ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-1002/14 от 28.07.2014 АС Томской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск                                                                                                          Дело № А67- 1002/14

«21» 07 2014 г.

«28» 07 2014г. изготовлен полный текст решения.

Судья Арбитражного суда Томской области Кузнецов А.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Чащиной Е.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  Федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет»  (ОГРН 1027000853978, ИНН 7018012970)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (ОГРН 1047000302436, ИНН 7021022569)

о признании недействительными решения № 12-28/658 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 19.08.2013 и  решения № 12-28/54 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению от 19.08.2013г.

При участии в заседании:

от заявителя: Шуляренко В.В., Тригубенко Е.В.(паспорт, доверенность от 20.02.2014г.)

от ответчика: Манжос Л.Н. (доверенность от 09.01.2014г.), Каширина Г.А. (сл. удостоверение, доверенность от 18.06.2014г.), Шукайлова Н.Н. (удостоверение, доверенность от 09.01.2014), Горшунова И.А. (удостоверение, доверенность от 09.01.2014).

от третьего лица - Горшунова И.А. (удостоверение, доверенность от 09.01.2014).

                                                      УСТАНОВИЛ:

ФГБОУВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (далее по тексту – заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее по тексту – ответчик) о признании недействительными решения № 12-28/658 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 19.08.2013 и  решения № 12-28/54 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению от 19.08.2013г.

В обоснование заявления указано, что созданный объект основных средств ( общежитие) планируется к дальнейшему использованию в том числе и для операций, облагаемых НДС, а именно: для оказания услуг общественного питания (кафе), оказания бытовых услуг (прачечная), услуг по предоставлению в пользование камеры хранения, компьютера, телевизора, чайника, холодильника, микроволной печи, утюга, электроплиты, для оказания услуг по предоставлению помещений в аренду с целью размещения объектов, удовлетворяющих социально - бытовые потребности проживающих - в отношении которых применение специального режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в силу подпункта 1 пункта 2.2 статьи 346.26 НК РФ является невозможным.

Также исходя из буквального толкования норм ст. 171, ст. 172, п. 2 ст. 173 НК РФ реализация права на применение налогового вычета по НДС не зависит от того, в какой именно налоговый период, ограниченный тремя годами, и в какой именно: первичной или уточненной - налоговой декларации налоговый вычет по НДС заявлен, если условия применения налогового вычета к налоговому периоду, в котором он заявлен, соблюдены, и не истекли установленные три года. Как следствие, возмещение НДС может быть получено налогоплательщиком в любой налоговый период в пределах трёхлетнего срока.

Положения НК РФ не предусматривают в качестве основания отказа в применении налогового вычета его применение в ином налоговом периоде, отличном от того, в котором все условия для вычета были соблюдены.

Представитель Заявителя в судебном заседании уточнил заявленные требования и просит Решение № 12-28/658 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от «19» августа 2013 года, принятое Инспекцией ФНС России по г. Томску, за исключением пункта 2 об уменьшении суммы налога, излишне заявленного к возмещению, в размере 104 947 руб. и пункта 4 о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета в соответствующей указанному размеру части;

Решение № 12-28/54 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, от «19» августа 2013 года, принятое Инспекцией ФНС России по г. Томску, за исключением отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 104 947 руб., по основаниям, изложенным в заявлении и письменных пояснениях.

Представители Ответчика против удовлетворения требований Заявителя возражали по основаниям, изложенным в отзыве и письменных пояснениях, указав, что В соответствии с п.2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК.РФ.

В нарушение указанной нормы   Томским государственным университетом предъявлены   к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, которые на основании пп.10 п.2 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению. Применение налоговых вычетов в сумме 52 667 818руб. необоснованно.

