259/2020-93602(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2020 года)
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Балакина Ю.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой А.А,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного объединения предприятий жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО Озерный Тверской области к Финансовому отделу администрации ЗАТО Озерный Тверской области о признании незаконными действий по возврату исполнительного листа без исполнения,
третьи лица: администрация ЗАТО Озерный Тверской области, Управление Федерального казначейства по Тверской области, ООО «Газпром межрегионгаз Тверь»,
при участии: от заявителя – ФИО1, от ответчика – ФИО2, от администрации ЗАТО Озерный Тверской области – ФИО3,
от ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» - ФИО4,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное объединение предприятий жилищно- коммунального хозяйства ЗАТО Озерный Тверской области (далее – заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области
с заявлением к Финансовому отделу администрации ЗАТО Озерный Тверской области (далее – ответчик), в котором просит признать незаконными действия Финансового отдела администрации ЗАТО Озерный Тверской области по возврату письмами № 37 от 22.04.2020 и № 48 от 26.06.2020 исполнительного листа серия ФС № 031858075, выданного Арбитражным судом Тверской области по делу № А66-10351/2014, без исполнения и обязать Финансовый отдел администрации ЗАТО Озерный Тверской области принять к исполнению исполнительный лист серия ФС № 031858075 выданный Арбитражным судом Тверской области по делу № А66-10351/2014.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Ответчик возражал по основаниям, указанным в отзыве. Администрация ЗАТО Озерный Тверской области в представленном отзыве поддержала позицию ответчика. Управление Федерального казначейства по Тверской области и ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» в представленных отзывах
просило требования истца удовлетворить.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Тверской области от 02 августа 2019 года по № А66-10351/2014 удовлетворено заявление ООО «Газпром межрегионгаз Тверь». Признаны недействительными сделки по прекращению права хозяйственного ведения (изъятию имущества из хозяйственного ведения) МУОП ЖКХ, оформленные постановлениями Администрации ЗАТО Озерный от 13.11.2013 № 537; от 16.12.201 № 614; от 14.01.2014 № 14; от 10.01.2014 № 06. Применены последствия недействительности сделок в виде взыскания с Муниципального образования ЗАТО Озерный Тверской области в лице Администрации ЗАТО Озерный (ИНН: <***>) за счет средств казны Муниципального образования ЗАТО Озерный Тверской области в пользу МУОП ЖКХ (ИНН: <***>) 15 532 605 руб..
Определение Арбитражного суда Тверской области от 02 августа 2019 года по делу № А66-10351/2014 вступило в законную силу. 05.11.2019г. выдан исполнительный лист серия ФС № 031858075.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 20.04.2020 Администрации ЗАТО Озерный Тверской области предоставлена рассрочка по исполнению определения арбитражного суда Тверской области от 02.08.2019 сроком на 12 месяцев с уплатой 30.04.2020 г.- 8 000 000 рублей, остаток в сумме 7 532 605 рублей - не позднее 30.04.2020
МУОП ЖКХ 24.01.2020 года согласно п. 4 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации направило исполнительный лист на исполнение в Финансовый отдел Администрации ЗАТО Озерный, который был получен 29.01.2020г.
Не согласившись с действиями Финансового отдела администрации ЗАТО Озерный Тверской области по возврату письмами № 37 от 22.04.2020 и № 48 от 26.06.2020 исполнительного листа серия ФС № 031858075, выданного Арбитражным судом Тверской области по делу № А66-10351/2014 без
исполнения предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия судом решения о признании ненормативного акта недействительным, а действия (бездействие) государственных органов незаконным являются одновременно его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов юридического или физического лица.
Согласно положений статьи 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением их немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемой арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 318 АПК РФ принудительное исполнена судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено Кодексом.
