АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Томск Дело № А67- 12408/2019
Полный текст решения изготовлен 15 июня 2021 г.
Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2021 года.
Арбитражный суд Томской области в составе судьи Н.В. Панкратовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем И.Н. Пипиной, с использованием аудиозаписи,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Строительное управление Томскгазстрой» (ИНН 7017015488, ОГРН 1037000087145, 634021 г. Томск ул.Сибирская, 96а) к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Томской области о признании незаконным постановления №64 от 20.06.2018,
при участии в заседании:
от заявителя – не явился;
от ответчика – ФИО1, доверенность от 30.08.2018 (3 года),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество «Строительное Управление Томскгазстрой» (далее по тексту – ЗАО «Строительное Управление Томскгазстрой», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Томской области (далее - ответчик, административный орган, Томскстат) об отмене постановления о привлечении ЗАО «Строительное Управление Томскгазстрой» к административной ответственности по делу № 64 от 20.06.2018.
Определением от 05.12.2019 заявление принято, возбуждено производство по делу.
Определением от 24.12.2019 производство по делу приостановлено на основании п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФ до вступления в законную силу судебного акта по делу № А67-12409/2019.
Судебный акт по делу №А67-12409/2019 вступил в законную силу.
Определением суда от 26.05.2021 производство по делу возобновлено.
От ответчика поступил отзыв, согласно которого возражает против удовлетворения заявления, по основаниям, изложенным письменно, указал, что оспариваемое заявителем постановление является законным и обоснованным, процедура привлечения к административной ответственности административным органом не нарушена.
В обоснование своих доводов ЗАО «СУ-ТГС» указал на нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, а также отсутствие самого факта совершения правонарушения.
В судебное заседание заявитель не явился, своего представителя не направил.
Суд рассматривает заявление в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя.
Представитель административного органа, в судебном заседании, поддержал доводы, изложенные в отзыве, указав, что возражает относительно удовлетворения заявленного требования.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Закрытое акционерное общество «Строительное управление Томскгазстрой» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.
13.06.2018 на основании протокола об административном правонарушении возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 13.19 КоАП РФ в отношении ЗАО «СУ-ТГС». Постановлением по делу об административном правонарушении № 64 от 20.06.2018 ЗАО «СУ-ТомскГазСтрой» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Несогласие заявителя с вынесенными постановлениями явилось поводом его обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ, Перечнем должностных лиц Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утверждённым приказом Росстата от 12.04.2016 № 181, Положением о Федеральной службе государственной статистики, утверждённым Постановлением Правительства России от 02.06.2008 № 420, протоколы об административном правонарушении составлены, дела рассмотрены, оспариваемые постановления вынесены уполномоченными лицами компетентного органа.
Согласно части 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В силу пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» официальный статистический учет осуществляется в соответствии с федеральным планом статистических работ, который разрабатывается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти совместно с субъектами официального статистического учета и утверждается Правительством Российской Федерации.
Решение об актуализации (о корректировке) федерального плана статистических работ принимается Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 6 указанного закона сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром - образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации (лица, уполномоченного предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года № 620 (далее - Положение), первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 Положения первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Приказом Федеральной службы государственной статистки от 01.08.2017 № 509 утверждена форма федерального статистического наблюдения № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», месячная по которой все юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, государственных и муниципальных учреждений, банков и небанковских кредитных организаций, имеющих лицензии на осуществление банковских операций, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов), средняя численность которых за предыдущий год превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, представляют сведения в Томскстат по установленному в форме адресу не позднее 28 числа после отчетного периода. Данная форма представляется предприятиями с типом 3 (средние), к каковым относится ЗАО «СУ Томскгазстрой».
В нарушении ст. 8 ФЗ от 29.11.2007 № 282-ФЗ «об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ» ЗАО «Томскгазстрой» на момент вынесения решения о привлечении к административной ответственности (20.06.2018) не представлена в установленный срок первичная статистическая информация по форме федерального статистического наблюдения № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации».
04.06.2018 Томскстат в адрес ЗАО «СУ Томскгазстрой» было направлено уведомление, которое было получено ЗАО «СУ Томскгазстрой» 06.06.2018 (л.д. 49-51).
