АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
М О Т И В И Р О В А Н Н О Е
Р Е Ш Е Н И Е
г. Томск Дело № А67-1080/2017
19 января 2018 года оглашена резолютивная часть
26 января 2018 года изготовлено в полном объеме
Судья Арбитражного суда Томской области Ю.М. Сулимская,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон заявление
Закрытого акционерного общества «Байкалит-СКЦ» (664014, г. Иркутск, ул. Трактовая, 28, ОГРН 1023801429288, ИНН 3812011668)
к Томской таможне (634034, Томская область, г. Томск, ул. Белинского, 57)
о признании незаконным и отмене Постановления от 23.01.2017 по делу № 10611000-279/2016,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество «Байкалит-СКЦ (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Томской таможне о признании незаконным и отмене Постановления от 23.01.2017 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении по делу № 10611000-279/2016.
Определением суда от 24.03.2017 года заявление принято к производству, суд определил рассмотреть дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 24.04.2017 производство по делу №А67-1080/2017 приостановлено до вступления в законную силу соответствующего судебного акта по делу № А67-1083/2017. Определением от 30.08.2017 производство по делу возобновлено. Определением от 18.09.2017 производство по делу №А67-1080/2017 приостановлено до рассмотрения Седьмым Арбитражным апелляционным судом апелляционной жалобы по делу № А45-9510/2017. Определением от 10.01.2018 производство по делу возобновлено.
По результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему документов арбитражным судом 19.01.2018г. в соответствии со ст. 229 АПК РФ подписана резолютивной часть решения, в соответствии с которой в удовлетворении требований Закрытого акционерного общества «Байкалит-СКЦ» о признании незаконным и отмене Постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10611000-279/2016 от 23.01.2017, вынесенного Томской таможней в отношении Закрытого акционерного общества «Байкалит-СКЦ», отказано.
24.01.2018 от Закрытого акционерного общества «Байкалит-СКЦ» поступило заявление о составлении мотивированного решения по делу №А67-1080/2017. В соответствии с п.2 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства. Закрытое акционерное общество «Байкалит-СКЦ» зарегистрировано в качестве юридического лица Регистрационной палатой Администрации города Иркутска 27.06.1994 за регистрационным номером 1445 ИРП-П (ОГРН 1023801429288).
Как следует из материалов дела, 08.09.2015 в Томский таможенный пост (центр электронного декларирования) Томской таможни таможенным представителем ООО «ДХЛ ГЛОБАЛ ФОРВАРДИНГ» (г. Москва) на основании договора об оказании услуг таможенным представителем от 14.01.2015 № DGF-TP-2015-0151 от имени и по поручению декларанта ЗАО «Байкалит-СКЦ» с применением технологии «удаленного выпуска» была подана декларация на товары (далее - ДТ) № 10611020/080915/0005339, в которой в числе прочих к помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления был заявлен товар № 10 - защитные головные уборы из пластмассы ТМ «Harley-Davidson», размер L, производитель «SOSIEDADEFRANCOPORTUGUESADECAPACETES» 2 шт., отправитель - Harley Davidson Europe LTD (QX4 2DQ, United Kingdom, Oxford, Business park 6000 Garsington road), таможенная стоимость – 18235,52 рублей, код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС - 6506101000, страна происхождения – Португалия, страна отправления – Бельгия.
На основании представленной ДТ № 10611020/080915/0005339, служебной записки оперативно-розыскного отдела от 30.10.2016 № 16-02-11/0092 «О направлении информации», служебной записки отделения товарной номенклатуры, происхождения товаров и товарных ограничений от 25.10.2016 № 15-03-20/0296 «О рассмотрении документов, представленных ЗАО «Байкалит-СКЦ»», а также на основании положений статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза сотрудниками Томской таможни проведена камеральная таможенная проверка ЗАО «Байкалит-СКЦ» по вопросу контроля соблюдения запретов и ограничений при декларировании товара – защитные головные уборы из пластмассы (мотошлемы), по результатам которой составлен акт камеральной таможенной проверки № 10611000/210/301116/А0020 от 30.11.2016, содержащий указания на выявленные нарушения.