В соответствии со статьей 320 АПК РФ в исполнительном листе должны был указаны: 1) наименование арбитражного суда, выдавшего исполнительный лист, наименование и место нахождения иностранного суда, третейского суда или международного коммерческого арбитража, если исполнительный лист выдан арбитражным судом на основании решения такого суда; 2) дело, по которому выдан исполнительный лист, и номер дела; 3) дата принятия судебного акта, подлежащей исполнению; 4) наименование взыскателя-организации и должника-организации, их местонахождения; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата, место рождения; место работы должника-гражданина или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; 5) резолютивная часть судебного акта; 6) дата вступления судебного акта в законную силу; либо требование о его немедленном исполнении; 7) дата выдачи исполнительного листа и срок предъявления его к исполнению; 8) реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Исполнительный лист подписывается судьей и заверяется гербовой печатью арбитражного суда. Аналогичные требования, предъявляемые к исполнительному листу содержатся в статье 13 Федерального закона № 229- ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно пункту 3.1 статьи 319 АПК РФ если судебный акт предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к исполнительному листу, должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист.
Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекс Российской Федерации, согласно которого к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьб взыскателя или самим взыскателем, кроме самого документа должны быть приложены, надлежащим образом заверенная судом, копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счет взыскателя,
на который должны быть перечислены средства подлежащие взысканию.
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее - БК РФ), устанавливающей различный порядок списания бюджетных средств в зависимости от категории исполнительного документа.
В силу пункта 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением
судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» приведены дополнительные разъяснения, сделан акцент на разграничении полномочий органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и установлении различного порядка их исполнения в соответствии с положениями главы 24.1 БК РФ.
Так в частности, на финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования (статья 242.2 БК РФ).
Должником в данном случае является муниципальное образование Закрытое административно-территориальное образование Озерный Тверской области, то есть публично-правое образование, в связи с чем задолженность по исполнительному листу является обязательством публично-правового образования.
Таким образом, с учетом вышеприведенных положений действующего законодательства именно на финансовый орган муниципального образования возложено исполнение судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 242,1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с БК РФ на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К направляемому на исполнение в орган, исполняющий судебные акты, взыскателем либо его представителем исполнительному документу (за исключением судебного приказа) помимо иных обязательных документов прилагается копия судебного акта, на основании которого он выдан (пункт 2 статьи 242.1 БК РФ).
Согласно п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 1 145-ФЗ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Согласно п. 3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 31.07.1998 № 145-ФЗ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение является: непредставление какого-либо
документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статье требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве; предоставление документов указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления
исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, указанный в пункте 3 статьи 242.1 БК РФ, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Заявитель выполнил все требования статьи 242.1 БК РФ при направлении документов на исполнение, доказательств наличия оснований, предусмотренных пунктами 3, 3.2 статьи 242.1 БК РФ не представлено.
Таким образом, возврат исполнительного документа по основаниям, указанным в письмах Финансового отдела, не основан на законе, действия финансового отдела Администрации ЗАТО Озерный по возврату МУОП ЖКХ без исполнения исполнительного листа противоречат положениям пунктов 1-3 статьи 242.1 БК РФ и нарушают права и законные интересы заявителя.
То обстоятельство, что между УФК по Тверской области, Финансовым отделом и Администрацией ЗАТО Озерный заключено соглашение от 29.12.2014 об осуществлении УФК по Тверской области отдельных функций по исполнению местного бюджета при кассовом обслуживании бюджета ЗАТО Озерный Тверской области не имеет правового значения, так как не изменяет порядка предъявления и исполнения исполнительного документа за счет казны публичного образования, установленного пунктом 5 статьи 242,2 БК РФ и предусматривающего исполнение судебных актов о взыскании денежных средств за счет казны публичного образования за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете; при исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Таким образом, Бюджетным кодексом РФ предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационных мер по перераспределению бюджетных средств с учетом соблюдения баланса интересов соответствующих муниципальных структур.
