АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
(с перерывом в порядке ст. 163 АПК РФ)
20 декабря 2013 г. г.Тверь Дело № А66– 9585/2013
изготовлено в полном объеме
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Бачкиной Е.А., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем судебного заседания Мещеряковой А.А., при участии представителей заявителя – ФИО1, ФИО2, по доверенности, ответчика – ФИО3, ФИО4, по доверенности, от Тверской городской Думы – ФИО5, ФИО6, Департамента благоустройства – ФИО7, по доверенности, Контрольно-счетной палаты г. Твери – ФИО8, ФИО9, после перерыва – ФИО10, ФИО8, по доверенностям, МУП «ЖЭК» - ФИО11, по доверенности, Управления муниципального заказа администрации г. Твери – ФИО12, по доверенности, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации города Твери, г. Тверь, Тверской городской Думы к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, г. Тверь
заинтересованные лица: Департамент благоустройства дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери, г. Тверь, Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплуатационный комплекс», г. Тверь, Контрольно-счетная палата города Твери, Управление муниципального заказа администрации города Твери
о признании незаконным и отмене решения ответчика от 22.07.2013 №04-6/1-3-2013, Тверской городской Думы (в части)
у с т а н о в и л:
Администрация города Твери, г. Тверь (далее – заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, г. Тверь (далее – ответчик, УФАС) от 22.07.2013 №04-6/1-3-2013 в части признания последовательных действий Тверской городской Думы, администрации города Твери и Департамента благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери, в результате которых МУП «ЖЭК» получил субсидии на выполнение работ по уборке магистральной улично-дорожной сети и вывоз снега в городе Твери в IV квартале 2012г. и на приобретение спецтехники в соответствии с договорами от 04.10.2012г. №79 и от 27.12.2006 №139.
В обоснование заявленных требований администрация ссылается на пункт 1 части 3 статьи 19 закона №135-ФЗ, из которого следует, что не требуется предварительного письменного согласия антимонопольного органа при предоставлении муниципальной преференции на основании акта органа местного самоуправления о бюджете, содержащего или устанавливающего порядок определения размера муниципальной преференции. В данном случае решением Тверской городской Думы от 27.12.2011 №417 «О бюджете города Твери на 2012 г. и на плановый период 2013-2014 годов» в расходной части бюджета были предусмотрены ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам на содержание улично-дорожной сети. При этом, согласно пункту 28 названного решения о бюджете, субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг и субсидии некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями, предусмотренные настоящим решением, предоставляются в порядке, установленном администрацией города Твери. Кроме того, право органов местного самоуправления на предоставление субсидий определено статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая не предполагает проведение конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ, в отношении выбора лиц – претендентов на получение субсидий.
Тверская городская Дума(далее - Дума) привлечена к участию в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, определением суда от 14.10.2013(т.4 л.д.156-157). В заявлении о признании незаконным решения Управления в части действий Думы (т.4 л.д.123-129) указала, что установление решением от 27.12.2011 № 417 "О бюджете города Твери на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"(с изменениями) финансирования деятельности по ремонту и содержанию автомобильных дорог(дорожной деятельности) по получателю средств бюджета Департаменту благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери в указанных бюджетных формах(ст.ст.69,78 Бюджетного кодекса РФ) законно и обоснованно и соответствует бюджетному законодательству РФ. При увеличении субсидии на 199960 тыс.руб. в бюджете города Твери речи не идет о конкретных юридических лицах - получателях субсидии и о направлении ее расходования на возмещение затрат, связанных с приобретением комбинированных дорожных машин. Пунктом 26 упомянутого выше решения Думы определен порядок получения субсидий, которым установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и субсидии некоммерческим организациям, не являющимися бюджетными учреждениями, предусмотренные настоящим решением, предоставляются в порядке, установленном администрацией города Твери. Незаконность деятельности Департамента благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери, отмеченная в Отчете Контрольно-счетной палаты города Твери от 08.02.2013 № 53-с/КСП не связывается с установлением в решении Тверской городской Думы от 27.12.2011 № 417 форм расходования бюджетных средств для получателя Департамента благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери на финансирование деятельности по ремонту и содержанию автомобильных дорог(дорожной деятельности) и не заключается в этом.
