АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Томск Дело № А67-11795/2019
22 июля 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2020 года
Арбитражный суд Томской области
в составе судьи А.В. Кузьмина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ю.Ю. Томм,
при участии:
от истца: ФИО1 по доверенности от 09.01.2020 № 3,
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 21.01.2019 № 4,
от Центра ПФР по выплате пенсий в Томской области: ФИО3 по доверенности от 05.02.2020 № 0113/242,
рассмотрев в судебном заседании дело № А67-11795/2019
по иску Государственного учреждения – Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области № 1 (634050, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Областному государственному автономному учреждению культуры «Томский областной краеведческий музей имени Михаила Бонифатьевича Шатилова» (634050, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 168 987,94 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к Областному государственному автономному учреждению культуры «Томский областной краеведческий музей имени Михаила Бонифатьевича Шатилова» (далее – Учреждение) о взыскании 168 987,94 рублей убытков.
Исковые требования обоснованы статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях) и мотивированы тем, что ненадлежащее выполнение обязанностей ответчика по своевременному предоставлению отчета по форме СЗВ-М за январь 2018 года привело к излишне выплаченным суммам пенсии за период с января по май 2018 года.
Учреждение представило в соответствии со статьей 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признало в полном объеме. Указало, что на дату вынесения решения о выплате пенсии в увеличенном размере истец располагал сведениями о непрерывной трудовой деятельности работников ответчика.
В ходе судебного разбирательства Управление изменило наименование на Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области № 1 (далее – Центр ПФР № 1 по установлению пенсий в Томской области).
Центр ПФР № 1 по установлению пенсий в Томской области представил заявление о процессуальной замене истца на Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области (далее – Центр ПФР по выплате пенсий в Томской области) (т. 2, л.д. 138).
Заявление мотивировано тем, что в результате реорганизации, проводимой в целях оптимизации структуры территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, из полномочий Центра ПФР № 1 по установлению пенсий в Томской области исключены функции по выплате пенсий, данные полномочия переданы Центру ПФР по выплате пенсий в Томской области.
Центр ПФР по выплате пенсий в Томской области представил отзыв по делу, в котором считал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Указал, что функциями по взысканию излишне выплаченных сумм пенсий наделен Центр ПФР по выплате пенсий в Томской области.
В связи с назначением судьи Г.Х. Пономаревой судьей Арбитражного суда Сахалинской области произведена замена судьи по настоящему делу. Посредством распределения дела через автоматизированную систему распределения дел дело № А67-11795/2019 передано в производство судье А.В. Кузьмину.
В судебном заседании представитель Центр ПФР № 1 по установлению пенсий в Томской области поддержал заявление о процессуальной замене истца и исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнениях к нему.
Представитель ответчика не возражал против процессуальной замены истца, считал исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.
Представитель Центра ПФР по выплате пенсий в Томской области не возражал против процессуальной замены истца, поддержал исковые требования в полном объеме.
Как следует из материалов дела, 31.12.2019 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности Управления путем реорганизации в форме присоединения к Центру ПФР № 1 по установлению пенсий в Томской области, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении истца (л.д. 63-65).
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
По смыслу названной правовой нормы процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с материальным правопреемством.
Согласно положению о Центре ПФР по выплате пенсий в Томской области, утвержденному постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.09.2019 № 486п, полномочия по принятию решений о взыскании излишне выплаченных сумм пенсий, пособий и иных социальных выплат, осуществлению контроля за правильностью начисления сумм пенсий, пособий и иных социальных выплат, проведению работ по выявлению излишне выплаченных сумм пенсий, пособий и иных социальных выплат, ведению претензионной-исковой работы по вопросам, относящимся к компетенции Центра, переданы Центру ПФР по выплате пенсий в Томской области.
Таким образом, поскольку указанные полномочия в настоящее время возложены на Центр ПФР по выплате пенсий в Томской области, произошла замена стороны в спорном материальном правоотношении. При таких обстоятельствах суд усматривает основания для осуществления процессуальной замены истца – Центра ПФР № 1 по установлению пенсий в Томской области на его правопреемника – Центр ПФР по выплате пенсий в Томской области.
