ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-10096/20 от 13.07.2022 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Томск Дело № А67-10096/2020

Полный текст решения изготовлен 20 июля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2022 года

Арбитражный суд Томской области в составе судьи Л.М. Ломиворотова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаповой Н.С. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Оазис» (634021, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области (634034, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным бездействия,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Томску (ИНН <***>, ОГРН <***>; 634061, <...>); Областное государственное бюджетное специализированное учреждение «Областное имущественное казначейство» (ИНН <***>, ОГРН <***>; 634041, <...>),

при участии:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 09.01.2020 (на 3 года), паспорт;

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности № 11 от 10.01.2022 (по 31.12.2022), служебное удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Оазис» (далее по тексту – ООО «Оазис», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области (далее по тексту – Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не включении в Перечень объектов для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного распоряжением от 29.11.2019 №99-о, нежилых помещений:

- площадью 10220,8 кв.м., кадастровый номер 70:21:0100016:5047, местонахождение: <...>, 2001-2011, 2013-2036, 2038-2039, 2044-2057, 2061-2068, 2070-2097;

- площадью 1231,1 кв.м., кадастровый номер 70:21:0200007:11170, местонахождение: <...>, 1017-1030.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее по тексту – ИФНС России по г. Томску, Инспекция, третье лицо); Областное государственное бюджетное специализированное учреждение «Областное имущественное казначейство» (далее по тексту - ОГБСУ «Областное имущественное казначейство», третье лицо).

В обоснование заявленных требований ООО «Оазис» указало, что оспариваемое бездействие не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и законные интересы. По мнению заявителя, спорные недвижимые объекты соответствуют критериям п.п. 1 п. 1 и п.п. 1 и 2 п. 4 ст. 378.2 НК РФ и критериям п. 1 ст. 4-1 Закона Томской области от 27.11.2003 № 148-ОЗ «О налоге на имущество организаций», в связи с чем заявитель должен уплачивать налог на имущество организаций за указанные объекты, находящиеся в собственности заявителя, исходя из кадастровой стоимости. У Департамента не имелось объективных препятствий выявить объекты заявителя и включить их в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.

В отзыве и дополнительных пояснениях заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленных требований, указало на пропуск срока на обращение в арбитражный суд с заявленным требованием, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, а также на необоснованность доводов заявителя при этом указало, что спорные объекты недвижимости не были включены уполномоченной организацией в план обследований, в связи с чем вид фактического использования спорных объектов не устанавливался, в связи с чем оснований для включения спорных объектов в Перечень на 2020 год по результатам установления вида их фактического использования отсутствовали. Департамент не был осведомлен о соответствии спорных объектов недвижимости критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ. Департаментом были предприняты меры по выявлению на территории Томской области объектов недвижимости, соответствующих критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ. Подробно доводы заявителя и заинтересованного лица изложены в заявлении, дополнениях к заявлению, отзыве на заявление и письменных пояснениях.

ИФНС России по г. Томску и ОГБСУ «Областное имущественное казначейство», письменные отзывы на заявление не представили.

В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей третьих лиц.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал заявленные требования, представитель заинтересованного лица возражал.

Заслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

ООО «Оазис» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Томску 27.09.2012 за ОГРН <***>, ИНН <***>.

На праве собственности ООО «Оазис» принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:

- нежилые помещения площадью 10220,8 кв.м., кадастровый номер 70:21:0100016:5047, местонахождение: <...>, 2001-2011, 2013-2036, 2038-2039, 2044-2057, 2061-2068, 2070-2097, расположенные на земельном участке площадью 8810+/-33 кв.м., кадастровый номер 70:21:0100027:3076, вид разрешенного использования земельного участка: магазины, для иного использования (запись о регистрации права собственности на здание № 70:21:0100016:5047-70/001 /2017-34 от 15.12.2017);

- нежилые помещения площадью 1231,1 кв.м., кадастровый номер 70:21:0200007:11170, местонахождение: <...>, 1017-1030, расположенные на земельном участке площадью 4177+/-23 кв.м., кадастровый номер 70:21:0200007:757, вид разрешенного использования: для строительства многоэтажной автостоянки, для иного использования.

Согласно подпункту 8.1 пункта 10 Положения о Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 11.06.2013 № 68, Департамент является уполномоченным органом на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещение перечня на официальном сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в информационно телекоммуникационной сети Интернет.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Порядком определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 03.12.2014 № 454а, распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области 27.11.2019 № 99-о определен Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2020 год, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Пунктом 1 данного распоряжения определен Перечень объектов для целей налогообложения на 2020 год соответственно согласно приложению к распоряжению.

При этом спорные объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности заявителю, в указанный перечень не включены.