Управление с доводами заявителя не согласилось по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает, что последовательные действия Тверской городской Думы, Администрации города Твери и Департамента благоустройства позволили использовать бюджетные средства не на основе торгов. Установленный решениями Тверской городской Думы и постановлениями Администрации города Твери №1502 и №1988 порядок получения субсидий позволили одному из хозяйствующих субъектов получить исключительный доступ к объему работ, финансируемых из бюджета города Твери и на значительно более льготных условиях, что свидетельствует о том, что субсидии являлись муниципальной преференцией. Установленная решениями Тверской городской Думы и постановлениями администрации города Твери №1502 (с изменениями от 24.12.2012 №1988) цель предоставления субсидий не соответствует целям, установленным статьей 19 Закона №135-ФЗ, и предоставлена в нарушение порядка, предусмотренного статьей 20 Закона №135-ФЗ, которая предусматривает необходимость получения предварительного согласия антимонопольного органа.
Тверская городская Дума в отзыве на заявление Администрации (т.1 л.д.40-45) возражает относительно выводов ответчика, считает лицом, ответственным за распределение запланированных в бюджете города Твери на 2012г. субсидий, Департамент благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери, в действиях которого и были выявлены нарушения Контрольно-счетной палатой города Твери.
Департамент благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери возражал относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, пояснил, что претендовать на получение субсидии из бюджета города Твери мог любой хозяйствующий субъект, соответствующий установленным критериям, поэтому действия Департамента не могут привести к ограничению конкуренции хозяйствующих субъектов, действующих на одном товарном рынке. Ссылается на то, что действующее законодательство (статьи 525-534 ГК РФ, ст. 72 БК РФ, ст. 54 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») не содержит указаний о финансировании работ по содержанию улично-дорожной сети только на основании муниципальных контрактов, которые должны заключаться по результатам проведенных торгов.
МУП «ЖЭК» возражало относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве (т.1 л.д.34-35).
Управление муниципального заказа администрации города Твери возражало относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.79-81 т. 4).
В судебном заседании объявлен перерыв до 29.10.2013 в 11 часов 00 минут (информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Тверской области по веб – адресу : http://tver.arbitr.ru/ в сети Интернет).
Судебное заседание продолжено 29.10.2013 года в 11 часов 00 минут.
После перерыва стороны поддержали свои позиции по делу.
Как следует из материалов дела, рассмотрев материалы Контрольно-счетной палаты города Твери по результатам проверки расходования бюджетных средств, выделенных Департаменту благоустройства в виде субсидий в размере 59 368 400 руб. (39 372 400 руб. на уборку магистральной улично-дорожной сети и вывоз снега в городе Твери в IV квартале 2012 года и 19 996 000 руб. (на приобретение спецтехники), анализ которых свидетельствовал о том, что вышеуказанные бюджетные средства были Департаментом благоустройства перечислены МУП «ЖЭК» без применения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ), УФАС было возбуждено дело № 04-6/1-3-2013.
Пунктом 28 решения Тверской городской Думы от 27.12.2011 № 417 «О бюджете города Твери на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и субсидии некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями, предоставляются в порядке, установленном администрацией города Твери.
Порядок предоставления из бюджета города Твери в 2012 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, на возмещение затрат по выполнению мероприятий в целях обеспечения бесперебойного и безопасного дорожного движения и поддержания надлежащего технического состояния магистральной улично-дорожной сети города (далее - Порядок) установлен Постановлением Администрации города Твери от 27.09.2012 № 1502 с изменениями от 24.12.2012 №1988, которое опубликовано в газете «Муниципальные вести» от 28.09.2012 № 48 (далее – постановление №1502).
В соответствии с постановлением №1502 между Департаментом благоустройства и МУП «ЖЭК» 04.10.2012 был заключен договор №79 о предоставлении субсидий на возмещение затрат по выполнению мероприятий в целях обеспечения бесперебойного и безопасного дорожного движения и поддержания надлежащего состояния магистральной улично-дорожной сети города и дополнительное соглашение к нему от 03.12.2012 об увеличении субсидии (далее – договор №1) на сумму 39 372 442 руб., а позднее договор о предоставлении субсидий на возмещение затрат, связанных с приобретением комбинированных дорожных машин для выполнения мероприятий в целях обеспечения бесперебойного и безопасного дорожного движения и поддержания надлежащего состояния магистральной улично-дорожной сети города от 27.12.2012 №139 (далее – договор №2) на сумму 19 996 000 руб.
