АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Томск Дело № А67-10246/20 20
Арбитражный суд Томской области в составе судьи Идрисовой С.З., при ведении протокола секретарем судебного заседания Тур А.С., рассмотрев в судебном заседании заявление муниципального образования городской округ ЗАТО Северск Томской области в лице администрации ЗАТО Северск (636000, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к департаменту архитектуры и строительства Томской области (634050, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконными отказа в предоставлении субсидии, бездействия по непредоставлению субсидии, бездействия по незаключению дополнительного соглашения, обязании заключить дополнительное соглашение, обязании предоставить субсидию в сумме 16 923 618,57 руб. третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: департамент финансов администрации Томской области (634050, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>),
при участии в заседании:
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 21.12.2020 (до 31.12.2021), паспорт, диплом; ФИО2 по доверенности от 26.10.2020 (до 31.12.2021), паспорт, диплом; ФИО3 по доверенности от 21.12.2020 (до 31.12.2021), диплом, удостоверение,
от ответчика – ФИО4 по доверенности от 10.06.2021 (на 1 год), удостоверение №104 от 14.05.2021; ФИО5 по доверенности от 13.09.2021 (на 1 год), удостоверение, диплом,
от департамента финансов администрации Томской области – не явился (извещен),
установил:
муниципальное образование городской округ ЗАТО Северск Томской области в лице администрации ЗАТО Северск обратилось в суд к департаменту архитектуры и строительства Томской области с требованиями:
- о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии по заявкам УЖКХ ТиС администрации ЗАТО Северск от 03.09.2020, от 04.09.2020, от 09.09.2020, выраженного в письмах от 03.11.2020, от 24.11.2020,
- о признании незаконным бездействия по непредоставлению субсидии по заявкам УЖКХ ТиС администрации ЗАТО Северск от 06.11.2020, от 25.11.2020,
- о признании незаконным бездействия по незаключению дополнительного соглашения к соглашению №21/6,
- обязании заключить дополнительное соглашение к соглашению №21/6 с указанием в приложении №5 в адресном перечне дворовых территорий подлежащих благоустройству 18 адресов, а именно: ул.Пекарского, 29; <...> ул.40 лет Октября, 2; ул.Солнечная, 10, 12, 14; ул.Маяковского, 5, ул.Первомайская, 31, 31а,
- обязании предоставить средства субсидии по соглашению №21/6 в размере 16 923 618,57 руб. (с учетом уточненных требований).
Определением суда от 16.02.2021 дело №А67-10246/2020 объединено с делом №А67-326/2021, делу присвоен номер А67-10246/2020. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент финансов администрации Томской области.
Требования заявителя мотивированы тем, что ему отказали в предоставлении субсидии, поскольку благоустроенная территория не поставлена на кадастровый учет вместе с многоквартирным домом, к которому она прилегает. Вместе с тем нормы действующего законодательства не предусматривают необходимость постановки земельного участка под многоквартирным домом вместе с дворовой территорией на кадастровый учет. Благоустроенная территория дворов указана на схемах в паспортах, на основании которых заключено соглашение о предоставлении субсидии. Ответчик также ошибочно полагает, что требовалось решение собственников помещений многоквартирных домов о принятии созданного в результате объекта благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома, поскольку в результате ремонта асфальтового покрытия новый объект благоустройства не создан. По требованию об обязании ответчика заключить дополнительное соглашение заявитель ссылается, что помимо 10 территорий, указанных в основном соглашении о предоставлении субсидии, заявитель благоустроил еще 8 территорий в пределах предоставленных средств. В связи с тем, что показатели результативности не ухудшились: благоустройство произведено в пределах размера выделенной субсидии, количество территорий больше, чем указано в основном соглашении, заявитель считает возможным заключить дополнительное соглашение, указав в нем дополнительно благоустроенные территории. Обязанность ответчика заключить дополнительное соглашение исходит из направленного им проекта дополнительного соглашения с указанием дополнительных благоустроенных дворовых территорий.