В частности, в ходе проверки установлено, что заявленный в ДТ № № 10611020/080915/0005339 под № 10 товар, классифицируемый в соответствии с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 6506101000, подпадает под действие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011), согласно которому установлена такая форма подтверждения соответствия продукции (шлемы), как сертификат соответствия, и Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (TP ТС 019/2011), согласно которому установлена такая форма подтверждения соответствия, как декларирование соответствия.
Однако вместе с ДТ № № 10611020/080915/0005339 таможенному органу в отношении товара № 10 была представлена только декларация о соответствии ТС № RU Д-US.АЛ14.В.58329 от 18.02.2014 требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (TP ТС 019/2011). Сертификат соответствия товара требованиям безопасности Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011) при таможенном декларировании товара представлен не был, запись о нем в графе 44 ДТ также отсутствовала, как и не было представлено вместе с ДТ и обязательство декларанта (ЗАО «Байкалит-СКЦ») о представлении сертификата соответствия после выпуска товара.
С учетом указанных обстоятельств Томской таможней сделан вывод о несоблюдении ЗАО «Байкалит-СКЦ» установленных запретов и ограничений (мер технического регулирования) при декларировании товара по ДТ № № 10611020/080915/0005339 (товар № 10), а также о наличии в действиях ЗАО «Байкалит-СКЦ» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения).
06.12.2016 главным государственным таможенным инспектором отдела таможенного контроля после выпуска товаров Томской таможни Балаботкиным В.В. вынесено определение о возбуждении в отношении ЗАО «Байкалит-СКЦ» дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ и проведении по нему административного расследования.
По результатам административного расследования 30.12.2016 старшим уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований Рачковской Е.В. в отношении ЗАО «Байкалит-СКЦ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, содержащий указание на несоблюдение установленных международными договорами государств – членов Таможенного союза, решениями комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз заявленных в ДТ № № 10611020/080915/0005339 под № 10 товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
23.01.2017 заместителем начальника Томской таможни по правоохранительной деятельности Андреевым С.Ю. вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10611000-279/2016, которым ЗАО «Байкалит-СКЦ» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Признание незаконным и отмена постановления от 23.01.2017 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10611000-279/2016 является предметом требований заявителя по настоящему делу.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суд считает требования заявителя о признании незаконным и отмене Постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10611000-279/2016 от 23.01.2017 не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела; при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент таможенного оформления импортируемого товара) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Объективная сторона указанного правонарушения заключается, в частности, в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию.
В соответствии с п. 1 ст. 203 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), по выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру, в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС и законодательством государств - членов таможенного союза.
Пунктом 1 статьи 209 ТК ТС установлено, что выпуск для внутреннего потребления - это таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС.
Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в том числе, если необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе: применения таможенного законодательства Российской Федерации, представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
Данная норма согласуется с пунктом 3 статьи 150 ТК ТС, согласно которому товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - участников таможенного союза.
Согласно статье 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и правовыми актами государств членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В соответствии со статьей 179 ТК ТС при помещении под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию в письменной и (или) электронной, формах с использованием таможенной декларации. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
В силу пункта 1 статьи 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются основные сведения, о товарах, в том числе сведения о соблюдении ограничений (подпункт 8).
В соответствии с пунктом 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в частности к таким документам относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Исходя из положений статьи 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операции, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза.
На основании пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 статьи 3 ТК ТС если в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, такое законодательство действует на территории этого государства - члена таможенного союза.
Из пункта 2 подпункта «в» Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 следует, что к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая: включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Пунктом 3 Положения установлено, что к документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, относятся - документ об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренный техническими регламентами Таможенного союза; сертификат соответствия или декларация о соответствии Таможенного союза, оформленные по единой форме, на продукцию (товары), включенную в Единый перечень; сертификат соответствия, декларация о соответствии, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры; иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011), который вступил в силу с 01.01.2015 и распространяет свое действие на шлемы защитные для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов (пункт 109 раздела 2 «Компоненты транспортных средств» Перечня объектов технического регулирования, на которые распространяется действие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» - приложения № 1 к TP ТС 018/2011).
