15 сентября 2021 года | г.Тверь | Дело № А66-9535/2021 |
(резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2021 года)
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Балакина Ю.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Глуховой А.Н.,
при участии в режиме онлайн представителей от заявителя – ФИО1, ответчика – ФИО2, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Андар" к Министерству Тверской области по обеспечению контрольных функций о признании незаконным постановления от 26.05.2021 № 03/2-188/14.19/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Андар» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству Тверской области по обеспечению контрольных функций (далее – ответчик, Министерство) в котором просит признать незаконным и отменить постановление от 26.05.2021 № 03/2-188/14.19/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 КоАП РФ.
Заявленные требования мотивированы незаконностью оспариваемого постановления ввиду не уведомления заявителя о явке на составление протокола и тем, что подлежит применению ст. 4.1.1 КоАП РФ с применением наказания в виде предупреждения.
Ответчик представил отзыв, материалы дела об административномправонарушении, против удовлетворения заявленных требований возражает.
Как следует из материалов дела, 07.04.2021 в 14 часов 12 минут в результате анализа, зафиксированной в единой государственной автоматизированной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции розничной продажи алкогольной продукции организациями розничной торговли, осуществляющими деятельность на территории Тверской области, выявлено, что общество, осуществляющее деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на основании лицензии (№ 69РПА0002974 сроком действия с 26.12.2020 по 13.01.2022) в торговом объекте по адресу: <...>. допустило нарушение государственного учета в области производства и оборота лилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, тем самым совершив административное правонарушение предусмотренное статьей 14.19 КоАП РФ.
Административное правонарушение выразилось в том, что общество нарушило порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции в указанный период, в результате чего обществом были допущены факты фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, продажи продукции (далее ЕГАИС), а именно: на 2 регистре («Тортовый зал») объекта Общества (ИНН/КПП <***>/691345001) отрицательных остатков крепкой алкогольной продукции различных наименований в количестве 226 единиц. Данный факт указывает на наличие недостоверных сведений в части присутствия на 2 регистре Организации отрицательных остатков алкогольной продукции. Указанная информация подтверждается отчетом об объемах остатков в торговом зале этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции от 07.04.2021.
Данные расхождения образовались из-за несвоевременного внесения Обществом в ЕГАИС в установленном порядке сведений о постановке на баланс алкогольной продукции, перемещении продукции с первого регистра ЕГАИС («Склад») на второй, регистр («Торговый зал») с целые выравнивания виртуальных и фактических остатков алкогольной продукции или ее списании с учета организации.
По факту данного правонарушения в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 03/2-188/14.19/2021 от 27.04.2021.
Постановлением от 26.05.2021 № 03/2-188/14.19/2021 по делу об административном правонарушении общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
В соответствии со статьей 14.19 КоАП РФ нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
С объективной стороны данное правонарушение выражается в непринятии необходимых мер по учету этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо в совершении действий, направленных на нарушение установленного порядка учета этой продукции.
Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица и юридические лица.
С субъективной стороны комментируемое правонарушение характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ, к обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции относится закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа алкогольной продукции.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 171, программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота этилового спирта, спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 171, организации, и индивидуальные предприниматели осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлен прямой запрет на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Также, в соответствии с пунктом 14.2 Приказа Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 № 397 «Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»-Заявка о фиксации в ЕГАИС сведений о перемещении алкогольной продукции в торговый зал представляется по месту нахождения организации (обособленных подразделений) или месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя в течение рабочего дня, в котором осуществлено перемещение алкогольной продукции в торговый зал со склада на основании первичных учетных документов в соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ, подтверждающих факт перемещение алкогольной продукции в торговый зал со склада.
В соответствии с Методическими рекомендациями по ведению поштучного учета в ЕГАИС (ФС РАР) в системе введены Регистры (регистрационные формы учета) — это хранилища остатков алкогольной продукции в ЕГАИС, в котором содержатся сведения об остатках алкоголя, числящихся в организации.
В Регистре № 1 (складское помещение в виртуальном формате) отражаются остатки на складе в разрезе сопроводительных справок, в Регистре № 2 (виртуальный торговый зал) - товар, переданный в торговый зал, в разрезе наименований, для последующей продажи чеками, Регистр № 3 - помарочный учет хранения маркированной алкогольной продукции (штриховые коды «новых» марок).
Остатки регистров не дублируются между собой, а дополняют друг друга.
При приемке товара, после того как накладная подтверждена, остатки фиксируются и хранятся на Регистре № 1. Когда в течение дня происходит розничная продажа маркированной алкогольной продукции через кассу, либо списывается через акт вскрытия тары (для предприятия общественного питания), списание происходит с Регистра № 2 (чеки), если остатки в Регистре № 2 по данной маркированной алкогольной продукции нулевые, то на этом Регистре образуется «минус» на остатках ЕГАИС, для того чтобы в течение суток организация перекрыла эти «минуса» из Регистра № 1.
Универсальный транспортный модуль (далее - УТМ) ЕГАИС так же осуществляет проверку баркодов на легальность в режиме оффлайн по заданному алгоритму. Проверка легальности осуществляется для всех чеков продажи и возврата содержащих марки 68 символов («старая» марка) и 150 символов («новая» марка).
Запрет продажи марки, которая не находится на балансе организации, производиться только в отношении марки 150 символов, т.к. данная марка должна быть в обязательном порядке учтена в третьем регистре.
В случае отрицательного результата проверки отправитель получит ответ. Продажа марки 68 символов разрешается при любом результате проверки, т.к. продукция может быть учтена партионно.
