ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-10714/09 от 25.01.2010 АС Томской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело №А67-10714/2009

дата объявления резолютивной части - 25 января 2010 года

дата изготовления решения в полном объеме – 26 января 2010 года

Арбитражный суд Томской области в составе судьи А.Н. Гапон,

при ведении протокола судебного заседания судьей А.Н. Гапон, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация»

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе

о признании незаконным постановления о назначении административного наказания №456 от 25.11.2009г.

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1- доверенность от 22.12.2009 года, паспорт 69 09 №130726;

от Ответчика: не явились, уведомлены, ходатайство о рассмотрении дела без участия от 29.12.2009 года

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация» обратилось в арбитражный суд Томской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе о признании незаконным постановления о назначении административного наказания №456 от 25.11.2009г.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание своего представителя не направил, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, представил в суд отзыв на заявление, из которого следует, что РО ФСФР в СФО заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве.

Руководствуясь ст.156 АПК РФ, дело судом рассмотрено в отсутствие надлежащим образом уведомленного представителя Ответчика.

Представитель Заявителя в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях по делу, в частности указал, что оспариваемое постановление нарушает имущественные права Общества как добросовестного эмитента, предписанием от 28.09.2009 года обществу было предъявлено требование о предоставлении документов, за несоблюдение указанного требования предусмотрена ответственность, предусмотренная ст.19.7 КоАП, а в оспариваемом постановлении общество привлечено к административной ответственности по ч.9 ст.19.5 КоАП; предписание о предоставлении документов подписано и.о.руководителя ФИО2, которая не является заместителем руководителя ФСФР России; указанное предписание не прошло установленный приказом ФСФР России от 13.11.2007 №-7-107/пз-н порядок согласования, следовательно предписание составлено с нарушением порядка, предусмотренного действующим законодательством. У ОАО «СИ «Сибспецпроектреставрация» отсутствовала возможность предоставления документов ввиду нахождения генерального директора в служебной командировке, вина общества в совершении правонарушения отсутствует, что свидетельствует об отсутствии состава правонарушения.

Заявитель полагает, что в случае, если суд установит доводы об отсутствии события правонарушения и отсутствии вины у нарушителя не доказанными и не обоснованными, у суда есть все основания для вывода о малозначительности административного правонарушения, т.к. административным органом не подтверждено документально, что нарушение Обществом срока представления списка аффилированных лиц по форме, предусмотренной соответствующими нормативными изменениями, в данном случае, повлекло за собой или повлечет в будущем какие-либо негативные последствия, в том числе для неопределенного круга лиц, что в данном конкретном случае действиями Общества причинен существенный вред охраняемым общественным отношениям в сфере рынка ценных бумаг. Ответчиком не приведены доводы о том, что ранее представленный (04 августа 2009г.) заявителем список аффилированных лиц за 2-й квартал 2009г., затруднил или мог затруднить выполнение ответчиком его контрольных функций, привел или мог привести к негативным последствиям для каких-либо лиц. Ответчику было известно, что все акции (100%) принадлежат одному акционеру - Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ), публичного размещения акций общество не осуществляло, просрочка представления сведений незначительная (17 дней).

Представитель Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе в отзыве на заявление настаивал на отказе в удовлетворении заявленных требований, отметил в частности, что постановление о назначении административного наказания №456 от 25.11.2009 года вынесено обоснованно и законно, в частности ответчик указал, что в соответствии с п.7 ст.44 Закона о рынке, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, региональным отделением в адрес заявителя было направлено предписание о представлении документов, обязывающее общество представить в срок не позднее 15 дней с момента получения предписания документы, предписание получено 02.10.2009 года, документы в срок не представлены, вина заявителя установлена; предписание подписано уполномоченным лицом, т.к. ФИО2 является заместителем руководителя Регионального отделения; действия общества обоснованно квалифицированны по ч.9 ст.19.5 КоАП РФ; с учетом всех обстоятельств дела, оснований для применения малозначительности не имеется.

Рассмотрев материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

ОАО «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация» зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по г.Томску 05.07.2005 года, ОГРН <***> (свидетельство серия 70 №000143219).

Как следует из материалов дела, Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе в адрес ОАО «СИ «Сибспецпроектреставрация» было направлено предписание №51-09-ТЧ-10/8254 от 28 сентября 2009 года.

