ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-10278/20 от 24.10.2022 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск                                                                                                    Дело № А67–10278/2020

01 ноября 2022 года

24 октября 2022 года - объявлена резолютивная часть

Судья Арбитражного суда Томской области Ю.В. Сомов,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Богер О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи дело по заявлению Макаревича Евгения Николаевича о признании индивидуального предпринимателя Узденовой Марины Николаевны (11.09.1963 года рождения, ИНН 702100131137, ОГРНИП 307701702600024, СНИЛС 032-816-331-30, адрес: 634003, г.Томск, пер.Песочный, 17),

при участии в судебном заседании:

заявителя Макаревича Е.Н., паспорт, представителя Шиллинга А.В. по доверенности от 13.09.2019,

от должника – Нестерова М.В. по доверенности от 10.02.2021,

от финансового управляющего – Хамичевой В.И. по доверенности от 01.07.2022,

от ПАО Сбербанк – Осипова В.Г. по доверенности от 16.02.2022, Меденцева М.В. по доверенности от 16.02.2022,

от Левашева М.В. – Шишковой М.В. по доверенности от 14.01.2022,

УСТАНОВИЛ:

Макаревич Евгений Николаевич (далее – Макаревич Е.Н.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) индивидуального предпринимателя Узденовой Марины Николаевны (далее – ИП Узденова М.Н., должник).

Определением арбитражного суда от 18.01.2021 возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) ИП Узденовой М.Н.

Определением от 24.04.2021 в отношении ИП Узденовой М.Н. введена процедура несостоятельности - реструктуризация долгов гражданина, финансовым управляющим должника утвержден Сизов Евгений Валерьевич (далее – Сизов Е.В.), судебное заседание по рассмотрению плана реструктуризации долгов назначено на 27.08.2021.

Определением от 12.08.2021 проведение первого собрания кредиторов ИП Узденовой М.Н. отложено до завершения рассмотрения требований кредиторов, заявленных в процедуре реструктуризации долгов в установленный Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) срок.

Впоследствии судебные заседания по рассмотрению плана реструктуризации долгов в связи с тем, что требования кредиторов, заявленные в процедуре реструктуризации долгов в установленный Законом о банкротстве срок, ко дню судебного заседания не рассмотрены, первое собрание кредиторов не проведено, неоднократно откладывались.Определением от 28.03.2022 судебное заседание отложено на 16.05.2022.

После перерыва в судебном заседании определением от 23.05.2022 судебное заседание по рассмотрению плана реструктуризации долгов индивидуального предпринимателя Узденовой М.Н. в связи с непроведением первого собрания кредиторов отложено на 20.06.2022.

17.06.2022 в материалы дела поступило ходатайство Макаревича Е.Н. о признании гражданина банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина, утверждении финансового управляющего из числа членов СРО НП «ЦФОП АПК».

В обоснование указывает, что 15.06.2022 Макаревичем Е.Н. проведено собрание кредиторов, на котором приняты соответствующие решения с приложением документов.

В связи с тем, что Левашевым М.В. и Узденовой М.Н. были обжалованы о решения собрания кредиторов предпринимателя Узденовой М.Н. от 15.06.2022, принятые по вопросам повестки дня, на основании которых Макаревичем Е.Н. подано ходатайство о признании должника банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина, судебное заседание определением от 27.06.2022 отложено на 09.08.2022, затем на 09.09.2022, 17.10.2022.

Определением суда от 29.08.2022 в удовлетворении заявления Левашева М.В., Узденовой М.Н. о признании недействительным решения собрания кредиторов от 15.06.2022 отказано.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2022 определение от 29.08.2022 Арбитражного суда Томской области по делу №А67-10278/2020 оставлено без изменения, апелляционные жалобы ИП Узденовой М.Н., финансового управляющего Сизова Е.В. – без удовлетворения.

Должником 27.06.2022 в материалы дела представлен проект плана реструктуризации долгов гражданина с приложением отчета об оценке.

ПАО Сбербанк, возражая против утверждения представленного должником плана, указывает, что предоставленный план не предусматривает преимущественного удовлетворения требований залогового кредитора; условия погашения требований залоговых кредиторов не одобрены последними; проект плана не только является экономически неисполнимым по причине отсутствия доказательств наличия доходов, но и не предусматривает для должника средств для проживания; нарушение прав кредиторов предложенным проектом плана реструктуризации - поскольку в отношении требования кредитора действует мораторий, из-за которого он лишается права на договорные или законные санкции и проценты, то такой кредитор не может быть лишен специальных процентов (как правило, в пониженном размере), установленных на случай моратория законодательством о банкротстве. В предлагаемом плане предусмотрено, что проценты на сумму задолженности не начисляются, должник не закрепил положение в плане о необходимости гашения мораторных процентов. Требования кредиторов, не согласных с планом, составляют большинство (статья 213.16 Закона о банкротства); отсутствие плана реструктуризации долгов в предусмотренные законом сроки является достаточным основанием для введения процедуры реализации имущества гражданина. Указывает, что план предусматривает недостоверные сведения: Сбербанк не согласен с проведенной оценкой и считает ее завышенной; не учтена дополнительная долговая нагрузка по коммунальным и налоговым платежам. По мнению ПАО Сбербанк вынесение определения об утверждении плана реструктуризации невозможно по следующим причинам: план реструктуризации не одобрен собранием кредиторов; материалами дела и пояснениями должника подтверждается, что рыночная стоимость имущества существенно превосходит размер требований, включенных в реестр требований кредиторов - в реестр требований на данный момент включены требования в сумме около 114 миллионов рублей, немедленная реализация имущества гражданина приведет к полному погашению задолженности перед кредиторами; нельзя говорить о том, что реализация плана реструктуризации позволит удовлетворить требования кредиторов в размере существенно большем, нежели их полное удовлетворение. Также должник не представил документы, подтверждающие отсутствие у него задолженности по текущим платежам. Напротив, из материалов дела следует, что у должника имеются непогашенные текущие платежи (есть сведения о наличии исполнительных производств по взысканию текущих платежей, о наличии задолженности перед финансовым управляющим). Кроме того, отмечает, что действия должника свидетельствуют об отсутствии у него реальных намерений представить проект экономически обоснованного плана реструктуризации долгов и направлены исключительно на затягивание процедуры банкротства. С даты введения процедуры реструктуризации долгов гражданина к настоящему времени прошло 1,5 года, что явно превышает сроки рассмотрения дела о банкротстве; должник длительное время не исполняет обязательства перед кредиторами, несмотря на использование принадлежащего ему большого количества имущества в предпринимательской деятельности. Просит отказать в утверждении плана реструктуризации долгов ИП Узденовой М.Н., признать ИП Узденову М.Н. несостоятельной (банкротом) и ввести процедуру реализации имущества.