Ответчик и третье лицо не признают заявленные требования. Считают, что благоустроенная территория должна быть сформирована и поставлена на кадастровый учет. Также в нарушение условий соглашения о предоставлении субсидии к заявкам не приложено решение собственников помещений многоквартирных домов о принятии созданного в результате объекта благоустройства асфальтобетонного покрытия внутриквартальных проездов и пешеходных дорожек в состав общего имущества многоквартирного дома. По требованию о заключении дополнительного соглашения считают, что обязанности его заключать у ответчика не имелось.
В заседание третье лицо, извещенное о рассмотрении дела, своего представителя не направило. На основании ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.
Представители сторон в заседании поддержали свои позиции по делу.
Из материалов дела следует, что 02.09.2020 между ответчиком и заявителем заключено соглашение №21/6 о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета (далее – соглашение), согласно которому в 2020 г. заявителю предоставляется субсидия из средств областного бюджета в размере 20 000 000 руб. на благоустройство дворовых территорий по следующим адресам: 1) ул.Пекарского, 29; <...>; 3) ул.Победы 4, 4а; 4) ул.Первомайская, 4; 5) ул.Пушкина, 1, ул.Горького, 10, 12; 6) ул.Ленинградская,34; 7) пр.Коммунистический, 151, 157; 8) пр.Коммунистический, 153; 9) пр.Калинина, 100; 10) ул.Ленинградская, 30 (л.д.94-103 т.1).
Выполнив работы по благоустройству 18 дворовых территорий, заявитель обратился к ответчику с заявками о предоставлении ему средств субсидии:
03.09.2020 заявитель обратился к ответчику с заявкой о предоставлении субсидии в размере 34 371,72 руб. для оплаты работ по благоустройству дворовой территории по адресу: <...> лет Октября, 2 (л.д.85 т.1).
04.09.2020 заявитель обратился к ответчику с заявкой о предоставлении субсидии в размере 7 877 471,06 руб. для оплаты работ по благоустройству дворовых территорий по адресам: <...> л.д.86 т.1).
09.09.2020 заявитель обратился к ответчику с заявкой о предоставлении субсидии в размере 7 126 485,97 руб. для оплаты работ по благоустройству дворовых территорий по адресам: <...> лет Октября, 2; ул.Солнечная, 10, 12, 14 (л.д.87 т.1).
В ответ на указанные заявки ответчик 03.11.2020 и 24.11.2020 отказал в предоставлении субсидии и приложил проект дополнительного соглашения к соглашению в части изложения в новой редакции приложения №5 с указанием 16 дворовых территорий (л.д.92-93 т.1, л.д.9-13 т.6).
06.11.2020 заявитель обратился к ответчику с заявкой о предоставлении субсидии в размере 44 954,70 руб. для оплаты работ по благоустройству дворовых территорий по адресам: <...> л.д.88 т.1).
09.11.2020 заявитель обратился к ответчику с предложением о заключении дополнительного соглашения с указанием 18 дворовых территорий (л.д.15-17 т.7).
25.11.2020 заявитель обратился к ответчику с заявкой о предоставлении субсидии в размере 1 840 335,12 руб. для оплаты работ по благоустройству дворовых территорий по адресам: <...> л.д.89 т.1).
На момент обращения с заявлением в суд заявителем не получен ответ по заявкам от 06.11.2020 и 25.11.2020, а также по заявлению от 09.11.2020.
Полагая, что указанные отказы в предоставлении субсидии и бездействие в виде нерассмотрения заявлений о предоставлении субсидии, а также бездействие в виде назаключения дополнительного соглашения к соглашению о предоставлении субсидии нарушают права заявителя, он обратился в суд с заявленными требованиями.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Согласно статье 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
В соответствии с п.1 ст.139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 3 ст.139 БК РФ предусмотрено, что правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Условием предоставления субсидии бюджету муниципального образования является наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не допускается.
Предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований предусматривается в соответствии с перечнем субсидий бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, утверждаемым законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, не соответствующих указанному перечню, за исключением субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации, субсидий, предоставление которых обусловлено увеличением бюджетных ассигнований в соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 95 настоящего Кодекса, не допускается.
Пунктом 4.1 ст.139 БК РФ установлено, что соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации заключается в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной финансовым органом субъекта Российской Федерации. В случае софинансирования из федерального бюджета расходного обязательства субъекта Российской Федерации по предоставлению субсидии местному бюджету в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения указанное соглашение должно соответствовать требованиям, установленным правилами, предусмотренными абзацем первым пункта 3 статьи 132 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается.
Постановлением администрации Томской области от 25.12.2019 N 489а утверждены «Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам в Томской области и Порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Томской областью (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования Томской области».
Постановлением администрации Томской области от 25.09.2019 N 337а утверждена государственная программа "Жилье и городская среда Томской области", а также Порядок предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Томской области на реализацию мероприятий по благоустройству дворовых территорий (приложение №3 к подпрограмме 2, именуемый далее – Порядок предоставления субсидии (в редакции постановления администрации Томской области от 25.05.2020 №241а, опубликованного на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.05.2020, в "Собрание законодательства Томской области", 15.06.2020, N 06/1(244)).
Согласно п.1 Порядка предоставления субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Томской области на реализацию мероприятий по благоустройству дворовых территорий субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Томской области, возникающих при реализации мероприятий по благоустройству, включая работы по подготовке территорий (в том числе на разработку проектно-сметной документации). Правом на получение субсидии из областного бюджета обладают городские округа Томской области (далее - муниципальные образования Томской области). Предельный уровень софинансирования мероприятий, указанных в настоящем пункте, за счет средств областного бюджета устанавливается в размере 90%.
В силу п.4 Порядка предоставления субсидии для получения субсидии органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области представляют в департамент архитектуры и строительства Томской области (далее - департамент) заявку о перечислении субсидии в срок не позднее 1 июля текущего года с указанием: 1) необходимого размера средств; 2) приложением копии расходного обязательства муниципального образования Томской области, на исполнение которого предоставляется субсидия; 3) срока возникновения денежного обязательства муниципального образования Томской области.
Пунктом 5 Порядка предоставления субсидии установлено, что субсидии перечисляются бюджетам муниципальных образований Томской области в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Исходя из п.6 Порядка предоставления субсидии условиями предоставления субсидии являются:
1) наличие муниципального правового акта, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования Томской области на реализацию мероприятий по благоустройству дворовых территорий;
2) обеспечение органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области установления минимального трехлетнего гарантийного срока на выполненные работы по благоустройству дворовых территорий с участием средств субсидии;
3) наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования Томской области, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из областного бюджета субсидии;
4) заключение соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидии бюджету муниципального образования Томской области (далее - соглашение), предусматривающего обязательства муниципального образования Томской области по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств;
5) наличие утвержденной муниципальной программы в сфере формирования современной городской среды, в которой должны быть предусмотрены следующие мероприятия:
адресный перечень дворовых территорий многоквартирных жилых домов, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в указанный период исходя из минимального перечня работ по благоустройству (очередность благоустройства определяется в порядке поступления предложений заинтересованных лиц об их участии в выполнении указанных работ). Физическое состояние дворовой территории и необходимость ее благоустройства определяются по результатам инвентаризации дворовой территории, проведенной в установленном порядке;
порядок расходования средств, направляемых на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий. При этом указанный порядок должен предусматривать возможность расходования субсидии из областного бюджета путем:
предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания;
закупки товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности казенных учреждений);
предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам на возмещение затрат по выполнению работ по благоустройству дворовых территорий (в случае, если дворовая территория образована земельными участками, находящимися полностью или частично в частной собственности).