В пункте 91 Перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документов об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.07.2015 № 77 (вступил в силу 14.08.2015), включены шлемы защитные для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов, код ТН ВЭД ЕАЭС 6506 10, а также установлено, что в отношении данной продукции документом об оценке соответствия требованиям безопасности TP ТС 018/2011 является сертификат соответствия.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона № 184-ФЗ технический регламент может быть принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в 11 соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. До вступления в силу технического регламента, принятого международным законодательством Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным порядке, установленном законодательством Российской Федерации, технический регламент может быть принят указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию в соответствии с положениями данного Федерального закона.
В отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования данного Технического регламента (TP ТС 018/2011), указанные обязательные требования ранее были установлены Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 №720 (далее - Технический регламент РФ).
Учитывая переходные положения, предусмотренные пунктом 3.3 Решения Комиссии Таможенного союза № 877 от 09.12.2011 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», выпуск мотошлемов до 01 июля 2016 года возможен на основании сертификатов соответствия требованиям Технического регламента РФ, выданных до 01.01.2015.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878 принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (TP ТС 019/2011), который вступил в силу 01.06.2012 и также распространяет свое действие на шлемы защитные для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов (приложение № 5 к TP ТС 019/2011 - Список средств индивидуальной защиты, подлежащих обязательному подтверждению соответствия при выпуске в обращение на территории государств - членов Таможенного союза).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.06.2012 № 79 утвержден Перечень продукции с указанием кодов ТН ВЭД, в отношении которой подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов о соответствии, подтверждающих соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», в Раздел 1 «Средства индивидуальной защиты от механических факторов» включены «шлемы защитные для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов, из кода ТН ВЭД ЕАЭС 6506 10 100 0». Форма подтверждения соответствия такой продукции - декларирование соответствия.
Указанные технические регламенты Таможенного союза (TP ТС 018/2011 и TP ТС 019/2011), утвержденные решениями Комиссии Таможенного союза в один день - 09.12.2011, различны по сфере правового регулирования (объект технического регулирования TP ТС 018/2011 - компонент (шлем), оказывающий влияние на безопасность транспортного средства, объект технического регулирования TP ТС 019/2011 - безопасность средства индивидуальной защиты головы (шлема) для человека, и обеспечение безопасности человека в результате применения им средства индивидуальной защиты головы).
Таким образом, заявленные в ДТ № 10611020/080915/0005339 (товар № 10), товары, классифицируемые в соответствии с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 6506 10 100 0, подпадают под действие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011) и Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (TP ТС 019/2011).
Подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 195 ТК ТС предусмотрено, что выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий: - таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с ТК ТС и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров; - лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с ТК ТС, а при установлении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 ТК ТС - международными договорами государств - членов таможенного союза; пунктом 3 статьи 202 ТК ТС - законодательством государств - членов таможенного союза; - в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с ТК ТС.
Согласно положениям статьи 219 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в случаях, если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы в письменной или электронной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после выпуска товаров, если не установлен иной срок, необходимый для их получения. Выпуск товаров осуществляется при представлении декларантом в письменной или электронной форме обязательства о представлении документов в установленный срок.
В соответствии с пунктом 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары и форму декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, указанное выше обязательство декларанта должно быть представлено вместе с подачей декларации на товары, поскольку в графе 44 ДТ через знак разделителя «/» отображается признак, подтверждающий представление либо непредставление документа при подаче декларации.
В случае намерения декларанта представить сертификат соответствия или декларацию о соответствии после выпуска товаров в графе 44 ДТ после знака разделителя проставляется цифра «3» (документ представлен (будет представлен) после выпуска товаров) и вносится запись следующего содержания, например: «01999/3 (или 01191/3) ОБЯЗУЮСЬ ПРЕДСТАВИТЬ ДО ...».
Между тем таможенным органом установлено, что вместе с ДТ № 10611020/080915/0005339 (товар № 10), в отношении вышеуказанных товаров была представлена только декларация о соответствии ТС № RU Д-US.АЛ14.В.58329 от 18.02.2014 требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (TP ТС 019/2011).