При этом на момент заключения обоих договоров у МУП «ЖЭК» отсутствовали фактически понесенные затраты, связанные с выполнением мероприятий в целях обеспечения бесперебойного и безопасного дорожного движения и поддержания надлежащего состояния улично-дорожной сети города и с приобретением комбинированных дорожных машин для выполнения мероприятий в целях обеспечения бесперебойного и безопасного дорожного движения и поддержания надлежащего состояния магистральной улично-дорожной сети города.
Так затраты МУП «ЖЭК» по договору №1 подтверждены актами о приемке выполненных работ № 1, 2, 3 от 31.10.2012г., № 4, 5, 6 от 30.11.2012г., № 9, 8, 7 от 20.12.2012г.
Договор № 2 предусматривал возмещение затрат, связанных с приобретением 8 комбинированных дорожных машин, субсидии в размере 19 996 000 руб. были перечислены Департаментом благоустройства на счет МУП «ЖЭК» 27.12.2012г. При этом фактическая поставка спецтехники осуществлена лишь в 2013 году, что подтверждается актами приема-передачи техники №№ 2712/1, 2712/2, от 31.01.2013 (КО-829Д-02 на шасси КАМАЗ-53605 - 2 машины); актами приема-передачи техники №№ 2712/3, 2712/4 от 31.01.2013 (КО-829Б на шасси КАМАЗ-65115- 2 машины); актом приема-передачи техники №№ 2712/5, 2712/6, 2712/7, 2712/8 от 20.02.2013 (КО-829Д-02 на шасси КАМАЗ-53605 - 4 машины).
Проанализировав материалы дела, Тверское УФАС пришло к выводу, что в результате последовательных действий Тверской городской Думы, Администрации города Твери и Департамента благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери работы по содержанию улично-дорожной сети и приобретение техники в целях выполнения работ по содержанию улично-дорожной сети, обеспечиваемые за счет средств бюджета города Твери и являющиеся муниципальными нуждами, были поручены одному из участников рынка вышеуказанных работ - МУП «ЖЭК», аукцион на выполнение вышеуказанных работ в порядке, предусмотренном Законом № 94-ФЗ, не проводился, начальная (максимальная) цена в порядке, предусмотренном Законом № 94-ФЗ, не определялась, контракты, отвечающие требованиям Закона № 94-ФЗ, с МУП «ЖЭК» не заключались, что свидетельствует о создании для МУП «ЖЭК» более льготных условий, о предоставлении последнему муниципальной преференции с нарушением требований, установленных главой 5 Закона № 94-ФЗ, что противоречит запретам, установленным частью 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ.
По итогам рассмотрения материалов проверки расходования бюджетных средств Контрольно-счетной палаты города Твери, Управлением принято оспариваемое решение от 22.07.2013 №04-6/1-3-2013 о признании последовательных действий Тверской городской Думы, Администрации города Твери и Департамента благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери, в результате которых МУП «ЖЭК» получил субсидии на выполнение работ по уборке магистральной улично-дорожной сети и вывоз снега в городе Твери в IV квартале 2012 года и на приобретение спецтехники в соответствии с договорами от 04.10.2012 № 79 и от 27.12.2012 № 139, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Не согласившись с решением Управления от 22.07.2013 №04-6/1-3-2013, Администрация, Тверская городская Дума обратились в арбитражный суд с заявлениями.