Кроме того, заявителем необоснованно был предъявлен к вычету НДС в размере 16 172 296 руб., поскольку налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Представитель третьего лица также возражает против удовлетворения требований Заявителя по основаниям, изложенным в отзыве и письменных пояснениях, указав, что Поскольку построенный объект предназначен для оказания организацией не облагаемых НДС услуг, на основании пп.1 п.2 ст. 170 НК РФ НДС, предъявленный подрядной организацией, а также НДС, начисленный на сумму фактических затрат на содержание застройщика, включаются в стоимость построенного здания общежития. Таким образом, первоначальная стоимость здания общежития в налоговом учете, так же как и в бухгалтерском, будет определяться с учетом суммы НДС, не подлежащей вычету и учитываемой в стоимости построенного здания.

Доводы Учреждения, о предполагаемом дальнейшем использовании объекта строительства в деятельности облагаемой НДС необоснованны, поскольку из материалов следует, что объект введен в эксплуатацию, как «общежитие»подтверждает наличие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 28.12.2012г. №RU 70301000-216-К/12. Относительно деятельности облагаемой НДС, которую предполагает осуществлять Учреждение, никаких подтверждающих документов в материалы проверки, а также к заявлению не представлено, следовательно,это лишь намерение Учреждения, не подтвержденное документально.

Суд, рассмотрев имеющиеся материалы дела, заслушав представителей сторон, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Инспекцией ФНС России по г. Томску по результатам поведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2012 год, представленной 26 марта 2013 года Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (далее -ТГУ), вынесено Решение № 12-28/658 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от «19» августа 2013 г. (далее - Решение), согласно которому:

-доначислен НДС в сумме 5 850 325 руб.,

-уменьшена сумма НДС, излишне заявленная к возмещению, в размере 52 772 765

руб.,

-отказано в привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, на основании п. 1 ст. 109 НК РФ.

С учетом принятого Решения 19 августа 2013 года Инспекцией вынесено Решение № 12-28/54 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению (далее - Решение об отказе в возмещении, при совместном упоминании именуются Решения).

Обществом подана апелляционная жалоба, по результатам рассмотрения которой Решением Управления ФНС России по Томской области № 390 от 21 ноября 2013 года Решения оставлены без изменения, а жалоба - без удовлетворения (далее по тексту Решение № 390).

В силу п. 1 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166, на установленные статьей 171 налоговые вычеты.

Согласно п. 2 ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:

1)    товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для
осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21
Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 данного Кодекса;

2)  товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно п.1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Согласно пункту 2 статьи 173 Кодекса, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана им по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Всоответствии с п.6 ст.171 Кодекса Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.

В случае реорганизации вычетам у правопреемника (правопреемников) подлежат суммы налога, предъявленные реорганизованной (реорганизуемой) организации по товарам (работам, услугам), приобретенным реорганизованной (реорганизуемой) организацией для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, принимаемые к вычету, но не принятые реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету на момент завершения реорганизации.

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками в соответствии с пунктом 1 статьи 166 настоящего Кодекса при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых налогом в соответствии с настоящей главой, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

Суммы налога, предъявленные налогоплательщику при проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости (основных средств), при приобретении недвижимого имущества (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), при приобретении иных товаров (работ, услуг) для осуществления строительно-монтажных работ, исчисленные налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, принятые к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты недвижимости (основные средства) в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса, за исключением основных средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у данного налогоплательщика прошло не менее 15 лет.

В случае, указанном в абзаце четвертом настоящего пункта, налогоплательщик обязан по окончании каждого календарного года в течение десяти лет начиная с года, в котором наступил момент, указанный в пункте 4 статьи 259 настоящего Кодекса, в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти, отражать восстановленную сумму налога. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, производится исходя из одной десятой суммы налога, принятой к вычету, в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (переданных) за календарный год. Сумма налога, подлежащая восстановлению, в стоимость данного имущества не включается, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса.

В случае, если проведена модернизация (реконструкция) объекта недвижимости (основного средства), в том числе после истечения срока, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта, приводящая к изменению его первоначальной стоимости, суммы налога по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции), принятые к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты недвижимости в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса.

