ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-1145/2021 от 20.04.2022 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск                                                                                      Дело №А67-1145/2021

Полный текст решения изготовлен 27 апреля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2022 года

Арбитражный суд Томской области в составе судьи Л.М. Ломиворотова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаповой Н.С. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска (ИНН <***>, ОГРН <***>; 634050, <...>)

к  Управлению Федерального казначейства по Томской области (ИНН <***>, ОГРН <***>; 634034, <...>)

о признании незаконными представления,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация города Томска (ИНН <***>, ОГРН <***>; 634050, <...>), Акционерное общество «ТОМ-ДОМ Томской домостроительной компании» (ИНН <***>, ОГРН <***>; 634021, <...>), Департамент архитектуры и строительства Томской области (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),

при участии:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 11.10.2021 (на 1 год), служебное удостоверение;

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 10.01.2022 (по 31.12.2024), служебное удостоверение,

от Администрации г. Томска: ФИО3 по доверенности от 10.12.2021 (на 1 год), служебное удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

Департамент управления муниципальной собственностью администрации города Томска (далее – Департамент недвижимости, заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконными пунктов 2, 3 представления Управления Федерального казначейства по Томской области (далее – УФК по Томской области, Управление, заинтересованное лицо) № 65-23-14/240 от 26.01.2021.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований  относительно предмета спора, привлечены: Администрация города Томска (далее – Администрация г. Томска, третье лицо), акционерное общество «ТОМ-ДОМ Томской домостроительной компании» (далее – АО «ТОМ-ДОМ ТДСК», третье лицо), Департамент архитектуры и строительства Томской области (далее – Департамент архитектуры, третье лицо).

В обоснование заявленных требований Департамент недвижимости указал, что представление в оспариваемой части не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы. Выводы УФК по Томской области о неправомерном использовании бюджетных средств являются необоснованными. Здания с оборудованием приобретены для целей размещения общеобразовательных организаций в соответствии с условиями соглашений и требованиями государственной программы  

В отзывах Администрация г. Томска, Департамент архитектуры и АО «ТОМ-ДОМ ТДСК» поддержали позицию Департамента недвижимости.

Администрация в письменных пояснениях дополнительно указала, что представление не соответствует установленной форме, не отвечает критерию исполнимости, в представлении неправомерно сделаны выводы относительно неправомерного использования средств субсидии областного бюджета и средств местного бюджета, использование которых не являлось предметом проверки. При вынесении представления управление неправомерно руководствовалось Перечнем средств обучения и воспитания, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.03.2016 № 336. Кроме того, не учтено, что данный перечень не является закрытым и носит рекомендательный характер. Оборудование, указанное в представлении, приобретено правомерно, так как оно включено в состав проектной документации общеобразовательных организаций, которые построены по типовому проекту. Данное оборудование за счет средств субсидии федерального бюджета не приобреталось.

Надлежащим образом извещенные Департамент архитектуры и АО «ТОМ-ДОМ ТДСК», явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.

В судебном заседании представители департамента и администрации настаивали на удовлетворении заявленных требований, поддержали доводы, изложенные в заявлении и письменных пояснениях. Представитель заинтересованного лица возражал, указал на несостоятельность заявленных доводов. 

            Заслушав пояснения, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.

            УФК по Томской области в период с 21.09.2020 по 09.12.2020 в отношении Департамента недвижимости проведена внеплановая проверка по теме: «Проверка предоставления и использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на реализацию мероприятий по содействию создания новых мест в общеобразовательных учреждениях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» за 2018-2019 годы.

            В ходе проверки установлены факты неправомерно использования бюджетных средств, которые зафиксированы в акте проверки от 19.12.2020.

            Так, применительно к предмету заявленных требований, установлено неправомерное использование средств субсидии в рамках муниципального контракта от 07.06.2018 в размере 741 150,62 руб., в том числе средства федерального бюджета 317 583,04 руб. (пункт 2); в рамках муниципального контракта от 24.05.2019 в размере 684 566,46 руб., в том числе средства федерального бюджета 269 445,36 руб. (пункт 3).  

            Департаменту недвижимости выдано представление № 65-23-14/240 от 26.01.2021 с требованием о принятии в срок до 15.02.2021 мер по устранению причин и условий выявленных нарушений.

            Не согласившись с представлением в части пунктов 2 и 3, департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным, которое подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).

В силу пункта 5.15(1) Положения Федеральное казначейство осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.  

Пунктом 1 статьи 269 БК РФ установлено, что полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в числе прочего являются:

- контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

- контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

В силу пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях.

Таким образом, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля имеет право вносить представления по любому выявленному им и отнесенному к его компетенции статьей 269 Бюджетного кодекса РФ нарушению, даже не включенному в главу 30 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно пункта 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095 утвержден федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований» (далее - Стандарт), устанавливающий правила реализации результатов проведения проверок, ревизий и обследований, в том числе требования к содержанию представления органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Согласно пункту 11 Стандарта в представлении указывается информация о выявленных нарушениях - нарушениях, по которым принято решение о направлении представления, в том числе информация о суммах средств, использованных с этими нарушениями.

Стандарт не предусматривает направление представлений только по фактам бюджетных нарушений.