Согласно п.7 Порядка предоставления субсидии соглашение заключается между департаментом и уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Томской области по форме, утвержденной департаментом финансов Томской области.
Показателем результативности использования субсидии является количество обустроенных дворовых территорий (п.9 Порядка предоставления субсидии).
Внесение изменений в распределение объемов субсидии между бюджетами муниципальных образований Томской области без внесения изменений в закон об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период не допускается (п.10 Порядка предоставления субсидии).
Если муниципальным образованием Томской области по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в части достижения значений показателей результативности использования субсидии, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, средства подлежат возврату из бюджета муниципального образования Томской области в областной бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии (п.11 Порядка предоставления субсидии).
Как следует из п.3.3 соглашения о предоставлении субсидии перечисление субсидии осуществляется в случае выполнения всех условий предоставления субсидии, установленных Порядком предоставления субсидии: в течение 14 дней со дня официального получения ответчиком заявки о перечислении средств субсидии при наличии фактической потребности.
В случае, если неиспользованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток субсидии не перечислен в доход областного бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход областного бюджета (п.5.2 соглашения).
В силу п.6.1.2 соглашения субсидия предоставляется при условии определения условия о финансовом или трудовом участии собственников помещений в многоквартирных домах, собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству (далее – заинтересованные лица), включая следующие положения:
а) благоустройство дворовых территорий, финансируемых за счет субсидии, осуществляется по минимальному и дополнительному перечням видов работ по благоустройству дворовых территорий (далее - минимальный перечень, дополнительный перечень).
Минимальный перечень включает в себя:
ремонт дворовых проездов;
обеспечение освещения дворовых территорий;
установку скамеек;
устройство и ремонт дворовых тротуаров и пешеходных дорожек;
устройство пандуса (при необходимости);
устройство водоотводных лотков;
оборудование автомобильных парковок;
оборудование площадок для сбора коммунальных отходов, включая раздельный сбор отходов (при необходимости);
озеленение территорий;
установку урн.
Дополнительный перечень включает в себя:
оборудование детских и (или) спортивных площадок;
устройство и ремонт ограждений различного функционального назначения.
б) заинтересованные лица при выполнении работ по дополнительному перечню обеспечивают финансовое участие в размере не менее 1% от сметной стоимости на благоустройство дворовой территории в случае, если дворовая территория включена в адресный перечень муниципальной программы до 01.01.2019, и не менее 20% от сметной стоимости на благоустройство дворовой территории в случае, если дворовая территория включена в адресный перечень муниципальной программы после 01.01.2019.
Заинтересованные лица при выполнении работ по минимальному перечню обеспечивают трудовое или финансовое участие в размере не менее 1% от сметной стоимости на благоустройство дворовой территории.
Под трудовым участием заинтересованных лиц понимается трудовое участие в реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий, не требующее специальной квалификации:
подготовка дворовой территории к началу работ (снятие старого оборудования, уборка мусора);
покраска оборудования;
озеленение территории;
уборка территории;
в) решения собственников помещений в многоквартирном доме, дворовая территория которого благоустраивается, о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома;
г) решение о финансовом или трудовом участии заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий по минимальному или дополнительному перечню принимается на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.
В данном случае субъект федерации в лице уполномоченного органа, на основании принятых нормативных актов, принял на себя обязательства по соответствующему софинансированию расходов на реализацию мероприятий по благоустройству 10 дворовых территорий, указанных в приложении №5 к соглашению о предоставлении субсидии.
Исходя из положений статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Относительно 10 дворовых территорий, включенных в приложение № 5 к соглашению о предоставлении субсидии, суд отмечает следующее.
Выполнение мероприятий по благоустройству дворовой территории по адресу: <...> (п. 1 приложения №5 к соглашению) оплачено, поэтому заявитель стоимость указанных работ не предъявляет ответчику.