Исследовав представленные в дело документы, оценив их в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по заявлению Администрации и в полном объеме по заявлению Думы по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания данной нормы следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О защите конкуренции" (в редакции, действовавшей на момент издания постановления и совершения действий, признанных нарушением антимонопольного законодательства) (далее - Закон о защите конкуренции, Закон №135-ФЗ) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ, к числу которых относятся обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В рассматриваемом случае оспариваемым решением Управления Тверской городской Думе, Администрации города Твери и Департаменту благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери Администрации города Твери, вменено нарушение части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в последовательных действиях, в результате которых, работы по содержанию улично-дорожной сети и приобретение техники в целях выполнения работ по содержанию улично-дорожной сети, обеспечиваемые за счет средств бюджета города Твери и являющиеся муниципальными нуждами, были поручены одному из участников рынка вышеуказанных работ - МУП «ЖЭК» без соблюдения требований законодательства о размещении заказов.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) определено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ, а также подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 Устава города Твери, к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Твери и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Твери, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Закона № 131-ФЗ расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ).
В силу статьи 69 Бюджетного кодекса РФ, расходы местных бюджетов могут осуществляться в виде бюджетных ассигнований как на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), включая ассигнования на оплату муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд (ст.69.1., 72 БК РФ), так и на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (ст.78 БК РФ).
Таким образом, бюджетные ассигнования на финансирование обязательств муниципального образования, возникающих в связи с решением вопросов местного значения, в том числе и по вопросам деятельности по ремонту и содержанию автомобильных дорог (дорожной деятельности), могут быть предусмотрены в местном бюджете в виде бюджетных ассигнований на выполнение функций органов местного самоуправления по вопросам местного значения (ассигнования на оплату муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд), а также в виде бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в том случае если у них возникают затраты или недополученные доходы в связи с их деятельностью, осуществляемой для нужд муниципального образования (например если выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется по регулируемым тарифам, установленным ниже себестоимости, либо у исполнителя (подрядчика) возникают непредвиденные расходы, связанные с выполнением работ, оказанием услуг для муниципальных нужд).
В связи с чем, установление решением Тверской городской Думы от 27.12.2011№417 «О бюджете города Твери на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (с изменениями) финансирования деятельности по ремонту и содержанию автомобильных дорог (дорожной деятельности) по получателю средств бюджета Департаменту благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери в указанных выше бюджетных формах законно и обосновано, соответствует бюджетному законодательству РФ.
Кроме того, на 2012г., согласно решению Тверской городской Думы от 27.12.2011 №417 «О бюджете города Твери на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» по получателю бюджетных средств Департаменту благоустройства, дорожного хозяйства к транспорта администрации города Твери (012) были предусмотрены как бюджетные ассигнования на выполнение функций органов местного самоуправления по вопросам местного значения (ассигнования на оплату муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд - по строке «содержание и текущий ремонт дорог и мостов» Ведомственной структуры расходов бюджета города Твери на 2012 год:), так и на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг - по строке «субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по содержанию магистральной улично-дорожной сети города» Ведомственной структуры расходов бюджета города Твери на 2012 год.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), названный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона №94-ФЗ, под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.
Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме (статья 5 Закона №94-ФЗ).
На основании пункта 1 части 1 статьи 10 Закона №94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Таким образом, субсидии могли быть использованы Департаментом благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери только в том случае если у юридических лиц (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, отобранных на конкурсной основе в соответствии с Законом № 94-ФЗ, возникают затраты или недополученные доходы в связи с их деятельностью, осуществляемой для нужд муниципального образования.
В связи с этим решением Тверской городской Думы от 10.07.2012 №210 «О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 27.12.2011 №417 «О бюджете города Твери на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» по получателю бюджетных средств Департаменту благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери (012) были предусмотрены бюджетные ассигнования в виде «субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по содержанию магистральной улично-дорожной сети города» в объеме 34000,0 тыс.руб.
В дальнейшем, эта сумма была увеличена на 19996,0 тыс. руб. решением Тверской городской Думы от 06.12.2012 №118(339) «О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 27.12.2011№417 «О бюджете города Твери на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и стала составлять 53996,0 тыс. руб.
На основании части 3 статьи 78 БК РФ, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.
При увеличении субсидии на 19996,0 тыс. руб. в бюджете города Твери не идет речь о конкретных юридических лицах - получателях субсидии и о направлении ее расходования «на возмещение затрат, связанных с приобретением комбинированных дорожных машин».