Считая данное бездействие Департамента по не включению спорных объектов недвижимости в Перечень объектов для целей налогообложения на 2020 год несоответствующим требованиям законодательства и нарушающим права и законные интересы общества, ООО «Оазис» обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.

В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

По своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 № 1908-О).

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что на момент обращения ООО «Оазис» в Департамент с письмом от 09.10.2020 исх.№ 1-08/376 о включении спорных объектов недвижимости, в том числе в Перечень на 2020 год, Обществу было доподлинно известно о том, что спорные объекты не включены в указанный Перечень, поскольку налоговый период еще не закончился.

Из пояснений заявителя следует, что о нарушении его прав и законных интересов ему стало известно 27.10.2020 из письма Департамента от 27.10.2022 исх. № 51-04-3656 (том 6, л.д. 72).

С заявлением ООО «Оазис» обратилось в суд 18.12.2020, что подтверждается датой отправки корреспонденции, имеющейся на накладной № 40563294 службы экспресс-доставки корреспонденции и грузов DIMEX.

Таким образом, исходя из представленных в материалы дела доказательств суд считает, что началом течения срока на обращение в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента по не включению спорных объектов недвижимости в Перечень на 2020 год следует считать 27.10.2020, поскольку о том, что спорные объекты не включены в Перечень на 2020 год ООО «Оазис» фактически узнало только 27.10.2020 из полученного от Департамента ответа на свое заявление.

В связи с чем суд пришел к выводу о том, что исчисленный с 27.10.2020 по части 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок на обжалование бездействия Департамента на дату обращения в суд (18.12.2020) не истек.

Учитывая, что в материалы дела не представлено доказательств того, что заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов до указанной даты (27.10.2020), принимая во внимание, что с заявлением ООО «Оазис» обратилось 18.12.2020, суд пришел к выводу о необоснованности доводов заинтересованного лица о пропуске срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ.

Заслушав представителей, исследовав материалы дела в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 4 первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 1). Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ (часть 2).

Согласно пункту 2 статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 и 2 указанной статьи НК РФ.

Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в подпункте 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.

К таким объектам относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

При этом условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3-5 статьи 378.2 НК РФ.

В силу п. 4 ст. 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В силу п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4.1 Закона Томской области от 27.11.2003 № 148-ОЗ «О налоге на имущество организаций» налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении видов недвижимого имущества, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации:

- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 квадратных метров (с 2018 года - свыше 500 квадратных метров; с 2019 года - свыше 250 квадратных метров, с 2020 года - свыше 100 квадратных метров) и помещения в них;

- нежилые помещения общей площадью свыше 1000 квадратных метров (с 2018 года - свыше 500 квадратных метров; с 2019 года - свыше 250 квадратных метров, с 2020 года - свыше 100 квадратных метров), назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Таким образом, в силу статей 372, 375, 378.2 НК РФ, под. 1 п. 1 ст. 4.1 Закона Томской области от 27.11.2003 № 148-ОЗ «О налоге на имущество организаций», определяющих условия для включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, к числу таких объектов недвижимости на территории Томской области отнесены, а значит, могут быть включены в перечень, определенный в соответствующих целях уполномоченным органом власти Томской области, здания административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 500 кв.м. (с 2018 года); свыше 250 кв.м. (с 2019 года), свыше 100 кв.м. (с 2020 года); нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания общей площадью свыше 500 кв.м. (с 2018 года); свыше 250 кв.м. (с 2019 года), свыше 100 кв.м. (с 2020 года).

Системный анализ этих положений федерального и регионального законодательства позволяет сделать вывод о том, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения;

- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

При этом, во всех указанных случаях общая площадь зданий (строений, сооружений), нежилых помещений должна составлять свыше 100 кв.м. (с 2020 года).

При наличии одного из приведенных условий объект недвижимости признается административно-деловым, торговым центром, нежилым помещением, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, пункт 7 статьи 378.2 НК РФ регламентирует порядок действий уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и указывает на необходимость до 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить перечень объектов недвижимого имущества. При этом данная норма права не предусматривает какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества, поскольку таковой должен быть определен в установленный срок и в него подлежат включению те объекты, которые указаны в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в том числе, нежилые помещения, отвечающие определенным критериям.

С учетом изложенного, в Перечень объектов недвижимого имущества должны быть включены объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, отвечающие условиям, установленным пунктами 3 - 5 статьи 378.2 НК РФ.

Функции по формированию Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещение перечня на официальном сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществляются Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области в соответствии с подпунктом 8.1 пункта 10 Положения о Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области, утвержденного постановлением Администрации Томской области №68 от 11.06.2013.