В отношении остальных 9 дворовых территорий, указанных в п.п.2-10 приложения №5 к соглашению, а именно: ул.Ленинградская, 4, 8, 10; ул.Победы, 4, 4а; ул.Первомайская, 4; ул.Пушкина, 1; ул.Горького, 10, 12; ул.Ленинградская, 34, пр.Коммунистический, 151, 153, 157; ул.Калинина, 100; ул.Ленинградская, 30, субсидия подлежит предоставлению ответчиком на основании следующего.
Обязательства по финансированию мероприятий по благоустройству дворовых территорий приняты на себя субъектом федерации и отказ (бездействие) в исполнении предусмотренного соглашением обязательства по софинансированию, свидетельствующий о фактическом отказе от исполнения возникшего расходного обязательства субъекта федерации, не может быть признан соответствующим действующему законодательству, поскольку данным отказом (бездействием) субъект федерации фактически возлагает на органы местного самоуправления обязательства, возникшие непосредственно у субъекта федерации.
Довод ответчика о том, что работы по благоустройству выполнены на территориях, находящихся за пределами земельных участков, поставленных на кадастровый учет под многоквартирными домами, то есть за пределами дворовых территорий, судом отклоняется, как не основанный на нормах действующего законодательства.
Одним из условий предоставления субсидий в силу подп.5 п.6 приложения №3 к подпрограмме №2 Порядка предоставления субсидий является наличие утвержденной муниципальной программы в сфере формирования современной городской среды, в которой должен быть указан:
адресный перечень дворовых территорий многоквартирных жилых домов, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в указанный период исходя из минимального перечня работ по благоустройству (очередность благоустройства определяется в порядке поступления предложений заинтересованных лиц об их участии в выполнении указанных работ). Физическое состояние дворовой территории и необходимость ее благоустройства определяются по результатам инвентаризации дворовой территории, проведенной в установленном порядке.
Постановлением администрации ЗАТО Северск от 31.10.2017 №1965 утвержден паспорт подпрограммы 1 Благоустройство дворовых территорий муниципальной программы «Формирование современной городской среды ЗАТО Северск», в разделе 1 которой закреплено следующее понятие дворовой территории - совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами, включая проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.
Таким образом, изложенное определение дворовой территории не содержит в себе обязательного требования постановки на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом вместе с его придомовой территорией.
Следовательно, требование ответчика о необходимости постановки земельного участка с многоквартирным домом вместе с его придомовой территорией на кадастровый учет, не обосновано.
Данный вывод также подтверждается положениями Порядка инвентаризации благоустройства дворовых территорий, общественных территорий, территорий индивидуальной жилой застройки и территорий в ведении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом департамента архитектуры и строительства Томской области от 15.06.2017 N 20-п (далее – Порядок инвентаризации), согласно п.2.7 которого по итогам проведения инвентаризации составляется паспорт благоустройства обследуемой территории (далее - паспорт территории) по форме, утвержденной в соответствии с приложением N 1 к Порядку инвентаризации.
При инвентаризации дворовой территории, прилегающей к двум и более МКД, оформляется единый паспорт с указанием перечня прилегающих МКД (п.2.8 Порядка инвентаризации).
Пунктом 1.2 приложения №1 к Порядку инвентаризации установлено, что в паспорте благоустройства дворовой территории указывается кадастровый номер земельного участка (дворовой территории). В случае образования дворовой территории земельными участками нескольких многоквартирных домов указываются данные (кадастровый номер земельного участка) для каждого многоквартирного дома.
Указанные положения Порядка инвентаризации предусматривают наличие у многоквартирного дома как собственной дворовой территории, так и общей дворовой территории нескольких многоквартирных домов. Постановка земельного участка под многоквартирным домом вместе с общей дворовой территорией, используемой жильцами иных многоквартирных домов, потенциально приведет к нарушению их прав, поэтому обязанность поставить земельный участок под многоквартирным домом вместе с прилегающей к нему дворовой территорией, не предусмотрена.