В случае, указанном в абзаце шестом настоящего пункта, налогоплательщик обязан по окончании каждого календарного года в течение 10 лет начиная с года, в котором на основании пункта 4 статьи 259 настоящего Кодекса производится начисление амортизации с измененной первоначальной стоимости объекта недвижимости, в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из 10 лет, отражать восстановленную сумму налога. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, производится исходя из одной десятой суммы налога, принятой к вычету по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции), в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (переданных) за календарный год. Сумма налога, подлежащая восстановлению, в стоимость данного имущества не включается, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса.

В случае, если до истечения срока, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта, модернизируемый (реконструируемый) объект недвижимости исключается из состава амортизируемого имущества и не используется в деятельности налогоплательщика один год или несколько полных календарных лет, за эти годы восстановление сумм налога, принятых к вычету, не производится. Начиная с года, в котором на основании пункта 4 статьи 259 настоящего Кодекса производится начисление амортизации с измененной первоначальной стоимости объекта недвижимости, налогоплательщик обязан в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из оставшихся до окончания десятилетнего срока, указанного в абзаце пятом настоящего пункта, отражать восстановленную сумму налога. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, производится исходя из суммы налога, исчисленной как поделенная на количество лет, оставшихся до окончания десятилетнего срока, указанного в абзаце пятом настоящего пункта, разница между суммой налога, указанной в абзаце четвертом настоящего пункта, принятой к вычету, и суммой налога, полученной в результате сложения одной десятой суммы налога, указанной в абзаце пятом настоящего пункта, за годы, предшествующие полному календарному году, в котором по модернизируемому (реконструируемому) объекту недвижимости начисление амортизации не производится и объект недвижимости не используется в деятельности налогоплательщика, в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (переданных) за календарный год. Сумма налога, подлежащая восстановлению, в стоимость этого имущества не включается, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции), осуществляется в порядке, установленном абзацем седьмым настоящего пункта.

Основаниями для отказа в возмещении вычеты послужило то, что суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, которые на основании пп.10 п.2 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению.

Однако, суд считает, что учитывая применение ТГУ налоговых вычетов по НДС, приходящемуся на стоимость работ (услуг) подрядных организаций (исполнителей), приобретенных ТГУ для строительства объекта недвижимого имущества, при оценке его права на заявление указанных налоговых вычетов по НДС в сумме 52 667 818 руб. подлежит применению специальная норма права, а именно: норма пункта 6 статьи 171 НК РФо применении налоговых вычетов по создаваемым объектам недвижимого имущества.

В данном случае из общего порядка применения налоговых вычетов законодатель выделил специальный порядок применения налоговых вычетов по НДС в отношении создаваемых объектов недвижимого имущества любого вида,предоставив налогоплательщику право на применение налоговых вычетов по НДС до момента начала использовании указанного объекта недвижимого имущества при условии обязательного последующего восстановления НДС в случае использования такого объекта в операциях, не подлежащих налогообложению НДС. В данном случае до момента начала использования созданного объекта недвижимого имущества предполагаемое использование указанного объекта в облагаемых/необлагаемых операциях значения не имеет. Только после начала использования   созданного   объекта   недвижимого   имущества   устанавливается   факт использования созданного объекта недвижимого имущества для тех или иных операций по реализации товаров (работ, услуг) и определяется наличие/отсутствие обязанности по восстановлению ранее принятого к вычету по материалам (подрядным работам, услугам) НДС в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 171 НК РФ.

Положения п. 6 ст. 171 НК РФ сформулированы таким образом, что при создании актива, отвечающего согласно п. 4 ПБУ 6/01 критериям основного средства, налогоплательщик вправе принимать суммы НДС по приобретаемым для создания такого основного средства товарам (работам, услугам), перечисленным в п. 6 ст. 171 НК РФ, к вычету без каких - либо ограничений.

Кроме того, согласно Книге продаж по НДС за проверяемый период как плата за коммунальные услуги, так и плата за наем фактически облагаются ТГУ налогом на добавленную стоимость (с учетом разъяснений Инспекции от 05 марта 2007 года № 06-26/1/6859).