Макаревичем Е.Н. также заявлены возражения против утверждения плана реструктуризации долгов гражданина, указывает, что план реструктуризации долгов в отношении ИП Узденовой М.Н. не может быть утвержден судом по следующим основаниям: проект плана реструктуризации долгов гражданина не был представлен в срок и в порядке, предусмотренными пунктами 1,2 статьи 213.12 Закона о банкротстве; план не был представлен ни к одному из судебных заседаний по рассмотрению вопроса об утверждении плана реструктуризации долгов ИП Узденовой М.Н. В связи с отсутствием (непредставлением) плана реструктуризации долгов гражданина на дату проведения собранием кредиторов ИП Узденовой М.Н. 15.06.2022 было принято решение о признании должника банкротом и введении реализации имущества гражданина. Лишь 27.06.2022 в суд от должника поступил проект плана реструктуризации долгов. Кроме того указывает, что должник не соответствует предусмотренным требованиям к гражданину, в отношении задолженности которого может быть представлен план реструктуризации его долгов - не имеет источника дохода на дату представления плана реструктуризации долгов. К плану не приложены сведения об источниках дохода ИП Узденовой М.Н., не приложены документы, предусмотренные статьей 213.15 Закона о банкротстве. Погашение кредиторской задолженности возможно лишь в случае реализации имущества ИП Узденовой М.Н. Просит отказать в утверждении плана реструктуризации долгов ИП Узденовой М.Н.; удовлетворить ходатайство кредитора Макаревича Е.Н. о признании должника банкротом и введении процедуры реализации имущества ИП Узденовой М.Н., поданного на основании решения собрания кредиторов от 15.06.2022.

К судебному заседанию 17.10.2022 от Макаревича Е.Н. поступили пояснения №2, указывает, что должником доработанный план до судебного заседания не представлен. Отмечает, что представитель должника в судебном заседании сослался на то, что частично погашение требований предполагается должником за счет Узденовой Златы Олеговны (далее – Узденова З.О.), однако источники её доходов не раскрыты, сведения о зарегистрированном за Узденовой З.О. имуществе в материалы дела не представлены. Согласно сведениям из ЕФРСБ 07.07.2022 на публичных торгах Узденовой З.О. приобретен объект незавершенного строительства (нежилое здание) по цене 4 715 555 руб. Денежные средства от Узденовой З.О. поступили на счет продавца в августе 2022 года. Согласно сведениям из КАД Арбитражного суда Томской области, содержащиеся в карточках дел №А67-6405/2022, №А67-8061/2022, №А67-8062/2022, за период август-сентябрь 2022 года к Узденовой З.О. предъявлены иски о возмещении ущерба на общую сумму 5 186 731,67 руб. Таким образом, в ближайшее время общая сумма расходов Узденовой З.О. может составить 10 000 000 руб. Кроме того, в приобретенный объект незавершенного строительства также потребуются дополнительные финансовые вложения для его достройки. Указанные обстоятельства ставят под сомнения платежеспособность Узденовой З.О. относительно исполнения плана реструктуризации долгов ИП Узденовой М.Н.

От должника 17.10.2022 поступило ходатайство, в котором указывает, что должником разработан план реструктуризации долгов. Просит одобрить представленный должником план реструктуризации долгов по состоянию на 17.10.2022. Подтверждает, что прилагаемые к плану документы достоверны, а также то, что должник соответствует требованиям, установленным статьи 213.13 Закона о банкротстве.

В судебном заседании представитель должника поддержал ходатайство об утверждении доработанного проекта плана реструктуризации долгов, ходатайствовал об объявлении перерыва для ознакомления суда и участвующих в деле лиц с представленным проектом и представления должником дополнительного документального подтверждения к плану.

Представитель ПАО Сбербанк, Макаревич Е.Н. указали, что необходимости знакомиться с представленными документами не имеется, конструкция плана известна, против утверждения плана возражали.

Макаревич Е.Н. поддержал позицию, изложенную в пояснениях, указывал, что, по сути, представленный план представляет реализацию имущества должника, которая должна проводиться под контролем финансового управляющего. Источники доходов Узденовой З.О. не определены и не подтверждены, нет доказательств, что план может ею исполняться. Кроме того реализация залогового имущества без согласия залоговых кредиторов нарушает нормы закона и права таких кредиторов.

Представитель ПАО Сбербанка указывает на недобросовестное поведение должника, проект плана всегда представляется непосредственно в заседании или накануне. По мнению представителя ПАО Сбербанк такое поведение направлено на затягивание процесса. Также отмечает, что финансовая возможность Узденовой З.О. исполнять план не доказана; не представлено доказательств отсутствия у должника текущих платежей; ПАО Сбербанк как залоговый кредитор с предложенным порядком реализации имущества не согласен.

Представитель должника пояснил, что исковые заявления о возмещении убытков в с Узденовой З.О. фактически предъявлены не к ней самой, а к должнику, так как в ходе настоящего дела сделки по отчуждению имущества, в отношении которого заявлены убытки, признаны недействительными, в настоящий момент имущество является собственностью должника.

Представитель финансового управляющего пояснила, что финансовый управляющий считает возможным провести собрание кредиторов, на котором были представлены оба проекта плана реструктуризации долгов, с учетом текущего судебного заседания поддерживает позицию ПАО Сбербанк.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв до 24.10.2022.

20.10.2022 от ПАО Сбербанк поступили пояснения, указывает, что действия должника явно свидетельствует не о намерении утвердить план реструктуризации долгов, а о стремлении к затягиванию рассмотрения вопроса в суде, что должно быть расценено судом как проявление недобросовестного поведения и злоупотребление правом. В качестве основного источника финансирования исполнения плана реструктуризации долгов по предложенному графику платежей должник указывает получение в дар денежных средств от Узденовой З.О. Вместе с тем, доказательства наличия у нее стабильного дохода в необходимом для исполнения договора дарения размере не имеется. Кроме того обязательство дарителя по договору дарения имеет специфику, которая не позволяет считать его безусловным - в любой момент времени Узденова З.О. может отказаться от исполнения договора дарения. Предложенный план реструктуризации предполагает удовлетворение по установленному графику за счет денежных средств должника менее четверти требований кредиторов, включенных в РТК. В оставшейся части удовлетворение требований предполагается за счет реализации с торгов заложенного недвижимого имущества. По существу такая конструкция является не планом реструктуризации долгов, а планом добровольной реализации имущества гражданина, и имеет признаки обхода установленной законом процедуры банкротства – реализации имущества гражданина. Действия в обход закона прямо противоречат положениям статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В данном случае реализация имущества гражданина с отступлением от порядка, установленного в статьях 213.25-213.27 Закона о банкротстве, может повлечь нарушение прав лиц, участвующих в деле. Кроме того, совершение сделок по отчуждению должником заложенного имущества возможно только при наличии согласия залогового кредитора, тогда как залоговый кредитор ПАО Сбербанк своего согласия на продажу имущества в порядке и на условиях, которые указаны в проекте плана реструктуризации, не давал и давать не намерен.

