АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Томск Дело № А67- 10171/2018
10.12.2019 оглашена резолютивная часть
20.12.2019 изготовлен полный текст
Арбитражный суд Томской области в составе судьи Г.Д. Павлова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дранишниковой О.С. с использованием средств аудиозаписи,
заявление Публичного акционерного общества «Томский акционерный инвестиционно-коммерческий промышленно-строительный банк» (634061, <...>, ОГРН <***> ИНН <***>) к Центральному Банку Российской Федерации (ОГРН <***> ИНН <***>, 107016, <...>) в лице Отделения по Томской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (634041, <...>) о признании недействительным Предписания № Т699-8-19/4342ДСП от 03.09.2018,
при участии в заседании:
от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 04.12.2018, ФИО2 по доверенности от 20.02.2017, ФИО3 по доверенности от 20.02.2017,
от Сибирского управления ЦБ РФ – представители ФИО4 по доверенности от 16.07.2018, ФИО5 по доверенности от 29.11.2018, ФИО6 по доверенности от 11.07.18
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество «Томский акционерный инвестиционно-коммерческий промышленно-строительный банк» (далее по тексту – ПАО «Томскпромстройбанк», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Центральному Банку Российской Федерации в лице Отделения по Томской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее по тексту – Отделение Банка по Томской области, ответчик) о признании недействительным предписания № Т699-8-19/4342ДСП от 03.09.2018.
Заявленные требования мотивированы тем, что Предписание Отделения по Томской области Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации №Т669-8-19/4342ДСП от 03.09.2018г. не соответствует требованиям действующего законодательства. Активы общества отражены в бухгалтерском балансе ПАО «Томскпромстройбанк» в соответствии с требованиями действующего законодательства. Справедливая стоимость объектов недвижимости, принадлежащих ПАО «Томскпромстройбанк», и, отраженная в бухгалтерском балансе общества, установлена в размере 685 759 000 рублей на основании:
- Отчета об оценке рыночной (справедливой) стоимости, первоначальной стоимости и накопленного износа недвижимого имущества в количестве 10 единиц, выполненного ЗАО «Оценка Собственности», порядковый номер 12, дата составления 09.01.2018г.;
- Отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, выполненного ООО «Арт-Мастер», порядковый номер 01/18, дата составления 09.01.2018г.;
- Отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, выполненного ООО «Арт-Мастер», порядковый номер 02/18, дата составления 09.01.2018г.;
- Отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, выполненного ООО «Арт-Мастер», порядковый номер 03/18, дата составления 09.01.2018г.;
- Отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, выполненного ООО «Арт-Мастер», порядковый номер 04/18, дата составления 09.01.2018г.;
- Отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, выполненного ООО «Арт-Мастер», порядковый номер 05/18, дата составления 09.01.2018г.;
- Отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, выполненного ООО «Арт-Мастер», порядковый номер 06/18, дата составления 09.01.2018г.;
- Отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, выполненного ООО «Арт-Мастер», порядковый номер 07/18, дата составления 09.01.2018г.
Предписание Отделения по Томской области Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации №Т669-8-19/4342ДСП от 03.09.2018г. не содержит расчетов, на основании которых сделан вывод о занижении стоимости активов общества, не указывается на основании каких сведений, данных и/или источниках были сделаны выводы, не подтверждается достоверность проведенной специалистами Банка России оценки справедливой стоимости.
Кроме того, Банком России не была дана оценка представленным ПАО «Томскпромстройбанк» доказательствам определения справедливой стоимости объектов недвижимости, а именно Отчетам об оценке рыночной стоимости, являющимися достоверными и имеющими доказательственное значение на основании ст. 12 Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
ПАО «Томскпромстройбанк» отразило в бухгалтерском балансе справедливую стоимость активов общества на основании достоверных, объективных данных, отраженных в отчетах об оценке рыночной стоимости, произведенных независимыми оценщиками.
Исполнение оспариваемого Предписания повлечет для ПАО «Томскпромстройбанк» негативные последствия, а именно, вместо статуса банка с универсальной лицензией, которое дает ему право на осуществление всех банковских операций, ПАО «Томскпромстройбанк» будет иметь статус банка с базовой лицензией, осуществляющего банковские операции с установленными законом ограничениями.
Банк России считает заявленные требования необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, дополнениях к нему, полагает, что предписание выдано законно и обоснованно, поскольку обществом к бухгалтерскому учету приняты активы по недостоверной стоимости, что привело к завышению собственных средств (капитала) кредитной организации, при этом полномочия Банка России на проведение оценки активов кредитной организации закреплены в статье 72 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", оценка проведена в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (N 118) 13 "Оценка справедливой стоимости".
Более подробно доводы заявителя изложены в заявлении, в возражениях на отзыв, отзыве и дополнительных пояснениях к ним.