Само по себе отсутствие в Бюджетном Кодексе РФ понятия "неправомерное расходование бюджетных средств", не исключает толкования такого понятия с учетом общих принципом бюджетного законодательства Российской Федерации (преамбула, статья 38 Бюджетного Кодекса РФ), общих положений о бюджетных нарушениях (статья 306.1 БК РФ), как направление и использование бюджетных средств с нарушением действующего законодательства, то есть, нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, что согласуется с разъяснениями Минфина России в Письме от 25.04.2017 N 02-09-08/24851.

Таким образом, под неправомерным использованием бюджетных средств понимается направление и использование бюджетных средств с нарушением действующих нормативно-правовых актов.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ Президента № 204) предусмотрено развитие национального проекта по направлению (в области) образования.

Протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16 утвержден Паспорт национального проекта «Образование».

Для обеспечения доступности качественного образования, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 утверждена государственная программа «Развитие образования», приложением № 3 которой являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее - Правила № 1642).

Правила № 1642 устанавливают порядок и условия предоставления субсидии из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, мероприятия которых направлены на создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения, на решение приоритетных задач по ликвидации сменности обучения, переводу обучающихся в общеобразовательных организациях из зданий, находящихся в аварийном состоянии, и зданий, требующих капитального ремонта, в рамках реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы «Развитие образования», а также критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации.

Предоставление субъекту Российской Федерации субсидии на создайте новых мест в общеобразовательных учреждениях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» осуществляется при следующих условиях:

а) наличие в субъекте Российской Федерации бюджетных ассигнований на
исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации;

б) наличие в субъекте утвержденной высшим исполнительным органом
государственной власти субъекта Российской Федерации региональной
программы, обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению
создания новых мест в общеобразовательных организациях;

в) заключение соглашения между Министерством образования и науки
Российской Федерации (далее - Министерство) и высшим исполнительным
органом государственной власти субъекта Российской Федерации о
предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 Правил формирования,
предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам
субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставления и
распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федер

г) наличие обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению создания новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения, включая их оснащение средствами обучения и воспитания, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, а также в соответствии с перечнем средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях. Указанный перечень, критерии его формирования и требования к функциональному оснащению, а также норматив стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания утверждаются Министерством просвещения Российской Федерации.

Постановлением Администрации Томской области от 22.03.2016 № 79а утверждена государственная программа «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях» (далее - Государственная программа № 79а), разработанная в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2015 № 2145-р «О программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 годы».

Целью программы "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 годы является создание в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения, обеспечивающим односменный режим обучения в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации.

Целью Государственной программы № 79а является создание в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения.

Субсидия из федерального бюджета бюджету Томской области предоставлялась в целях софинансирования расходных обязательств Томской области, возникающих при реализации Подпрограммы 1 «Ввод в эксплуатацию объектов в сфере общего образования Томской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения» Государственной программы № 79а.

В рамках выполнения задач и основных мероприятий Подпрограммы 1 Государственной программы № 79а в 2018-2019 г.г. включены мероприятия: приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. ФИО4 в г. Томске и приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. Федоровского в г. Томске.

В целях реализации Государственной программы № 79а в 2018 году между Министерством образования и науки Российской Федерации и Администрацией Томской области заключено соглашение от 13.02.2018 № 074-08-2018-309 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Томской области на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее - Соглашение от 13.02.2018 № 074-08-2018-309).

Предметом Соглашения от 13.02.2018 № 074-08-2018-309 являлось предоставление из федерального бюджета в 2018 - 2020 годах бюджету Томской области субсидии на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 074, раздел 07, подраздел 02, целевая статья 02 2 П2 552000, вид расходов 521 в рамках подпрограммы «Содействие развитию дошкольного и общего образования» государственной программы «Развитие образования». Согласно пункту 1.2 Соглашения от 13.02.2018 № 074-08-2018-309 предоставление Субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, согласно приложению № 1 к Соглашению от 13.02.2018 № 074-08-2018-309.

Согласно пункту 2.1 Соглашения от 13.02.2018 № 074-08-2018-309 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Томской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, составлял в 2018 году 850 577 570,00 рублей, в 2019 году 779 431 900,00 рублей. Согласно пункту 2.2 Соглашения  от   13.02.2018   №   074-08-2018-309   общий  размер   Субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Томской области, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется Субсидия, уровня софинансирования, равного 54,66 %, составляет в 2018 году не более 464 925 700,00 рублей, в 2019 году не более 426 043 400,00 рублей.

В связи с изменением вида расходов по субсидии и расторжением Соглашения от 13.02.2018 № 074-08-2018-309 в целях дальнейшего осуществления мероприятий по Государственной программе № 79а, между Министерством и Администрацией Томской области заключено соглашение от 02.08.2018 № 074-09-2018-068 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Томской области на софинансирование расходов, возникающих при реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"» (далее - Соглашение от 02.08.2018 № 074-09-2018-068).

Предметом Соглашения от 02.08.2018 № 074-09-2018-068 является предоставление из федерального бюджета в 2018-2020 годах бюджету Томской области Субсидии в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Министерству как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 074, раздел 07, подраздел 02, целевая статья 02 2 П2 55200, вид расходов 523 в рамках подпрограммы «Содействия развитию дошкольного и общего образования» государственной программы «Развитие образования».