Таким образом, в решении Тверской городской Думы от 27.12.2011 № 417 «О бюджете города Твери на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (с изменениями) данная субсидия запланирована неопределенному кругу лиц в случае возникновения у них затрат по содержанию магистральной улично-дорожной сети города, что соответствует бюджетному и антимонопольному законодательству.
По мнению антимонопольного органа, действия Тверской городской Думы, нарушившие Закон о защите конкуренции, выразились в принятии решения, которым внесены изменения в бюджет города Твери на 2012г. и плановый период 2013 и 2014г.г.
Действия Администрации города Твери выразились в издании постановлений №1502 и №1988, которые утверждают порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг на возмещение затрат по выполнению мероприятий в целях обеспечения бесперебойного и безопасного дорожного движения и поддержания надлежащего технического состояния магистральной улично-дорожной сети города.
Вместе с тем, суд считает, что Администрация города Твери действовала исключительно в рамках норм Бюджетного законодательства РФ и утвержденного Тверской городской Думой, решения о бюджете.
Ни один из вышеперечисленных муниципальных актов не содержал каких-либо норм о предоставлении субсидий МУП «ЖЭК» или какому-либо иному конкретному лицу.
Действия Тверской городской Думы также не могут быть признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, поскольку само по себе включение в бюджет города Твери на 2012 год субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг на возмещение затрат по содержанию магистральной улично-дорожной сети города Твери не порождает для администрации города Твери и Департамента благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери невозможность проводить конкурсные процедуры по вопросам местного значения (в том числе по содержанию магистральной улично-дорожной сети города Твери) и не вынуждает их нарушать антимонопольное законодательство.
Пунктом 26 решения Тверской городской Думы от 27.12.2011№417 «О бюджете города Твери на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (с изменениями) определен порядок получения субсидий, которым установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и субсидии некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями, предусмотренные настоящим решением, предоставляются в порядке, установленном администрацией города Твери.
В соответствии с пунктом 1.2. Порядка предоставление субсидии на возмещение затрат по выполнению мероприятий в целях обеспечения бесперебойного и безопасного дорожного движения и поддержания надлежащего технического состояния магистральной улично-дорожной сети города осуществляется уполномоченным органом администрации города Твери - Департаментом благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Твери на 2012 год.
В связи с чем, лицом ответственным за распределение запланированных в бюджете города Твери на 2012 год субсидий является Департамент благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери, в действиях которого и были выявлены нарушения Контрольно-счетной палатой города Твери.
Таким образом, незаконность заключается в самих действиях Департамента благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери который в нарушение установленных законодательством Российской Федерации правил не провел торги на выполнение работ для муниципальных нужд, напрямую профинансировал коммерческую структуру - МУП «ЖЭК», не выбранную по итогам торгов, путем предоставления ей субсидии на возмещение затрат по содержанию магистральной улично-дорожной сети, предусмотренной решением Тверской городской Думы от 27.12.2011№417 «О бюджете города Твери на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (с изменениями), при отсутствии у МУП «ЖЭК» на момент заключения договора о предоставлении субсидии каких- либо затрат (недополученных доходов).
В соответствии частью первой статьи 19 Закона N 135-ФЗ, государственные или муниципальные преференции предоставляются исключительно в целях, поименованных в названной норме, в том числе, в целях определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Исходя из пункта 20 статьи 4 Закона N 135-ФЗ, под государственными или муниципальными преференциями подразумевается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
В части третьей статьи 19 Закона N 135-ФЗ закреплено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.
Суд не нашел оснований считать действия Думы и Администрации, нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Администрации города Твери ОГРН <***> ИНН <***> удовлетворить частично , требования Тверской городской Думы ОГРН <***> ИНН <***> удовлетворить в полном объеме.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 22.07.2013 по делу № 04-6/1-3-2013 в части признания действий Администрации города Твери и Тверской городской Думы, в результате которых МУП "ЖЭК" получил субсидии на выполнение работ по уборке магистральной улично-дорожной сети и вывоз снега в городе Твери в IV квартале 2012 года и на приобретение спецтехники в соответствий с договорами от 04.10.2012 № 79 и от 27.12.2012 № 139, недействительным.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Вологда в порядке и сроки, предусмотренные АПК РФ.
Судья Бачкина Е.А.