В ходе рассмотрения дела и заявителем и Центральным Банком России в лице Отделения по Томской области Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации были заявлены ходатайства о проведении судебного заседания в закрытом заседании, в связи с тем, что материалы дела содержат сведения, не подлежащие разглашению в соответствии с законом, в частности сведения о стоимости имущества и собственных средствах (капитале) банка.
Согласно части 2 статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле, и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.
Судом данные ходатайства удовлетворены.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в материалы дела доказательства, заслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, изучив экспертное заключение, суд признает требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьей 200, статьей 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно- правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) целями деятельности Банка России являются, в том числе развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
Согласно пунктам 9, 14 статьи 14 Закона N 86-ФЗ Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор); утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения.
В соответствии со статьей 56 Закона N 86-ФЗ Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов. Банк России осуществляет анализ деятельности банковских холдингов и использует полученную информацию для целей банковского надзора за кредитными организациями и банковскими группами, входящими в банковские холдинги.
Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, правила составления и представления бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами (статья 57 Закона N 86-ФЗ).
Согласно статье 72 Закона N 86-ФЗ Банк России в целях определения размера собственных средств (капитала) кредитной организации и банковской группы Банк России проводит оценку их активов и пассивов, в том числе достаточности резервов, создаваемых под риски, на основании методик оценки, устанавливаемых нормативными актами Банка России. Кредитная организация и банковская группа отражают в своей бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности размер собственных средств (капитала), определенный Банком России.
Обязанность Банка России направлять кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России и применять предусмотренные настоящим Федеральным законом иные меры установлена статьей 73 Закона N 86-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
В соответствии с Положением Банка России о Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения, утвержденному Банком России 27.02.2017 N 579-П (далее - Положение N 579-П), совершаемые кредитными организациями операции отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с общеметодологическими принципами учета, установленными настоящим Положением и другими нормативными актами Банка России, регулирующими порядок отражении в бухгалтерском учете отдельных операций.
В силу положений пунктов 2, 12.4 части 1 Положения N 579-П основной задачей бухгалтерского учета является формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности; активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в учете разумно, с достаточной степенью осторожности.
Порядок бухгалтерского учета основных средств, в том числе, вложений в сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение основных средств, а также амортизации основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, определяется Положением N 448-П.
Согласно пункту 1.1 Положения N 448-П бухгалтерский учет должен обеспечить формирование достоверной информации о недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности.
В соответствии с пунктом 1.4 Положения N 448-П оценка справедливой стоимости основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначения которых не определено, осуществляется в порядке, определенном Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости" (далее - МСФО 13), введенным в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н.
МСФО 13 дает определение справедливой стоимости, излагает в рамках одного МСФО основы для оценки справедливой стоимости; и требует раскрытия информации об оценках справедливой стоимости.
Согласно пункту 2 Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости" справедливая стоимость - оценка, основанная на рыночных данных, а не оценка, специфичная для организации. В отношении некоторых активов и обязательств могут быть доступны наблюдаемые рыночные сделки или рыночная информация. В отношении других активов и обязательств могут не быть доступными наблюдаемые рыночные сделки или рыночная информация. Однако цель оценки справедливой стоимости в обоих случаях одна - определить цену, по которой была бы осуществлена обычная сделка между участниками рынка с целью продажи актива или передачи обязательства на дату оценки в текущих рыночных условиях (то есть цену выхода на дату оценки с позиции участника рынка, который удерживает указанный актив или является должником по указанному обязательству).
В определении справедливой стоимости особое внимание уделяется активам и обязательствам, потому что они являются основным объектом оценки для целей бухгалтерского учета (пункт 4 МСФО 13).
Данный Стандарт определяет понятие "справедливая стоимость" как цену, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки (пункт 9 МСФО 13).
Размер собственных средств (капитала) ПАО «Томскпромстройбанк» по состоянию на 01.01.2018 г. составлял 949 986 000 рублей (Расчет собственных средств (капитала) (Базель III) на 01.01.2018 г.). Таким образом, чтобы ПАО «Томскпромстройбанк» имел право на получение универсальной лицензии, размер собственных средств ПАО «Томскпромстройбанк», начиная с 01.09.2018 г., должен быть не менее 1 миллиарда рублей.
ПАО «Томскпромстройбанк» по состоянию на 01.07.2018 г. имело собственных средств (капитала) в размере 1 017 183 000 рублей (Отчет об уровне достаточности капитала для покрытия рисков на 01.07.2018 г.), по состоянию на 01.08.2018 г. – 1 021 331 000 руб. (Расчет собственных средств (капитала) (Базель III) на 01.08.2018 г.)), на 01.09.2018 г. – 1 034 450 000 руб. (Расчет собственных средств (капитала) (Базель III) на 01.09.2018 г.).
По мнению заявителя, ежемесячный рост указанного показателя позволяет полагать, что последующие 4 месяца и по состоянию на 01.01.2019 г. размер собственных средств ПАО «Томскпромстройбанк» будет составлять не менее 1 млрд. руб.
