Однако, согласно постановлению от 14.08.2012 №262-12 о назначении административного наказания, правонарушение совершено на территории Калининского и Рамешковского районов Тверской области. Согласно Постановлению Губернатора, в Рамешковском районе режим чрезвычайной ситуации не вводился, следовательно действие Постановления Губернатора не распространялось на Рамешковский район.
Наряду с этим, согласно акту проверки от 02.08.2012 №41 Обществу было предписано отстрелять для регулирования численности 70 кабанов на территории его охотхозяйств, однако Обществом на момент проверки отстреляно 38 особей, из чего Министерством пришло к выводу (постановление о назначении административного наказания от 14.08.2012) о том, что Обществом не в полном объеме проведены мероприятия по депопуляции кабана, предусмотренные пунктом 2 Плана, утвержденного Постановлением Губернатора.
Суд считает, данное утверждение Министерства не соответствующим действительности и обстоятельствам дела, поскольку Постановление Губернатора и План мероприятий не предусматривают ни четких сроков, ни объемов по отстрелу, которые могли быть нарушены Обществом. Согласно Плану мероприятие по организации добычи дикого кабана исполняется в течении периода действия режима чрезвычайной ситуации. В пунктеу 1 Постановления Губернатора указано - ввести с 24 марта 2012 года и до принятия отдельного решения режим чрезвычайной ситуации межмуниципального характера, вызванной африканской чумой свиней в дикой природе (далее также - чрезвычайная ситуация), на территориях охотничьих угодий, находящихся в границах Бологовского, Вышневолоцкого, Калининского и Торжокского районов Тверской области, для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Тверской области. Такое отдельное решение на сегодняшний день не принято, режим чрезвычайной ситуации действует до сих пор, не отменен.
Таким образом, Общество привлечено к ответственности за неисполнение мероприятия, предписанного Министерством, срок исполнения которого не истек ни на момент проверки, ни на момент вынесения постановления о привлечении Общества к административной ответственности.
Кроме того, согласно ответу Министерства от 28.09.2012г. №5365-04 на запрос Общества, ответчик подтверждает возврат 72 разрешений на добычу кабана серии №69 за период с 12 марта по 12 августа 2012. Таким образом, Общество все-таки выполнило обязанность по регулированию численности кабана, установленную приказом и предписанием Министерства и постановлением Губернатора в пределах установленных сроков и в полном объеме.
При указанных обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования Региональной общественной организации Тверское областное общество охотников и рыболовов ИНН <***> ОГРН <***> удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 14.08.2012 № 262-12, вынесенное Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области в отношении Региональной общественной организации – Тверское областное общество охотников и рыболовов.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд г.Вологда в порядке и сроки, предусмотренные АПК РФ.
Судья Бачкина Е.А.