ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-1115/2018 от 25.05.2018 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Томск Дело № А67- 1115/2018

Резолютивная часть решения объявлена 25.05.2018

Полный текст решения изготовлен 01.06.2018

Судья Арбитражного суда Томской области Е.В. Чиндина,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.А. Харламовой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «ЛесТех» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>)

к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Томской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, 634003, <...>)

о признании незаконным решения №13404А от 11.10.2017г. об отказе в государственной регистрации

при участии в заседании:

от Заявителя – ФИО1 (доверенность от 09.01.2018г.)

от Ответчика – ФИО2 (доверенность от 09.01.2018г.)

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «ЛесТех» (далее – ООО «ПКФ «ЛесТех», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Томской области (далее – Инспекция, налоговый орган) №13404А от 11.10.2017 об отказе в государственной регистрации.

Представитель Заявителя настаивала на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему, в том числе указала, что отказ в регистрации незаконный и необоснованный, обществом представлены все документы, подтверждающие распределение доли, при этом Инспекция неправомерно требует подачи дополнительного заявления по форме Р14001 о распределении доли общества, поскольку указанные сведения уже отражены в заявлении по форме Р13001; вывод налогового органа об отсутствии у ФИО3 полномочий на принятие решения совместного общего собрания участников реорганизуемых общества не основан на законе.

Представитель Инспекции возражала против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным отзыве и дополнениях к нему.

Более подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в заявлении, отзыве и дополнениях к ним.

Как следует из материалов дела, 04.10.2017 ООО «ПКФ ЛесТех» обратилось в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в связи с его реорганизацией путем присоединения к последнему ООО «Родник-98» и соответственно изменением размера уставного капитала до 25 000 руб. Согласно расписке в получении документов для государственной регистрации представил следующие документы: 1. заявление об изменениях, вносимых в учредительные документы по форме №Р13001; 2. Протокол общего собрания участников юридического лица; 3. Решение о внесении изменений в учредительные документы; 4. Изменения к уставу юридического лица в двух экземплярах; 5. документ об уплате государственной пошлины.

Решением №13404А от 11.10.2017 налоговый орган отказал ООО «ПКФ «ЛесТех» в государственной регистрации юридического лица со ссылкой на подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с непредставлением заявителем необходимых для государственной регистрации документов.

ООО «ПКФ «ЛесТех» обжаловало решение налогового органа от 11.10.2017 № 13404А в УФНС России по Томской области, решением №606 от 25.11.2017 заявителю отказано в удовлетворении жалобы.

Не согласившись с решением Инспекции от 11.10.2017 №13404А ООО «ПКФ «ЛесТех» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое, по мнению суда не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон №129-ФЗ) установлено, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах; документ об уплате государственной пошлины.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, договор о присоединении и передаточный акт (пункт 3 статьи 17 Закона № 129-ФЗ).

Пунктом 1.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ определено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» утверждены форма заявления № Р14001 и форма заявления №Р13001, а также Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.

Пунктами 4, 4.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ определено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом, и не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ предусматривает, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 24 Закона № 14-ФЗ в течение одного года со дня перехода доли или части доли в уставном капитале общества к обществу они должны быть по решению общего собрания участников общества распределены между всеми участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества или предложены для приобретения всем либо некоторым участникам общества и (или), если это не запрещено уставом общества, третьим лицам.

Распределение доли или части доли между участниками общества допускается только в случае, если до перехода доли или части доли к обществу они были оплачены или за них была предоставлена компенсация, предусмотренная пунктом 3 статьи 15 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 5 статьи 24 Закона № 14-ФЗ не распределенные или не проданные в установленный настоящей статьей срок доля или часть доли в уставном капитале общества должны быть погашены, и размер уставного капитала общества должен быть уменьшен на величину номинальной стоимости этой доли или этой части доли.

Согласно пункту 6 статьи 24 Закона № 14-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, должен быть извещен о состоявшемся переходе к обществу доли или части доли в уставном капитале общества не позднее чем в течение месяца со дня перехода к обществу доли или части доли путем направления заявления о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц и документа, подтверждающего основания перехода к обществу доли или части доли. В случае, если в течение указанного срока доля или часть доли будет распределена, продана или погашена, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, извещается обществом путем направления заявления о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц и документов, подтверждающих основания перехода к обществу доли или части доли, а также их последующих распределения, продажи или погашения. Документы для государственной регистрации предусмотренных настоящей статьей изменений, а при продаже доли или части доли также документы, подтверждающие оплату доли или части доли в уставном капитале общества, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня принятия решения о распределении доли или части доли между всеми участниками общества, об их оплате приобретателем либо о погашении. Указанные изменения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

В соответствии с подп. 1 пункта 3.1 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» при присоединении общества подлежат погашению принадлежащие присоединяемому обществу доли в уставном капитале общества, к которому осуществляется присоединение.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) уставный капитал ООО «ПКФ «ЛесТех» составляет 15 000 руб., из них 10 000 руб. (66, 67%) принадлежит самому обществу, 5 000 руб. (33, 33%) принадлежит участнику общества – акционерному обществу «Томинко».

Из представленных в Инспекцию документов следует, что в связи с присоединением ООО «Родник-98» (с уставным капиталом 10 000 руб.) к ООО «ПКФ «ЛесТех» (уставный капитал 15 000 руб.) уставный капитал последнего увеличивается до 25 000 руб. При этом доля единственного участника общества – АО «Томинко» составит также 25 000 руб.

Заявителем представлено в Инспекцию решение участника ООО «ПКФ «ЛесТех» от 08.02.2017 о распределении доли в уставном капитале общества единственному участнику ЗАО «Томинко» в результате чего доля участника составила 100% уставного капитала общества, что соответствует 15 000 руб.