В данном предписании РО ФСФР России в СФО, в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральным законом от 05.03.1999г. №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», Положением о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе, утвержденным приказом ФСФР России от 12.09.2006г. №06-154/пз, в целях осуществления контроля за соблюдением эмитентами эмиссионных ценных бумаг законодательства РФ о ценных бумагах, по вопросу соблюдения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг потребовало в срок не позднее 15 дней с момента получения настоящего предписания направить в РО ФСФР России в СФО по адресу: 630102, <...>, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передать иным способом, свидетельствующим о дате передачи в РО ФСФР России в СФО, нижеуказанные документы:

1). копию страницы в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утверждённым приказом ФСФР России от 10 октября 2006 года №06-117/пз-н, в том числе списка аффилированных лиц Общества по состоянию на 30.06.2009;

2). копии документов, подтверждающих опубликование Обществом в ленте новостей одного из информационных агентств, уполномоченных ФСФР России на распространение информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц Общества по состоянию на 30.06.2009;

3). в случае отсутствия каких-либо документов, указанных в настоящем предписании, представляются письменные пояснения с указанием причин их отсутствия.

Из материалов дела следует, что данное предписание получено обществом 02.10.2009 года.

05.11.2009 года должностными лицами РО ФСФР в СФО составлен акт о невыполнении предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Сибирском федеральном округе, согласно которого данный акт составлен о том, что ОАО «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация» (далее -Общество) в нарушение требований пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.99 №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» не выполнило предписание Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе от 28.09.2009 №51-09-ТЧ-10/8254, а именно: не представило в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе в срок до 19.10.2009 года включительно:

1) копию страницы в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия информации в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утверждённым приказом ФСФР России от 10 октября 2006 года №06-117/пз-н, в том числе списка аффилированных лиц Общества по состоянию на 30.06.2009;

2) копии документов, подтверждающих опубликование Обществом в ленте новостей одного из информационных агентств, уполномоченных ФСФР России на распространение информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц Общества по состоянию на 30.06.2009;

11.11.2009 года и.о.начальника отдела контроля за раскрытием информации РО ФСФР России в СФО ФИО3 в присутствии законного представителя заявителя – генерального директора ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении в области рынка ценных бумаг в отношении ОАО «СИ «Сибспецпроектреставрация», согласно которого в вину ОАО «СИ «Сибспецпроектреставрация» вменялось совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.19.5 КоАП РФ, при обстоятельствах указанных в акте о невыполнении предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе от 05.11.2009 года.

На данном протоколе указано место и время рассмотрения дела: <...>, РО ФСФР России в СФО 25.11.2009 года 15.00 часов.

Копию данного протокола получил законный представитель заявителя генеральный директор ФИО4

Определением от 12.11.2009 года №456, вынесенным заместителем руководителя РО ФСФР России в СФО было определено: назначить дело к рассмотрению на 25.11.2009 года в 15.00 часов, привлечь к участию в деле в качестве лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ОАО «СИ «Сибспецпроектреставрация»; вызвать на рассмотрение дела об административном правонарушении лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,- ОАО «СИ «Сибспецпроектреставрация и предложить ему представить имеющиеся у него объяснения по факту совершенного административного правонарушения.

Данное определение направлено заявителю и им получено, что подтверждается копией уведомления о вручении.

11.11.2009 года ОАО «СИ «Сибспецпроект реставрация» за исходящим №225 в адрес и.о.руководителя РО ФСФР России в СФО была направлена справка в которой генеральный директор общества просил учесть, что в октябре 2009 года он больше половины месяца находился в командировках, начальник ПиНПО была на больничном с 16 по 23 октября 2009 года.

19.11.2009 года ОАО «СИ «Сибспецпроектреставрация» в адрес ответчика направлены объяснения по фактам, изложенным в протоколах об административных правонарушениях, составленных в отношении общества и генерального директора.

Из объяснений следует, что запрашиваемая информация была предоставлена ОАО «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация» в адрес Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе в полном объеме 06.11.2009 г. по следующим причинам: нахождение Генерального директора ОАО «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация» ФИО4 в период с 02.10.2009 г. по 05.10.2009 г.. с 06.10.2009г. по 13.10.2009г., с 20.10.2009г. по
 27.10.2009г., с 02.11.2009г. по 04.11.2009г. в служебных командировках с выездом за пределы города Томска, что подтверждается соответствующими документами (командировочные удостоверения., приказы о направлении Генерального директора ОАО «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация» в служебную командировку № 60к от 02.10.2009г., № 63к от 06.10.2009 г., №63/1 к от 13.10.2009г., №66к от 20.10.2009г., №70к от 02.11.2009г.); организация раскрытия информации, указанной в предписании Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе от 28.09.2009 г. о представлении документов, возложена в ОАО «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация» исключительно на Генерального директора ОАО «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация» и, соответственно, запрашиваемая информация не могла быть предоставлена кем-либо из сотрудником ОАО «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация» (разделы 13, 20 Устава ОАО «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация »);

