ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-11086/2021 от 26.01.2022 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Томск Дело № А67- 11086/2021

02.02.2022 (резолютивная часть объявлена 26.01.2022)

Арбитражный суд Томской области в составе судьи Идрисовой С.З., при ведении протокола секретарем судебного заседания Филимоновой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление департамента лицензирования и регионального государственного контроля Томской области (634029, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении ООО «К-Плюс 8» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

от административного органа – ФИО1 по доверенности от 10.01.2022 (до 31.12.2022), удостоверение, диплом,

от ответчика – директора ФИО2, паспорт,

установил:

18.10.2021 департамент лицензирования и регионального государственного контроля Томской области обратился в суд с заявлением о привлечении ООО «К-Плюс 8» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), выразившегося в обороте алкогольной продукции без сопроводительных документов.

Ответчик в своем отзыве просит назначить наказание в виде предупреждения.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции по делу.

Из материалов дела следует, что ответчик осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на основании лицензии от 26.10.2021, срок действия, который с 25.04.2017 до 24.04.2025.

18.10.2021 начальником отдела судебной и административно работы административного органа ФИО1 на основании задания №2/2021 от 18.10.2021 проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контрольным лицом.

В ходе работы по заданию в отношении ответчика получены сведения из ЕГАИС за период с 11.10.2021 по 18.10.2021.

В ходе административного расследования у ответчика запрошены сопроводительные документы на алкогольную продукцию и журнал учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 15.10.2021 на магазин по адресу: <...>.

Согласно пояснениям ответчика, у него отсутствуют сопроводительные документы на алкогольную продукцию в связи с тем, что данный алкоголь ему не принадлежит. Представлен журнал учета розничной продажи алкогольной продукции, в котором подтвержден факт реализации алкогольной продукции без сопроводительных документов.

19.10.2021 в отношении ответчика возбуждено дело об административном правонарушении №239-2021/ЮЛ/14.16 ч.2.

В связи с выявленным нарушением 06.12.2021 составлен протокол №239-2020/ЮЛ/14.16.ч.2 об административном правонарушении по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.

На основании ст.28.8 КоАП РФ протокол направлен в суд для рассмотрения дела об административном правонарушении.

Заслушав представителей участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением роз­ничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных до­кументов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных феде­ральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодер­жащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Россий­ской Федерации определяются Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государ­ственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосо­держащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон №171-ФЗ).

Согласно правовой позиции, выраженной в п.3 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 №17-П, государственное ре­гулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящей­ся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как алкогольная продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Рос­сийской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повы­шения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в п. 1 ст. 1 Закона №171-ФЗ.

Следовательно, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной про­дукции, включая ряд ограничений и запретов.

При этом абз.16 ст. 2 Закона №171-ФЗ закреплено, что оборотом этилово­го спирта и алкогольной продукции является их закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.

Согласно пункту 1 статьи 26 Закона №171-ФЗ запрещается оборот этилово­го спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего закона; розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных ста­тьей 10.2 настоящего закона.

Алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосо­держащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, уста­новленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ли­керное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливае­мые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (п.7 ст.2 Закона №171-ФЗ).

Подпунктом 12 пункта 2 статьи 16 Закона №171-ФЗ установлен запрет на рознич­ную продажу алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего закона.

Статьей 10.2 Закона №171-ФЗ установлено, что оборот этилового спирта, алкоголь­ной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопро­водительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: 1) то­варно-транспортная накладная; 2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для им­портированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключе­нием этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); 3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для эти­лового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осу­ществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); 4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции); 5) заверенные подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту уче­та покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупа­теля об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).

Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществ­ляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2 Закона №171-ФЗ).

Кроме того, в сфере оборота алкогольной продукции действуют Правила продажи алко­гольной продукции, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55, согласно пункту 12 которых продавец обязан по требованию потребите­ля ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия со­гласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о де­кларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наиме­нование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

В соответствии с пунктом 2 вышеуказанных Правил под продавцом понимается организа­ция независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприни­матель, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи.

Порядок функционирования единой государственной автоматизированной информацион­ной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спирто­содержащей продукции установлен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этило­вого спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными постановлением Правительства от 29 декабря 2015 №1459 «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этило­вого спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Из представленных административным органом в материалы дела доказательств следует, что ответчик осуществлял оборот алкогольной продукции при отсутствии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность её производства и оборота, определенных Законом №171-ФЗ. Доказательств, свидетельствующих об обратном, ответчик в материалы дела не представил.

Обстоятельств, исключающих вину в совершении правонарушения, свидетельствующих об отсутствии возможности для соблюдения установленных правил и норм в сфере осу­ществления розничной торговли алкогольной продукцией, из материалов дела не усматрива­ется. Приступая к деятельности по реализации алкогольной продукции, ответчик обязан был принять все зависящие от него меры по выяснению существенных для этого обстоятель­ств.

Доказательств того, что такие меры приняты до начала реализации алкогольной про­дукции, ответчиком в материалы дела не представлено.

В этой связи суд приходит к выводу о виновности ответчика в совершении административного правонарушения. Наличие события и состав правонарушения, предусмотрен­ного ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, подтверждены материалами дела.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должност­ным лицом в соответствии с пунктом 64 ча­сти 2 статьи 28.3 КоАП РФ, содержание соответствует требо­ваниям, предусмотренным в ст. 28.2 главы 28 КоАП РФ. Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, имеющих существенный характер и не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело при производстве по делу об административном пра­вонарушении, не установлено. Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного правонарушения не усматривается, поскольку нарушение несет существенную угрозу общественным отношениям.

Срок давности привлечения к административной ответственности за до­пущенное правонарушение составляет один год и к моменту настоящего судебного разбирательства не истек.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание характеризуется как мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. В силу ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Следовательно, являясь средством принудительного воздействия, административное наказание должно быть соразмерно тяжести содеянного и другим обстоятельствам противоправного деяния.

В силу ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Следовательно, являясь средством принудительного воздействия, административное наказание должно быть соразмерно тяжести содеянного и другим обстоятельствам противоправного деяния.

В силу ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи.

Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая положения ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ, а также характер допущенного нарушения, факт того, что ответчик является субъектом малого и среднего предпринимательства, мнение административного органа относительно назначаемой санкции, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, суд считает возможным назначить ответчику административное наказание в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Рос­сийской Федерации,

решил:

привлечь ООО «К-Плюс 8» (634045, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности, преду­смотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его изготовления в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Томской области.

Судья С.З. Идрисова