21.10.2022 от должника поступило заявление, просит одобрить план реструктуризации долгов гражданина в уточненной редакции с учетом замечаний залогового кредитора – ПАО Сбербанк.

24.10.2022 должником представлены дополнения к заявлению, указывает, что разработанный план реструктуризации долгов предусматривает полное погашение задолженности перед кредиторами в течение года с момента утверждения плана реструктуризации долгов. План предусматривает периодические ежемесячные платежи, а также продажу объектов недвижимого имущества, с последующим погашением задолженности перед кредиторами. Продажа недвижимого имущества планируется осуществить в три этапа. Первый этап - продажа на аукционе девяти объектов недвижимого имущества, общей стоимостью 148 430 816 руб. (точка отсечения - 89 794 477 руб.). Начало торгов - не позднее 1-го месяца с даты утверждения плана реструктуризации. Максимальный срок проведения торгов составляет три с половиной месяца (согласно Положениям о порядке реализации имущества). Второй и третий этап (при необходимости) потребуют меньшего времени, чем первый этап. Кредиторы (ПАО Сбербанк, Макаревич Е.Н.) настаивают на признании должника банкротом и введение в отношении должника процедуры реализации имущества. Ранее, кредитором (ПАО Сбербанк), в Арбитражный суд Томской области был представлен отчет об оценке рыночной стоимости залогового имущества. Должник не согласен с произведенной ПАО Сбербанк оценкой залогового имущества. В случае введения в отношении должника процедуры реализации имущества залоговый кредитор (ПАО Сбербанк), ввиду объективных причин (процессуальные сроки – размещение сообщения в ЕФРСБ, разногласий должника, судебной экспертизы относительно определения рыночной стоимости залогового имущества, обжалования судебного акта и т.п.) сможет приступить к реализации имущества не ранее 6-9 месяцев с момента признания должника банкротом. Напротив, в случае утверждения плана реструктуризации долгов, имеется реальная возможность погасить требования всех кредиторов в течение полугода.

После перерыва в судебном заседании представителем должника поддержано ходатайство об утверждении уточненной редакции проекта плана реструктуризации, пояснил, что с учетом возражений ПАО Сбербанк из реализации исключены залоговые объекты, добавлены незалоговые. В обоснование указал на доводы, изложенные в дополнениях к заявлению, представленных после перерыва в судебном заседании.

Макаревич Е.Н. против утверждения плана возражал, указывает, что объекты, включенные в план для реализации, являются неликвидными, цены установленные должником завышены.

Представитель финансового управляющего пояснила, что должник в процедуре с финансовым управляющим не сотрудничал, документы не переданы; у должника имеется счет, на который поступают доходы от хозяйственной деятельности, однако отследить в полном ли объеме у финансового управляющего возможности не имеется (ввиду отсутствия документов). Отметила, что в интересах должника утвердить план реструктуризации, а в интересах кредиторов – признать ИП Узденову М.Н. банкротом и открыть процедуру реализации имущества гражданина.

Представитель ПАО Сбербанк поддержал позицию, изложенную в пояснениях, представленных после перерыва.

Представитель Левашева М.В. поддержала ходатайство должника об утверждении плана реструктуризации долгов.

Согласно положениям статьи 223 АПК РФ, статьи 32 Закона о банкротстве, дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Пунктом 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве установлено, что отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой X Закона о банкротстве, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве.

В соответствии со статьей 213.2 Закона о банкротстве, при рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.

Согласно пункту 1 статьи 213.12 Закона о банкротстве в ходе реструктуризации долгов гражданина он, кредитор или уполномоченный орган не позднее, чем в течение десяти дней с даты истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 213.8 настоящего Федерального закона, вправе направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации долгов гражданина.

В силу пункта 1 статьи 213.14 Закона о банкротстве план реструктуризации должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган.

На основании пункта 1 статьи 213.13 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина может быть представлен в отношении задолженности гражданина, соответствующего следующим требованиям: гражданин имеет источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов; гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство; гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов; план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.

В соответствии с пунктом 1 статьи 213.17 Закона о банкротстве план реструктуризации, одобренный собранием кредиторов, подлежит утверждению арбитражным судом после погашения гражданином требований по текущим обязательствам, подлежащих удовлетворению в соответствии с настоящим Законом, погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очередей, требования которых включены в реестр требований кредиторов.

Согласно пункту 2 статьи 213.17 Закона о банкротстве в случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации, арбитражный суд при наличии ходатайства лица, участвующего в деле о банкротстве гражданина, о предоставлении дополнительного срока на доработку указанного плана откладывает рассмотрение вопроса о его утверждении.

По результатам рассмотрения плана реструктуризации арбитражный суд выносит одно из следующих определений:

- об утверждении плана реструктуризации,

- об отложении рассмотрения вопроса об утверждении плана реструктуризации,

- об отказе в утверждении плана реструктуризации, о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина (пункт 3 статьи 213.17 Закона о банкротстве).

В соответствии со статьей 213.24 Закона о банкротстве арбитражный суд принимает решение о признании гражданина банкротом, в том числе, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 213.17 настоящего Закона.

Как предусмотрено пунктом 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве, в случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации, арбитражный суд имеет право его утвердить при соблюдении установленных данной правовой нормой условий, а именно, если реализация представленного плана реструктуризации позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, и указанный размер составляет не менее чем 50 процентов размера требований таких кредиторов и уполномоченного органа.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 31 постановления от 13.10.2015 №45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» (далее - Постановление №45), арбитражный суд не утверждает план реструктуризации, даже при его одобрении собранием кредиторов, в том числе, если такой план является заведомо экономически неисполнимым.

Материалами дела установлено следующее.

Определением от 24.04.2021 в отношении ИП Узденовой М.Н. введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим должника утвержден Сизов Е.В.), судебное заседание по рассмотрению плана реструктуризации долгов назначено на 27.08.2021.

Определением от 12.08.2021 проведение первого собрания кредиторов отложено до завершения рассмотрения требований кредиторов, заявленных в процедуре реструктуризации долгов в установленный Законом о банкротстве срок.