В рамках настоящего спора заявитель в соответствии с требованиями подп.5 п.6 Порядка предоставления субсидии провел инвентаризацию дворовых территорий, определил физическое состояние и необходимость благоустройства дворовых территорий, в результате чего им составлены паспорта благоустройства дворовых территорий со схемами расположения дворовых территорий, на которых планируется выполнение мероприятий по благоустройству территорий. Данные паспорта послужили основанием для заключения соглашения о предоставлении субсидии.
В указанные схемы включены также внутриквартальные проезды, дворовые тротуары, пешеходные дорожки, места освещения. В пределах территорий, указанных в схемах паспортов благоустройства дворовых территорий, выполнены работы по благоустройству дворовых территорий. Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Ответчик не отрицает, что в соответствии с протоколами общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах приняты решения о принятии в состав общего имущества домов объектов малых архитектурных форм. Вместе с тем ответчик ссылается, что в нарушение подп. «в» п.6.1.2 соглашения о предоставлении субсидии не приняты решения собственников помещений в многоквартирных домах о принятии в состав общего имущества многоквартирного дома асфальтобетонного покрытия внутриквартальных проездов и пешеходных тротуаров.
Действительно согласно подп. «в» п.6.1.2 соглашения о предоставлении субсидии одним из условий предоставлении субсидии является наличие решения собственников помещений многоквартирного дома, дворовая территория которого благоустраивается, о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома.
Вместе с тем, согласно п.13 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Однако внутриквартальные проезды и пешеходные тротуары дворовых территорий существовали до выполнения работ по благоустройству дворовых территорий и заново не создавались, а выполненный ремонт асфальтобетонного покрытия внутриквартальных проездов и пешеходных тротуаров не относится к строительству новых объектов благоустройства.
Кроме того, как указано ранее, внутриквартальные проезды и пешеходные тротуары ряда дворовых территорий используются несколькими многоквартирными домами в качестве общей дворовой территории, поэтому наличие решения собственников помещений одного из многоквартирных домов о принятии проездов и тротуаров в состав общего имущества одного из многоквартирных домов, может привести к нарушению прав собственников помещений иных многоквартирных домов, которые используют указанные внутриквартальные проезды и пешеходные тротуары в качестве общей дворовой территории.
Довод ответчика о пропуске заявителем трехмесячного срока обращения в суд судом отклоняется. Оспариваемые отказы ответчика датированы 03.11.2020 и 24.11.2020, а оспариваемое бездействие произошло по заявкам заявителя от 06.11.2020, от 25.11.2020. Таким образом, истечение самого раннего трехмесячного срока по оспариваемому отказу приходится на 03.02.2021, поэтому, обратившись в суд 24.12.2020, заявитель указанный срок не пропустил.
Ссылка ответчика об отсутствии бездействия по заявкам от 06.11.2020, от 25.11.2020, поскольку 28.12.2020 ответчиком отказано в предоставлении субсидии (л.д.69 т.7), судом не принимается, т.к. на момент обращения заявителя в суд 24.12.2020 бездействие со стороны ответчика имело место быть. В установленный п.3.3 соглашения 14-дневный срок со дня получения заявки средства субсидии не перечислены заявителю.
Учитывая, что между сторонами отсутствует спор относительно соблюдения заявителем иных условий предоставления субсидии, а также показателей результативности ее использования, объема и качества выполненных мероприятий, с учетом вышеизложенных выводов суд признает незаконным отказ ответчика в предоставлении субсидии от 03.11.2020, от 24.11.2020 по заявкам от 04.09.2020, от 09.09.2020 и бездействие ответчика в виде непредоставления субсидии по заявке от 25.11.2021 в части адресов, включенных в адресный перечень дворовых территорий согласно приложению №5 к соглашению о предоставлении субсидии, а требование заявителя о предоставлении субсидии в сумме 7 809 426,99 руб. в части выполнения мероприятий по благоустройству 9 дворовых территорий, указанных в приложении №5 к соглашению о предоставлении субсидии, подлежащим удовлетворению.