Согласно пункту 16 Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 03.12.2014 № 454а, в срок не позднее чем за месяц до начала очередного налогового периода Департамент по управлению государственной собственностью Томской области размещает перечень объектов для целей налогообложения на своем официальном сайте http://дугс.рф и в срок не позднее 1-го числа очередного налогового периода направляет такой перечень в электронной форме в налоговый орган по Томской области.

Как следует из материалов дела, ООО «Оазис» является собственником следующих помещений:

- нежилое здание площадью 10220,8 кв.м., кадастровый номер 70:21:0100016:5047, местонахождение: <...>, 2001-2011, 2013-2036, 2038-2039, 2044-2057, 2061-2068, 2070-2097 (запись о регистрации права собственности на здание № 70:21:0100016:5047-70/001/2017-34 от 15.12.2017);

- нежилые здание площадью 1231,1 кв.м.. кадастровый номер 70:21:0200007:11170, местонахождение: <...>, 1017-1030 (запись о регистрации права собственности на здание № 70:21:0200007:11170-70/052/2019-5 от 21.06.2019).

Из представленных в материалы дела документов в отношении здания с кадастровым номером 70:21:0100016:5047, расположенного по адресу: <...>, 2001-2011, 2013-2036, 2038-2039, 2044-2057, 2061-2068, 2070-2097, следует содержание указания на назначение данного строения как нежилого.

Согласно выписке из ЕГРН данное здание с кадастровым номером 70:21:0100016:5047 расположено на земельном участке площадью 8810+/-33 кв.м., с кадастровым номером 70:21:0100027:3076, с видом разрешенного использования: магазины, для иного использования.

Фактически указанные нежилые помещения с кадастровым номером 70:21:0100016:5047, расположенные по адресу: <...>, 2001-2011, 2013-2036, 2038-2039, 2044-2057, 2061-2068, 2070-2097, используются для размещения торговых объектов, что подтверждается представленными обществом договорами аренды, а именно:

- договором аренды № 07/М36 от 01.10.2011, заключенным между ООО «Альфа Недвижимость» (Арендодатель) и ООО «Алькор и Ко» (Арендатор), согласно которому арендатором в арендуемом помещении осуществляется розничная торговля косметикой и парфюмерией, а также бижутерией и аксессуарами (п. 1.8 Договора);

- договором аренды № 137/М36 от 12.08.2013, заключенным между ООО Альфа Недвижимость» (Арендодатель) и ИП ФИО3 (Арендатор), согласно которому арендатором в арендуемом помещении осуществляется розничная торговля часами (п. 1.8 Договора);

- договором аренды нежилого помещения № 360/М36 от 09.02.2018, заключенным между ООО «Оазис» (Арендодатель) и ООО «Рич Фэмили» (Арендатор), согласно которому арендатором в арендуемом помещении осуществляется розничная торговля детскими товарами, товарами для спорта и отдыха (п. 1.10 договора);

- договором аренды нежилого помещения № 430/М36 от 04.09.2020, заключенным между с ООО «Оазис» (Арендодатель) и ООО «Обувь России» (Арендатор), согласно которому арендатором в арендуемом помещении осуществляется розничная торговля обувью и сопутствующими товарами (сумки, косметические и гигиенические средства, изделия кожгалантереи (ремни, перчатки, кошельки и т.п.), чулочно-носочная продукция, верхняя одежда и другие непродовольственные товары) (п. 1.9 Договора);

- договором аренды нежилого помещения № 422/М36 от 11.02.2020, заключенным между ООО «Оазис» (Арендодатель) и ИП ФИО4 (Арендатор), согласно которому арендатором в арендуемом помещении осуществляется розничная торговля нижним бельем (п. 1.9 Договора).

Из представленных в материалы дела документов в отношении здания с кадастровым номером 70:21:0200007:11170, расположенного по адресу: <...>, 1017-1030, следует содержание указания на назначение данного строения как нежилого.

Согласно выписке из ЕГРН данное здание с кадастровым номером 70:21:0200007:11170 расположено на земельном участке площадью 4177+/-23 кв.м., с кадастровым номером 70:21:0200007:757, с видом разрешенного использования: для строительства многоэтажной автостоянки, для иного использования.

