ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-12538/2023 от 22.02.2024 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Томск Дело № А67-12538/2023

Полный текст решения изготовлен 01 марта 2024 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 февраля 2024 года

Арбитражный суд Томской области в составе судьи Л.М. Ломиворотова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаповой Н.С. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Томской области (634029, <...>)

к Исполнительно-распорядительному органу Кривошеинского сельского поселения - Администрации Кривошеинского сельского поселения (ИНН <***>, ОГРН <***>; 636300, <...>)

о признании незаконным бездействия,

при участии:

от заявителя: ФИО1, служебное удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

заместитель прокурора Томской области (далее по тексту – заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным бездействия Исполнительно-распорядительного органа Кривошеинского сельского поселения - Администрации Кривошеинского сельского поселения (далее по тексту – Администрация, заинтересованное лицо), выразившегося в длительном непринятии мер по созданию на территории Кривошеинского сельского поселения координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства и разработке порядка создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства.

В обоснование заявленного требования заместитель прокурора Томской области указал, что в ходе проведения мониторинга в деятельности Администрации Кривошеинского сельского поселения выявлены отдельные нарушения законодательства в сфере защиты прав субъектов малого и среднего предпринимательства, выразившиеся в длительном непринятии мер по созданию на территории Кривошеинского сельского поселения координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства и разработке порядка создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства. Невыполнение органом местного самоуправления требований анализируемого законодательства нарушает права и законные интересы неограниченного круга лиц - субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере предпринимательской деятельности, поскольку лишает их возможности реализовывать в установленном законом порядке право на участие в деятельности координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, влечет за собой потерю доверия к органам местного самоуправления.

Подробно доводы заявителя изложены письменно.

Администрацией письменный отзыв на заявление не представлен, представлены Постановление Администрации Кривошеинского сельского поселения № 15 от 01.02.2024 «Об утверждении порядка создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства Администрацией Кривошеинского сельского поселения» и Постановление Администрации Кривошеинского сельского поселения № 17 от 02.02.2024 «О создании координационного органа в области развития малого и среднего предпринимательства Администрации Кривошеинского сельского поселения».

В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Администрации.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в части признания незаконным бездействия, подтвердил устранение Администрацией нарушений законодательства, просила не применять способ восстановления нарушенных прав.

Заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

Прокуратурой Кривошеинского района Томской области в ходе проведения мониторинга установлено, что Администрацией Кривошеинского сельского поселения ненадлежащим образом обеспечивается решение вопросов, отнесенных федеральным законодательством к компетенции органов местного самоуправления, в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства.

В частности, установлено, что Администрацией неприняты меры по созданию на территории Кривошеинского сельского поселения координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства и разработке порядка создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства.

В связи с выявленными нарушениями прокурором района 24.11.2023 Главе Кривошеинского сельского поселения внесено представление № 52-2023 об устранении нарушений федерального законодательства, согласно которому предложено безотлагательно рассмотреть настоящее представление, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих, и недопущению подобных нарушений впредь, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях законодательства, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить прокурору Кривошеинского района в письменной форме в месячный срок со дня получения представления.

В ответ на представление прокурора, Администрацией представлено письмо от 30.11.2023 № 1807, в котором орган местного самоуправления сообщил, что представление рассмотрено в части обеспечения решения вопросов в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства с участием помощника прокурора Кривошеинского района Хоменко А.В. По итогам рассмотрения принято решение о включении вопроса по разработке порядка координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства в план работы Администрации на 1 квартал 2024 года. Впоследствии после принятия порядка будет решен вопрос о создании вышеуказанного органа.

В связи с отсутствием доказательств принятия мер по созданию на территории Кривошеинского сельского поселения координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства и разработке порядка создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства, полагая, что со стороны органа местного самоуправления допущено незаконное бездействие, заместитель прокурора Томской области обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 25 части 1 статьи 15, пункта 28 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для содействия развитию малого и среднего предпринимательства отнесено к вопросам местного значения муниципального района.

Требования к порядку предоставления информационной поддержки установлены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Одной из основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Статьей 11 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления (пункт 5 статьи 11).

Частью 3 статьи 13 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства создаются в целях:

1) привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;

2) выдвижения и поддержки инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;

3) проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) выработки рекомендаций органам исполнительной власти Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства;

5) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработки по данным вопросам рекомендаций.

Согласно части 4 статьи 13 Закона № 209-ФЗ порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона № 209-ФЗ решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства подлежат опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению на официальных сайтах соответствующих государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сети "Интернет".

Обязанность по созданию на территории Кривошеинского сельского поселения координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства, разработке порядка создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства возникла у органов местного самоуправления с момента вступления в силу Закона № 209-ФЗ, то есть с 01.01.2008.

Учитывая изложенное, действующим законодательством на Администрацию возложены обязанности по созданию на территории Кривошеинского сельского поселения координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства, разработке порядка создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, невыполнение органом местного самоуправления указанных требований законодательства нарушает права и законные интересы неограниченного круга лиц - субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере предпринимательской деятельности, поскольку лишает их возможности реализовывать в установленном законом порядке право на участие в деятельности координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, влечет за собой потерю доверия к органам местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что в ходе мониторинга прокуратурой установлено, что в нарушение приведенных выше требований законодательства Администрацией Кривошеинского сельского поселения не были исполнены обязанности по созданию на территории Кривошеинского сельского поселения координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства, разработке порядка создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства.

В ходе судебного разбирательства Администрацией представлены Постановление Администрации Кривошеинского сельского поселения №15 от 01.02.2024 «Об утверждении порядка создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства Администрацией Кривошеинского сельского поселения» и Постановление Администрации Кривошеинского сельского поселения №17 от 02.02.2024 «О создании координационного органа в области развития малого и среднего предпринимательства Администрации Кривошеинского сельского поселения».

Вместе с тем, обязанность по созданию на территории Кривошеинского сельского поселения координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства, разработке порядка создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства, возникла у органа местного самоуправления с момента вступления в силу Федерального закона № 209-ФЗ, то есть с 01.01.2008.

На момент прокурорской проверки (ноябрь 2023 года), предусмотренная пунктом 5 статьи 11, частью 4 статьи 13 Закона № 209-ФЗ обязанность по созданию на территории Кривошеинского сельского поселения координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства, разработке порядка создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства, не были исполнены.

Соответственно, Администрацией Кривошеинского сельского поселения допущено незаконное бездействие, выраженное в длительном непринятии мер по созданию на территории Кривошеинского сельского поселения координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства и разработке порядка создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства, что не оспаривается Администрацией.

Указанное бездействие подтверждается письмами Администрации от 01.11.2023 №1506, от 30.11.2023 № 1807.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Поскольку факт незаконности бездействия, а также нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц подтверждены материалами дела, то требования заместителя прокурора Томской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

В связи с тем, что нарушения законодательства устранены до вынесения настоящего решения суда, а именно Администрацией приняты Постановление № 15 от 01.02.2024 «Об утверждении порядка создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства Администрацией Кривошеинского сельского поселения» и Постановление № 17 от 02.02.2024 «О создании координационного органа в области развития малого и среднего предпринимательства Администрации Кривошеинского сельского поселения», основания для возложения на ответчика обязанности по восстановлению прав отсутствуют.

Поскольку заявитель и заинтересованно лицо освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации Кривошеинского сельского поселения, выразившееся в длительном непринятии мер по созданию на территории Кривошеинского сельского поселения координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства и разработке порядка создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Судья Л.М. Ломиворотов