Исследовав материалы дела, доводы искового заявления и дополнений к нему, отзыва на исковое заявление, заслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что исковые требования Центра ПФР по выплате пенсий в Томской области не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, сведения по форме СЗВ-М за январь 2018 года в отношении 176 застрахованных лиц предоставлены Учреждением с нарушением установленного законодательством срока – 12.04.2018 (т. 1, л.д. 14-16).
Не получив от ответчика в установленный срок сведений по форме СЗВ-М в отношении ФИО4, ФИО22, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 за январь 2018 года, истец за период с 01.01.2018 по 31.05.2018 произвел выплату пенсии указанным лицам с учетом индексации как неработающим пенсионерам.
Полагая, что несвоевременное получение от страхователя сведений по форме СЗВ-М за январь 2018 года повлекло излишнюю выплату страховых пенсий в общей сумме 168 987,94 рублей, истец направил Учреждению претензию от 11.10.2019 № 33310 о возмещении необоснованно выплаченной пенсионерам суммы пенсии (т. 1, л.д. 11-13).
Неисполнение ответчиком требований претензий послужило основанием для обращения Центра ПФР по выплате пенсий в Томской области в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьей 26.1 Закона о страховых пенсиях установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно части 1 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 указанного закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 данного закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 данного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 данного Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 18 Закона о страховых пенсиях размер страховой пенсии ежегодно корректируется с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год.
В силу части 6 статьи 16 Закона о страховых пенсиях размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 данного Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 данного Федерального закона с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации.
Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу данного Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, в целях реализации положений частей 1 - 3 данной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с частью 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
В силу части 7 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 указанной статьи.
Согласно части 8 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 данного закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
В силу части 1 статьи 28 Закона о страховых пенсиях работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона о страховых пенсиях).
Согласно части 3 статьи 28 Закона о страховых пенсиях в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 данной статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством.
Частью 4 статьи 28 Закона о страховых пенсиях установлено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки; установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
В соответствии с частью 5 статьи 28 Закона о страховых пенсиях излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
Из указанных норм следует, что страхователю надлежит возместить Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона о страховых пенсиях), в случае, если им представлены недостоверные сведения или несвоевременно представлены сведения, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного Федерального закона, что повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец, требуя возмещения ущерба, должен доказать наличие всех указанных элементов ответственности в их совокупности. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
Сведения по форме СЗВ-М за январь 2018 года представлены Учреждением несвоевременно – 12.04.2018, что ответчиком не оспаривалось.
Вместе с тем из представленных Учреждением документов следует, что сведения по форме СЗВ-М за февраль 2018 года, в том числе в отношении ФИО4, ФИО22, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, представлены ответчиком 14.03.2018 (т. 2, л.д. 111-113).
Однако, несмотря на наличие сведений об осуществлении указанными лицами работы, с 29.03.2018 истцом осуществлялись выплаты сумм страховых пенсий и фиксированной выплаты к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии).
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для взыскания с ответчика излишне понесенных расходов на выплату страховой пенсии указанным лицам за период с 01.01.2018 по 31.05.2018, ввиду отсутствия причинной связи между допущенным ответчиком нарушением и возникшими у истца убытками. С учетом того, что сведения в отношении ФИО4, ФИО22, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 представлены ответчиком 14.03.2018 (до принятия решения о выплате сумм страховых пенсий и фиксированной выплаты к страховым пенсиям), по правилам части 4 статьи 28 Закона о страховых пенсиях выплата страховых пенсий с учетом индексации должна была быть прекращена. Таким образом, истцом не должны были приниматься решения о выплате страховой пенсии с учетом индексации либо могли быть приняты меры к его своевременной отмене.
При этом в основу принятых решений об индексации и последующей выплате истец положил исключительно факт непредставления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М. Между тем то обстоятельство, что страхователь ненадлежащим образом исполнил свою обязанность по своевременному представлению сведений за январь 2018 года, не является достаточным для вывода о том, что именно эти действия (бездействие) страхователя повлекли излишнюю выплату пенсии, так как Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
С учетом изложенного, требования Центра ПФР по выплате пенсий в Томской области о взыскании с Учреждение 168 987,94 рублей убытков удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 48, 167-171, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Произвести процессуальную замену истца – Государственного учреждения – Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области № 1 на Государственное учреждение – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области (636071, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>).
В удовлетворении иска отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья А.В. Кузьмин