В целях осуществления мероприятий Государственной программы № 79а в 2019 году между Министерством просвещения Российской Федерации и Администрацией Томской области заключено соглашение от 13.02.2019 № 073-09-2019-113 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Томской области на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"» (далее - Соглашение от 13.02.2019 № 073-09-2019-113).

Предметом Соглашения от 13.02.2019 № 073-09-2019-113 является предоставление из федерального бюджета в 2019-2021 годах бюджету Томской области в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджета Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 073, раздел 07, подраздел 02, целевая статья 02 2 Е1 55200, вид расходов 523 в рамках федерального проекта «Современная школа», направления (подпрограммы) «Содействие развития дошкольного и общего образования».

В соответствии с пунктом 2.1 Соглашение от 13.02.2019 № 073-09-2019-113 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Томской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, составлял в 2019 году 1 081 408 700,00 руб.

В соответствии с пунктом 2.2 Соглашения от 13.02.2019 № 073-09-2019-113 общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Томской области, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которого предоставляется Субсидия: уровня софинансирования, равного 39,40%, составил в 2019 году не более 426 043 400,00 руб.

Министерством в части исполнения Соглашений от 13.02.2018 № 074-08-2018-309, от 02.08.2018 № 074-09-2018-068, от 13.02.2019 № 073-09-2019-113, в целях реализации Государственной программы № 79а, Департаменту архитектуры и строительства Томской области на лицевой счет № <***> «Лицевой счет администратора доходов бюджета», открытый в УФК по Томской области, были перечислены средства Субсидии в размере 890 969 100,00 руб: в 2018 году в размере 464 925 700,00 руб., в 2019 году в размере 426 043 400,00 руб.

В рамках реализации Государственной программы № 79а на территории муниципального образования «Город Томск» действовала муниципальная программа «Развитие образования» на 2015 - 2025 годы», утвержденная постановлением администрации Города Томска от 29.09.2014 № 976 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования» на 2015 - 2025 годы» (далее - Муниципальная программа № 976). Паспортом Муниципальной программы № 976 утверждена Подпрограмма 5 «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и приобретение в муниципальную собственность объектов образования на 2015 - 2025 годы».

Федеральным законом от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на реализацию мероприятий по содействию созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях на 2018 год предусмотрены бюджетные средства в размере 464 925,7 тыс. руб.

Согласно Приложению № 9 к Закону Томской области от 28.12.2017 № 156-03 «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 год (далее - Закон № 156-03) на реализацию мероприятий, предусмотренных Государственной программой № 79а, в 2018 году предусмотрены средства областного бюджета в размере 618 851,2 тыс. руб. (на приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. ФИО4 в г. Томске).

Федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» на реализацию мероприятий по содействию созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях на 2019 год предусмотрены средства субсидии в размере 426 043,4 тыс. руб.

Согласно Закону Томской области от 29.12.2018 № 151-03 «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее - Закон № 151-03) на реализацию Государственной программы № 79а, предусмотрены средства областного бюджета в 2019 году в размере - 655 365,3 тыс. руб. для приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. П. Федоровского в г. Томске).

 Решением Думы Города Томска от 05.12.2017 № 688  «О бюджете муниципального образования "Город Томск" на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов» и Решением Думы Города Томска от 04.12.2018 № 980 «О бюджете муниципального образования "Город Томск" на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» Департаменту недвижимости предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию Муниципальной программы № 976 по подпрограмме 5 «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и приобретение в муниципальную собственность объектов образования», основному мероприятию «Создание условий для предоставления детям города Томска общего образования» и основного мероприятия «Реализация регионального проекта "Современная школа" национального проекта «Образование».

В рамках реализации Государственной программы № 79а и Муниципальной программы № 976 между Департаментом архитектуры и строительства Томской области и Муниципальным образованием «Город Томск» в 2018-2019 гг. заключены следующие соглашения:

Соглашение о предоставлении в 2018 году субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Томск» на приобретение здания для размещения общеобразовательной организации с целью реализации государственной программы «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях» по объекту «Приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. ФИО4 в г. Томске» от 01.03.2018 № 37/1 (далее - Соглашение от 01.03.2018 № 37/1). Согласно пункту 1.1. Соглашения от 01.03.2018 № 37/1 (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 24.05.2018) Департамент архитектуры и строительства Томской области обязуется предоставить субсидию из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Томск» на приобретение здания для размещения общеобразовательной организации с целью реализации государственной программы «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях» по объекту «Приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. ФИО4, в г. Томске в размере 1 083 776 900 руб., из них: 464 925 700 руб. за счет средств федерального бюджета; 618 851 200 руб. за счет средств областного бюджета, в том числе 385 651 870 руб. за счет средств областного бюджета на софинансирование, предусмотренное в рамках соглашения, заключенного между Министерством и Администрацией Томской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Томской области на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» Соглашения от 13.02.2018 № 074-08-2018-309. Муниципальное образование (Администрация Города Томска) обязуется принять указанную Субсидию, использовать ее по целевому назначению, а также обеспечить софинансирование на указанные цели за счет средств местного бюджета в 2018 году в размере 1 084 862,00 руб. Софинансирование из областного бюджета установлено на уровне не более 99,9%.