Относительно остальных 8 дворовых территорий, включенных в проект дополнительного соглашения к соглашению о предоставлении субсидии, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований заявителя в связи со следующим.
Требование заявителя обязать ответчика заключить дополнительное соглашение к соглашению о предоставлении субсидии с указанием в адресном перечне дворовых территорий подлежащих благоустройству восьми дополнительных дворовых территорий, а именно: ул.Куйбышева, 1, Ленина 64; ул.Ленина, 60, 62; ул.Царевского, 3, 5; Царевского, 13; ул.Свердлова, 17, ул.40 лет Октября, 2; ул.Солнечная, 10, 12, 14; пр.Коммунистический, 32, ул.Маяковского, 5; ул.Первомайская, 31, 31а, ул.Ленина, 2, 4, 6 основано на ст.421 ГК РФ, согласно п.1 которой понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Заявитель считает, что ответчик добровольно принял на себя обязательство заключить дополнительное соглашение путем направления его проекта заявителю.
Из материалов дела следует, что ответчик действительно 03.11.2021 направил заявителю неподписанный проект дополнительного соглашения к соглашению о предоставлении субсидии с указанием 16 дворовых территорий (л.д.9-13 т.6).
Заявитель, в свою очередь, указанный проект не подписал, а подготовил новый проект дополнительного соглашения, в котором указал 18 дворовых территорий, и направил его ответчику для подписания (л.д.75 т.6).
В соответствии с п.1 ст.435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Согласно положениям ст.438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, соглашения сторон, обычая или из прежних деловых отношений сторон.
В силу ст.443 ГК РФ ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
Учитывая, что заявитель ответил о согласии заключить дополнительное соглашение на иных условиях, чем предложено в оферте ответчиком (указал вместо предложенных 16 дворовых территорий 18 дворовых территорий), то такой ответ не является акцептом, а представляет собой отказ от акцепта проекта дополнительного соглашения, предложенного ответчиком. На новую оферту заявителя о заключении дополнительного соглашения с указанием 18 дворовых территорий акцепт ответчика не получен.
Таким образом, ответчик не принимал на себя обязательство заключить с заявителем дополнительное соглашение на 18 дворовых территорий.
Иные нормы ГК РФ, закона или соглашения о предоставлении субсидии, возлагающие на ответчика обязанность заключить с заявителем дополнительное соглашение с указанием 18 дворовых территорий, заявителем не приведены, поэтому заключение такого дополнительного соглашения является правом ответчика, а не его обязанностью.
Ссылка заявителя на п.п.7.3, 7.4 соглашения о предоставлении субсидии, предусматривающие возможность внесения изменений в указанное соглашение без ухудшения показателей результативности также предусматривают обязанность ответчика заключить дополнительное соглашение к соглашению о предоставлению субсидии с указанием 18 дворовых территорий.
С учетом изложенного суд отказывает в удовлетворении остальной части требований заявителя, касающихся 8 дворовых территорий, не указанных в приложении №5 к соглашению о предоставлении субсидии.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
признать незаконным отказ департамента архитектуры и строительства Томской области от 03.11.2020, от 24.11.2020 в предоставлении субсидии по заявкам от 04.09.2020, от 09.09.2020 в части адресов, включенных в адресный перечень дворовых территорий согласно приложению №5 к соглашению от 02.09.2020 №21/6.
Признать незаконным бездействие департамента архитектуры и строительства Томской области по непредоставлению субсидии по заявке от 25.11.2021 в части адресов, включенных в адресный перечень дворовых территорий согласно приложению №5 к соглашению от 02.09.2020 №21/6.
Обязать департамент архитектуры и строительства Томской области предоставить заявителю средства субсидии по соглашению от 02.09.2020 №21/6 в сумме 7 809 426,99 руб.
Отказать в удовлетворении остальной части заявленных требований.
Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Томской области.
Судья С.З. Идрисова