В письме от 24.11.2009 года №243-исх. заявитель дополнительно указал, что информация по списку аффилированных лиц общества по состоянию на 30.06.2009г. представлена в адрес РО ФСФР России в СФО 04.08.2009г. №149-исх на бумажном носителе с подтверждением соответствия текста на магнитном носителе и размещение в сети Интернет в соответствии с установленным сроком.

Кроме того, просил учесть, что снижение объемов по выполнение научно-проектной документации существенно сказалось на финансовых показателях общества, в том числе на объеме прибыли за 9 месяцев 2009г. Чистая прибыль составила 294 тыс. рублей и применение административного штрафа приведет к убытку, а также нанесет финансовый ущерб в отношении акционера общества по выплате дивидентов владельцу акций в лице Российской Федерации по итогу отчетного периода; заявитель считает, что применение санкций об административном правонарушении в области рынка ценных бумаг в адрес ОАО «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация» (как юридического лица) приведет к существенному ухудшению финансово-хозяйственной деятельности, как стабильного налогоплательщика.

Заявитель считает, что действиями общества не были существенно нарушены охраняемые законом интересы, поскольку информация была представлена в полном объеме, пропуск срока незначителен, в связи с чем просил применить положения ст.2.9 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием.

25.11.2009 года заместителем руководителя РО ФСФР России в СФО вынесено определением №456 об отказе в удовлетворении ходатайства в связи с отсутствием оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения административного дела №456 – 2009 – 10о – Ю – 19.5 ч.9 – 54 ро – 70 в присутствии представителя ОАО «СИ «Сибспецпроектреставрация» заместителем руководителя РО ФСФР России в СФО было вынесено постановление №456 о назначении административного наказания от 25.11.2009 года, согласно резолютивной части которого постановлено: «наложить на открытое акционерное общество «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация» штраф в размере 500000 (пятисот тысяч) руб.».

ОАО «СИ Сибспецпроектреставрация», считая постановление о назначении административного наказания №456 от 25.11.2009 года незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое, по мнению суда, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Частью 9 ст.19.5 КоАП РФ установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах», открытое акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Согласно пункту 2 статьи 92 Закона об АО, обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о рынке), под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию. Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в своих нормативно-правовых актах устанавливает состав, порядок и сроки раскрытия информации.

В пункте 8.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг установлено, что открытое акционерное общество обязано раскрывать, помимо иной информации на рынке ценных бумаг, сведения о своих аффилированных лицах.

Согласно пункту 8.1.2 Положения обязанность по раскрытию информации в форме списка аффилированных лиц возникает для открытых акционерных обществ с момента государственной регистрации общества.

Согласно подпункту 8.5.3 Положения (в ред. Приказа ФСФР РФ от 23.04.2009 №09-14/пз-н), акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список.

Согласно подпункту 8.5.5. Положения, не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц акционерное общество обязано опубликовать в ленте новостей сообщение об этом.

В соответствии с п.7 ст.44 Закона о рынке, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В соответствии с п.2 ст.11 Федерального закона от 05.03.1999 №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (далее - Закон № 46-ФЗ), предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В соответствии с пп.2.1.7 Положения о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе, утвержденного приказом ФСФР России от 12.09.2006 №06-154/пз (далее - Положение № 06-154/пз), Региональное отделение выдает предписания профессиональным участникам рынка ценных бумаг, эмитентам, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированным депозитариям акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, накопительным кооперативами бюро кредитных историй.

В соответствии с Законом о рынке, Законом №46-ФЗ и Положением №06-154/пз, в целях осуществления контроля за соблюдением эмитентами эмиссионных ценных бумаг законодательства РФ о ценных бумагах, по вопросу соблюдения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, Региональным отделением было вынесено предписание о предоставлении документов от 28.09.2009 №51-09-ТЧ-10/8254, обязывающее ОАО «СИ «Сибсрецпроектреставрация» в срок не позднее 15 дней с момента получения Предписания направить в Региональное отделение копию страницы в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации в соответствии с Положением, в том числе списка аффилированных лиц Общества по состоянию на 30.06.2009; копии документов, подтверждающих опубликование Обществом в ленте новостей одного из информационных агентств, уполномоченных ФСФР России на распространение информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц Общества по состоянию на 30.06.2009; в случае отсутствия каких-либо документов, указанных в предписании, представить письменные пояснения с указанием причин их отсутствия.