13.06.2018 административным органом был составлен Протокол № 04-102 который направлен 14.06.2018, и получен заявителем 16.06.2018, что подтверждается отметкой на почтовом уведомлении (л.д. 52-55).
19.06.2018 Томскстат в лице заместителя начальника административного отдела ФИО1 сообщила менеджеру офиса ЗАО «СУ Томскгазстрой» ФИО2 о том, что 20.06.2018 в 15:00 состоится рассмотрение административного правонарушения по факту непредставления отчета по форме №П-3 (телефонограмма № 08-65/801 АК), (л.д. 45).
21.06.2018 заказное письмо с постановлением от 20.06.2018 было направлено обществу по реестру от 21.06.2018.
03.07.2018 №335 поступили возражения от ЗАО «СУ Томскгазстрой» на постановление № 64 с просьбой отменить штраф.
При изложенных обстоятельствах, судом установлено и материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения общества к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении. В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом. Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении.
Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.
В силу части 2 статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из анализа указанных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 указано, что положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Более того, названным пунктом Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указывалось, что суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 № 46 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, заявитель был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, который был составлен в отсутствии представителя заявителя, извещенного надлежащим образом.
Оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении в отношении заявителя вынесено в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя. Таким образом, процессуальные нарушения отсутствуют.
Частями 1 и 2 статьи 30.3 КоАП РФ предусмотрено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
При этом по части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Заявитель в суд подобным ходатайством не обращался.
Постановлением по делу об административном правонарушении № 64 от 20.06.2018 ЗАО «СУ-ТомскГазСтрой» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Указанное постановление и протокол № 04-102 направлено заявителю по его юридическому адресу (634021 <...>) и было получено заявителем 26.06.2018. Следовательно, установленный десятидневный срок на подачу заявления об оспаривании постановлений Управления Федеральной службы государственной статистики по Томской области от 20.06.2018 №64 истек 06.07.2018.
При этом рассматриваемое заявление подано заявителем в арбитражный суд в электронном виде, через систему «Мой Арбитр» только 07.11.2019 (зарегистрировано 07.11.2019), следовательно, с пропуском установленного срока более одного года.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации задачами судопроизводства в арбитражных судах являются обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Исходя из Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие» от 20.12.1999 № С17/СМП-1341, к основополагающим положениям, сформулированным Европейским судом и направленным на защиту имущественных прав и права на правосудие относится, в том числе разумность сроков разбирательства имущественных споров. В срок разбирательства имущественного спора входит весь срок рассмотрения претензий лица, защищающего свои права как в административных, так и в судебных органах государства - члена Совета Европы, а также срок фактического исполнения решения. Разумность срока применительно к судебному разбирательству устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств спора, сложности дела, поведения сторон в процессе, добросовестности судебных структур, рассматривающих спор и выдающих исполнительные документы. Европейский суд, как правило, признает, что для рассмотрения спора, вытекающего из административных правоотношений, требуется значительно меньше времени, чем для разбирательства спора гражданско - правового характера. Принимая во внимание указанную позицию Европейского суда по правам человека, принципы судопроизводства, осуществляемого в арбитражном суде (в том числе формирование уважительного отношения к закону и суду), законодательно установленный срок для подачи заявления об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности, обращение заявителя в арбитражный суд с заявлением по истечении более одного года со дня получения оспариваемого постановления при сроке обжалования десять дней, не свидетельствует о поддержании стабильности общественных отношений в области административных правонарушений.
Квалифицируя бездействие ЗАО «СУ Томскгазстрой» по ч. 2 ст. 13.19 КоАП РФ Томсстат исходил из того, что ЗАО «СУ Томскгазстрой» ранее было привлечено по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ постановлением Томскстата № 55 от 25.05.2019 г. Указанное постановление оспаривалось заявителем по делу №А67-12409/2019. Решением суда по делу № А67-12409/2019 от 20.01.2021 в удовлетворении требований закрытого акционерного общества «Строительное управление Томскгазстрой» о признании незаконным постановления №55 от 25.05.2018г., отказано, судебный акт вступил в законную силу.
Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии со статьей 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
руководствуясь статьями 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований закрытого акционерного общества «Строительное управление Томскгазстрой» о признании незаконным постановления №64 от 20.06.2018, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Судья Н.В. Панкратова