ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-10519/2021 от 29.03.2022 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск                                                                                Дело №А67-10519/2021

Резолютивная часть решения объявлена 29.03.2022

Полный текст решения изготовлен 05.04.2022

Судья Арбитражного суда Томской области Е.В. Чиндина,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кунучаковой А.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента финансово-ресурсного обеспечения Администрации Томской области (634050, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (634050, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительными решения от 31.08.2021 по делу № 070/06/106-181/2021 и предписания об устранении нарушений в сфере закупок по делу № 070/06/106-181/2021 от 31.08.2021

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Научно-инженерный центр «Башкортостан» (453300, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)

при участии в заседании:

от Заявителя – ФИО1 (доверенность от 08.11.2021 №11);

от Ответчика – ФИО2  (доверенность от 10.01.2022 №2);

от третьего лица –  не явился;

УСТАНОВИЛ:

Департамент финансово-ресурсного обеспечения Администрации Томской области (далее также – Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее также _ Томское УФАС России, ответчик) о признании недействительными решения от 31.08.2021 по делу № 070/06/106-181/2021 и предписания об устранении нарушений в сфере закупок по делу № 070/06/106-181/2021 от 31.08.2021.

Определением арбитражного суда от 09.12.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Научно-инженерный центр «Башкортостан» (далее – ООО «НИЦ «Башкортостан», третье лицо).

Определением арбитражного суда от 10.03.2022 судебное заседание по делу назначено на 29.03.2022.

ООО «НИЦ «Башкортостан», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в арбитражный суд своих представителей не направило.

На основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие третьего лица.

Представитель Департамента в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительных пояснениях, указав, что вывод Томского УФАС России о том, что объектом закупки фактически является поставка товара с монтажом, является необоснованным. Работы по модернизации системы видеонаблюдения относятся к ремонтным работам, так как основной целью ремонтных работ является устранение неисправностей, из-за которых невозможно эксплуатировать основное средство. Фактически замена оборудования связана именно с физическим износом оборудования, а не с моральным износом. Объектом закупки является выполнение работ по выборочному капитальному ремонту здания (модернизация системы видеонаблюдения), расположенного по адресу: <...>. Сметной документацией на капитальный ремонт предусмотрено выполнение следующих видов работ: частичный демонтаж устаревших видеокамер, электромонтажные работы по установке новых видеокамер. Заказчиком правомерно описан объект закупки и применен код ОКПД 2 43.21.10.120 «Работы электромонтажные, связанные с установкой приборов». Видеокамеры и иное оборудование, указанное в документации, являются лишь средствами для надлежащего исполнения обязанностей исполнителя по обеспечению потребностей заказчика в качественном выполнение работ по модернизации системы наблюдения как целостного единого объекта, а не товарами, поставляемыми при выполнении работ. Документация об электронном аукционе не содержит положений об оплате Заказчиком каких-либо товаров, оборудования. Система видеонаблюдения, не является товаром, поставляемым Заказчику, а является системой инженерно-технического обеспечения, предназначенной для обеспечения безопасности здания и подлежащей модернизации. В локальном сметном расчете №02-01-01 определено не количество требуемого к поставке товара, как это интерпретировала комиссия Томского УФАС России, а определены материалы и оборудование, которые необходимы для выполнения работ по ремонту (модернизации) существующей системы видеонаблюдения. Постановлением № 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). Исходя из данного Перечня, содержащего исключительно товары, а также из анализа Постановления № 878, последнее применяется при осуществлении закупок исключительно товара, и не регулирует закупки работ, услуг, в том числе тех, при выполнении которых используются товары, соответственно, на выполняемые работы не распространяются названные ограничения. Следовательно, при осуществлении данной закупки ни применительно к закупаемым работам, ни применительно к товарам, используемым при выполнении работ, не требуется устанавливать ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации № 878, поскольку при выполнении работ фактически поставка товара не осуществляется и товар не передается в собственность заказчика. Частичный демонтаж устаревших видеокамер, работы по монтажу нового оборудования в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» могут быть включены в один объект закупки с поставкой товара вне зависимости от условий допуска, ограничений допуска для целей закупок таких товаров, происходящих из иностранных государств.