Согласно уведомлению о вручении, имеющемся в Региональном отделении, Предписание было получено Обществом 02.10.2009 (что подтверждается почтовым уведомлением о вручении, имеющемся в материалах дела).

В нарушение требований п.1 ст.11 Закона №46-ФЗ, Заявитель не выполнил требования Предписания, а именно в срок не позднее 15 дней с момента получения предписания (до 19.10.2009 включительно) не представил документы, требуемые в Предписании.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена санкцией ч.9 ст.19.5 КоАП РФ, согласно которой невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Факт нарушения зафиксирован актом от 05.11.2009 о невыполнении предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе.

11.11.2009 года и.о.начальника отдела контроля за раскрытием информации РО ФСФР России в СФО ФИО3 в присутствии законного представителя заявителя – генерального директора ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении в области рынка ценных бумаг в отношении ОАО «СИ «Сибспецпроектреставрация».

Как следует из материалов дела, необходимые документы представлены обществом 06.11.2009г., то есть с нарушением установленного законом срока.

Таким образом, ОАО «СИ «Сибспецпроектреставрация» было допущено невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, что в соответствии с ч.9 ст.9.5 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения.

Факт невыполнения в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков подтверждается материалами дела, в том числе: актом от 05.11.2009 о невыполнении предписания, протоколом об административном правонарушении №456 от 11.11.2009г., постановлением о назначении административного наказания №456 от 25.11.2009г..

Содержание протокола соответствует требованиям, предусмотренным в ст.28.2 главы 28 КоАП РФ; протокол содержит сведения, перечисленные в ч.2 ст.28.2, в том числе о времени и месте события правонарушения и составления протокола, сведения о лице, его составившем, о лице, совершившем правонарушение, о статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность за данное правонарушение, и др., также имеется отметка о разъяснении прав.

Таким образом, представленными доказательствами подтвержден факт совершения ОАО «СИ «Сибспецпроектреставрация» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.9 ст.19.5 КоАП РФ.

Доводы представителя заявителя отклоняются судом по следующим основаниям.

Одним из доводов несвоевременности исполнения предписания заявитель указал - нахождение Генерального директора ОАО «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация» ФИО4 в период с 02.10.2009 г. по 05.10.2009 г.. с 06.10.2009г. по 13.10.2009г., с 20.10.2009г. по 27.10.2009г., с 02.11.2009г. по 04.11.2009г. в служебных командировках с выездом за пределы города Томска, что подтверждается соответствующими документами (командировочные удостоверения., приказы о направлении Генерального директора ОАО «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация» в служебную командировку № 60к от 02.10.2009г., № 63к от 06.10.2009 г., №63/1 к от 13.10.2009г., №66к от 20.10.2009г., №70к от 02.11.2009г.); организация раскрытия информации, указанной в предписании Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе от 28.09.2009 г. о представлении документов, возложена в ОАО «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация» исключительно на Генерального директора ОАО «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация» и, соответственно, запрашиваемая информация не могла быть предоставлена кем-либо из сотрудником ОАО «Сибирский институт «Сибспецпро

ектреставрация» (разделы 13, 20 Устава ОАО «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация »).

Вместе с тем, из представленных документов следует, что в период с 13.10.2009 года по 20.10.2009 года (последний срок исполнения предписания – 19.10.2009 года), генеральный директор не находился в командировках.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 92 Закона об АО, пунктом 8.5.3 Положения обязанность по опубликованию на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц возложена на юридическое лицо - акционерное общество, а не на лиц, которые выполняют трудовую функцию, согласно заключенным с работодателем - акционерным обществом, контрактом, должностной инструкцией или путем избрания в иные органы управления общества.

Следовательно, акционерное общество обязано организовать такой порядок опубликования на странице в сети Интернет информации о своих аффилированных лицах, который позволил бы обеспечить своевременное полное и надлежащее раскрытие указанной информации на рынке ценных бумаг каждый квартал в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации о ценных бумагах вне зависимости от каких-либо факторов, и, следовательно, отсутствие директора не может являться обстоятельством, освобождающим Общество от ответственности за административное правонарушение.

Ст.19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, предусмотренной Федеральными законами о рынке ценных бумаг.