Фактически нежилые помещения с кадастровым номером 70:21:0200007:11170, расположенные по адресу: <...>, 1017-1030, используются для размещения торговых объектов, что подтверждается представленными обществом договорами аренды, а именно:

- договором № Л.Толст-38/5-1 аренды нежилых помещений от 01.07.2019, заключенным между ООО «Оазис» (Арендодатель» и OОО «Перспектива» (Арендатор). Арендатор использует арендуемые помещения для размещения универсама «Абрикос», в котором осуществляется розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами розничной торговли (универсам), что подтверждается письмом ООО «Перспектива» от 07.12.2020 (том 2, л.д. 48);

- договором № 3-ЛТ/38 аренды нежилого помещения от 11.09.2020, заключенным между ООО «Оазис» (Арендодатель) и ИП ФИО5, согласно которому арендатором арендуемое помещение используется для осуществления розничной торговли нижним бельем (п. 1.10 Договора);

- договором № 6-ЛТ/38 аренды нежилого помещения от 24.10.2019, заключенным между ООО «Оазис» (Арендодатель) и ООО «Рост», согласно которому арендатором арендуемое помещение используется для осуществления розничной торговли товарами для животных (п. 1.10 Договора);

- договором № 10-ЛТ/38 аренды нежилого помещения от 17.06.2020, заключенным между ООО «Оазис» (Арендодатель) и ООО «Советская аптека», согласно которому арендатором арендуемое помещение используется для осуществления аптечной деятельности (Аптека) (п. 1.8 Договора).

Таким образом, с учетом указанных обстоятельств, арбитражный суд приходит к выводу о том, что указанные спорные объекты недвижимости отвечают критериям, предусмотренным в пунктах 4, 5 статьи 378.2 НК РФ, по фактическому назначению и использованию объектов, и подпадают под категории объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.

Данное обстоятельство представителем Департамента по существу не оспаривается.

Доказательств того, что на момент формирования Перечня у Департамента отсутствовала информация, подтверждающая соответствие спорных объектов необходимым критериям, как и доказательств иного назначения и фактического использования объектов, Департаментом в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено соответствие спорных объектов заявителя критериям, предусмотренным в пунктах 4, 5 статьи 378.2 НК РФ, по фактическому назначению и использованию объектов, суд приходит к выводу об отсутствии у Департамента правовых оснований для не включения данных объектов в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.

При изложенных обстоятельствах, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.

Поскольку бездействие Департамента является незаконным, арбитражный суд считает возможным обязать Департамент в тридцатидневный срок с даты вступления судебного акта в законную силу включить указанные выше объекты заявителя в Перечень объектов для целей налогообложения на 2020 год, утвержденный распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27.11.2019г. №99-о, направить дополненный Перечень объектов для целей налогообложения на 2019 год в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Томской области и разместить его на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В соответствии со статьей 101 АПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 № 20-П разъяснено, что возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу; при этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов.

Как следует из пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах не предусмотрено освобождение надлежащего ответчика от обязанности по возмещению судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с тем, что он не наделен полномочиями самостоятельно (в отсутствие правового акта иного лица, органа власти, в том числе суда) совершить действия, позволяющие истцу реализовать свои права, законные интересы, о защите которых он обратился в суд.

С учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 № 7959/08, в случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.08.2017 № 302-КГ17-4293 по делу № А33-6026/2016.

При обращении в арбитражный суд с заявлением ООО «Оазис» уплачена государственная пошлина в сумме 18 000 руб. (платежное поручение № 2011 от 13.11.2020).

В соответствии с положением абзаца третьего подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 3000 руб.

Следовательно, с заинтересованного лица в пользу заявителя подлежит взысканию в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 3 000 руб.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 333.40 НК РФ в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.

Поскольку в соответствии с пунктами 1 части 1 статьи 333.21 НК РФ заявителем при подаче заявления подлежала к уплате государственная пошлина в размере 3 000 руб., а фактически по платежному поручению № 2011 от 13.11.2020 уплачена государственная пошлина в размере 18 000 руб., то 15 000 руб. является излишне уплаченной государственной пошлиной, в связи с чем подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании статьи 333.40 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, выразившееся в не включении нежилых помещений:

- площадью 10220,8 кв.м., кадастровый номер 70:21:0100016:5047, местонахождение: <...>, 2001-2011, 2013-2036, 2038-2039, 2044-2057, 2061-2068, 2070-2097;

- площадью 1231,1 кв.м., кадастровый номер 70:21:0200007:11170, местонахождение: <...>, 1017-1030

в перечень объектов для целей налогообложения на 2020 год, утвержденный распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27.11.2019 № 99-о.

Обязать Департамент по управлению государственной собственностью Томской области в тридцатидневный срок с даты вступления судебного акта в законную силу включить указанные нежилые помещения в Перечень объектов для целей налогообложения на 2020 год, утвержденный распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27.11.2019 №99-о, направить дополненный Перечень объектов для целей налогообложения на 2020 год в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Томской области и разместить его на официальном сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет

Взыскать с Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Оазис» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 3 000 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины.

Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью «Оазис» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 15 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Судья Л.М. Ломиворотов