Представитель Томского УФАС России возражал относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, дополнительных пояснениях, указав, что капитальный ремонт объектов капитального строительства включает, в т.ч. замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов. Исходя из анализа технического задания, объектом закупки является демонтаж непригодных для дальнейшего использования камер видеонаблюдения и монтаж новых камер видеонаблюдения; замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения не предполагается. Таким образом, в данном случае объект закупки не относится к работам по капитальному ремонту объектов капитального строительства. Согласно Локальному сметному расчету в рамках исполнения контракта предусмотрена закупка оборудования на сумму - 1 033 418 рублей (закупка оборудования составляет 06% от стоимости локально сметного расчета), и монтажные работы на сумму - 707 106 рублей. Заказчик не смог привести довода с документальным подтверждением, в чем отличие допущенных товаров и работ, указанных в смете, от поставки товара с последующей установкой (монтажом). Модернизация системы видеонаблюдения - это широкое понятие, под которым понимается замена определенных компонентов для совершенствования ее функциональных характеристик, возможностей или восстановления работоспособности сюда относится добавление новых либо замена используемых камер на оборудование с более высоким разрешением. Следовательно, неотъемлемой частью закупки является приобретение товара (камер видеонаблюдения), информация о котором включена в КТРУ. «Камера видеонаблюдения фиксированная» ОКПД 2 26.40.33.110 включена в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее - Реестр), установленный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 878. Исходя из локально сметного расчета (смета) № 02-01-01 в рамках выполнения работ по государственному контракту, осуществляется монтаж камер видеонаблюдения, в действительности Заказчик произвел закупку и монтаж видеокамер. Закупка видеооборудования подразумевает необходимость применения ограничений, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации № 878. Вместе с тем Заказчиком в аукционной документации не установлены ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации № 878.

ООО «НИЦ «Башкортостан» письменного отзыва на заявление не представило.

Более подробно доводы лиц, участвующих в деле изложены письменно в заявлениях, отзывах и дополнениях к ним.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

16.08.2021 Департамент (Заказчик) разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту здания (модернизация системы видеонаблюдения) № 0165200000121000096 и документацию об аукционе в электронной форме. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 740 524 руб.

В качестве метода определения начальной (максимальной) цены контракта применен проектно-сметный метод, для определения начальной (максимальной) цены контракта использован локальный сметный расчет №02-01-01, прошедший проверку определения достоверности сметной стоимости в ООО «ТЦЦС» и получивший положительное заключение № 70-1-0527-21 от 16.06.2021.

На участие в электронном аукционе подана одна заявка (№ 110402435).

По результатам рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе и в соответствии с частью 1 статьи 71 Федерального закона от 05.04.2021 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) участник ООО «Видеострой» и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Федерального закона№ 44-ФЗ и документации об электронном аукционе.

24.08.2021 в Томское УФАС России от ООО НИЦ «Башкортостан» поступила жалоба на положения документации об электронном аукционе (вх.№6687 от 24.08.2021).

Согласно доводам жалобы в аукционной документации при описании объекта закупки заказчиком неправомерно указаны характеристики товаров иностранного производителя; не установлены ограничения, предусмотренные положениями постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2020 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», и запрет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», несмотря на наличие в аукционной документации сведений о товарах, попадающих под действия вышеуказанных нормативных актов; не применены «Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145), что является нарушением ст. 33, ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ.

По результатам рассмотрения дела №070/06/106-181/2021 Томским УФАС России вынесено решение от 31.08.2021, согласно которому Комиссия Томского УФАС России решила признать жалобу ООО «НИЦ Башкортостан» на действия Заказчика обоснованной; признать Заказчика нарушившим положения ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 10 ст. 42, п. 1 ч. 11 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ; выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений путем внесения изменений в аукционную документацию; передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении виновных в нарушении Федерального закона № 44-ФЗ должностных лиц Заказчика к административной ответственности.

Также на основании указанного решения Комиссией Томского УФАС России выдано предписание об устранении нарушений в сфере закупок по делу №070/06-106-181/2021 от 31.08.2021, согласно которому Заказчику предписано прекратить нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, для чего аукционной комиссии отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки; привести документацию в соответствие с законодательством о контрактной системе с учетом вынесенного решения от 31.08.2021.

Полагая, что решение и предписание от 31.08.2021 по делу №070/06-106-181/2021 не соответствуют законодательству Российской Федерации и нарушают его права и законные интересы, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе, в части контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок) регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ).

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона № 44-ФЗ).

В целях обеспечения гарантий заинтересованных лиц и всестороннего, полного и объективного рассмотрения жалоб участников закупки главой 6 Федерального закона № 44-ФЗ и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 № 727/14, установлены правила их рассмотрения.

В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.

Из положений статьи 105 Федерального закона № 44-ФЗ следует, что любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 названного Федерального закона, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 44-ФЗ информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с ч.ч. 16 и 16.1 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований п.п. 1 - 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ.

Частью 2 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из технической части документации об аукционе в электронной форме следует, что объектом закупки является выполнение работ по выборочному капитальному ремонту здания (модернизация системы видеонаблюдения)

Объем выполняемых работ определяется в соответствии с Локальным сметным расчетом (Приложение № 1 к документации об аукционе в электронной форме) и рабочей документацией (Приложение №2 к документации об аукционе в электронной форме).