Соглашение о предоставлении в 2018 году субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Томск» на приобретение здания для размещения общеобразовательной организации с целью реализации государственной программы «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях» по объекту «Приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. ФИО4 в г. Томске» от 25.05.2018 № 69701000-1-2018-006 (далее - Соглашение от 25.05.2018 № 69701000-1-2018-006). Пунктом 1.1 Соглашения от 25.05.2018 № 69701000-1-2018-006 предусмотрено предоставление Департаментом Субсидии в размере 464 925 700,00 руб. (федеральный бюджет), 385 651 870,00 руб. (областной бюджет), а Муниципалитет (Администрации Города Томска) обязуется принять указанную Субсидию, использовать ее по целевому назначению, а также обеспечить софинансирование за счет местного бюджета в 2018 году в размере 1 084 862,00 руб. Целевое назначение Субсидии: приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. ФИО4 в г. Томске. Софинансирование из областного бюджета установлено на уровне не более 99,9%.

Соглашение о предоставлении в 2019 году субсидии из бюджета Томской области бюджету муниципального образования «Город Томск» на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 30.04.2019 № 69701000-1-2019-003 (далее - Соглашение от 30.04.2019 № 69701000-1-2019-003).

Согласно пункту 1.1 Соглашения от 30.04.2019 № 69701000-1-2019-003 Департамент предоставляет субсидию бюджету муниципального образования «Город Томск» в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Департаменту архитектуры и строительства Томской области как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации 821, раздел 07, подраздел 02, целевая статья 24 1 Е15520, вид расходов 522 в рамках регионального проекта «Современная школа» подпрограммы «Ввод в эксплуатацию объектов в сфере общего образования Томской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения» государственной программы «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях».

Согласно пункту 2.2 Соглашения от 30.04.2019 № 69701000-1-2019-003 общий размер Субсидии, предоставляемой из бюджета Томской области бюджету муниципального образования «Город Томск» в соответствии с указанным Соглашением, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства муниципального образования, в том числе направленных на достижение результата регионального проекта (Государственная программа № 79а), в целях софинасирования которого предоставляется Субсидия: уровня софинансирования, равного 99,90%, составляет в 2019 году не более 1 081 408 700 руб.

В соответствии с пунктом 4.3.8.4. Соглашения от 30.04.2019 № 69701000-1-2019-003 Департамент недвижимости обеспечивает софинансирование в размере 0,1 %, что составляет не менее 1 082 491 руб. 19 коп.

Целевое назначение субсидии (пункт 2.3. Соглашения от 30.04.2019 № 69701000-1-2019-003): софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в рамках государственной программы «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях», подпрограммы «Ввод в эксплуатацию объектов в сфере общего образования Томской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения», основного мероприятия «Строительство (реконструкция) объектов государственных (муниципальных) образовательных организаций, а также приобретение в государственную (муниципальную) собственность объектов недвижимого имущества для размещения образовательных организаций», Регионального проекта «Современная школа», мероприятия «Приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. П. Федоровского в г. Томске».

В соответствии с Соглашениями от 01.03.2018 № 37/1, от 25.05.2018 № 69701000-1-2018-006, от 30.04.2019 № 69701000-1-2019-003 Департамент архитектуры и строительства Томской области перечислил субсидию в 2018-2019 гг. на лицевой счет № <***> Департамента недвижимости, открытый в УФК по Томской области.

С целью реализации Государственной программы № 79а, во исполнение указанных соглашений между Муниципальным образованием «Город Томск», от имени и в интересах которого действовал Департамент недвижимости, и Закрытым акционерным обществом «ТОМ-ДОМ Томской домостроительной компании» заключены Муниципальный контракт от 07.06.2018 (реестровый номер 3701700235118000008) и Муниципальный контракт от 24.05.2019 (реестровый номер 3701700235119000008).

Согласно пункту 1.1. Муниципального контракта от 07.06.2018 № б/н предметом контракта является приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. ФИО4, 6 в г. Томске (далее - имущество), в составе:

-  здание общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. ФИО4, 6 в г. Томске, площадью 22 099,6 кв. м, количество этажей 4, в том числе подземных 1, кадастровый номер 0:21:0200003:3375, с элементами благоустройства. Объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0200003:3193 площадью 29 484 кв. м, который принадлежит - ЗАО «ТОМ-ДОМ Томской домостроительной компании» на праве аренды в соответствии с договором аренды земельных участков № ТО-21-21764 от 16.05.2017;

-    принадлежности (оборудование), необходимое для эксплуатации и осуществления деятельности общеобразовательной организации;

-    инженерные коммуникации, перечень, характеристики и описание которых содержатся в Приложении № 1 к контракту № б/н от 07.06.2018;

-    движимое имущество согласно перечню по Приложению № 2 к контракту № б/н от 07.06.2018.

Согласно пункту 2.1. Муниципального контракта от 07.06.2018 № б/н цена Имущества составляет 1 084 861 762,00 руб. 00 коп, в том числе НДС 165 487 387 руб. 42 коп.