Представленная при таможенном декларировании мотошлемов декларация о соответствии ТС № RU Д-US.AЛ14.B.58329 от 18.02.2014 требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (TP ТС 019/2011) не является документом, подтверждающим соответствие товара требованиям безопасности другого технического регламента Таможенного союза - TP ТС 018/2011.
Сертификат соответствия товара требованиям безопасности Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011) при таможенном декларировании товара представлен не был, запись о нем в графе 44 поименованных выше ДТ также отсутствовала, как и не было представлено вместе с ДТ и обязательство декларанта (ЗАО «Байкалит-СКЦ») о представлении сертификата соответствия после выпуска товара.
При таких обстоятельствах, бездействие ЗАО «Байкалит-СКЦ» образует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
Кроме этого, суд считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с п. 3.2 решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента (далее - продукция) до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 июля 2016 года, за исключением партий транспортных средств и компонентов, срок действия которых ограничивается количественной квотой.
Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего Решения, действительны до окончания срока их действия. Также данные документы могут использоваться в качестве доказательственных материалов в целях проверки выполнения требований настоящего технического регламента, в том числе для распространения действия указанных документов на территорию всех государств - членов Таможенного союза.
При распространении указанных в абзаце первом настоящего пункта документов в порядке, установленном настоящим техническим регламентом, применяются требования, действовавшие до вступления в силу настоящего технического регламента на момент оформления указанных документов.
В данном случае срок действия документа, выданного на основании технического регламента, должен соответствовать сроку действия документа, действовавшего до вступления в силу настоящего технического регламента.
Из содержания указанной нормы следует, что в качестве доказательственных материалов при процедуре подтверждения соответствия товара требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011) могут использоваться только ранее выданные в установленном порядке документы соответствия такому же регламенту, но ранее действующему, то есть техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств.
В отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования данного Технического регламента (TP ТС 018/2011), указанные обязательные требования ранее были установлены Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720.
Заявленные в ДТ № 10611020/080915/0005339 (товар № 10), товары, классифицируемые в соответствии с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 6506 10 00 0, подпадают под действие двух разных Технических регламентов, утвержденных Решениями Комиссии таможенного союза в одно и то же время (9 декабря 2011 г.) - Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011) и Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (TP ТС 019/2011), в связи с чем в отношении данного товара подача таможенному органу таможенной декларации должна сопровождаться представлением двух документов о соответствии: сертификата о соответствии товара требованиям TP ТС 018/2011, декларации о соответствии товара требованиям ТР ТС 019/2011.
Выпуск мотошлемов до 01.07.2016 также был возможен на основании сертификата соответствия требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720, выданного до 01.01.2015, поскольку до вступления в силу ТР ТС 018/2011 мотошлемы также являлись объектом технического регулирования данного Технического регламента.
Таким образом, представленная при таможенном декларировании мотошлемов декларация о соответствии ТС № RU Д-US.AЛ14.В.58329 от 18.02.2014 требованиям TP ТС 019/2011 не может является документом, подтверждающим соответствие товара требованиям другого технического регламента (TP ТС 018/2011), выданный органом сертификации, в установленном порядке, по установленной форме, который не был представлен вместе с ТР ТС ДТ № 10611020/080915/0005339 (товар № 10), как и не было представлено обязательство о его предоставлении декларантом после выпуска товара.
В связи с этим, представление при декларировании товаров по ДТ № 10611020/080915/0005339 (товар № 10) только одного документа - декларации о соответствии ТС № RU Д-US.AЛ14.B.58329 от 18.02.2014 не может освобождать декларанта от предоставления документа о соответствии требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», поскольку в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования данного Технического регламента, требования ранее были установлены Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720.
Доводы общества о достаточности представления только указанной декларации, а также о том, что TP ТС 018/2011 и TP ТС 019/2011, предъявляют одинаковые требования, основаны на одинаковых предписаниях, суд отклоняет как не основанными на нормах действующих правовых норм.