Последнее требование из заявленных в установленный срок - требование Загидуллина Э.Р. в размере 6 700 867,43 руб., из которых 3 400 000 руб. – основной долг, 3 300 867,43 руб. – проценты за пользование займом, признано обоснованным и включено в реестр требований кредиторов должника определением от 22.04.2022 (резолютивная часть объявлена 15.04.2022).

Определением от 23.05.2022 судебное заседание по рассмотрению плана реструктуризации долгов индивидуального предпринимателя Узденовой М.Н. в связи с непроведением первого собрания кредиторов отложено на 20.06.2022.

Конкурсные кредиторы должника Левашев М.В., Загидуллин Э.Р. обратились с заявлением об оспаривании сделок должника – договоров займа от 15.09.2017, №2 от 22.11.2017, №3 от 22.12.2017, №4 от 16.01.2018, заключенных с Макаревичем Е.Н., применении последствий недействительности сделок в виде взыскания с Макаревича Е.Н. в конкурсную массу денежных средств в размере 57 199 632,49 руб. (обособленный спор №10278-22/2022).

Определением от 15.06.2022 в рамках данного обособленного спора удовлетворено заявление ИП Узденовой М.Н. о принятии обеспечительных мер в виде запрета финансовому управляющему Сизову Е.В. проводить первое собрание кредиторов должника, назначенное на 17.06.2022, до момента вступления в законную силу судебного акта, по заявлению Левашева М.В. об оспаривании сделок должника - договоров займа от 15.09.2017, №2 от 22.11.2017, №3 от 22.12.2017, №4 от 16.01.2018, заключенных с Макаревичем Е.Н.

15.06.2022 первое собрание кредиторов ИП Узденовой М.Н. проведено конкурсным кредитором должника - Макаревичем Е.Н.

В соответствии с протоколом собрания, в собрание приняли участие 5 кредиторов третьей очереди на общую сумму 102 921 594,33 руб., что составляет 93,1% от общего числа кредиторов третьей очереди. (Макаревич Е.Н. (27,8% голосов), ПАО Сбербанк (49% голосов), ФНС России (4,1% голосов), Левашев М.В. (6,2% голосов), Загидуллин Э.Р. (6% голосов) и должник Узденова М.Н. в лице представителя).

По итогам голосования приняты следующие решения: об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина в отношении ИП Узденовой М.Н.; об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина в отношении ИП Узденовой М.Н.; об определении СРО НП «ЦФОП АПК» в качестве саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден финансовый управляющий ИП Узденовой М.Н.; против избрания представителя собрания кредиторов.

17.06.2022 Макаревич Е.Н. обратился с ходатайством о признании должника банкротом, введении процедуры реализации имущества гражданина, утверждении финансового управляющего из числа членов СРО НП «ЦФОП АПК».

27.06.2022 должником представлен проект плана реструктуризации долгов.

В связи с обжалованием решения собрания кредиторов судебные заседания по рассмотрению дела о несостоятельности (банкротстве) должника откладывались.

Должником, с учетом поступивших от конкурсных кредиторов возражений, проект плана доработан и представлен в уточненной редакции.

В соответствии со статьей 213.14 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган (пункт 1). Срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может быть более чем три года. В случае, если план реструктуризации долгов гражданина утвержден арбитражным судом в порядке, установленном пунктом 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве, срок реализации этого плана должен составлять не более чем два года (пункт 2). План реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченного органа пропорционально сумме требований кредиторов, включенных в план реструктуризации долгов гражданина. С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа план реструктуризации долгов гражданина может содержать положение о погашении не в полном размере требований давшего такое согласие лица (пункт 5).

При этом пункт 1 статьи 213.15 Закона о банкротстве предусматривает, что к плану реструктуризации долгов гражданина прилагаются:

перечень имущества и имущественных прав гражданина;

сведения об источниках дохода гражданина за шесть месяцев, предшествующих представлению в арбитражный суд плана реструктуризации его долгов;

сведения о кредиторской задолженности, в том числе задолженности по текущим обязательствам;

кредитный отчет, полученный из бюро кредитных историй, или документ, подтверждающий отсутствие у гражданина кредитной истории и полученный из бюро кредитных историй;

заявление гражданина о достоверности и полноте прилагаемых документов, соответствии гражданина требованиям, установленным статьей 213.13 Закона о банкротстве;

заявление гражданина об одобрении плана реструктуризации его долгов или о возражении гражданина в отношении указанного плана в случае, если указанный план предложен конкурсным кредитором или уполномоченным органом.

К перечню имущества и имущественных прав гражданина, предусмотренному пунктом 1 настоящей статьи, прилагаются копии документов, подтверждающих соответствующие права на имущество гражданина (при наличии) (пункт 2 статьи 213.15 Закона о банкротстве).

В соответствии со статьей 213.18 Закона о банкротстве арбитражный суд выносит определение об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина в случае: - представления не соответствующего требованиям Закона о банкротстве плана реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности; - неисполнения гражданином обязанности по уведомлению кредиторов об обстоятельствах, предусмотренных пунктом 2 статьи 213.13 названного закона, при наличии соответствующего ходатайства конкурсного кредитора или уполномоченного органа; - нарушения установленного статьей 213.16 указанного закона порядка принятия собранием кредиторов решения об одобрении плана реструктуризации долгов гражданина; наличия в плане реструктуризации долгов гражданина и прилагаемых к нему документах недостоверных сведений; - противоречия условий плана реструктуризации долгов гражданина Закону о банкротстве, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Представленный доработанный план реструктуризации долгов предполагает удовлетворение требований всех кредиторов, включенных в реестр кредиторов должника, срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина - 24.10.2023 (1 год).

По состоянию на 17.10.2022 задолженность гражданина Узденовой М.Н. составляет 114 565 755,48 руб.

В соответствии с представленным планом:

«… раздел 2. - В отношении должника применяется рассрочка погашения задолженности в соответствии с графиками погашения задолженности, установленными настоящим планом реструктуризации.

Неустойки (штрафы, пени) и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, требования об уплате которых включены в указанный план, а также подлежащие уплате проценты за такое неисполнение или ненадлежащее исполнение не начисляются.

После окончания расчетов с кредиторами в соответствии с планом реструктуризации, при наличии в конкурсной массе денежных средств, конкурсным кредиторам оплачиваются мораторные проценты, начисленные за период с даты введения реструктуризации долгов гражданина в порядке ст. 213.19 Закона о банкротстве.

Мораторные проценты входят в состав процентов по требованию залогового кредитора, погашаемых в силу абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 138 Закона о банкротстве преимущественно перед требованиями остальных кредиторов. Мораторные проценты по требованию залогового кредитора подлежат удовлетворению после погашения требований всех кредиторов третьей очереди (включая незалоговых) преимущественно перед удовлетворением необеспеченных требований кредиторов по мораторным процентам.