Цена Муниципального контракта от 07.06.2018 определена в размере выделенных Департаменту недвижимости лимитов бюджетных обязательств на приобретение Имущества, и не превышает рыночной стоимости приобретаемого имущества. Цена контракта включает цену: здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. ФИО4, 6 в г. Томске, а именно: объекта недвижимости, принадлежностей (оборудования), необходимых для эксплуатации и осуществления деятельности общеобразовательной организации, инженерных коммуникации и движимого имущества, установленных приложениями № 1, 2 к Муниципальному контракту от 07.06.2018 № б/н (Приложение № 3 к муниципальному контракту от 07.06.2018).

            Согласно пункту 1.1. Муниципального контракта от 24.05.2019 № б/н предметом контракта является приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. П. Федоровского, 4 в г. Томске (далее - Имущество) в составе: здание общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. П. Федоровского, 4 в г. Томске, площадью 22 099,6 кв. м, количество этажей 4, в том числе подземных 1, кадастровый номер 70:21:0200003:3375, с элементами благоустройства. Объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0100087:12938, с элементами благоустройства.

Объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0100087:456 площадью 21 328 кв. м и на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0100087;7193 площадью 7 792 кв. м, которые принадлежат ЗАО «ТОМ-ДОМ Томской домостроительной компании» на праве аренды в соответствии с договором аренды земельных участков № ТО-21-22045 от 28.02.2018;

-    принадлежности (оборудование), необходимое для эксплуатации и осуществления деятельности общеобразовательной организации;

-    инженерные коммуникации, перечень, характеристики и описание которых содержатся в Приложении № 1 к Муниципальному контракту от 24.05.2019 № б/н;

-    движимое имущество согласно перечню по Приложению № 2 к Муниципальному контракту от 24.05.2019 № б/н.

В соответствии с пунктом 2.1. Муниципального контракта от 24.05.2019 № б/н цена Имущества составляет 1 082 491 191,19 руб., в том числе НДС 180 415 198,53 руб.

Цена Муниципального контракта от 24.05.2019 определена в размере выделенных Департаменту недвижимости лимитов бюджетных обязательств на приобретение Имущества, и не превышает рыночной стоимости приобретаемого имущества. Цена контракта включает цену: здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. Федоровского, 4 в г. Томске, а именно: объекта недвижимости, принадлежностей (оборудования), необходимых для эксплуатации и осуществления деятельности общеобразовательной организации, инженерных коммуникации и движимого имущества, установленных приложениями № 1, 2 к Муниципальному контракту от 24.05.2019 (Приложение № 3 к муниципальному контракту от 24.05.2019).

            В соответствии с пунктами 1.1.2.2. Приложения № 2 к Муниципальному контракту от 07.06.2018 и Приложения № 2 к Муниципальному контракту от 24.05.2019, определен перечень движимого имущества, которое ЗАО «ТОМ-ДОМ Томской домостроительной компании» передает Департаменту недвижимости в рамках заключенных муниципальных контрактов. Департаментом недвижимости принято от ЗАО «ТОМ-ДОМ Томской домостроительной компании» указанное движимое имущество на основании передаточного акта от 14.06.2018 и передаточного акта от 28.05.2019.

В соответствии с пунктом 2.2. Муниципального контракта от 07.06.2018 и пунктом 2.2. Муниципального контракта от 24.05.2019 оплата по контрактам осуществляется не ранее зарегистрированного в установленном законом порядке права собственности на недвижимое имущество, отчуждаемое в рамках Муниципального контракта от 07.06.2018 № б/н и Муниципального контракта от 24.05.2019 № б/н, за муниципальным образованием «Город Томск», что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Расчет с ЗАО «ТОМ-ДОМ Томской домостроительной компании» произведен по Муниципальному контракту от 07.06.2018 № б/н платежными поручениями от 27.06.2018 № 207684, от 28.06.2018 № 1, № 2, № 3 на общую сумму 1 084 861 762 руб. и по Муниципальному контракту от 24.05.2019 № б/н платежными поручениями от 17.06.2019 № 127859, № 127860, № 127861 на общую сумму 1 082 491 191,19 руб.

Таким образом, в 2018 году в рамках Муниципального контракта 07.06.2018 Муниципальным образованием «Город Томск», в муниципальную собственность приобретено здание и оборудование для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. ФИО4, 6 в г. Томске, на что израсходованы денежные средства на сумму 1 084 861 762,00 руб., источником финансового обеспечения которых являются средства субсидии из федерального бюджета в размере 464 925 700,00 руб., 618 851 200 средств областного бюджета - 618 851 200 руб., средств местного бюджета - 1 084 862 руб.).

В 2019 году в рамках Муниципального контракта от 24.05.2019 Муниципальным образованием «Город Томск» в муниципальную собственность приобретено здание с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. П. Федоровского, 4 на что израсходовало денежные средства на сумму 1 082 491 191,19 руб., источником финансового обеспечения которых являются средства субсидии из федерального бюджета в размере - 426 043 400 руб., средства субсидии из областного бюджета - 655 365 300 руб., средств местного бюджета - 1 082 491,19 руб.).

            Сплошной проверкой соответствия полученного Департаментом недвижимости по муниципальным контрактам от 07.06.2018 № б/н и от 24.05.2019 № б/н движимого имущества - оборудования, в т.ч. мебель, инвентарь и иные принадлежности, информационно-образовательного оборудования, прочего оборудования и малых архитектурных форм, приобретенных, в том числе, за счет средств субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"» на 2013 - 2020 годы, Перечню средств обучения и воспитания, установлено, что часть оборудования, приобретенного за счет субсидий, не поименована в Перечне средств обучения и воспитания.