Из «Отчета об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период на 07.04.2021», полученного с официального сайта Росалкоогольрегулирование, в объекте, расположенном по вышеуказанному адресу, ИНН/КПП <***>/691345001 у общества в ЕГАИС на 2 регистре, в торговом зале общества зафиксированы отрицательные остатки крепкой алкогольной продукции различных наименований общим количеством 226 единиц.
Данные расхождения образовались из-за несвоевременного внесения Обществом в ЕГАИС в установленном порядке сведений о постановке на баланс алкогольной продукции, перемещении продукции с первого регистра ЕГАИС («Склад») на второй регистр («Торговый зал») с целью выравнивания виртуальных и фактических остатков алкогольной продукции или со списании с учета организации.
Нарушение обществом установленного порядка учета при фиксации сведений в ЕГАИС препятствует осуществлению надлежащего контроля со стороны административного органа за оборотом алкогольной продукции.
Нарушение государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции образует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 14.19 КоАП РФ.
Общество считает, что течение десятидневного срока на подачу заявления на обжалование постановления Министерства от 26.05.20219 № 03/2-188/14.19/2021 следует исчислять после получения 06.07.2021 оспариваемого постановления по электронной почте по заявлению общества о повторной отправке копии оспариваемого постановления (л.д. 116-117).
Частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае пропуска десятидневного срока он может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалось от него в целях соблюдения установленного порядка.
По смыслу правовой позиции, содержащейся в пункте 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 марта 2010 года N 6-П, законодательное регулирование восстановления срока должно обеспечивать надлежащий баланс между вытекающим из Конституции Российской Федерации принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения с тем, чтобы восстановление пропущенного срока могло иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права в рамках установленного процессуального срока.
Как следует из материалов дела и установлено судом, оспариваемое постановление вынесено административным органом 26.05.2021 в отсутствие представителей общества и направлено в адрес общества почтовым отправлением с отметкой "Административное" 02.06.2021 (л.д. 115).
Согласно данным сайта "Почта России" почтовое отправление прибыло в место вручения 03.06.2021 и по истечении 7 дней - 11.06.2021 возвращено отправителю (л.д.113-114), соответственно, с указанного срока общество считается получившим оспариваемое постановление.
Таким образом, срок обжалования указанного постановления в арбитражном суде истек 22.06.2021.
Общество же обратилось в Арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления 09.07.2021 (л.д. 52).
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Неполучение корреспонденции по месту нахождения в связи с отсутствием по данному адресу органа юридического лица или несовершение этим лицом действий по получению почтовой корреспонденции является риском юридического лица, все неблагоприятные последствия которого несет само юридическое лицо.
Таким образом, именно на обществе лежала обязанность обеспечить получение корреспонденции по адресу, который являлся адресом его регистрации, и куда Министерство правомерно направляло адресованную обществу корреспонденцию. Не выполнив этой обязанности, общество не вправе ссылаться на неполучение оспариваемого постановления.
При этом общество не представило доказательств наличия уважительных причин, которые препятствовали обжаловать постановление в предусмотренный частью 2 статьи 208 АПК срок. Ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления административного органа общество в суде не заявляло.
Пропуск срока на обжалование оспариваемого постановления и отсутствие предусмотренного частью 2 статьи 208 АПК РФ ходатайства о его восстановлении является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, суд считает необходимым указать следующее.
Наличие в действиях общества события вменяемого ему правонарушения (нарушение порядка учета алкогольной продукции) подтверждается материалами административного дела и не оспаривается заявителем.
Таким образом, общество совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.19 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, имело возможность установить соответствующий контроль за выполнением действующего законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и надлежащим образом выполнить обязательные требования, возложенные на него как профессионального участника рынка, однако не исполнило таковых ввиду пренебрежительного отношения к исполнению своих обязанностей.
Правонарушение, предусмотренное ст. 14.19 КоАП РФ, посягает на установленный законом порядок оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», отнеся алкогольную продукцию к объектам, ограниченно оборотоспособным, определил специальные условия, связанные с ее производством и оборотом.
Правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции обладают повышенной опасностью. Предъявление особых требований к производству и обороту алкогольной продукции имеют своей целью защиту здоровья и жизни населения и обеспечение права потребителей на качественную продукцию.
Возможность применения положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности и статьи 4.1.1 КоАП РФ в данном случае исключается, исходя из положений части 2 статьи 3.4 КоАП РФ (возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей), поскольку в связи с допущенными обществом нарушениями административным органом были выявлены факты нарушения государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, что указывает на возможность оборота неучтенной алкогольной продукции, в том числе произведенной нелегально.
Кроме того, суд отмечает, что наличие у заявителя статуса субъекта малого предпринимательства, исходя из положений части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, не является безусловным основанием для применения наказания в виде предупреждения (Определение Верховного Суда РФ от 23.01.2018 N 308-АД17-20953).
Сумма административного штрафа назначена в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ.
Исключительных обстоятельств, позволяющих применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ о назначении наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ, судом не усматривается.
Обстоятельств, исключающих вину общества, судом не установлено.
Порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюден. В Министерство от общества заявления о переоформлении лицензии в связи со сменой адреса электронной почты не поступало. По адресу электронной почты, указанной в лицензии уведомление на протокол ответчиком направлялось и заявителю было доставлено.
Постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 26.05.2021 № 03/2-188/14.19/2021 по делу об административном правонарушении следует отказать.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ и частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается, в соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина в сумме 3 000 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 167-171, 207-211 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Андар» (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 15.06.2006, ИНН: <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 26.05.2021 № 03/2-188/14.19/2021 по делу об административном правонарушении отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Андар» (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 15.06.2006, ИНН: <***>) из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 09.07.2021 N 102 за рассмотрение дела судом.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) в десятидневный срок со дня его принятия.
Судья Ю.П. Балакин.