В случае недостаточности денежных средств для оплаты мораторных процентов в полном объеме, они подлежат пропорциональному удовлетворению между незалоговыми кредиторами.

Со дня подписания (утверждения арбитражным судом) настоящего плана реструктуризации проценты на сумму задолженности, по которой осуществляется реструктуризация, не начисляются.

В случае просрочки платежей в установленный графиком погашения долга срок должник уплачивает кредиторам проценты за каждый день просрочки в следующем размере: 0,01% от суммы текущей задолженности за каждый день просрочки, должник вправе произвести досрочное погашение задолженности.

….

Мораторные проценты выплачиваются кредиторам, уполномоченному органу совместно с 12м платежом по соответствующему графику погашения задолженности.

В отношении кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, предусматривается преимущественное удовлетворение их требований за счет выручки от реализации предмета залога.

После реализации залогового имущества и при преимущественном удовлетворении требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, размер платежа приравнивается к остатку задолженности по требованиям кредиторов  (раздел 3 плана).

По состоянию на 17.10.2022 доходы гражданина состоят из:

- арендной платы от сдачи коммерческой недвижимости - 100 000 руб.;

- пенсия по старости - 10 523,41 руб.

По настоящему плану ежемесячный платеж по графикам погашения задолженности гражданина перед кредиторами будут составлять - 2 018 292 руб.

Планируемые доходы - ежемесячные поступления денежных средств от Узденовой З.О. (договор дарения денежных средств в общей сумме 24 219 504 руб.), и от реализации объектов недвижимого имущества, принадлежащих Узденовой М.Н. на праве собственности.».

Таким образом, представленный план реструктуризации долгов предполагает погашение задолженности перед кредиторами за счет двух источников:

- в размере 24 219 504 руб. за счет средств, полученных по договору дарения от дочери должника Узденовой З.О.;

- в оставшейся части – за счет средств, вырученных от поэтапной реализации объектов недвижимого имущества, принадлежащих должнику.

При этом в период реализации имущества ежемесячные платежи производятся должником согласно графикам до даты полного погашения задолженности перед кредитором, уполномоченным органом. Представлены графики погашения задолженности в отношении каждого кредитора (на общую сумму 24 219 504 руб.)

В отношении запланированных мероприятий по реализации имущества в плане указано на то, что порядок продажи объектов недвижимого имущества, принадлежащих Узденовой М.Н., определяется в приложениях №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 к плану. Публичные торги проводятся отдельно по каждому объекту недвижимости.

На первом этапе, начало реализации которого в соответствии с планом предусмотрено не позднее 1-го месяца с даты утверждения плана, предполагается реализовать 9 объектов:

Наименование объекта недвижимого имущества.

Начальная цена продажи Лота,

( руб.)

Цена отсечения, руб.

Начало реализации

Лот №1.

сооружение - железнодорожный тупик -железнодорожный подъездной путь необщего пользования, примыкающий к парку Предпортовому станции Томск-Грузовой Западно-Сибирской железной дороги от стыка рамного рельса стрелки №1 до путевого упора протяженностью 144,95 п.м., кадастровый номер 70:21:0100004:1701, pасположенное по адресу Томская область, г.Томск, ул.Мостовая, 32 стр.13

31 012 800

18 607 680

Не позднее 1-го месяца с даты утверждения Плана реструктуризации

Лот №2.

сооружение - железнодорожный тупик -железнодорожный подъездной путь необщего пользования, примыкающий к парку Предпортовому станции Томск-Грузовой Западно-Сибирской железной дороги от гра­ницы п/пути до ограждения территории предприятия ООО «Строймир» протяженностью 293,44 п.м., кадастровый номер 70:21:0100004:1706, расположенное по адресу. Томская область, г.Томск, ул.Мостовая, 32 стр.14

61 528 000

36 916 800

Не позднее 1-го месяца с даты утверждения Плана реструктуризации

Лот №3.

сооружение - железнодорожный тупик -железнодорожный подъездной путь необщего пользования, примыкающий к парку Предпортовому станции Томск-Грузовой Западно-Сибирской железной дороги от стыка рамного рельса стрелки №2 до путевого упора протяженностью 50,00 п.м., кадастровый номер 70:21:0100004:1703, расположенное по адресу: Томская область, г.Томск, ул.Мостовая, 32 стр.15

10 698 400

6 419 040

Не позднее 1-го месяца с даты утверждения Плана реструктуризации

ИТОГО:

103 239 200

61 943 520

в соответствии с разделом 4.1.1. плана начальная продажная цена недвижимого имущества (Лот №№1, 2, 3), составляет 80% от рыночной стоимости объекта определенной на основании справки о рыночной стоимости ООО «Западно-Сибирская оценочная компания» №1335/2022 от 19.10.2022.

Наименование объекта недвижимого имущества.

Начальная цена продажи Лота,

(руб.)

Цена отсечения, руб.

Начало реализации

Лот №4.

одноэтажное нежилое здание площадью 179,20 кв.м., кадастровый номер 70:21:0100004:1708, расположенное по адресу: Томская область, г.Томск, ул.Мостовая, 32 стр.2

3 873 697

1 936 849

Не позднее 1-го месяца с даты утверждения Плана реструктуризации

Лот №5.

одноэтажное нежилое здание площадью 730,80 кв.м., кадастровый номер 70:21:0100004:1704. расположенное по адресу: Томская область, г.Томск, ул.Мостовая, 32 стр.5

11 081 795

5 540 898

Не позднее 1-го месяца с даты утверждения Плана реструктуризации

Лот №6.

сооружение для хранения ГСМ, кадастровый номер 70:21:0100004:1700, состоящее из 7 цистерн диаметром 2,60 м длиной 8,80 м, расположенное по адресу: Томская область, г.Томск, ул.Мостовая, 32 стр.9

5 673 167

2 836 584

Не позднее 1-го месяца с даты утверждения Плана реструктуризации

ИТОГО:

20 628 659

10 314 331

в соответствии с разделом 4.1.2. плана начальная продажная цена недвижимого имущества (Лот №№4, 5, 6,), составляет 100% от рыночной стоимости объекта определенной на основании отчета АО Финансово-правовая Группа «АРКОМ» №22/111А от 15.06.2022.

Наименование объекта недвижимого имущества.

Начальная цена продажи Лота,

(руб.)

Цена отсечения, руб.

Начало реализации

Лот №7.