            В пункте 2 мотивировочной части оспариваемого представления указано, что в нарушение подпункта «г» пункта 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», приведенных в приложении № 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"» (далее - государственная программа «Развитие образования»), перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2016 № 336 «Об утверждении перечня средств обучения, воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания», Департаментом недвижимости в рамках муниципального контракта от 07.06.2018 № б/н средства субсидии в размере 741 150,62 руб., в том числе средства федерального бюджета 317 583,04 руб., использованы на приобретение оборудования (газонокосилка бензиновая самоходная, машина поломоечная TSM Grande Brio 35, механизм занавеса, мотокоса Интерскол, пылесос для сбора стружки Э1Ф, снегоуборочная май, бензиновая Интерскол СМБ-650Э, фен для сушки волос Э1Ф), не включенного в Перечень средств обучения и воспитания, что является неправомерным использованием бюджетных средств.

В пункте 3 мотивировочной части оспариваемого представления указано, что в нарушение подпункта «г» пункта 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», приведенных в приложении № 3 к государственной программе «Развитие образования», Перечня средств обучения и воспитания, Департаментом недвижимости в рамках муниципального контракта от 24.05.2019 № б/н средств субсидии в размере 684 566,46 руб., в том числе средств федерального бюджета 269 445,36 руб. использованы на приобретение оборудования (газонокосилка бензиновая самоходная Husqvarna LC247SP, мотокоса Интерскол, машина поломоечная TSM Grande Brio 35, механизм занавеса, пылесос для сбора стружки Корвет-64, снегоуборочная машина бензиновая Интерскол СМБ-650Э, фен для сушки волос BXG-1200H6), не включенного в Перечень средств обучения и воспитания, что является неправомерным использованием бюджетных средств.

            Выводы УФК по Томской области относительно неправомерного использования средств субсидии из федерального бюджета являются обоснованными по следующим основаниям.

 Субсидия предоставлялась из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств Томской области, возникающих при реализации Государственной программы № 79а «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях», на реализацию мероприятий, направленных на создание в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения, в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642.

Указанным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, регулирующем бюджетные правоотношения в том числе, в сфере финансового обеспечения реализации государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установлены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", устанавливающие порядок и условия предоставления субсидии из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, мероприятия которых направлены на создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения, на решение приоритетных задач по ликвидации сменности обучения, переводу обучающихся в общеобразовательных организациях из зданий, находящихся в аварийном состоянии, и зданий, требующих капитального ремонта, в рамках реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", а также критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации.

Подпунктом «г» пункта 5 Правил установлено обязательное требование, которому должен соответствовать субъект Российской Федерации для предоставления указанной субсидии: субъект Российской Федерации должен иметь обязательства по обеспечению создания новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения, и их оснащению средствами обучения и воспитания, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, а также в соответствии с перечнем средств обучения и воспитания, соответствуют современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях (далее - Перечень средств обучения и воспитания). Указанный перечень, критерии его формирования и требования к функциональному оснащению, а также норматив стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2016 № 336 (действовал до 06.01.2020).

При этом данное обязательство является не только критерием отбора субъекта для предоставления ему субсидии.

Так, согласно подп. «в» п. 7 Правил № 1642 условием предоставления субсидий является заключение соглашения между Министерством просвещения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".

В соответствии с подп. «б» п. 11 Правил № 1642 в целях повышения эффективности реализации Программы в соглашении предусматривается обязательство субъекта Российской Федерации обеспечить создание новых мест в общеобразовательных организациях путем строительства, приобретения (выкупа), реконструкции и (или) капитального ремонта не менее одного здания (пристроя к зданию) в соответствии с заявкой и прогнозируемой потребностью, предусмотренной региональной программой, санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, включая оснащение новых мест средствами обучения и воспитания в соответствии с перечнем, указанным в подпункте "г" пункта 5 настоящих Правил;

Таким образом, без обязательства Томской области оснастить за счет средств субсидии здания школ в соответствии с Перечнем № 336 субсидия не могла быть предоставлена.

Данные обязательства Томской области закреплены в следующих положениях соглашений, заключенных между Российской Федерацией и Томской областью: п. 4.3.6.2 соглашения от 13.02.2018 № 074-08-2018-309 и п. 4.3.8.2 соглашения от 02.08.2018 № 074-09-2018-068 (школа по ул. ФИО4, 6);        п. 4.3.7.2 соглашения от 13.02.2019 № 073-09-2019-113 (школа по ул. П. Федоровского 4).

Таким образом, Томская область при расходовании средств субсидии взяла на себя обязательство соблюдать Перечень № 336, получила субсидии из федерального бюджета на указанных условиях и впоследствии передала средства субсидий муниципальному образованию Город Томск.

При этом порядок расходования средств субсидий из федерального бюджета после их передачи муниципальному образованию не изменился, средства подлежали расходованию в соответствии с требованияПравил № 1642 и соблюдением Перечня №336.