 Из Технического плана здания видно, что его составляющей частью являются жилые, нежилые, основные и прочие помещения.Данные технического плана согласуются с данными разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № RU 7030100-216-К/12.

Утверждение Инспекции о том, что стоимость коммунальных услуг будет включаться в стоимость платы за наем не соответствует материалам дела, фактическим обстоятельствам (Книге продаж за 4 квартал 2012 года) и не учитывает положения пунктов 3 - 6 ст. 39 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ), согласно которым:

«3. Наниматели жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) и плату за коммунальные услуги.

4.Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся устанавливается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в зависимости от качества, благоустройства, месторасположения и планировки жилых помещений в общежитии. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся определяется локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии). Размер определенной в указанном акте платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся не может превышать максимальный размер такой платы, установленный учредителями этих организаций.

5.Порядок определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии, устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и (или) размер платы за коммунальные услуги в общежитии для обучающихся или не взимать такую плату с отдельных категорий обучающихся с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии). Лица, указанные в части 5 статьи 36 настоящего Федерального закона, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии».

Таким образом, законодательный акт обязывает образовательную организацию разделять плату на наем и плату за коммунальные услуги, последняя из которых подлежит определению в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Учитывая данную императивную норму, обязывающую взимать плату за коммунальные услуги отдельно, возникают операции, облагаемые НДС и составляющие 99, 05 % от общей суммы операций, планируемых к осуществлению ТГУ в связи с предоставлением помещений в общежитии в пользование.

Также не принимается довод о том, что  в 4 квартале 2012 года ТГУ необоснованно применены налоговые вычеты по НДС в общей сумме 18 097 313 руб. в связи с тем, что они относятся к таким налоговым периодам, как 4 квартал 2009 года, 1-4 кварталы 2010 - 2011 гг., 1-3 кварталы 2012 г. не соответствует положениям НК РФ и единообразию правоприменительной практики.

Так, исходя из буквального толкования норм ст. 171, ст. 172, п. 2 ст. 173 НК РФ реализация права на применение налогового вычета по НДС не зависит от того, в какой именно налоговый период, ограниченный тремя годами, и в какой именно: первичной или уточненной - налоговой декларации налоговый вычет по НДС заявлен, если условия применения налогового вычета к налоговому периоду, в котором он заявлен, соблюдены, и не истекли установленные три года. Как следствие, возмещение НДС может быть получено налогоплательщиком в любой налоговый период в пределах трёхлетнего срока.

10 декабря 2012 года ТГУ был получен вышеуказанный технический план здания, 27 декабря 2012 завершено строительство Объекта, следовательно, только в 4 квартале 2012 года с учетом установленных площадей жилых, нежилых, основных и прочих помещений у налогоплательщика появилась возможность распределить НДС и установить НДС, который приходится на нежилые помещения и в отношении которого заявляется налоговый вычет без последующего восстановления, и НДС, который приходится на жилые помещения и в отношении которого может возникнуть обязанность по восстановлению НДС в части, соответствующей выручке по не облагаемым НДС операциям.

Так, согласно Техническому плану площадь нежилых помещений составляет 2 386, 5 кв.м, площадь первого этажа за вычетом площадей общего пользования составляет 1 445, 4 (1 509,8 -15,5 - 15,5- 16,7 - 16,7) кв.м, следовательно, общая площадь нежилых помещений составляет 3 831,9 кв.м. К данной общей площади также относятся площади общего пользования в соответствующей доле.

По Техническому плану общая площадь всех помещений составляет 23 714,5 кв.м, общая площадь жилых помещений - 6 812,8 кв.м.

Соотношение жилых и нежилых помещений составляет: 3 831,9 х 100 % : 10 644,7 (3 831,9 + 6 812,8) = 35, 998 %.