В рамках выполнения работ необходимо, в частности, демонтировать существующие камеры видеонаблюдения и поставить, смонтировать новые камеры видеонаблюдения, в том числе фиксированные камеры.

Согласно Локальному сметному расчету в рамках исполнения контракта предусмотрено приобретение оборудования на сумму - 1 033 418 руб., и монтажные работы на сумму - 707 106 руб.

В соответствии с п. 21 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 №384-Ф3 система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.

В силу п. 3.8 ГОСТ Р 53195.1-2008 «Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Часть 1. Основные положения» инженерная система (здания или сооружения): одна из систем здания или сооружения, предназначенная для жизнеобеспечения (например, система водоснабжения, система канализации, система теплоснабжения, система электроснабжения, система электроосвещения, система вентиляции и др.), выполнения процессов (система технологического оборудования - на объектах производственного назначения), поддержания комфорта (система кондиционирования воздуха, система вертикального транспорта, система тепловоздушных завес и т.п.), энерго- и ресурсосбережения (система учета потребления энергоресурсов, система учета водопотребления, система тепловых насосов, система управления светом и др.) обеспечения безопасности (система пожарной сигнализации, охранной сигнализации, система пожаротушения, дымоудаления, тревожного оповещения, контроля и управления доступом и др.).

Пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что капитальный ремонт объектов капитального строительства включает, в том числе замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов.

Из Технической части документации об аукционе следует, что товары (материалы), используемые для выполнения работ, должны быть новыми, ранее не использованными, не должны иметь дефектов, должны соответствовать требованиям законодательства РФ, применяемым к товарам (материалам) данного вида. Качество и безопасность используемых для выполнения работ товаров (материалов) должны соответствовать требованиям действующего законодательства РФ, ГОСТ, ОСТ, СанПиН, требованиям, указанным в Технической части документации об аукционе, и должны подтверждаться документами, удостоверяющими их качество и безопасность.

В разделе 3 Техническая часть документации об аукционе в электронной форме «Перечень товара, используемого при выполнении работ, с указанием на товарный знак», оформленная в виде таблицы, где в числе прочего определены наименования требуемых к поставке в рамках рассматриваемой закупки товаров (камера видеонаблюдения купольная, камера видеонаблюдения цилиндрическая, модуль интеграции аппаратного распознавания автомобильных номеров, жесткий диск, процессор, видео карта , материнская плата твердый накопитель).

В соответствии с пунктом 1.2. проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, перечень и объем выполняемых работ указан в локальном сметном расчете.

В локальном сметном расчете (сметах) № 02-01-01 определено в числе прочего количество требуемых к поставке в рамках настоящей закупки товаров.

Также в локальном сметном расчете, являющимся приложением к технической части документации, установлены требования к техническим характеристикам товаров «видеокамеры», требования к иным товарам (оборудованию).

Пунктом 2.1 проекта контракта предусмотрено: цена Контракта составляет __  рублей __ копеек (, в том числе налог на добавленную стоимость - ___), (налогом на добавленную стоимость не облагается на основании ____Налогового кодекса Российской Федерации и _____,) и включает в себя все расходы, связанные с выполнением работ в соответствии с условиями Контракта, в том числе: стоимость выполнения всего объема работ; стоимость материалов и оборудования, используемых для выполнения работ; стоимость сертификации (декларирования) соответствия материалов и оборудования (в случае, если это предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации); стоимость доставки материалов и оборудования до места выполнения работ, их погрузки и разгрузки, хранения, охраны; расходы по вывозу мусора, неиспользованных материалов и оборудования; стоимость гарантийных обязательств; все непредвиденные затраты, которые могут возникнуть до окончания действия Контракта; налоги, сборы, пошлины и иные обязательные платежи.

Пунктом 2.2 проекта контракта предусмотрено, что оплата по контракту за выполненные работы производится по безналичному расчету в российских рублях путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 15 рабочих дней с даты подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма№ КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), исполнительной документации, на основании счета, счета-фактуры (для плательщиков НДС).

В соответствии с пунктом 4.2 раздела 4 «Показатели материалов и оборудования. Обеспечение материалами и оборудованием» проекта контракта показатели материалов и оборудования, используемые при выполнении работ, должны соответствовать Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», иным положениям действующего законодательства Российской Федерации, ГОСТам, ОСТам, ТУ, Перечню товаров, используемых при выполнении работ (Приложение 3 к Контракту) и подтверждаться соответствующими сертификатами (декларациями) о соответствии (в случае, если их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации) и другими документами, удостоверяющими их качество.

Копии сертификатов (деклараций) о соответствии (в случае, если их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации) и другие документы, удостоверяющие качество материалов и оборудования, предоставляются Заказчику для ознакомления в процессе производства работ по требованию Заказчика.