При получении средств субсидий на основании соглашения с Томской областью Департаменту недвижимости было известно, что предоставляются средства субсидий из федерального бюджета, полученные в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» и в порядке, установленном Правилами № 1642, что также подтверждается положениями соглашений Томской области и Муниципального образования город Томск (п. 1.1 и 1.2 соглашения от 01.03.2018 № 37; преамбулы, п. 1.1 и 1.2 соглашения от 25.05.2018 № 69701000-1-2018-006; преамбулы, п. 1.1, 4.3.8 соглашения от 30.04.2019 № 69701000-1-2019-003).

Следовательно, Департамент недвижимости при расходовании средств субсидий из федерального бюджета был обязан соблюдать положения Правил № 1642, в томчисле положения подп. «б» п. 11 об оснащении новых мест средствами обучения и воспитания в соответствии с Перечнем № 336.

Доводы Администрации о том, что данный перечень не является закрытым и носит рекомендательный характер, нормативно не обоснованы и не принимаются судом.

При этом является несостоятельной ссылка на пункты 6.2, 7 Критериев формирования перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях и требования к функциональному оснащению общеобразовательных организаций указанными средствами обучения и воспитания (приложение № 2 к приказу Минобрнауки России от 30.03.2016 № 336).

Данные положения предусматриваютвариативность в выборе кабинетов и их оснащения,но только из числа предусмотренных Перечнем № 336.

То обстоятельство, что приобретенные школы были построены и укомплектованы в соответствии с типовой проектной документацией, включенной в реестр Минстроя России, не свидетельствует об отсутствии оснований для примененияположений Правил № 1642, в том числе в части необходимости оснащения новых мест средствами обучения и воспитания в соответствии с Перечнем № 336.

Типовые проекты носят исключительно технический характер, разработаны без учета возможных источников финансирования и не регулирует отношения, связанные с использованием средств субсидии.   

Правила № 1642 устанавливают обязательные для применения условия расходования субсидии, не обязывают получателей субсидии использовать при их расходовании  исключительно типовые проекты.

Кроме того, заявитель не был лишен возможности приобрести не включенное в Перечень № 336 оборудование и инвентарь отдельно, без использования средств субсидии федерального бюджета.

Доводы Администрации об отсутствии возможности приобретения оборудования и инвентаря отдельно от зданий школ, отклоняются судом, так как основаны на неверном толковании норм права.

Кроме того, данные доводы были предметом исследования в рамках дела об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области № 070/04/7.29-338/2019 от 06.09.2019, которым руководитель Департамента недвижимости ФИО5 привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ.

Решением от 06.11.2019 Советский районный суд г. Томска признал постановление о привлечении к административной ответственности законным и обоснованным. Томским областным судом, Восьмым кассационным судом общей юрисдикции решение суда оставлено без изменения.

Доводы администрации о том, что департаментом не превышен норматив стоимости оснащения одного места обучающегося, оба здания школы с оборудованием приобретены ниже рыночной стоимости, не принимаются судом, так как не влияют на законность оспариваемого представления, которым установлены факты приобретения оборудования, не включенного в Перечень средств обучения и воспитания.   

Также необоснованными являются доводы Администрации о неправомерном включении в пункты №№ 2, 3 представления части оборудования из Перечня № 336, который на момент вынесения представления не действовал, а новый Перечень № 465 улучшал положение заявителя.

Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 № 465 (зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2019 за № 56982) утвержден новый Перечня средств обучения и воспитания. Указанный перечень введен в действие с 06.01.2020 взамен утратившего силу Перечня № 336.

В ходе проверки установлено, что Департаментом недвижимостисредства субсидии федерального бюджета были использованы в период действия Перечня №336, следовательно, в представлении правомерно указано на нарушение именно данного перечня.

В соответствии с частью 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:

1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;

2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Учитывая, что на момент вынесения представленияперечень средств обучения и воспитания изменился, с целью информирования о выявленных нарушениях и недопущение их в будущем, УФК по Томской области вынесено представление об устранении причин и условий выявленных нарушений. 

Ссылка администрации на положения части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которой если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, отклоняется судом, поскольку в рассматриваемом случае не решался вопрос о привлечении к какой-либо ответственности, обязанность по устранению выявленных нарушений не возлагалась.

Относительно доводов Администрации о том, что спорное оборудование не приобреталось за счет средств субсидии федерального бюджета, а заинтересованным лицом не обоснован размер неправомерно использованной субсидии, судом установлено следующее.

Из материалов дела следует, чтов рамках выполнения задач и основных мероприятий Подпрограммы 1 Государственной программы № 79а в 2018-2019 г.г. включены мероприятия: приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. ФИО4 в г. Томске и приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. П. Федоровского в г. Томске.

При определении размера предоставляемых из федерального бюджета средств субсидии учитывается не только расчетная стоимость строительства здания, но и стоимость оснащения здания общеобразовательной организации средствами обучения и воспитания.

Таким образом, субсидии из федерального бюджета бюджету Томской области предоставлялись на приобретение не только зданий, но и средств оснащения зданий общеобразовательных организаций.

Данный вывод соответствует разъяснениям Министерства образования РФ (письмо от 03.09.2021 № 09-1019), Министерства просвещения России (письмо от 10.11.2021 № ТВ-1987/09) из которых следует, что в объеме субсидии на реализацию мероприятий федерального проекта «Современная школа», входящего в состав национального проекта «Образование», учтена стоимость оснащения здания общеобразовательной организации немонтируемыми средствами обучения и воспитания в соответствии с нормативом стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания.