Земельный участок из земель населенных пунктов, номер 70:21:0100004:4255, предназначенный для эксплуатации здания склада площадью 1 383 кв.м. расположенный по адресу: Томская область, г.Томск, ул.Мостовая, 32/2

5 518 800

3 311 280

Не позднее 1-го месяца с даты утверждения Плана реструктуризации

ИТОГО:

5 518 800

3 311 280

в соответствии с разделом 4.1.3. начальная продажная цена недвижимого имущества (Лот №7), составляет 90% от рыночной стоимости объекта определенной на основании справки о рыночной стоимости ООО «Западно-Сибирская оценочная компания» №1335/2022 от 19.10.2022.

Наименование объекта недвижимого имущества.

Начальная цена продажи Лота,

(руб.)

Цена отсечения, руб.

Начало реализации

Лот №8.

Здание производственно-складское площадью 492,7 кв.м, расположенное по адресу: Российская Федерация, Томская область, г.Томск, ул.Мостовая, 32/2, кадастровый номер 70:21:0100004:3657

8 944 357

7 155 486

Не позднее 1-го месяца с даты утверждения Плана реструктуризации

ИТОГО:

8 944 357

7 155 486

в соответствии с разделом 4.1.3.начальная продажная цена недвижимого имущества (Лот №8), составляет 90% от рыночной стоимости объекта определенной на основании отчета АО Финансово-правовая Группа «АРКОМ» №22/111А от 15.06.2022.

Наименование объекта недвижимого имущества.

Начальная цена продажи Лота,

(руб.)

Цена отсечения, руб.

Начало реализации

Лот №9.

земельный участок из земель населенных пунктов, кадастровый номер 70:21:0100004:4256, предназначенный для эксплуатации административного здания, площадью 2 679 кв.м., расположенный по адресу: Томская область, г.Томск, ул.Мостовая, 32а

10 099 800

7 069 860

Не позднее 1-го месяца с даты утверждения Плана реструктуризации

ИТОГО:

10 099 800

7 069 860

в соответствии с разделом 4.1.5. начальная продажная цена недвижимого имущества (Лот №9), составляет 90% от рыночной стоимости объекта определенной на основании справки о рыночной стоимости ООО «Западно-Сибирская оценочная компания» №1335/2022 от 19.10.2022.

Вторым этапом плана (раздел 4.2.) предусмотрено, что в случае, если в срок, определенный Положениями (приложение №1-5), указанные выше 9 объектов недвижимого имущества, не будут реализованы на первых торгах, и/или средняя цена реализации не позволит погасить все требования кредиторов, уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов должника, Узденова М.Н. приступает к реализации следующего имущества, порядок реализации определен в приложении №6.

Наименование объекта недвижимого имущества.

Начальная цена продажи Лота,

(руб.)

Цена отсечения, руб.

Начало реализации

Лот №10.

земельный участок из земель населенных     пунктов, кадастровый номер 70:21:0100004:4250, предназначенный для эксплуатации производственных зданий и сооружений за вычетом площади застройки железнодорожных подъездных путей и склада ГСМ, площадью 40411 кв.м., расположенный по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Мостовая, 32в

117 768 600

94 214 880

Не позднее 15 календарных дней с момента возникновения обстоятельств указанных в п.4.2 настоящего плана

Лот11.

одноэтажное нежилое сооружение площадью 124,20 кв.м., кадастровый номер 70:21:0100004:1709, расположенное по адресу: Томская область, г.Томск, ул.Мостовая. 32 стр.6

3 133 800

2 507 040

Не позднее 15 календарных дней с момента возникновения обстоятельств указанных в п.4.2 настоящего плана

Лот№12.

одноэтажное нежилое здание площадью 64,60 кв.м., кадастровый номер 70:21:0100004:1698, расположенное по адресу: Томская область, г.Томск, ул.Мостовая, 32 стр.10

2 257 200

1 805 760

Не позднее 15 календарных дней с момента возникновения обстоятельств указанных в п.4.2 настоящего плана

ИТОГО:

123 159 600

98 527 680

начальная продажная цена недвижимого имущества (Лот №№10, 11, 12), составляет 90% от рыночной стоимости объекта определенной на основании справки о рыночной стоимости ООО «Западно-Сибирская оценочная компания» №1335/2022 от 19.10.2022.

В соответствии с разделом 4.3. плана, в случае, если в срок, определенный Положениями (приложение №6), указанные выше 3 объекта недвижимого имущества, не будут реализованы на первых торгах, и/или средняя цена реализации не позволит погасить все требования кредиторов, уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов должника, Узденова М.Н. приступает к реализации следующего имущества, порядок реализации определен в приложении №7.

Лот №13.

- нежилые помещения общей площадью 5 902,50 кв.м, этаж 1, 2, 3, 4, номера на поэтажном плане 1002-1004, 1010-1014, 1037-1041, 1044-1046, 1048-1049, 1061-1066, 1068-1069, 1073-1100, 2001-2006, 2024-2039, 2042-2039, 2042-2043, 3003-3008, 3010-3015, 3018-3025, 4001-4006, 4024-4030, 4033, расположенные по адресу: Томская область, г.Томск, ул.Мостовая, 32.

- нежилые посещения общей площадью 1981,50 кв.м, этажи первый, второй, третий, четвертый (номер на поэтажном плане 1018-1032, 1070, 1072, 2008-2012, 2007, 2013, 2014-2023, 2040, 2041, 3002-3014, 3016, 3017, 4008-4023, 4031, 4032, 4007, расположенные по адресу: Томская область, г.Томск, ул.Мостовая, 32.

- одноэтажное нежилое здание - газовая котельная площадью 47 кв.м., расположенное по адресу: Томская область, г.Томск, ул.Мостовая. 32 строение 21.

Указанные помещения расположены на земельном участке из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации административного здания, кадастровый номер

70:21:0100004:4251, общая площадь 6406 кв.м.. адрес объекта: Томская область, г.Томск, Мостовая улица.

Указанные помещения являются гостинично-спортивным комплексом.

606 444 300

424 511 010

Не позднее 15 календарных дней с момента возникновения обстоятельств указанных в п.4.3 настоящего плана

начальная продажная цена недвижимого имущества (Лот 13), составляет 90% от рыночной стоимости объекта определенной на основании отчета ООО «Западно-Сибирская оценочная компания» №322/2022 от 28.02.2022.

Должник указывает, что по результатам исполнения плана реструктуризации будут удовлетворены все требования кредиторов, должник сохранит часть активов, сможет далее осуществлять предпринимательскую деятельность.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу о том, что представленный должником план реструктуризации долгов не может быть утвержден.

Исходя из требований пунктов 1 и 2 статьи 213.14 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган.