Материалы и оборудование, используемые при выполнении работ, должны быть новыми (материал и оборудование, которые не были в употреблении, в ремонте, в том числе, которые не были восстановлены, у которых не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства).

Таким образом, в рамках указанных мероприятий исполнитель по контракту осуществляет выполнение работ с использованием товара, а именно видеокамер и иного сопутствующего оборудования.

При этом, выполнение работ по модернизации системы видеонаблюдения достигается, в частности, за счет мероприятий по замене видеокамер на новые. Таким образом, по результатам выполнения контракта надлежащим образом заказчик обязан принять модернизированную систему видеонаблюдения, включающую в себя и поставленные видеокамеры в соответствии с нормами Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Следовательно, подлежащий заключению по итогам рассматриваемого электронного аукциона государственный контракт на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту здания (модернизация системы видеонаблюдения) является по своей природе смешанным договором, включающим элементы договора поставки, а система видеонаблюдения, подлежащая монтажу в рамках данного контракта, является товаром, поставляемым заказчику при выполнении закупаемых работ, поскольку:

- в документации об электронном аукционе определены наименования и количество товаров, являющихся элементами системы видеонаблюдения, то есть, определены существенные условия договора поставки;

- система видеонаблюдения передается заказчику по акту о приемке системы в эксплуатацию;

- система видеонаблюдения принимается заказчиком к бухгалтерскому учету в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно ч. 10 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Согласно п. 2.1 Постановления № 1236 для целей применения п. 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений).

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации № 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

Пунктом 2 Постановления № 878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд регламентированы Приказом Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно пункту 1 Приказа № 126н предусмотренные указанным нормативным актом условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, распространяются на товары, указанные в приложении к Приказу № 126н.

Как следует из материалов дела, на заседании Комиссии Томского УФАС России установлено, что приобретаемый в рамках закупки товар «Камера видеонаблюдения фиксированная» ОКПД2 26.40.33.110 включен в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее - Реестр), установленный в соответствии с Постановлением № 878. Также система видеонаблюдения относится в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) к коду 26 «Оборудование компьютерное, электронное и оптическое», который, в свою очередь, входит в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

С учетом изложенного, поскольку предметом государственного контракта является, в том числе, модернизация систем видеонаблюдения, которая осуществляется с использованием видеокамер (элементов системы видеонаблюдения) исполнителя, данная система, как единый комплекс, в который входят замененное оборудование (видеокамеры/элементы), принимается Заказчиком на баланс, то к осуществляемой закупке подлежат применению ограничения, установленные Постановлением № 878 и нормами, установленными Постановлением № 1236.

Указанное обстоятельство является основанием для установления в извещении и документации об электронном аукционе ограничений на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Вместе с тем, как следует из материалов дела, извещением о проведении закупки, а также документацией не установлен запрет на допуск программного обеспечения, товаров, происходящих из иностранных государств. При этом, обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, товаров, происходящих из иностранных государств, в единой информационной системе не размещено.

Таким образом, заказчик, не установив в извещении и документации об электронном аукционе ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» допустил нарушения положений ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 10 ст. 42, ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ.

Следовательно, содержащийся в решении от 31.08.2021 по делу № 070/06/106-181/2021 вывод о признании жалобы обоснованной и признании Департамента нарушившим положения ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 10 ст. 42, ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ является правомерным.

Довод Заявителя относительно того, что положения Постановления №878 и Постановления №1236 подлежат применению только при осуществлении закупок исключительно товара, и не регулируют закупки работ, услуг, в том числе тех, при выполнении которых используются товары, соответственно, на выполняемые работы не распространяются названные ограничения, судом в данном конкретном случае, с учетом того, что спорные работы выполняются с использованием оборудования Исполнителя, а не Заказчика, и которое принимается заказчиком в составе выполненных работ, отклоняется.

В соответствии с под. 2 п. 22 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе, в частности, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения.

Принимая во внимание, что решение от 31.08.2021 по делу № 070/06/106-181/2021 соответствует требованиям действующего законодательства, у Томского УФАС России имелись полномочия и основания для выдачи предписания от 31.08.2021 по делу № 070/06/106-181/2021.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку в ходе судебного разбирательства ответчик представил доказательства обоснованности и правомочности вынесенных решения и предписания от 31.08.2021 по делу № 070/06/106-181/2021, а Департамент, напротив, не представил доказательств, опровергающих доводы ответчика, арбитражный суд приходит к выводу о том, что решение и предписание Томского УФАС России от 31.08.2021 по делу № 070/06/106-181/2021 соответствует положениям законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем требование Департамента удовлетворению не подлежит.

В соответствии с п. 1.1 п 1 ст. 333.27 НК РФ заявитель и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Департамента финансово-ресурсного обеспечения Администрации Томской области, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Судья                                                                                                  Е.В. Чиндина