В этой связи показания свидетеля ФИО6 (председателя Комитета капитального строительства Департамент архитектуры и строительства Томской области), указавшего на обратное, не принимаются судом, так как нормативно не обоснованы и опровергаются представленными доказательствами. 

Кроме того, в пунктах 2.2 муниципальных контрактов от 07.06.2018 и от 24.05.2019 указано, что источником финансирования являются средства муниципального, областного и федерального бюджетов без разделения по приобретаемым объектам (зданиям и их оборудованию).

Департамент недвижимости приобрел школы и оборудование одним объектом, без выделения стоимости здания и оборудования и источников их финансирования (субсидии из федерального и областного бюджетов, средства бюджета города Томска), что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.

 В связи с чем, указанные в оспариваемом представлении суммы были рассчитаны исходя из соотношениясредств трех бюджетов,установленного Соглашениями о предоставлении субсидий.

Так, по школе на ул. ФИО4, 6 общий объем бюджетных ассигнований составил 1 084 861 762 руб., из них: 464 925 700 руб. - средства субсидии из федерального бюджета, 42,85 % от общего объема ассигнований; 618 851 200 руб. - средства субсидии из бюджета Томской области, 57.05% от общего объема ассигнований; 1 084 862 руб. - средства бюджета <...>% от общего объема ассигнований.

В соответствии с указанным процентным соотношением в ходе проверки установлено, что по муниципальному контракту от 07.06.2018 заявителем приобретено оборудование, не входящее в Перечень № 336, на сумму 741 150,62 руб., в том числе средства федерального бюджета 317 583,04 руб. (42,85 % от общей суммы)

По школе на ул. П. Федоровского, 4 общий объем бюджетных ассигнований составил 1 082 491 191.19 руб., из них: 426 043 400 руб. - средства субсидии из федерального бюджета, 39,36% от общего объема ассигнований; 655 365 300 руб. - средства субсидии из бюджета Томской области, 60,54% от общего объема ассигнований; 1 082 491 руб. 19 коп. - средства бюджета <...> % от общего объема ассигнований.

В соответствии с указанным процентным соотношением в ходе проверки установлено, что по муниципальному контракту от 24.05.2019 заявителем приобретено оборудование, не входящее в Перечень № 336, на сумму 684 566,46 руб., в том числе средств федерального бюджета 269 445,36 руб. (39,36% от общей суммы).         

Стоимость оборудования получена из составленных Департаментом недвижимости актов о приеме-передаче нефинансовых активом №№ 10, 11 от 19.07.2018 и от 21.06.2019.

При изложенных обстоятельствах выводыУФК по Томской области относительно неправомерного использования средств субсидий федерального бюджета являются правомерными. 

Представление по содержанию соответствует требованиям, установленным пунктом 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ и пункту 11 Стандарта, отвечает критерию исполнимости.

Письмом от 19.02.2020 № 1868 Департамент недвижимости сообщил УФК по Томской области об исполнении представления, из содержания письма и приложенного к нему приказа Департамента недвижимости от 12.02.2021 «О принятии мер по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 3 представления Управления Федерального казначейства по Томской области от 26.01.2021 №65-23-14/240» установлено, что указанные в представлении нарушения были устранены.

Из положений пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ следует, чтоорган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля имеет право вносить представления по нарушениям, отнесенным к его компетенции.

Решение о проведении проверки, ревизии или обследования оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа), в которомуказываются наименование объекта контроля, проверяемый период при последующем контроле, тема контрольного мероприятия, основание проведения контрольного мероприятия, состав должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия. 

В соответствии с пунктом 1 приказа УФК по Томской области от 16.09.2020 № 318 «О назначении внеплановой выездной проверки Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска» внеплановая выездная проверка назначена по теме: «Проверка предоставления и использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест в общеобразовательных учреждениях в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"».

Несмотря на то, что пределы проверки ограниченыиспользованием субсидий, предоставленных из федерального бюджета, в оспариваемом представлении сделаны выводыотносительно неправомерного использования Департаментом недвижимости средств субсидии областного бюджета и средств местного бюджета, что свидетельствует о выходе за пределы проверки и превышении полномочий.

Так, УФК по Томской области в представлении указало нанеправомерное использование средств субсидии в размере 741 150,62 руб. (пункт 2), из которых насредства субсидии областного бюджета приходится 422 826 руб., на средства местного бюджета 741 руб.; в размере 684 566,46 руб. (пункт 3) из которых на средства субсидии областного бюджета приходится 414 436 руб., на средства местного бюджета 684 руб.

При изложенных обстоятельствах, суд пришел у выводу о наличии оснований для признания незаконнымипункты 2 и 3 представления в части выводов относительно неправомерного использования Департаментом недвижимости средств субсидии областного бюджета и средств местного бюджета.  

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

            Признать незаконным пункты 2 и 3 представления Управления Федерального казначейства по Томской области № 65-23-14/240 от 26.01.2021 в части выводов относительно неправомерного использования Департаментом управления муниципальной собственностью администрации города Томска средств субсидии областного бюджета и средств местного бюджета. 

            В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

            Обязать Управление Федерального казначейства по Томской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департаментом управления муниципальной собственностью администрации города Томска.

            На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.                

Судья                                                                                        Л.М. Ломиворотов