При этом названные технические регламенты таможенного союза имеют различные сферы правового регулирования, ими предусматриваются различные по содержанию обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, а также формы, схемы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия ввозимых на таможенную территорию таможенного союза и выпускаемых в свободное обращение товаров.
Формы подтверждения соответствия товаров требованиям TP ТС 018/2011 и TP ТС 019/2011 разные: в соответствии с Разделом 1 «Средства индивидуальной защиты от механических факторов» Перечня продукции с указанием кодов ТН ВЭД ТС, в отношении которой подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов о соответствии, подтверждающих соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.06.2012 № 79, форма подтверждения соответствия шлемов защитных для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов, код ТН ВЭД ЕАЭС 6506 10, требованиям технического регламента TP ТС 019/2011 - декларирование соответствия; согласно п. 109 приложения № 10 к TP, п. 91 Перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документов об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011)», утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.07.2015 № 77), форма подтверждения соответствия шлемов защитных для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов, код ТН ВЭД ЕАЭС 6506 10, требованиям технического регламента TP ТС 018/2011 - сертификация соответствия (схемы 10с, 11с).
Также судом отклоняются доводы со ссылкой на наличие на декларируемых шлемах маркировки согласно правилам ЕЭК ООН № 22, подтверждающей соответствие продукции международным требованиям безопасности, поскольку в силу положений TP ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», устанавливающих обязательное подтверждение соответствия Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011) на основании сертификата соответствия требованиям TP ТС 018/2011, наличие маркировки на шлемах, в том числе согласно правилам ЕЭК ООН № 22, не исключает необходимость получения и представления при таможенном декларировании мотошлемов сертификата соответствия требованиям данного Технического регламента.
В связи с этим, наличие маркировки на мотошлемах согласно правилам ЕЭК ООН № 22 не имеет правового значения, поскольку не свидетельствует о соблюдении обществом установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, ограничений на ввоз заявленного по ДТ № 10611020/080915/0005339 (товар № 10).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Учитывая изложенное, принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства, суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат. Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, а также доказательств, подтверждающих принятие всех необходимых мер для недопущения административного правонарушения, ЗАО «Байкалит-СКЦ» не представлено.
Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд пришел к выводу о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, поскольку действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Содержание протокола об административном правонарушении от 30.12.2016 соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ. Протокол составлен и дело рассмотрено уполномоченными должностными лицами в отсутствие представителя ЗАО «Байкалит-СКЦ», надлежащим образом извещенного о времени и месте совершения данных процессуальных действий, что не является нарушением норм КоАП РФ.
Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 23.01.2017 вынесено в рамках предоставленных полномочий, с учетом всех обстоятельств дела, размер административного штрафа определен с учетом степени вины общества в пределах санкции, установленной ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дел об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ судом не установлено. Допущенное нарушение создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, требования по представлению на мотошлемы сертификата соответствия требованиям TP ТС 018/2011 при их таможенном декларировании не выполнены, общество не приняло необходимые меры к получению разрешительных документов и устранению допущенных нарушений.
Из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, в части такого обстоятельства как отсутствие угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Соблюдение соответствующего порядка направлено на обеспечение соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов, принимаемых в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей (ст. 2, 6, 7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»).
Обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Поскольку факт нарушения и вина ЗАО «Байкалит-СКЦ» подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства, имеющих существенный характер, не выявлено, то оснований для вывода о несоответствии оспариваемого Постановления Томской таможни требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов не усматривается. Нарушение данным постановлением прав и законных интересов заявителя не подтверждено.
В связи с чем, правовых оснований для удовлетворения требований заявителя у суда не имеется. В данном случае суд, в том числе, руководствуется позицией Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2017г. по делу № А45-9510/2017.
Руководствуясь ст.ст. 227, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Закрытого акционерного общества «Байкалит-СКЦ» о признании незаконным и отмене Постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10611000-279/2016 от 23.01.2017, вынесенного Томской таможней в отношении Закрытого акционерного общества «Байкалит-СКЦ», отказать.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в пятнадцатидневный срок со дня его принятия.
Судья Ю. М. Сулимская