Более того, пунктом 11 статьи 4 названного соглашения, на который ссылается ответчик в своем отзыве, указано, что УФК по Тверской области
принимает на себя обязательство обеспечить в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнение представленных в орган Федерального казначейства исполнительных листов и судебных приказов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам муниципального казенного учреждения. В свою очередь, в рассматриваемой ситуации речь идёт о денежном обязательстве публично-правового образования, а не муниципального казенного учреждения, в связи с чем приведенный пункт в данном случае не применим.
Вышеуказанное соглашение фактически регулирует именно организационные моменты исполнения бюджета ЗАТО и взаимодействие между участниками бюджетного процесса (пункт 1.2 Приказа Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов») и никак не влияет на установленный порядок предъявления исполнительного листа в соответствии со статьёй 242.2 БК РФ, при этом МУОП ЖКХ участником бюджетного процесса не является. По этой же причине подлежит отклонению и ссылка Ответчика на пункт 3 статьи 5.1 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», который констатирует, что кассовое обслуживание исполнения бюджета закрытого административно-территориального образования осуществляется органами федерального казначейства. Речь идёт именно о регулировании порядка осуществления кассового обслуживания, а не о сфере предъявления и исполнения исполнительного документа в соответствии со ст. 242.2 БК РФ.
Ссылка Ответчика на необходимость применения положений приказа Минфина Российской Федерации от 22.09.2008 № 99н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений» также подлежит отклонения, так как данный порядок применим в случае, если должником является бюджетное учреждение, тогда как в рассматриваемой ситуации речь идёт о должнике - публично-правовом образовании,
а не о бюджетном учреждении.
Кроме того, ответчиком в качестве довода указано на отказ в перечислении денежных средств в пользу МУОП ЖКХ со стороны УФК ПО Тверской области, что подтверждено протоколом от 30.04.2020 № ПРТ3604- 1272999, представленным в материалы дела. В тоже время, из представленного протокола следует, что основанием к отказу в перечислении денежных средств послужило отсутствие исполнительного документа с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, заявление взыскателя с указанием банковского счета взыскателя. То есть,
ответчиком при направлении в Казначейство бюджетного обязательства от 30.04.2020 № 49 не были переданы документы, в подтверждение представленных сведений, а отсутствие таких документов объясняется действиями ответчика по их возврату МУОП ЖКХ без исполнения. Фактически, в случае наличия необходимых документов, перечисление денежных средств в адрес взыскателя было бы осуществлено.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно ч. 5 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, удовлетворяя требования заявителя о признании действий (бездействия) незаконным, должен указать на обязанность соответствующего органа совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В данном случае устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя достигается путем обязания ответчика принять к исполнению исполнительный лист серия ФС № 031858075 выданный Арбитражным судом Тверской области по делу № А66-10351/2014.
При таких обстоятельствах заявленные предприятием требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб., судебные расходы по уплате которой подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
признать незаконными действия Финансового отдела администрации ЗАТО Озерный Тверской области по возврату письмами № 37 от 22.04.2020 и № 48 от 26.06.2020 исполнительного листа серия ФС № 031858075, выданного Арбитражным судом Тверской области по делу № А66-10351/2014, без исполнения и обязать Финансовый отдел администрации ЗАТО Озерный Тверской области принять к исполнению исполнительный лист серия ФС № 031858075 выданный Арбитражным судом Тверской области по делу № А66- 10351/2014.
Взыскать с Финансового отдела администрации ЗАТО Озерный Тверской области (ОГРН 1026901600550, ИНН 6946000180) в пользу Муниципального унитарного объединения предприятий жилищно- коммунального хозяйства ЗАТО Озерный Тверской области (ОГРН 1026901601352, ИНН 6946000960) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Исполнительный лист выдать взыскателю в соответствии со статьей 319 АПК РФ после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) в месячный срок со дня его принятия.
Судья Ю.П. Балакин
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 24.09.2019 9:41:30
Кому выдана Балакин Юрий Павлович