В ходе проверки установлено: фактические расходы по строительству составили (л.д. 73, т. 3) 989 415 749, 98 руб. Следовательно, сумма расходов, приходящихся на нежилые помещения, составляет 356 169 881, 68 руб., а НДС - 54 330 998 руб. При этом, учитывая, что сумма собственных средств ТГУсоставляет 345 543 349,98 руб., то НДС, заявленный ТГУк вычету, составляет 52 667 818,18 руб.

Строительство студенческого общежития осуществлялось по государственному контракту № 2100, заключенному 07 июля 2008 года между заявителем и ООО «Риэлтстрой-НЭБ», согласно пункту 1.1 которого Заказчик (ТГУ) поручает, а Заказчик принимает на себя обязательство выполнить работы по строительству общежития Томского государственного университета по адресу: г. Томск, пер. Буяновский, 3-а (далее - Объект), а Заказчик обязуется создать необходимые условия, принять их результат и уплатить обусловленную Контрактом цену. При этом пунктом 1.4 Контракта предусмотрен единый срок для выполнения работ по созданию Объекта - до 31 декабря 2012 года, а пункте 3.1.6 Контракта отмечено, что Подрядчик имеет право сдать Объект досрочно по соглашению с Заказчиком. Пунктом 1.5 Контракта установлена единая цена за работу согласно локальному сметному расчету № 1. Этапность работ, которая должна сопровождаться передачей заказчику исполнительной документации, договором не предусмотрена (п. 5.2 Контракта и Приложение № 1 к Контракту.

Строительство Объекта завершено подписанием Акта № 1 приемки законченного строительством объекта (формы КС-11) от 27.12.2012 года, в дополнительных условиях (п. 15) которого отмечено, что строительство и приемка объекта осуществлялись «под ключ». Согласно Постановлению Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а "Обутверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" акт указанной формы применяется как документ приемки законченного строительством объекта производственного и жнлищно-гражданского назначения всех форм собственности(здания, сооружения, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение) при их полной готовности в соответствии с утвержденным проектом, договором подряда (контрактом).

Ежемесячное составление актов формы КС-2 было обусловлено исключительно необходимостью представления отчетов и получения бюджетного финансирования, что подтверждается Договором об осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных государственных учреждений от 15 марта 2012 года (прилагается к настоящим объяснениям).

В п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147) отражено, что метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, - ввод в эксплуатацию). При сооружении объектов "под ключ"затраты по незавершенному строительству числятсяна балансе генподрядчика до сдачи объекта в эксплуатацию (пункт 5.4 вышеуказанного Постановления № 147).

В силу закона, а именно: пункта 51 Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н, (далее - соответственно Инструкция N 174н) - на основании вышеуказанного акта формы КС-11 подлежат принятию к учету операции по вложениям в объекты основных средств по счету 010600000 "Вложения в нефинансовые активы" с момента перехода всех рисков и до момента государственной регистрации права.

Следовательно, все условия (наличие соответствующих законодательству первичных учетных документов и счетов - фактур, факт принятия в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете результата работ к учету) для применения налоговых вычетов по НДС были соблюдены в 4 квартале 2012 года.

Кроме того, при оценке права ТГУ на применение налогового вычета в 4 квартале 2012 года нельзя не учитывать, что утверждение окончательного соотношения бюджетных средств и внебюджетных средств при создании Объекта в рамках государственного контракта № 2100 от 07.07.2008 года было осуществлено на основании Дополнительного соглашения № 15 от 25.12.2012 года , то есть данное обстоятельство, имеющее значение для применения вычета с точки зрения установления лимита, возникло также в 4 квартале 2012 года (когда ТГУ и реализовал своё право на применение налогового вычета).

Положения НК РФ не предусматривают в качестве основания отказа в применении налогового вычета его применение в ином налоговом периоде, отличном от того, в котором все условия для вычета были соблюдены.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

          Признать недействительными решения № 12-28/658 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 19.08.2013 и  решения № 12-28/54 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению от 19.08.2013г.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску в пользу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет»  судебные расходы в сумме 4000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционной суд.

Судья                                                                                                  Кузнецов А.С.