Вместе с тем, заявление в соответствии с пунктом 6 статьи 24 Закона № 14-ФЗ по форме № Р14001 с листом 3 заявителем не представлено.

В представленном заявлении по форме Р13001 заявителем заполнен лист В – «Сведения о размере уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевого фонда)» в отношении ООО «ПКФ «ЛесТех» с указанием доли в уставном капитале 25 000 руб.; а также лист Г – «Сведения об участнике-российском юридическом лице» в отношении АО «Томинко» с указанием доли в уставном капитале - 25 000 руб. (100%).

Указанное заявление по форме № Р13001 не отражает сведения о распределении доли общества, так как уставный капитал равен 10 000 руб. и в случае внесения сведений по представленному заявлению по форме № Р13001 в ЕГРЮЛ будут отражены сведения о долях в уставном капитале общества следующим образом:

- уставный капитал ООО «ПКФ «ЛесТех» составит 25 000 руб.

- номинальная стоимость доли в уставном капитале, принадлежащая обществу - 10 000 руб.(что составляет 66,67%);

- номинальная стоимость доли единственного участника общества - АО «Томинко» - 25 000 руб. (что составляет 100 %).

При этом размер уставного капитала согласно листу В заявления по форме №Р13001 и протоколу от 08.02.2017 составляет 25 000 руб.

Таким образом, документы, представленные для государственной регистрации, в том числе заявление по форме №Р13001, не содержат информацию о распределении доли, принадлежащей заявителю, информация, содержащаяся в заявлении по форме № Р13001 о размере уставного капитала общества (25 000 руб.) и номинальной стоимости доли участника в уставном капитале общества (25 000 руб.) противоречит положениям Закона № 14-ФЗ, при внесении в ЕГРЮЛ таких сведений общая сумма доли участника и доли, принадлежащей обществу (10 000 руб.), будет равна 35 000 руб., сумма доли участника общества составляет 100%, доля самого Общества 66,67%, то есть сумма размера доли участника общества и доли, принадлежащей самому обществу, превышает 100%, таким образом, заявление по форме Р13001 содержит недостоверные сведения о размере долей

Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в статье 17 Закона № 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации изменений, в том случае, если содержащиеся в этих документах сведения недостоверны.

Представление заявителем документов, содержащих недостоверные сведения, рассматривается как непредставление в регистрирующий орган необходимых документов, что является основанием для отказа в государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.

Довод представителя Заявителя со ссылкой, в том числе, на Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2014г. №457 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», о том, что распределение доли Обществом производилось одновременно с увеличением уставного капитала, что требовало внесение изменений в учредительные документы и исключает подачу заявления по форме Р14001; действующее законодательство о государственной регистрации не запрещает совмещение нескольких регистрационных действий в одной форме, что позволило Обществу объединить в форме Р13001 и распределение доли в уставном капитале Общества и увеличение уставного капитала, судом отклоняется, поскольку из анализа Приказа Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (Требования к оформлению Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма №Р13001) не усматривается, что данная форма содержит в себе разделы, позволяющие распределить доли, принадлежащие Обществу.

Заполнение листа «Г» формы Р13001 не отражает сведений о распределении доли принадлежащей самому Обществу, поскольку данный раздел заполняется только в отношении участника Общества, в случае, если вносимые в учредительные документы юридического лица изменения касаются сведений об участнике - российском юридическом.

Поскольку возможность распределения доли, принадлежащей Обществу отсутствует в утвержденной Приказом Форме Р13001, в связи с тем, что отсутствует специальный раздел, позволяющий внести такие изменения, а регистрирующий орган не вправе самостоятельно определять перечень информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, суд соглашается с позицией Ответчика, что в данном конкретном случае следовало представить в регистрирующий орган одновременно заявление по форме Р13001 и заявление по форме Р14001.

Таким образом, учитывая, что представление ненадлежащим образом оформленных документов означает непредставление в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации и является основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона №129-ФЗ, суд приходит к выводу о наличии у регистрирующего органа в данном случае оснований для отказа в государственной регистрации изменений и отсутствии со стороны регистрирующего органа нарушений норм действующего законодательства.

В тоже время факт нарушения Обществом положений пп. «б» п. 1 ст. 17 Федерального закона №129-ФЗ, выразившийся в том, что решение о внесении изменений в учредительные документы ООО «ПКФ «ЛесТех», оформленное протоколом совместного общего собрания участников ООО «Родник – 98» и ООО «ПКФ «ЛесТех» от 08.02.2017г. является неправомочным и, соответственно, непредставленным для государственной регистрации, так как подписано ФИО4 (ООО «Родник-98») и ФИО3 (ПКФ «Лестех»), тогда как, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ участником ООО «ПКФ «ЛесТех» является АО «Томико», в ходе судебного заседания своего подтверждения не нашел.

То обстоятельство, что данный протокол не содержит указаний, на то, что он подписан Единственным участником ООО «ПКФ» ЛесТех» ЗАО «Томинко» в лице директора ФИО5 (на что указывает налоговый орган), а подписан ФИО3 (ПКФ «ЛесТех»), не может являться обстоятельством, свидетельствующим о том, что данный протокол подписан неправомочным лицом.

Вместе с тем, указанное несоответствие, с учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, не повлекло за собой принятия незаконного решения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного, оснований для признания решения Межрайонной ИФНС России №7 по Томской области №13404А от 11.10.2017 об отказе в государственной регистрации, незаконным и удовлетворения требований ООО «ПКФ «ЛесТех», у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, Арбитражный суд Томской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «ЛесТех» о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Томской области №13404А от 11.10.2017г. об отказе в государственной регистрации, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Чиндина Е. В.