В рассматриваемом случае имеющиеся в проекте плана реструктуризации долгов графики погашения задолженности по каждому кредитору сведений о порядке и сроках погашения в денежной форме требований в полном объеме не содержат. Представленные должником графики составлены лишь в отношении суммы, которую должник в плане поименовал как планируемый доход – ежемесячные поступления денежных средств от Узденовой З.О. по договору дарения денежных средств в общей сумме 24 219 504 руб. Какой-либо конкретизации в отношении сроков и размеров платежей по погашению оставшейся части задолженности (составляющей более 90 000 000 руб.) план не содержит. По мнению суда, формулировки «не позднее 1-го месяца с даты утверждения плана», «не позднее 15 календарных дней с момента возникновения обстоятельств указанных в п.4.2 настоящего плана», «не позднее 15 календарных дней с момента возникновения обстоятельств указанных в п.4.3 настоящего плана» не устанавливают конкретных сроков исполнения обязательств и не гарантируют их исполнения, не позволяют определить порядок и размер ежемесячного погашения задолженности. Фактически удовлетворение значительной части требований кредиторов поставлено в зависимость от того, будет ли реализовано имущество.

Для утверждения плана реструктуризации доход должника должен быть сопоставим с предполагаемыми и допустимыми условиями этого плана.

Узденова М.Н. указывает на наличие ежемесячного дохода в размере 10 523,41 руб. – пенсия по старости, 100 000 руб. – арендная плата от сдачи коммерческой недвижимости в аренду.

Кроме того, указывает на планируемые доходы - договор дарения денежных средств, заключенный с Узденовой З.О. Вместе с тем, сам договор дарения денежных средств к проекту плана не приложен, в материалах дела отсутствует. Доказательств того, что такой договор заключен, не представлено; финансовая возможность Узденовой З.О. предоставить своей матери денежные средства в сумме 24 219 504 руб. не подтверждена.

Суд критически относится к приложенным к плану договорам аренды, заключенным должником с дочерью Узденовой З.О. (в подтверждение доходов должника), к договорам аренды, субаренды, заключенным Узденовой З.О. в качестве исполнителя или арендатора с третьими лицами в отношении имущества, принадлежащего должнику (в подтверждение финансовой возможности Узденовой З.О.).

При этом суд принимает во внимание фактические обстоятельства настоящего дела о банкротстве, в том числе то, что определением от 24.09.2021 признаны недействительными заключенные между Узденовой М.Н. и Узденовой З.О. договоры дарения от 04.06.2020, 05.06.2020, 11.11.2020, 13.11.2020, 16.11.2020, применены последствия недействительности сделок в виде возврата в конкурсную массу отчужденного по сделкам имущества, в том числе имущества, которое по представленным договорам аренды от 01.05.2022 передано в аренду Узденовой З.О. (обособленный спор №а67-10278-19/2020).

В рамках названного обособленного спора суд пришел к выводу о том, что оспариваемые договоры дарения совершены с целью вывода активов из-под возможного обращения взыскания на него.

В процедуре реструктуризации имущества гражданина Узденовой М.Н. признаны также недействительными сделки с супругом должника (обособленный спор №10278-16/2020), с сыном (обособленный спор №10278-21/2020).

По существу в рассматриваемом случае имеет место свободное перемещение денежных средств внутри группы заинтересованных (аффилированных) лиц (семьи Узденовых). Предпринимательская деятельность осуществляется совместно и фактически направлена на сокрытие получаемых доходов от использования имущества Узденовой М.Н., умышленное создание аффилированными лицами схемы хозяйственных взаимоотношений, направленной на вывод денежных средств должника из-под взыскания напрямую.

Кроме того суд принимает во внимание и пояснения финансового управляющего о том, что в процедуре реструктуризации должник с управляющим не сотрудничал, документы в отношении имущества не передавал.

Доказательства (предварительные договоры с третьими лицами или иные доказательства) реальной возможности продажи объектов по цене выше цены отсечения (как предусмотрено в плане реструктуризации), что (учитывая, что удовлетворение большей части требований поставлено в зависимость от такой реализации) придавало бы предлагаемому плану признаки исполнимости, в материалах дела отсутствуют.

В подобной ситуации, по мнению суда, реализация имущества должника с учетом соблюдения порядка проведения торгов, установленного Законом о банкротстве, утверждения положения о продаже имущества, является единственно возможным и надлежащим способом погашения ИП Узденовой М.Н. задолженности перед своими кредиторами, так как реализация имущества гражданина в рамках дела о банкротстве происходит под контролем суда, позволяет обеспечить баланс интересов всех участников спора и не допустить злоупотребление правом.

Суд соглашается с доводами кредиторов ПАО Сбербанк, Макаревича Е.Н. о том, что представленный должником план реструктуризации долгов по существу представляет собой реализацию принадлежащего должнику имущества, но с рассрочкой до года, что фактически подменяет процедуру банкротства - реализацию имущества гражданина.

При этом процедура реструктуризации долгов гражданина введена определением от 24.04.2021, однако на протяжении истекших восемнадцати месяцев должником каких-либо мер по погашению имеющейся задолженности принято не было.

Условия, касающиеся погашения требований конкурсных кредиторов, обеспеченных залогом имущества гражданина, должны содержаться в плане реструктуризации долгов гражданина. Эти условия должны быть одобрены залоговым кредитором (пункт 3 статьи 213.10 Закона о банкротстве).

Разделом 3 плана предусмотрено, что в отношении кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, предусматривается преимущественное их требований за счет выручки от реализации предмета залога, тогда как уточненная редакция проекта плана реструктуризации, представленная на утверждение суда, реализацию залогового имущества не предусматривает.

К представленному должником плану не приложены перечень имущества и имущественных прав гражданина; сведения об источниках дохода гражданина за шесть месяцев, предшествующих представлению в арбитражный суд плана реструктуризации его долгов.

Доказательств отсутствия непогашенных текущих требований к должнику в материалы дела также не представлено. Приложенные к плану акты сверки по текущим платежам подтверждают лишь отсутствие задолженности перед конкретными контрагентами.

С учетом изложенного, исходя из того, что признаки банкротства были установлены при введении процедуры реструктуризации и доказательства погашения задолженности в размере установленных в реестре требований кредиторов отсутствуют; проанализировав предложенные в плане реструктуризации условия погашения задолженности перед кредиторами; установив, что кредиторы, обладающие большинством голосов (ПАО Сбербанк, Макаревич Е.Н.) не согласны с планом реструктуризации ни в одной из представленных редакций; учитывая залоговый статус кредитора - ПАО Сбербанк; учитывая сам факт реальной возможности погашения задолженности перед кредиторами в полном объеме в процедуре реализации имущества гражданина, суд приходит к выводу, что предлагаемые условия плана реструктуризации нарушают баланс интересов кредитора и должника.