Согласно предписанию №Т669-8-19/4342ДСП от 03.09.2018г. Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) предъявил требование ПАО «Томскпромстройбанк» на ближайшую отчетную дату отразить в отчетности Банка скорректированный размер собственных средств (капитала), оценив имущество (объекты недвижимости) по стоимости, определенной Банком России, а именно 408 820 тыс. рублей.
В соответствии с требованиями ст.82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. Круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, определяются арбитражным судом. Лица, участвующие в деле, вправе представить в арбитражный суд вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы. Лица, участвующие в деле, вправе ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц или о проведении экспертизы в конкретном экспертном учреждении, заявлять отвод эксперту; ходатайствовать о внесении в определение о назначении экспертизы дополнительных вопросов, поставленных перед экспертом; давать объяснения эксперту; знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение; ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы. О назначении экспертизы или об отклонении ходатайства о назначении экспертизы арбитражный суд выносит определение.
По ходатайству заявителя, 31.01.2019 г. Определением Арбитражного суда Томской области была назначена судебная экспертиза по определению справедливой (рыночной) стоимости объектов недвижимости, принадлежащих ПАО «Томскпромстройбанк», проведение экспертизы поручено эксперту – ФИО7, эксперту ООО «Бюро оценки «ТОККО».
По результатам экспертного заключения N 300-Э/2019 от 27.05.2019 г. справедливая (общая) стоимость объектов недвижимости, принадлежащих ПАО «Томскпромстройбанк», составила по состоянию на 03.09.2018 г., определенная в соответствии с МСФО №13, 597 605 700 рублей.
Между тем справедливая (рыночная) стоимость объектов недвижимости ПАО «Томскпромстройбанк», указанная в предписании Центрального Банка Российской Федерации №Т669-8-19/4342ДСП от 03.09.2018г. , составляла 433 055 000,00 рублей. Разница составила 164 550 700 рублей, что почти 30% (27,53%) от справедливой стоимости установленной судебным экспертом.
Эксперт ФИО7 дал в ходе рассмотрения дела в судебном заседании дал пояснения по порядку проведенной экспертизы, ответил на вопросы представителей лиц, участвующих в деле.
Суд считает , что экспертное заключение N 300-Э/2019 от 27.05.2019 г. соответствует нормам ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», Федеральными стандартам оценки, экспертом использовались сравнительный и доходный подходы.
Согласно статьи 87 АПК РФ при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела может быть назначена дополнительная экспертиза, проведение которой поручается тому же или другому эксперту. В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
При этом представители Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения по Томской области Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации, выражая несогласие с выводами эксперта, не заявили ходатайство о проведении дополнительной или повторной экспертизы.
Из содержания экспертного заключения N 300-Э/2019 от 27.05.2019 следует, что оно основано на достаточно исследованном материале, выполнено с применением действующих методик, соответствует требованиям, предъявляемым законом к экспертным заключениям, в заключениях даны ответы на поставленные вопросы, процедура проведения экспертизы соблюдена, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, эксперт компетентен в решении вопросов, поставленных судом, имеет соответствующий опыт и квалификацию.
Как пояснили в судебном заседании представители заявителя, до недавнего времени Банк России, при оценке недвижимого имущества по месту нахождения банка, указывал стоимость значительно больше, чем отражено в оспариваемом Предписании Банка России от 03.09.2018г. №Т669-8-19/4342ДСП.
Причину существенного изменения своего подхода, представители Банка России в ходе судебного разбирательства обьяснить не смогли.
Отражение в финансовой отчетности в качестве справедливой стоимости недвижимого имущества ПАО «Томскпромстройбанк» стоимости в размере, определенном Отделением по Томской области Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации в оспариваемом предписании Банка Российской Федерации №Т669-8-19/4342ДСП от 03.09.2018г. противоречит требованиям Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положения о Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения (утв. Банком России 27.02.2017 N 579-П), Положения "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета производных финансовых инструментов некредитными финансовыми организациями" (утв. Банком России 02.09.2015 N 488-П) и ведет к отражению в бухгалтерской отчетности недостоверной информации.
Таким образом, Предписание Отделения по Томской области Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации от 03.09.2018г. №Т669-8-19/4342ДСП нарушает права и интересы заявителя в сфере получения доходов от коммерческой деятельности кредитной организации, делает невозможным исполнение принятых на себя обязательств и негативно влияет на деловую репутацию банка.
В соответствии с ч.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ понесенные заявителем судебные расходы в размере 6000 рублей относятся на Центральный Банк Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110,167-170,176,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать недействительным Предписание № Т699-8-19/4342ДСП от 03.09.2018 Отделения по Томской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации, вынесенное в отношении Публичного акционерного общества «Томский акционерный инвестиционно-коммерческий промышленно-строительный банк».
Взыскать с Центрального банка Российской Федерации в пользу Публичного акционерного общества «Томский акционерный инвестиционно-коммерческий промышленно-строительный банк» 6000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Судья Г.Д. Павлов