Из протокола об административном правонарушении следует, что административная ответственность возникла за неисполнение предписания контролирующего органа в установленный срок, а не за нарушение сроков предоставления необходимой информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков.

Ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа предусмотрена частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, ч.9 ст.19.5 КоАП РФ является специальной нормой, которой предусмотрена административная ответственность за неисполнение любых предписаний ФСФР России.

С учетом вышеизложенных обстоятельств суд отклоняет доводы заявителя об отсутствии состава правонарушения, а также относительно неправильной квалификации правонарушения по ч.9 ст.19.5 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что предписание подписано и.о. руководителя, а не заместителем руководителя суд считает необоснованным, т.к. предписание подписано ФИО2, которая является заместителем руководителя Регионального отделения и назначена на данную должность приказом от 22.01.2004 года №04-1018/пз, в период с 12.10.2009 года по 10.11.2009 года приказом от 06.10.2009 года №09-544-к на ФИО2 возложено исполнение обязанностей руководителя Регионального отделения.

Исходя из содержания части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вступая в соответствующие правоотношения, лицо должно знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.

У заявителя имелась возможность для исполнения Предписания в установленные в нем сроки, фактически предписание исполнено 06.11.2009 года.

Вместе с тем, в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» закреплено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом, в соответствии с п.18.1. постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. №10 (в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 20.11.2008г. №60) при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Доводы административного органа о невозможности применения положений о малозначительности в связи с тем, что заявителем нанесен ущерб объекту, охраняемому данной нормой - общественным отношениям в сфере соблюдения законодательства о рынке ценных бумаг, а также о том, что заявитель допущенным нарушением подрывает основы нормального функционирования рынка ценных бумаг, судом не принимаются. Сами по себе данные обстоятельства, указанные административным органом не свидетельствуют о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Вместе с тем, малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Совершенное заявителем правонарушение является малозначительным, если не создает существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Из материалов дела следует, что обществом в соответствии с п. 8.5.2 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н представлены списки аффилированных лиц по состоянию на 31.03.2009 года, а также на 01.07.2009 года (приложение 26 к Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг), в данных списках указан адрес страницы в сети Интернет, используемый эмитентом для раскрытия информации, данный адрес не менялся, список аффилированных лиц по состоянию на 01.07.2009 года содержит состав аффилированных лиц, из раздела П следует, что изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, за период с 01.01.2009 по 20.06.2009 не произошло.

Доказательств того, что ОАО «СИ «Сибспецпроектреставрация» не публиковало и не публикует на момент составления протокола необходимые сведения в сети Интернет ответчиком не представлено, адрес страницы в сети Интернет, используемый эмитентом для раскрытия информации был известен административному органу.

Таким образом, при наличии указанных обстоятельств, суд считает, что наложенный оспариваемым постановлением штраф в размере 500 000 руб. является наказанием, несоразмерным с допущенным нарушением.

Кроме того, принимая во внимание те обстоятельства, что до вынесения оспариваемого акта - постановления о назначении административного наказания №456 от 25.11.2009г. Обществом были предприняты меры к устранению нарушения и его последствий - необходимые документы вРО ФСФР России в СФО Заявителем были представлены 06.11.2009г., что свидетельствует об отсутствии пренебрежительного отношения Общества к исполнению своих публично–правовых обязанностей;  что последствия нарушения не носят неустранимого характера, каких–либо других нарушений законодательства не выявлено, суд считает, что совершенное «СИ «Сибспецпроектреставрация» правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан общества и государства.

При отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и отсутствии значимых последствий нарушения, с учетом того, что были предприняты определенные меры, направленные на устранение допущенных нарушений и соблюдение установленных требований, с учетом положений, сформулированных в п.18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. №10, п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 03 2005г. №5, у суда имеются в данном конкретном случае основания для оценки совершенного «СИ «Сибспецпроектреставрация» правонарушения, как малозначительного.

С учетом изложенного, суд считает возможным в рассматриваемом случае, исходя из конкретных обстоятельств дела, удовлетворить заявленные требования с освобождением «СИ «Сибспецпроектреставрация» от административной ответственности в виде штрафа в размере 500 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, ч.9 ст.19.5, 30.7 КоАП РФ, ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе о назначении административного наказания №456 от 25.11.2009г. в части наложения наОткрытое акционерное общество «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация» административного взыскания в виде штрафа в размере 500 000 руб., признать незаконным и отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация» прекратить, за малозначительностью правонарушения.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья А.Н. Гапон