Доказательства того, что реализация плана реструктуризации долгов приведет к более полному и более быстрому удовлетворению требований кредиторов, чем немедленная реализация имущества должника, стоимость которого превышает размер включенных в реестр требований.

Иных условий утверждения судом плана реструктуризации долгов в порядке пункта 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве не предусмотрено.

Согласно пункту 1 статьи 213.24 Закона о банкротстве, арбитражный суд принимает решение о признании гражданина банкротом в случае, если:

- гражданином, конкурсными кредиторами и (или) уполномоченным органом не представлен план реструктуризации долгов гражданина в течение срока, установленного Законом о банкротстве;

- собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве;

- арбитражным судом отменен план реструктуризации долгов гражданина;

- производство по делу о банкротстве гражданина возобновлено в случаях, установленных пунктом 3 статьи 213.29 или пунктом 7 статьи 213.31 Закона о банкротстве;

- в иных случаях, предусмотренных Законом о банкротстве.

В случае принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом арбитражный суд принимает решение о введении реализации имущества гражданина. Реализация имущества гражданина вводится на срок не более чем шесть месяцев (пункт 2 статьи 213.24 Закона о банкротстве).

В рассматриваемом случае, арбитражный суд, учитывая, что материалами дела подтверждены признаки банкротства должника, установленные статьями 6 и 213.3 Закона о банкротстве, принимая во внимание наличие решения собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии в отношении него процедуры реализации имущества, а также учитывая отсутствие правовых оснований для утверждения судом плана реструктуризации долгов в порядке пункта 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве, приходит к выводу об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов ИП Узденовой М.Н. о признании должника банкротом, открытии в отношении него процедуры реализации имущества гражданина сроком на 6 месяцев.

В соответствии с пунктом 5 статьи 213.25 Закона о банкротстве, с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично. Сделки, совершенные гражданином лично (без участия финансового управляющего) в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, ничтожны.

Поскольку участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным (пункт 1 статьи 213.9 Закона о банкротстве) суд при принятии решения о признании должника – гражданина банкротом утверждает финансового управляющего в порядке, предусмотренном статьёй 45 Закона о банкротстве, с учетом положений статьи 213.4 и статьи 213.9 данного закона.

Согласно пункту 2 статьи 213.9 Закона о банкротстве, финансовый управляющий, утверждаемый арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина, должен соответствовать требованиям, установленным Законом о банкротстве к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве гражданина.

Собранием кредиторов принято решение об определении СРО НП «ЦФОП АПК» в качестве саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден финансовый управляющий ИП Узденовой М.Н.

К судебному заседанию указанной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, с учетом требований статьи 45 Закона о банкротстве, представлена кандидатура арбитражного управляющего Ермакова Евгения Сергеевича (далее – Ермаков Е.С.) для утверждения финансовым управляющим должника и сведения о соответствии представленной кандидатуры требованиям законодательства о банкротстве.

Заявленная саморегулируемая организация несет ответственность за предоставление недостоверных сведений об арбитражных управляющих (пункт 4 статьи 45 Закона о банкротстве).

Доказательств, препятствующих утверждению Ермакова Е.С. применительно статье 20.2 Закона о банкротстве, в материалы дела не представлено.

С учетом представленной СРО НП «ЦФОП АПК» информации суд утверждает Ермакова Е.С. финансовым управляющим Узденовой М.Н.

Согласно положениям пункта 3 статьи 213.9 Закона о банкротстве, вознаграждение финансовому управляющему выплачивается в размере фиксированной суммы и суммы процентов, установленных статьей 20.6 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Фиксированная сумма вознаграждения выплачивается финансовому управляющему единовременно по завершении процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина, независимо от срока, на который была введена каждая процедура.

Выплата фиксированной суммы вознаграждения финансовому управляющему осуществляется за счет средств гражданина, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве (пункт 4 статьи 213.9 Закона о банкротстве).

В соответствии с пунктом 3 статьи 20.6 Закона о банкротстве размер фиксированной суммы вознаграждения финансового управляющего составляет двадцать пять тысяч рублей единовременно за проведение процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

На основании вышеизложенного, финансовому управляющему должника подлежит утверждению фиксированная сумма вознаграждения в размере 25 000 руб. единовременно за проведение процедуры банкротства гражданина.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 184, 185, 223, 224 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 4, 20.6, 32, 45, 213.1, 213.3, 213.4, 213.6, 213.9, 213.17, 213.18, 213.24 Федерального закона №127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать индивидуального предпринимателя Узденову Марину Николаевну (11.09.1963 года рождения, ИНН 702100131137, ОГРНИП 307701702600024, СНИЛС 032-816-331-30, адрес: 634003, г.Томск, пер.Песочный, 17) несостоятельным (банкротом) и ввести процедуру реализации имущества гражданина сроком на шесть месяцев.

Утвердить финансовым управляющим должника – Ермакова Евгения Сергеевича (ИНН 366606842838, регистрационный номер – 19567; почтовый адрес: 394016, г.Воронеж, ул.45 Стрелковой Дивизии, д.249/3, кв.155), с фиксированной суммой вознаграждения в размере 25 000 руб. единовременно за проведение процедуры реализации имущества гражданина..

Обязать финансового управляющего должника опубликовать сведения о признании должника несостоятельным (банкротом) и введении в отношении него процедуры реализации имущества гражданина в порядке, предусмотренном статьей 213.7 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Сведения о публикации представить в Арбитражный суд Томской области в материалы дела №А67-10278/2020.

Назначить судебное заседание по рассмотрению отчета финансового управляющего о результатах процедуры реализации имущества гражданина, рассмотрению вопроса о завершении (продлении) процедуры реализации имущества гражданина в отношении должника на «06» апреля 2023 года в 10 часов 00 минут, которое состоится в помещении Арбитражного суда Томской области по адресу: г.Томск, ул.Набережная реки Ушайки, дом 20, зал судебных заседаний №4.

Обязать финансового управляющего не позднее чем за пять дней до даты назначенного судебного заседания представить в арбитражный суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов, сведения о направлении в адрес кредиторов должника уведомления о введении в отношении должника процедуры реализации имущества.

С даты принятия настоящего решения наступают последствия, установленные статьей 213.30 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Взыскать с Узденовой Марины Николаевны (11.09.1963 года рождения, ИНН 702100131137, ОГРНИП 307701702600024, СНИЛС 032-816-331-30, адрес: 634003, г.Томск, пер.Песочный, 17) в пользу Макаревича Евгения Николаевича расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Томской области.

              Судья                                                                                                     Ю.В. Сомов